Напоминание

Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей с ОВЗ через автоматизацию звуков в играх-драматизациях


Автор: Фаттахова Ильсия Касимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР № 9 "Айболит"
Населённый пункт: г. Ивантеевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей с ОВЗ через автоматизацию звуков в играх-драматизациях
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей с ОВЗ через

автоматизацию звуков в играх-драматизациях

Автор: учитель-логопед Фаттахова И.К.

Проблема развития дошкольников с ОВЗ актуальна на сегодняшний день. Она

является важной и трудно решаемой задачей. Удачное решение этой задачи

необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению,

так и для комфортного общения с окружающими.

Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением

раскрывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной

деятельности, и важно не дать этому стремлению стихнуть, содействовать его

дальнейшему развитию.

Игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития

личности ребенка. Учитывая, что игра является ведущим видом

деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных

способов формирования коммуникативных навыков детей.

Дети с ОНР, как правило, инертны, пассивны, зачастую замкнуты и пугливы.

Как же развивать надобность к общению, жажду говорить?

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные

впечатления от участия в самых различных играх. И чем полнее и

многообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие,

реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Через

игру происходит развитие всех основных психических процессов,

способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, развитие

элементов социальной активности детей.

Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с

окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь:

увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи,

умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью

вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики. Я

пришла к выводу, что помочь детям могут всевозможные игры -

драматизации.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-

либо сюжета в соответствии со сценарием. Здесь дети-артисты. Дети

понимают, что речь актёра должна быть разборчивой, звучной,

выразительной.

Я стараюсь, чтобы в играх-драматизациях участвовали все дети, даже самые

застенчивые, ведь ребёнок во время драматизации ощущает себя

непосредственно и свободно.

Я считаю, что важным условием руководства играми - драматизациями

являются индивидуальный подход.

Я использую драматизацию на всех занятиях: индивидуальных, групповых и

фронтальных.

На всех занятиях дети выполняют пальчиковую гимнастику с речёвкой. На

индивидуальных занятиях беру любое четверостишье и проигрываю его с

ребёнком. Это диалог двоих: мой и ребенка.

Игры

планируются

заранее. Определяется

программная

задача,

обдумывается оборудование игры (раздаточный материал).

Продумывается

словарная

работа

(напоминается,

уточняется,

закрепляется).

Также

продумывается

организация

проведения

игры

(за

столом, на ковре, на улице,

в

зависимости

от

того

какой

материал

используется). В заключение нельзя не упомянуть о важности включения в

процесс

организации

и

знакомства

детей

с

играми

драматизациями

родителей воспитанников. Ведь именно из-за нехватки внимания, у детей

появляются

нарушения

в

развитии

не

только

речи,

но

и

остальных

функциональных систем. Родители являются участниками воспитательно –

образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, немаловажное значение имеет

работа

с

родителями

в

данном

направлении.

Мы

обращаем

внимание

родителей на особенности и значение игры – драматизации для развития речи

детей.

Привлекаю

родителей

для

подготовки

и

проведения

праздников,

развлечений, игр. В процессе целенаправленной работы родители группы

познакомились со способами и приемами организации игры – драматизации

дома.

Список литературы

1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. ,

Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со

взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.

2. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников:

Сборник игр и упражнений. – « Книголюб» М., 2006.

3. Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. -

“Детство-Пресс” Спб, 2004.

4. Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка

чувств у дошкольников средствами сказки. – «Томск», 2004.

5. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных

заведений. М. : Аспект Пресс, 2007. - 363 с.

6. Уханова А. В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у

ребенка. - СПб. :Речь; М. : Сфера, 2о11.- 128 с.



В раздел образования