Автор: Баландина Татьяна Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Спасск,Пензенская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка"Спряжение глаголов."
Раздел: начальное образование
Урок русского языка Баландина Т.В.
Урок русского языка
Учитель: Баландина Татьяна Валентиновна
Класс: 4«Б».
УМК: Планета знаний
Предмет: русский язык
Тема урока: Спряжение глаголов. Глаголы I и II спряжения
Место и роль урока в изучаемой теме: урок 30. Раздел «Формы глаголов и их работа в роли сказуемого» Урок №5.
Учебный предмет
Русский язык
Класс
4
Тип урока
Открытия новых знаний
Задачи урока
1)дать понятие о спряжении как изменении глаголов по лицам и числам ;
2)организовать наблюдение над признаками двух типов спряжения
:наличием разных гласных в личных окончаниях глагола;
3) учить опознавать спряжение глаголов по окончаниям;
4)учит « читать» текст научного характера (определения)
5)»учить» читать таблицу и облекать её содержание в словесную форму
Развивающая : развивать устную речь учащихся, активизировать словарь,
учить сравнивать, наблюдать ,анализировать.
Воспитательная: воспитывать интерес к уроку, культуру поведении на
уроке
Технологии, методы
Технология системно- деятельностного подхода, ИКТ, технология
сотрудничества, игровая технология
Частично-поисковый метод, метод контроля, самоконтроля, работа в парах
Основные понятия,термины
Спряжение. Личные окончания глаголов.
Межпредметные связи
Планируемый результат
Предметные: понимать ,что такое спряжение, спрягать глаголы настоящего
времени, уметь различать глаголы в личных формах 1-го и 2-го спряжения,
«читать»текст определения, таблицу с примерами.
1
Урок русского языка Баландина Т.В.
Личностные: адекватно воспринимать оценку учителя ,проявлять учебно-
познавательный интерес к выполнению новых заданий, формировать
способность ориентироваться в понимании причин успешности и
неуспешности в учёбе, осознание языка как основного средства мышления
и общения людей.
Метапредметные
Регулятивные
Удерживать цель учебной деятельности, заданную учителем, учитывать
выделенные учителем учебные ориентиры при выполнении заданий, в
сотрудничестве с учителем определять изучения материала.
Организовывать своё рабочее место под руководством учителя. Выполнять
действия с учётом заданных алгоритмов.
Познавательные
Понимать последовательность действий, указанных в текстах-
инструкциях, следовать инструкции в жизненных ситуациях, решать
орфографические задачи на базе глагольной лексики, наблюдать и делать
вывод об одинаковости ударных и безударных окончаний у глаголов
одного спряжения
Коммуникативные: формулировать собственное мнение, соблюдать
правила речевого этикета, учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций, договариваться и приходить к общему
решению при работе в паре.
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа
Ресурсы
Основные.
«Русский язык» 4 класс Л.Я.Желтовская,О.Б.Калинина-
М.:АСТ:Астрель,2013
Дополнительные.
«Светофорики», карточка «Правила работы в паре»,электронные
2
Урок русского языка Баландина Т.В.
физминутки
Характеристика этапов урока:
Этапы урока
ФОУД
(формы
органи-
зации
учеб-
ной
деятель
ности
Методы и
приёмы
работы
Технологи
и
Деятель-
ность
учителя
Деятельность
учащихся
Ход урока
УУД
1.Орг. момент
(1 мин)
Самоопределен
ие
Цель:мотивиро
вать учащихся
к учебной
деятельности
по средством
создания
благоприятной
эмоциональной
обстановки
фронта
льная
Игровая
технологи
я
Психофизи
ческая
тренировк
а (настрой
на урок)
Чтение
стихотворе
ния.
Гуманно-
личност-
ная техн.
Мотивирует
и
контролируе
т быструю
готовность к
уроку
Проявляют
уровень
самоорганиза
ции и умения
приветствоват
ь учителя
Уч.
Прозвенел
звонок
и
смолк.
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
работаем старательно.
Посмотрите
друг
на
д р у г а
и
п о д а р и т е
«улыбку»
Личностные
(определять
личностный смысл
учения)
Регулятивные
(самоконтроль),
Личностные
(испытывать эмпатию)
2.Мотивация (5
мин)
Чистописание
Задача:
фронта
льная
Проблемн
ое
обучение.
Организует
работу по
совер-
шенствовани
Записывают
пословицу по
памяти.
Оценивают
Прочитайте
эпиграф
к
уроку.(на экране доски)
«Учись
смолоду,
под
старость
не
будешь
Коммуникативные
(понимать текст)
Познавательные
3
Урок русского языка Баландина Т.В.
подготовить
руку к письму,
совершенство
вать технику
письма;
иницииро-вать
учащихся к
высказыва-нию
личного отно-
шения к учёбе;
мотивиро-вать
на работу на
уроке
ИКТ
Беседа-
дискуссия
ю техники
письма.
Мотивирует
на работу на
уроке.
работу друг
друга, срав-
нивая с
образцом
(анализируют
соединения,
подчеркива-
ют пра-
вильные
соединения,
исправляют
ошибки.)
знать голоду.»
-Как вы поняли смысл
этой народной мудрос-
ти?
-Как бы вы пересказали
эту
по словицу
д л я
себя? -Как будем рабо-
тать на уроке?
(высказывать суждения)
Коммуникативные
(уметь оформлять
свои мысли в устной
речи)
3.Актуализация
знаний.
Определение
темы урока
Задача:
актуализиро-
вать
мыслительные
операции
необходимые и
достаточные
для восприятия
нового
материала,подк
лючить
Фрон
таль-
ная
Наблюден
ие.
Дискуссия
Эврестиче
ская
беседа.
Организует
обсуждение
и подводит
детей к
определе-
нию темы
урока.
Фиксирует
на доске в
колонке
«знаю»
ключевые
слова.
Подключает
Записывают
слова под
диктовку.
Повторяют
пройденный
материал.
Учитель даёт задание
записать слова:
Пут..шествуют,
м..розят,
ко..екционируешь,
дре...ируете, б..гровели,
ж..лтеют, б..рабанил,
ф..тографируешь.благо
дарю, позд..ровался,
в..зьмёт.
—Что общего в этих
словах? (Глаголы.)
Как вы это опреде-
лили?
Назовите граммати-
ческие признаки гла-
Познавательные
.Общеучебные
Логические
.Познавательные
Коммуникативные
(уметь оформлять
свои мысли в устной
форме, уметь
ориентироваться в своей
системе знаний)
4
Урок русского языка Баландина Т.В.
учащихся к
определению
темы и задач
( 6 мин)
4.Постановка
учебной задачи
(5 мин)
Цель:постановк
а учащимися
цели урока
учащихся к
постановке
задач урока.
Корректи-
рует
поставленны
е учащимися
вопросы
урока.
Фиксирует
на доске в
колонке
«хочу уз-
нать»
Формули-
руют вопросы
урока.
гола.
Как вы думаете, какова
тема сегодняшнего
урока?
Чтение заголовка
«Спряжение глаголов.
Глаголы 1-го и 2-го
спряжения» (учебник,
с. 58).
На какие вопросы мы
должны ответить,
изучая эту тему?
1.Что такое спряжение
глаголов?
2. От чего зависит,
к 1-му или 2-му спря-
жению относится гла-
гол?
3. Как отличить глагол
1-го спряжения от гла-
гола 2-го спряжения?
Регулятивные
(Уметь
проговаривать
последовательность
действий на уроке)
5.
Работа с
информацией
учебника.
Поиск ответов
на вопросы.
Задача: учить
Самост
оятель
ная
работа
Работа
Частично-
поисковый
Техноло-
Организует
са-
мостоятельн
ую
работу,затем
обсуждение.
разные
Выбирают
ключевые
слова
(выделяют
маркером в
учебнике,
один ученик
1. Попробуйте само-
стоятельно найти ответ
на эти вопросы из пра-
вила на с. 58.
Коллективное обсуж-
дение.
2. Работа с таблицей
Коммуникативные
(умение работать в паре)
Познавательные
(осуществлять поиск
необходимой
информации,понимать
информацию
5
Урок русского языка Баландина Т.В.
выделять
ключевые
слова, работать
с информаци
ей,
представлен-
ной в разных
видах
(текстовой,
таблицей, схе-
мой ),
организовать
работу в парах,
обсуждение.
7 мин
в паре
гия
сотруднич
ества
формы
работы:
инди-
видуальную,
коллектив-
ную.
Организует
наблюдение
над
личными
окончаниями
глаголов,
подводит
детей к
формулиров
ке выводов.
фиксирует
ответы на
вопросы на
доске в
колонке «уз-
нал»),
Изменение
по лицам и
числам —
спряжение.
От окончания
зависит, к
какому
спряжению
относится
глагол.
Работают в
паре.
Соотносят
свои пред-
ставления с
информацией
таблицы.
Ищут
информацию
в таблице и
формулируют
ответы на
вопросы.
как поиск ответа на
вопрос.
Как отличить глагол 1-
го спряжения от гла-
гола 2-го спряжения?
(с. 58 № 119)
Найди ответы на воп-
росы:
Глаголы какого вре-
мени представлены в
таблице?
Как изменяются
глаголы настоящего
времени? Почему в
каждом столбике спря-
гаются по два глагола?
Какая часть слова
меняется при измене-
нии глагола по лицам и
числам?
Что общего в ударных
и безударных
окончаниях глаголов
одного и того же спря-
жения?
Какой вывод вы можете
сделать? Коллективное
обсуждение
результатов работы.
,представленную в виде
таблицы)
Познавательные( наблю
дать и делать вывод об
одинаковости ударных
и безударных окончаний
у глаголов одного
спряжения)
Регулятивные
УУД(умение удерживать
цель)
6
Урок русского языка Баландина Т.В.
Физминутка
(электронная
физминуткка)
(1мин)
Профилактика
близорукости.
6.Первичное
закрепление.
Цель:
применение
нового знания в
типовых
заданиях.
(5 мин
Техноло-
гия
здоровье-
сбереже-
ния
Игровая
техноло-
гия
ИКТ
беседа
Организует
са-
мостоятель-
ную работу,
взаимопрове
рку.
Оказывает
индивидуал
ьную
помощь
Организует
физминутку
Оказывает
индивидуал
ьную
помощь.
Организует
обсуждение
выводов по
работе со
схемой.
Предъявляют
и обсуждают
результаты.
Осмысливают
и фиксируют
при помощи
схемы
результаты
своей работы.
1 спр.
2 спр.;
Смотрят на
экран .
Самостоятель
но опреде-
ляют
спряжение с
опорой на
схемы,
осущест-
вляют
взаимопровер
Как вы сейчас отве-
тите на 3 вопрос урока:
как отличить глагол 1-
го спряжения от гла-
гола 2-го спряжения?
Составим схему к
нашему правилу.
Выполняют
упражнения.
3. Проверка составлен-
ных схем.
— Давайте проверим,
помогут ли нам наши
схемы определять
спряжение глаголов.
Как будем рассуждать?
№ 120 (с. 59).
Регулятивные
УУД(вносить
коррективы)
Коммуникативные
(формулируют
собственное мнение)
Личностные УУД
Регулятивные
УУД(вносить
коррективы)
Коммуникативные
(формулируют
собственное мнение)
7
Урок русского языка Баландина Т.В.
ку.
Участвуют в
коллективном
обсуждении
спорных
вопросов.
7.Самостоятель
ная работа
самопроверкой
Задачи :
проверить ,как
поняли
учащиеся
материал
(6мин)
Самост
оятель
ная
работа
контроль
Диагностир
ует по
ответам
детей и их
ком-
ментариям,
как они
усвоили
материал.
Выбирают
ответ, объяс-
няют свой
выбор.
Раз вы так всё хорошо
поняли, ответьте на
вопрос: от чего зависит
выбор гласных -е или -
и при написании лич-
ных окончаний глаго-
лов — от формы лица,
от формы времени, от
типа спряжения?
Выполним задание на
карточке. (ДКЗ, с. 24,
карточка № 8—1)
Познавательные
Общеучебные.
8.Подведение
итогов
5 мин
Цель: фиксация
нового
изученного на
уроке,оцениван
ие собственной
деятельности
на уроке
Фрон
Таль-
ная
Гуманно-
личностна
я
технологи
я
Создание
ситуации
успеха
ИКТ
Игровая
техноло-
Организует
рефлексивно
е
обсуждение
и
самооценку
результатов
работы на
уроке.
Определяют,
чему на-
учились и
самостоя-
тельно
оценивают
свои успехи
-Ответьте на вопрос:
«Что мы сегодня
учились делать на
уроке?»-пользуясь
фразами из
рефлексивного экрана
-Покажите на
светофорчиках:
зелёный цвет, если на
уроке вы работали
хорошо, жёлтый цвет-
Регулятивные(уметь
проговаривать
последовательность
действий на уроке)
Регулятивные(уметь
оценивать правильность
выполнения действия на
уровне адекватной
оценки)
Личностные
(способность к
8
Урок русского языка Баландина Т.В.
1.Рефлексия
2.Самооценка
гия.
Самоконт-
роль.
если работать не
хотелось, было тяжело.
самооценке на основе
критерии успешности
учебной деятельности)
9.Домашнее
задание
Цель:создать
условия для
постановки
условия
учебной задачи
(3 мин)
10.Оценки.
1 мин
Цель:оцениван
ие учителем
деятельности
учащихся
Объясне-
ние
Дифферен
цированн
ый подход
Объясне-
ние
Создаёт
условия для
постановки
познава-
тельной
задачи (за
счёт задания
по жела-
нию).
Диагнос-
тирует
интерес к
изучению
(по выбору
допол-
нительного
задания).
Выставляет
оценки
ученикам
Решают,
возьмут
допол-
нительное
задание или
нет.
Задание на закрепление
знаний — ДКЗ, с. 25,
карточка №9
(Дополни таблицу
«Спряжение глаголов»
2)по желанию
-Кто из вас хотел бы
выполнить
дополнительное
задание?
В учебнике на стр.
59№121.Его можно
сделать устно и
подготовить вопросы
для ребят нашего
класса. На следующем
уроке мы постараемся
ответить на ваши
вопросы.
Познавательные УУД
(ориентация на
разнообразие способов
решения задач)
Регулятивные УУД
(адекватно
воспринимать оценку
учителя)
9