Автор: Лысцева Елена Анатольевна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Вельская ДШИ"
Населённый пункт: Архангельская область, г. Вельск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеклассная и концертная деятельность школьников как форма повышения мотивации при реализации предпрофессиональных и общеразвивающих программ.
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Вельская ДШИ» преподаватель, концертмейстер
Лысцева Елена Анатольевна
Методическая разработка
Внеклассная и концертная деятельность школьников как форма
повышения мотивации при реализации предпрофессиональных и
общеразвивающих программ.
Понимание
смысла
музыкального
образования
в
современном
мире
постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и
мало обязательного, а как необходимого. В наше время творческий человек
востребован на любом рабочем месте, поэтому очень важно формировать
творческую
личность
конкретного
ребенка,
его
общие
способности,
индивидуальность.
Именно
музыка
оказывает
сильное
воздействие
на
настроение и поведение, эстетический вкус и психику ребенка.
Мотивация (от лат.) – побуждение к действию; динамический процесс
психофизического плана, управляющий поведением человека, определяющий
его
направленность,
организованность,
активность
и
устойчивость;
способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты,
если
при
этом
у
личности
имеются
сильные,
яркие,
глубокие
мотивы,
вызывающие
желание
действовать
активно,
с
полной
отдачей
сил,
преодолевать
неизбежные
затруднения,
настойчиво
продвигаясь
к
намеченной
цели.
Все
это
имеет
прямое
отношение
и
к
учебной
деятельности, которая идет более успешно, если у учеников сформировано
положительное
отношение
к
обучению,
воспитаны
чувство
долга,
ответственности, есть познавательный интерес, потребность в получении
знаний, умений и навыков и другие мотивы.
Все мотивы можно подразделить на две категории:
Первая связана с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее
выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в
интеллектуальной активности и овладениями новыми умениями, навыками и
знаниями.
Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями
ребенка
с
окружающей
средой.
Это
потребность
ребенка
в
общении
с
другими
людьми,
их
оценкой
и
одобрением,
желание
ученика
повысить
уважение
к
себе
со
стороны
сверстников,
занять
определенное
место
в
системе доступных ему общественных отношений.
Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения музыканта
любой специальности.
Развитие
творческой
личности,
а
также
создание
условий
для
самоопределения
и
самореализации
одна
из
задач,
поставленных
перед
образованием.
В
основе
образовательного
процесса
лежит
работа
над
приобретением исполнительских навыков, которые находятся в неразрывной
связи
с
всесторонним
развитием
личности
и
раскрытием
творческого
потенциала. В современных условиях большое внимание педагоги уделяют
поиску новых подходов к развитию, воспитанию и обучению в детской школе
искусств.
Развитию личности творческой
и инициативной как нельзя лучше
соответствует обучение игре на музыкальном инструменте, так как занятия в
классе по специальности проходят в форме индивидуального обучения, в
результате
чего
преподаватель
имеет
больше
возможностей
для
непосредственного и постоянного контакта с воспитанником.
Традиционной формой обучения в классе фортепиано является урок по
специальности, но концертно-исполнительская и внеклассная деятельность
юного музыканта может стать областью, в которой успешно внедряются
новые формы и методы обучения, ориентированные на развитие творческих
способностей.
Помимо учебных программ, которые реализуются в ДШИ и направлены на
воспитание устойчивого интереса учащихся к обучению, дополнительным
мотивирующим фактором является концертная и внеклассная деятельность.
Возникает
необходимость
дать
понятие
о
концертном
выступлении
и
концертной деятельности в целом, внеклассной деятельности.
Понятие «концертное выступление» включает в себя конечный результат
проделанной
репетиционной
работы,
выраженный
в
исполнении
музыкальных
произведений
перед
публикой.
Концертная
деятельность
–
постоянное
или
периодическое
участие
в
различных
концертных
выступлениях.
Для
юных
музыкантов
концертное
выступление
всегда
является большим стимулом в их творческой деятельности. Участие детей в
различных концертных выступлениях способствует выработке определенных
позитивных
эмоциональных
психологических
качеств.
Если
концертная
деятельность учащихся приобретает систематический характер, то на самом
концерте
выступление
юных
артистов
приобретают
ту
легкость
и
непринужденность, которая со всей полнотой сразу передаются зрителям.
Участие во внеклассных мероприятиях учащиеся получают возможность
свободной реализации своих художественных идей, приобретают навыки
общения
со
сверстниками
и
взрослыми,
умение
понимать,
различать,
чувствовать искусство, оценивать результаты своей творческой деятельности.
Организация
же
свободного
времени
обучающихся
в
спокойной,
доверительной, доброжелательной атмосфере, где каждый может выразить
свои
личностные
качества,
найти
единомышленников,
имеет
особую
ценность. Организация внеклассной работы имеет большое значение для
повышения качества образовательного процесса. Это является мотивацией
для
дальнейшего
обогащения
своих
знаний,
стремление
развивать
и
повышать уровень своего мастерства.
На фортепианном отделении проходят классные часы для учащихся, где
ребята могут узнать для себя много интересного, а именно познакомиться с
творчеством
выдающихся
музыкантов-пианистов,
талантливых
юных
музыкантов,
узнать
о
жизни
и
творчестве
великих
композиторов,
просматривают видео материалы, обмениваются впечатлениями.
В нашей школе есть хорошая традиция проведения различных концертов и
мероприятий
для
детей
и
их
родителей.
В
ДШИ
можно
послушать
классическую музыку в исполнении
преподавателей
высших учебных
заведений.
На
протяжении
последних
трех
лет
учащиеся
фортепианного
отделения имеют возможность посещать концерты доцента специального
фортепиано Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки Р.А. Разгуляева.
Концерты
проходят
очень
интересно.
Свое
выступление
Руслан
Александрович всегда предваряет интересным рассказом об исполняемой
музыке. Происходит живое общение с исполнителем. В нашей музыкальной
гостиной учащиеся присутствовали на концерте преподавателя фортепиано
ГБПУ
РК
«Колледжа
искусств
республики
Коми»
Е.М.
Койдан
и
выпускницы нашей школы Алены Шестаковой, которая является студенткой
«Колледжа искусств республики Коми», фортепианного дуэта из Вологды.
Посещение концертов оказывает воздействие на формирование музыкально-
эстетических
вкусов
учащихся,
побуждает
детей
к
занятиям
музыкой,
расширяет кругозор, способствуют гармоничному развитию личности.
В
процессе
обучения
музыкантов
формирование
исполнителя
осуществляется в условиях публичных выступлений, которые предоставляют
учащимся возможность проявить свой художественно-творческий потенциал
в музыкально-исполнительской деятельности. К публичным выступлениям
могут
быть
отнесены
все
формы
исполнения
в
присутствии
одного
или
нескольких
слушателей.
Каждому
учащемуся
приходится
постоянно
сталкиваться
с
подобного
рода
мероприятиями
во
время
академических
концертов, экзаменов, зачетов, прослушиваний, фестивалей или конкурсов.
Именно
публичные
выступления,
являясь
важным
элем ентом
образовательного
процесса,
способствуют
развитию
у
учащихся
определенных исполнительских качеств. Именно концертное выступление
каждого ученика – это результат напряженного, творческого, ответственного
труда.
Участие
в
концертах
служит
огромным
стимулом
дальнейшего
творческого
роста
ребенка.
Подготовка
к
публичному
выступлению
способствует развитию таких качеств характера как воля, интеллект, глубина
эмоций, творческая фантазия.
В течение учебного года учащиеся фортепианного отделения принимают
участие
на
концертах,
ставшими
традиционными
в
нашей
школе:
«Музыкальный вернисаж»; концерты для родителей, где дается возможность
выступить
абсолютно
каждому
ребенку
независимо
от
музыкальных
способностей;
учащиеся
отделения
выступают
на
отчетных
концертах
школы, учащиеся участвуют в музыкальных постановках сказок в качестве
концертмейстеров.
Юные
пианисты
участвуют
в
проекте
«Филармония
дошкольника», выступают на других площадках – ГБТУ АО «Вельский центр
Скворушка». Наша зрительская аудитория - это воспитанники детских садов
и
школы,
сверстники,
родители
и
близкие
родственники
–
это
очень
доброжелательная и благодарная публика.
Эффективной
формой
развития
творческих
способностей
учащегося
является
проведение
сольного
концерта.
В
результате
подготовки
обучающийся научится применять полученные исполнительские навыки в
концертной деятельности, будет развиваться его музыкальное мышление и
память
путем
умения
выдержать
определенный
объем
программы.
Исполнение сольной программы приведет к росту мотивации в обучении
игре
на
фортепиано,
познавательной
активности,
сформирует
навыки
самостоятельной работы и творческой деятельности, осознание собственной
значимости и успешности в достижении цели. Подготовка к выступлению на
концерте
воспитывает
в
юном
исполнителе
такие
качества
как
ответственность,
трудолюбие,
самоуважение,
инициативу,
стремление
к
совершенству.
Участие в конкурсах – одна из приоритетных форм организации работы с
детьми. Конкурс – это очень ответственное и волнительное выступление, это
оценка умений и навыков, проверка собственных сил. Участие в конкурсах
предполагает
серьезную
подготовку,
которая
заставляет
трудиться,
добиваться поставленной цели. Конкурсная деятельность это сфера, которая
требует много труда, терпения, самоотверженности, большого психического
напряжения
и
выносливости.
Стремление
добиться
высоких
показателей
помогает развитию таланта ребенка. Учащиеся нашей школы фортепианного
отделения активно принимают участие в конкурсах различного уровня.
Участие в концертах детей разного возраста делает их опыт богаче и
разнообразнее,
стимулирует
их
собственное
внимание
к
звуковой
и
технической
стороне
исполнения.
Участвуя
в
концертной
и
внеклассной
дея тельно сти,
уч ащие ся
будут
более
уверенными
в
с ебе
и
целеустремленными,
а
родители
будут
более
заинтересованными
в
творческом
развитии
своих
детей.
Родители
–
это
важные
участники
воспитательного
процесса.
Они
являются
одним
из
главных
объектов
воздействия, активными помощниками и союзниками преподавателя.
Привлечение детей к активной концертной и внеклассной деятельности –
одна из приоритетных форм развития творческих способностей учащихся. В
результате
проведения
таких
мероприятий
наблюдается
динамика
успеваемости,
сохраняется
контингент
учащихся,
повышается
интерес
родителей к обучению детей в детской музыкальной школе. Привлечение
юных
музыкантов
к
публичным
выступлениям
в
концертных
условиях
способствует их творческому росту.
Список литературы
1 .Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.–
Л., 1969.
2.
Бочкарев
Л.
Психологические
аспекты
публичного
выступления
музыканта-исполнителя//Вопросы психологии. - 1975
2. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория,
практика: моногр. – СПб.:2005
3. Маслоу А. Мотивация и личность. – Москва, 2004
4. Маркова А.К., Матис Т.А, Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.С-
Петербург, 2006
5. Милич Б. воспитание ученика-пианиста. Москва «Кифара»;2002
6. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.– М., 1987.
7. Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. – М.:
2001