Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"


Автор: Федорова Галина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №74 Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка - презентация
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила воспитатель Федорова Галина Михайловна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 74 Выборгского района Санкт-Петербурга

Здоровье

-это состояние полного физического, психического и

социального благополучия, а не просто отсутствие

болезней или физических дефектов

Всемирная организация здравоохранения

Забота о здоровье

-это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы

В.А.Сухомлинский

Здоровьесберегающие технологии

это система мер, включающая взаимосвязь и

взаимодействие всех факторов образовательной среды,

направленных на формирование и сохранение здоровья

ребенка на всех этапах его обучения и развития

Виды здоровьесберегающих

технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Подвижные игры

Как часть физкультурного занятия, на

прогулке. Ежедневно для всех возрастных

групп

Игры подбираются в соответствии с

возрастом ребенка, местом и

временем ее проведения.

Используются элементы спортивных

игр

Релаксация

В зависимости от состояния детей и целей,

педагог определяет интенсивность

технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную

музыку, звуки природы

Гимнастика утренняя

Ежедневно, утром, перед завтраком во всех

группах

В групповой комнате, совмещенном

зале, под музыку, с использованием

подвижных игр и др.

Гимнастика после

дневного сна

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин во

всех группах

Различные варианты проведения

Здоровьесберегающие

технологии, направленные на

сохранение и укрепление здоровья

Гимнастика

пальчиковая

С младшего возраста в различных формах

физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется всем детям, особенно с

речевыми проблемами. Проводится в

любой удобный отрезок времени

Закаливание

Ежедневно в любое свободное время, в разных

формах физкультурно-оздоровительной работы с

младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный

материал, показ педагога

Гимнастика

дыхательная

В различных формах физкультурно-

оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения,

педагогу дать детям инструкции об

обязательной гигиене полости носа перед

проведением процедуры

Динамическая пауза

/физкультминутки/

В различных формах физкультурно-

оздоровительной работы

Форма проведения зависит от

поставленной задачи и контингента детей

Взаимодействие с

семьёй

В различных формах физкультурно-

оздоровительной работы

Форма проведения зависит от

поставленной задачи

Здоровьесберегающие

технологии, направленные на

сохранение и укрепление здоровья

Дорожки здоровья

Физкультурный зал

Спортивный инвентарь и атрибуты для игр

Уголок уединения

Спортивное оборудование

Условия для укрепления здоровья детей

Подвижные игры

Выдающийся

русский

педагог

П.

Ф.

Лесгафт

определяет

подвижную

игру,

как

упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни и считает подвижные

игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у

него

нравственных

качеств:

честности,

правдивости,

выдержки,

дисциплины,

товарищества.

«Снегири»

Вот на ветках посмотри,

В красных майках снегири.

(По 4 хлопка по бокам и по 4 наклона головы на

строку.)

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

(На первое слово каждой строки – частое

потряхивание руками, на второе – один

хлопок по бокам)

Головой вертят,

Улететь хотят.

(По 2 поворота головы на каждую строку)

- Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

(Дети разбегаются по группе, взмахивая

руками, как крыльями.)

Комплекс «Поездка в зоопарк»

1.

«

Машина

»

(Гимнастика проводится в кровати.)

Исходное положение: лежа, руки вдоль.

На машине едем (Руки перед собой.)

В зоопарк скорей. (Вращательные движения, имитируя руль.)

Много интересных

Там живет зверей.

2.

«

Страус

»

(Гимнастика проводится в кровати.)

Исходное положение: лежа, ноги вытянуты, руки вдоль туловища.

Страус в клетке ходит важно -

И на вид такой отважный? (Попеременно поднимают прямые ноги

вверх.)

А увидев двух сорок,

Прячет голову в песок. (Закрывают лицо руками.)

3.

«

Обезьянки

»

(Гимнастика проводится в кровати.)

Исходное положение: лежа, руки и ноги подняты вверх.

Как на качелях, на лианах

Раскачиваются обезьянки: (Качают ногами и руками из стороны в сторону.)

Одни шагают грузно, (Обнимают руками стопы и шагают.)

Другие скачут дружно, (Перебирают в воздухе руками и ногами.)

И усевшись высоко, (Садятся.)

Корчат рожицы легко. (Большие пальцы рук у висков, ладонями крутят в воздухе.)

Гимнастика после дневного сна – ключ к пробуждению

ребенка.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с

помощью

контрастных воздушных ванн и физических упражнений, она необходима для обеспечения детям

плавного

перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности, сохранения и укрепления

здоровья

детей.

"ПАЛЬЧИКИ СПЯТ"

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди...

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

(По очереди загибать пальчики,

следуя тексту. В конце потешки

все пальцы разогнуть.)

Гимнастика пальчиковая

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: -

способствует овладению навыками мелкой моторики; - помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Физкультурные занятия

Способствуют сохранению и укреплению здоровья детей.

Создают условия для

своевременного и полноценного физического и психического развития. Развивают

двигательные навыки и физические качества дошкольников.

Часики. Встать прямо, ноги слегка расставить, руки

опустить. Размахивая прямыми руками вперёд-назад

произносить ТИК-ТАК, дыхание спокойное, ровное. (6-

7 раз)

Дудочка. Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как

будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать

медленный выдох с произнесением звуков П-Ф-Ф-Ф (4

раза)

Петушок. Стоя прямо, ноги слегка расставить, руки

опустить. Руки поднять в стороны – вдохнуть,

похлопать руками по бёдрам со звуками КУ-КА-РЕ-КУ

– выдохнуть. (4 раза)

Каша кипит. Сидя на стульчике, одну руку положить

на живот, другую – на грудь. Втянуть живот и набрать

воздух (вдох), опустить грудь (выдох) и произносить на

выдохе громко звук Ф-Ф-Ф. (4 раза)

Паровозик. Ходить, делая попеременно движения

руками и приговаривая ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ (20 секунд)

Весёлый мячик. Стоя прямо, ноги расставить.

Поднять руки с мячом (диаметр до 10 см) к груди,

вдохнуть и бросить мяч от груди вперёд со звуком У-Х-

Х (выдох), догнать мяч (4-5 раз)

Гуси. Ходить медленно, на вдох поднимать руки в

стороны, на выдох – опускать вниз с длительным

произнесением звука ГА-ГА (1 мин)

Дыхательная гимнастика

Упражнения дыхательной гимнастики для дошкольников отлично укрепляют иммунитет. Они

позволяют развивать дыхательную систему. Особенно хорошо сказываются занятия такого рода на

тех, кто часто страдает бронхитами, простудными заболеваниями, а также бронхиальной астмой.

«

Нос

»

Цель: профилактика ринита, простудных заболеваний.

Указательным и большим пальцами подергать кончик носа.

«

Уши

»

Цель: массаж ушей, профилактика простудных заболеваний,

укрепление иммунитета.

Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами

«примазывать, чтобы не отклеились».

Точечный самомассаж

Крылья носа разотри – раз, два, три!

И под носом ты утри – раз, два, три!

Брови нужно расчесать – раз, два, три,

четыре, пять!

Вытри пот себе со лба – раз, два, раз, два!

Серьги на уши повесь, если есть!

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три!

Сзади пуговку найди, пристегни – раз, два,

три!

А сюда повесим брошку, разноцветную

матрешку!

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики!

Вы так славно потрудились и красиво

нарядились!

«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя

упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие

упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая

навык собственного оздоровления.

Гимнастика после сна "Бегемотик"

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Массаж биологически активных точек.

«Солнышко»

Солнце утром рано встало, (Поднять руки вверх, потянуться.)

Всех детишек приласкало. (Делают руками фонарики.)

Гладит грудку, (Массируют «дорожку» на груди снизу вверх.)

Гладит шейку, (Поглаживают шею большими пальцами сверху вниз.)

Гладит носик, (Кулачками растирают крылья носа.)

Гладит лоб, (Проводить пальцами от середины к вискам.)

Гладит ушки, (Растирают ладонями уши.)

Гладит ручки, (Растирают ладони.)

Загорают дети – вот! (Поднимают руки вверх.)

Одна из форм работы с

семьей

Укрепление здоровья детей и успешность реализации здоровьесберегающих технологий

невозможно без тесного контакта и взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ.

Познакомив родителей с некоторыми приемами сохранения и укрепления здоровья, предлагается

использовать их в повседневной жизни с детьми, тем самым формируя полезные привычки

Спасибо за внимание!



В раздел образования