Напоминание

Познавательная география


Автор: Петровская Ирина Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 137
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: учебная программа факультатива для учащихся 6 класса
Тема: Познавательная география
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочая программа факультатива

«Познавательная география».

6 класс.

Пояснительная записка

к рабочей программе факультатива «Мир географии»

Программа

факультатива

«Мир

географии»

направлена

на

формирование

интереса

к

предмету,

умений

решения

не

стандартных

заданий

повышенной

сложности, т.к. в настоящее время снижен интерес к предмету

В значительной

степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно

возможностей

для

тренировки

коммуникативного

умения

как

в

устной,

так

и

в

письменной

формах.

Поэтому

даже

выпускники

с

хорошим

в

целом

уровнем

подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. Богатое

содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации

разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная

работа

способствует

улучшению

учебной

мотивации

и

развитию

познавательных

интересов

учащихся.

Соединение

практической

и

интеллектуальной

деятельности

способствует

умственному

развитию

учащихся,

является

средством

укрепления

здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру

интеллектуального

труда,

формируется

потребность

применять

знания

в

повседневной жизни.

Новизна предлагаемой программы:

Программа соответствует целям и задачам ФГОС общего образования второго

поколения. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных

ориентиров, которая обеспечивает формирование регулятивных, познавательных,

коммуникативных и личностных универсальных действий.

Педагогическая целесообразность:

Состоит в том, что в её содержание внесены темы, которые не изучается учащимися в

рамках образовательной программы, или идут в разделе «А теперь более сложные

вопросы»

Эффективным, для развития детей, является введение нового теоретического

материала, которое вызвано требованиями социализации обучающихся.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые

отражаются в:

- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы,

экскурсии);

- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность,

результативность);

- методах контроля (тестирование, анализ результатов конкурсов).

- средствах обучения (карты, атласы, глобус, энциклопедии и др.)

Цели:

- Освоение знаний об основных географических понятиях,

- овладение умением решения заданий повышенной сложности.

- развитие познавательных интересов, самостоятельного приобретения новых знаний;

Воспитание любви к предмету, экологической культуры, бережного отношения к

окружающей среде.

Задачи: :

1.Создание

условий

для

освоения

учащимися

навыков

самостоятельной

творческой

деятельности

при

выполнении

заданий

повышенного

уровня

сложности.

2.Формирование умения школьников работы с источниками географической

информации;

3.Формирование

навыка

исследовательской

деятельности

при

решении

проблемных вопросов географии;

4.Воспитание географической культуры школьников.

Программа «Мир географии» рассчитана на 18 часов, из расчета - 1 час в неделю во

втором полугодии. Программа факультатива рассчитана на учащихся 6-го класса.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и

навыков,

универсальных

способов

деятельности

и ключевых

надпредметных

компетенций.

В

этом

направлении

приоритетами

для

программы

факультатива

являются:

-формировать у учащихся навыки решения заданий повышенной сложности;

-обеспечить условия для раскрытия творческих способностей учащихся, повышения

качества подготовки учащихся по предмету.

- отрабатывать у обучающихся понимание общественной потребности в

географических знаниях;

- формировать у них отношение к географии как возможной области будущей

практической деятельности;

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих

образовательных программ является содержательный аспект: на занятиях кружка

обучающиеся имеют возможность в полном объеме получать знания, которые им

необходимы для жизни и деятельности.

Эта программа объединила в себе теоретические сведения из области географии,

биологии, истории, демографии, агроклиматологии. Данная интеграция помогает

сформировать у обучающихся целостное восприятие окружающего мира, выработать

собственную точку зрения на важнейшие проблемы, найти свое место в жизни

Направленность предлагаемого курса:

-по содержанию: предметная

-по функциональному предназначению: учебно-познавательная

-по форме организации: факультативная

-по времени реализации: годичная

Программа факультатива предусмотрена на один год обучения. По расписанию

занятия проводятся по 45 минут. Основной формой организации образовательного

процесса является групповое занятие.

Ожидаемые результаты:

Предметным результатом освоения программы «Мир географии» является:

- умение работать с разными источниками географической информации;

-умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических

объектов и явлений.

- картографическая грамотность;

-

умение

устанавливать

причинно-следственные

связи,

вести

мониторинг

за

объектами,

процессами

и

явлениями

географической

среды,

их

изменениями

в

результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и

оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;

- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и

техногенных катастроф;

- умение составлять географический прогноз.

Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

обучающихся;

- способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических

умений, умения управлять своей учебной деятельностью.

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,

сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и

информационных технологий.

- умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных

социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;

- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые

установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Личностным результатом обучающихся по программе факультатива «Занимательная

география» является формирование всесторонне образованной, инициативной и

успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,

ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов

и норм поведения.

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее

сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу

жизни людей, толерантность.

Образовательные результаты предусматривают :-овладение системой

географических знаний и умений практической направленности; навыками их

применения в различных жизненных ситуациях.

Место учебного курса в учебном плане общеобразовательной школы

Рабочая программа факультативного курса «Мир географии» для учащихся 6 класса

рассчитана на 18 ч. в год (1 час в неделю во втором полугодии). В программе

предусмотрены как теоретические занятия , так и практические работы в том числе на

местности. В процессе изучения курса формируются знания и умения работы с картой,

умения сравнивать и анализировать материалы, расширяет кругозор, прививает

любовь к родному краю.

Содержание и планируемые результаты изучения разделов курса «Мир

географии»

Содержание раздела (темы)

Планируемые результаты изучения

раздела.

Источники географической информации. Карта - величайшее творение

человечества.

Основные источники географической

информации: глобус, справочники,

географические сайты. Карта –

величайшее творение человечества. Типы

географических карт. Географическая

карта в профессиях. История

географической карты, глобуса. Великие

учёные древности и современности,

внёсших вклад в развитие науки

география. По следам географических

открытий. Без карты нет географии. Их

имена на географической карте. Названия

–близнецы .Приключения с географией

(история географических названий)

Знать и объяснять понятия

«географический объект».Применять

изображения из космоса для определения

географических объектов. Уметь

определять направления по карте и на

местности. Различать географические

карты, различные по содержанию и

масштабу. Определять значение карт для

людей разных профессий. Знать и

объяснять роль и вклад выдающихся

ученых-географов в развитие науки

географии.

Путешествие по родному краю.

История заселения Сибири и

Новосибирской области. Регионы области

( районы).

Составление визитных карточек регионов

области (районов). Обычаи, традиции, и

праздники народов. Памятники природы и

охраняемые территории Новосибирской

области.

«И жизни след оставили свой…»

Проектная деятельность учащихся.

Защита проектов.

Знать историю своего края, его заселение ,

формирование обычаев, традиций.

Знать отечественных географов-

исследователей Сибири и Новосибирской

области , их вклад в изучение природы.

Уметь давать характеристику регионов

области. Приводить примеры событий и

явлений, значимых для области.

Использовать полученные знания в

повседневной жизни, для

самостоятельного поиска информации об

истории и заселении области и

занимательного материала .

Загадки географических оболочек Земли.

Удивительное разнообразие оболочек

Земли. Литосфера- каменная оболочка

Земли.. Геологическое прошлое планеты.

Неразгаданные тайны глубин земли

.Уникальные памятники созданные

природой.

Загадки атмосферы. Живые барометры..

Загадки атмосферы. Аномальные зоны.

Знать и иметь представления о

взаимосвязи процессов происходящих на

Земле, о величии природных явлений, о

значимости природы в жизни человека,

его хозяйственной деятельности.

Прогнозировать изменение окружающей

среды под влиянием хозяйственной

деятельности человека. Приводить

Проблемы изменения климата и как

следствие- природы планеты. Природа и

здоровье человека.

Загадки Мирового океана. Рекорды

океанов «Самая, самое, самый». Атлас

несуществующих земель.

Биосфера. Эти удивительные растения

(лекарственные растения вокруг нас).

«Зеленая аптека». Лекарственные

растения Красная книга. Скверы и парки.

Природные парки и заповедники.

Экскурсия.

Проектная деятельность учащихся.

Защита проектов.

примеры действий во время стихийных

явлений на территории края.

Отбирать источники для поиска

занимательной и научной информации.

Использовать приобретенные знания и

умения для чтения карт растительного и

животного мира, для составления

коллекции лекарственных трав.

Страны мира.

Путешествие по странам мира.

Разнообразие стран мира. Различия по

территории, географическому положению,

населению, природе и хозяйственной

деятельности развития страны.

Материальная и духовная культура

народов мира. Памятники всемирного

культурного наследия. Обычаи и традиции

народов мира. Страны, которых нет

Знать и объяснять причины разнообразия

народов на Земле. Устанавливать

зависимость человека , его хозяйственной

деятельности, видов жилищ, пищи,

обычаев и традиций от природных

условий. Понимать причины

неравномерного размещения людей на

земле. Знакомство с основными

религиями мира.

Содержание курса «Мир географии»

6 класс.

Название темы

Содержание темы

1

Введение.

Программа

факультатива.

1 час

Организация занятий по теме факультатива.

Требования по работе. Определение требований к

учебной организации учащихся в ходе реализации

программы факультатива

2

Источники

географической

информации.

Карта –

величайшее

творение

человечества.

6 часов

Основные источники географической информации:

глобус, справочники, географические сайты. Карта –

величайшее творение человечества. Типы

географических карт. Географическая карта в

профессиях. История географической карты, глобуса.

Великие учёные древности и современности, внёсших

вклад в развитие науки география. По следам

географических открытий. Без карты нет географии. Их

имена на географической карте. Названия –близнецы

.Приключения с географией (история географических

названий)

Пособия: атлас, географические карты, портреты учёных

– географов.

3

Путешествие по

родному краю.

4 часа

Занимательный материал по родному краю. Рекорды в

рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных

карточек регионов области. Памятники природы нашей

области. Обычаи, традиции, и праздники. Проектная

деятельность учащихся. Защита проектов.

«И жизни след оставили свой…»

Оборудование: презентации видеоматериала

4

Загадки

географических

оболочек Земли.

3 часа

Удивительное разнообразие оболочек Земли. Литосфера

- каменная оболочка Земли. Неразгаданные тайны глубин

земли. Геологическое прошлое планеты.

Загадки атмосферы. Живые барометры . Проблемы

изменения климата и как следствие- природы планеты.

Природа и здоровье человека.

Загадки Мирового океана. Рекорды океанов «Самая,

самое, самый». Атлас несуществующих земель.

Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные

растения вокруг нас). Красная книга.

Проектная деятельность учащихся. Защита проектов.

Оборудование и пособия: видеоматериал «История

развития жизни на планете Земля» энциклопедии,

справочники, хрестоматии.

5

Страны мира

Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира.

3 часа

Различия по территории, географическому положению,

населению, природе и хозяйственной деятельности

развития страны. Страны, которых нет. Обычаи народов

мира.

Проектная деятельность учащихся. Защита проектов.

Оборудование и пособия: политическая карта мира,

Справочник «Страны мира», Энциклопедия.

6

Итоговое занятие

1ч.

Обобщение и контроль усвоения материала по

программе факультатива. Итоговое тестирование

учащихся. Самоанализы учащихся по работе

факультатива.

20ч.

Распределение часов факультатива

«Мир географии».

п.п.

Перечень тем и

разделов

Количество

часов

Теория

Практика

Виды и формы

деятельности

1.

Введение.

Программа

факультатива

1 ч

1

1

Беседа

2.

Источники

географической

информации. Карта

– величайшее

творение

человечества

6 ч.

4

2

Лекция Практикум .

Проектная

деятельность

учащихся. Защита

проектов

3.

Путешествие по

родному краю

4 ч.

3

1

Лекция. Практикум.

Проектная

деятельность

учащихся. Защита

проектов

4.

Загадки

географических

оболочек Земли.

3 ч.

2

1

Практикум

5.

Страны мира

3 ч.

2

1

Практикум.

Проектная

деятельность

учащихся. Защита

проектов

6.

Итоговое занятие

1 ч.

1

Итоговое

тестирование .

Защита проектов.

Итого

18

12

6

Календарно-тематическое планирование.

«Занимательная география»

Виды

Тема внеурочной

деятельности

Цель работы

Результаты обучения

Методы

Оборудов

ание

деятель

ности

Введение. 1час

1.

Этот загадочный мир

природы.

Пробудить

познавательн

ый интерес к

миру природы

Предметные:- представление

о природных условиях, о

растительном и животном

мире, умение наблюдать за

окружающей природой.

Универсальные: умение

постановки цели и задач,

развитие познавательного

интереса.

Личностные: осознание

значения знаний о природе и

применение их в жизни,

осознание целостности мира

природы.

Наблюде

ния

Справочн

ики,

учебник

географии

атласы.

Источники географической информации. 6 час.

2.

Основные источники

географической

информации.

Найти

необходимую

информацию с

помощью

географическ

их

источников.

Раскрыть

историю

создания карт,

их значение

для людей

различных

профессий.

Познакомить с

интересными

фактами

возникновени

я названий на

карте.

Предметные: -представление

о способах изображения

местности на карте; умение

работать с источниками

информации, представление

об ориентировании на

местности, умение определять

направление на карте,

представление о картах

городов и военных картах, о

значении карт для людей

разных профессий.

Универсальные: умение

сравнивать, анализировать,

сличать, вносить коррекцию,

развитие навыков

Работы с различными

источниками знаний.

Личностные: формирование

целостного восприятия мира,

основ экологической

культуры.

Методы

анализа

и

сравнен

ия

Атлас,

глобус,

географич

еские

карты.

Портреты

путешеств

енников

Практик

ум

Практик

ум

3.

Карта- величайшее

творение человечества.

4.

Типы географических

карт. Географическая

карта в профессиях.

5.

История географической

карты и глобуса. Их

имена на

географической карте

6.

По следам великих

географических

открытий.

Географические

закрытия.

7.

Приключения с

географией.(История с

географическими

названиями)

Путешествие по родному краю. 4 часа.

8.

История заселения

Сибири. Регионы

Области.

История

заселения

Сибири и

Новосибирско

й области

древними

племенами.

Знакомство с

народной

культурой,

выдающимися

земляками, их

вклад в

историю

области.

Предметные:

умение овладевать

картографическими знаниями

Универсальные:

формирование устойчивого

познавательного интереса к

истории своего края.

Личностные: осознание

своей этнической

принадлежности.

Методы

исследов

ания.

Метод

проекти

рования.

Карта

Новосиби

рской

области

Практик

ум

Практик

ум

9.

Составление визитной

карточки Новосибирска.

10.

Обычаи и традиции

Новосибирской области.

11.

«И жизни след оставили

свой…»

Загадки географических оболочек Земли.5 часов.

12.

Неразгаданные тайны

глубин Земли.

Геологическое прошлое

планеты. Уникальные

памятники , созданные

Особенности

Рельефа

Земли.

Изучить

памятники

Предметные: представление

о геологическом прошлом

Земли, о горных породах и

минералах, слагающих

земную кору, и силах

Метод

исследов

ания и

проектов

.

Физическ

ие карты

мира ,

России.

Практик

ум

природой.

природы

Выявить роль

рельефа,

климата, и

мирового

океана в

жизни и

хозяйственной

деятельности

человека.

Формировать

потребность в

бережном

отношении к

окружающей

природе.

Разработать

маршрут

путешествия

по наиболее

интересным и

значимым

географическ

им объектам.

формирующих рельеф

планеты, умение сопоставлять

метеорологические карты и

прогнозировать изменение

погоды, выявлять причины

изменения состояния вод

мирового океана, сходство и

различие географических

объектов.

Умение доказывать

необходимость охраны

природы.

Универсальные:

анализировать необходимую

информацию из различных

источников(карты, дневник

наблюдения, диаграммы).

Личностные: формирование

мотивации к саморазвитию и

самообразованию.

Практик

ум

Практик

ум

Защита

проекто

в

13.

Загадки атмосферы.

Живые барометры.

14.

Аномальные зоны

океанов. Атлас

несуществующих

земель. Топонимика.

15

Биосфера. Эти

удивительные растения.

«Зеленая аптека».

16

Защита проектов по

темам. «Лекарственные

растения» , «Природные

парки и заповедники».

«Парки и скверы

города»

Страны мира.5 часов.

17.

Путешествие по странам

мира. Различие стран по

площади, положению на

карте.

Разработать

маршрут

путешествия

по наиболее

интересным и

значимым

географическ

им объектам.

Знакомство с

обычаями и

традициями

народов мира.

Предметные: формирование

представлений о целостности

и неоднородности Земли как

планеты людей и изменения в

пространстве и времени.

Универсальные: умение

организовать свою

деятельность по описанию

народов разных материков.

Личностные: уважение к

другим народам; осознание

своей этнической

принадлежности.

Исследо

вательск

ий.

Политиче

ская карта

мира и

отдельных

стран.

Защита

проекто

в

18.

Люди такие разные.

Народы мира. Обычаи и

традиции народов мира.

19.

Защита проектов.

Презентации.

20

Итоговое занятие.1ч.

Подведение итогов.

Самоанализ курса.

Тестирование.

Методическое обеспечение.

Наименование

программы

факультатива

Литература для

учащихся

Литература и

пособия для учителя

Медиаресурсы

«Мир

географии».

6 класс

География.

Начальный курс.5-6

классы. Учебник для

общеобразовательных

учреждений. А.А.

Летягин. \\ Вентана-

граф//;-М. 2015.

Энциклопедический

справочник «Страны

и народы» ;-М.2014

В . А .

Н и з о в ц е в

«География.

Школьные

олимпиады»,

Москва,

Айрис

Пресс,

2006

год

В . Н .

И в а н о в а

«География.

Активизация

познавательной

деятельности

учащихся». Волгоград,

«Учитель», 2009 год.

Ресурсы Интернета

Диск

«География.

Планета

Земля»,

линия «Сфера»



В раздел образования