Автор: Фаттахова Ильсия Касимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР № 9 "Айболит"
Населённый пункт: г. Ивантеевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей с ОВЗ через автоматизацию звуков в играх-драматизациях
Раздел: дошкольное образование
Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей с ОВЗ через
автоматизацию звуков в играх-драматизациях
Автор: учитель-логопед Фаттахова И.К.
Проблема развития дошкольников с ОВЗ актуальна на сегодняшний день. Она
является важной и трудно решаемой задачей. Удачное решение этой задачи
необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению,
так и для комфортного общения с окружающими.
Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением
раскрывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной
деятельности, и важно не дать этому стремлению стихнуть, содействовать его
дальнейшему развитию.
Игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития
личности ребенка. Учитывая, что игра является ведущим видом
деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных
способов формирования коммуникативных навыков детей.
Дети с ОНР, как правило, инертны, пассивны, зачастую замкнуты и пугливы.
Как же развивать надобность к общению, жажду говорить?
В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные
впечатления от участия в самых различных играх. И чем полнее и
многообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие,
реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Через
игру происходит развитие всех основных психических процессов,
способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, развитие
элементов социальной активности детей.
Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с
окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь:
увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи,
умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью
вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики. Я
пришла к выводу, что помочь детям могут всевозможные игры -
драматизации.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-
либо сюжета в соответствии со сценарием. Здесь дети-артисты. Дети
понимают, что речь актёра должна быть разборчивой, звучной,
выразительной.
Я стараюсь, чтобы в играх-драматизациях участвовали все дети, даже самые
застенчивые, ведь ребёнок во время драматизации ощущает себя
непосредственно и свободно.
Я считаю, что важным условием руководства играми - драматизациями
являются индивидуальный подход.
Я использую драматизацию на всех занятиях: индивидуальных, групповых и
фронтальных.
На всех занятиях дети выполняют пальчиковую гимнастику с речёвкой. На
индивидуальных занятиях беру любое четверостишье и проигрываю его с
ребёнком. Это диалог двоих: мой и ребенка.
Игры
планируются
заранее. Определяется
программная
задача,
обдумывается оборудование игры (раздаточный материал).
Продумывается
словарная
работа
(напоминается,
уточняется,
закрепляется).
Также
продумывается
организация
проведения
игры
(за
столом, на ковре, на улице,
в
зависимости
от
того
какой
материал
используется). В заключение нельзя не упомянуть о важности включения в
процесс
организации
и
знакомства
детей
с
играми
—
драматизациями
родителей воспитанников. Ведь именно из-за нехватки внимания, у детей
появляются
нарушения
в
развитии
не
только
речи,
но
и
остальных
функциональных систем. Родители являются участниками воспитательно –
образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, немаловажное значение имеет
работа
с
родителями
в
данном
направлении.
Мы
обращаем
внимание
родителей на особенности и значение игры – драматизации для развития речи
детей.
Привлекаю
родителей
для
подготовки
и
проведения
праздников,
развлечений, игр. В процессе целенаправленной работы родители группы
познакомились со способами и приемами организации игры – драматизации
дома.
Список литературы
1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. ,
Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со
взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.
2. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников:
Сборник игр и упражнений. – « Книголюб» М., 2006.
3. Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. -
“Детство-Пресс” Спб, 2004.
4. Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка
чувств у дошкольников средствами сказки. – «Томск», 2004.
5. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных
заведений. М. : Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
6. Уханова А. В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у
ребенка. - СПб. :Речь; М. : Сфера, 2о11.- 128 с.