Автор: Петровская Ирина Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 137
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: учебная программа факультатива для учащихся 6 класса
Тема: Познавательная география
Раздел: среднее образование
Рабочая программа факультатива
«Познавательная география».
6 класс.
Пояснительная записка
к рабочей программе факультатива «Мир географии»
Программа
факультатива
«Мир
географии»
направлена
на
формирование
интереса
к
предмету,
умений
решения
не
стандартных
заданий
повышенной
сложности, т.к. в настоящее время снижен интерес к предмету
В значительной
степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно
возможностей
для
тренировки
коммуникативного
умения
как
в
устной,
так
и
в
письменной
формах.
Поэтому
даже
выпускники
с
хорошим
в
целом
уровнем
подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. Богатое
содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации
разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная
работа
способствует
улучшению
учебной
мотивации
и
развитию
познавательных
интересов
учащихся.
Соединение
практической
и
интеллектуальной
деятельности
способствует
умственному
развитию
учащихся,
является
средством
укрепления
здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру
интеллектуального
труда,
формируется
потребность
применять
знания
в
повседневной жизни.
Новизна предлагаемой программы:
Программа соответствует целям и задачам ФГОС общего образования второго
поколения. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных
ориентиров, которая обеспечивает формирование регулятивных, познавательных,
коммуникативных и личностных универсальных действий.
Педагогическая целесообразность:
Состоит в том, что в её содержание внесены темы, которые не изучается учащимися в
рамках образовательной программы, или идут в разделе «А теперь более сложные
вопросы»
Эффективным, для развития детей, является введение нового теоретического
материала, которое вызвано требованиями социализации обучающихся.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые
отражаются в:
- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы,
экскурсии);
- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность,
результативность);
- методах контроля (тестирование, анализ результатов конкурсов).
- средствах обучения (карты, атласы, глобус, энциклопедии и др.)
Цели:
- Освоение знаний об основных географических понятиях,
- овладение умением решения заданий повышенной сложности.
- развитие познавательных интересов, самостоятельного приобретения новых знаний;
Воспитание любви к предмету, экологической культуры, бережного отношения к
окружающей среде.
Задачи: :
1.Создание
условий
для
освоения
учащимися
навыков
самостоятельной
творческой
деятельности
при
выполнении
заданий
повышенного
уровня
сложности.
2.Формирование умения школьников работы с источниками географической
информации;
3.Формирование
навыка
исследовательской
деятельности
при
решении
проблемных вопросов географии;
4.Воспитание географической культуры школьников.
Программа «Мир географии» рассчитана на 18 часов, из расчета - 1 час в неделю во
втором полугодии. Программа факультатива рассчитана на учащихся 6-го класса.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков,
универсальных
способов
деятельности
и ключевых
надпредметных
компетенций.
В
этом
направлении
приоритетами
для
программы
факультатива
являются:
-формировать у учащихся навыки решения заданий повышенной сложности;
-обеспечить условия для раскрытия творческих способностей учащихся, повышения
качества подготовки учащихся по предмету.
- отрабатывать у обучающихся понимание общественной потребности в
географических знаниях;
- формировать у них отношение к географии как возможной области будущей
практической деятельности;
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих
образовательных программ является содержательный аспект: на занятиях кружка
обучающиеся имеют возможность в полном объеме получать знания, которые им
необходимы для жизни и деятельности.
Эта программа объединила в себе теоретические сведения из области географии,
биологии, истории, демографии, агроклиматологии. Данная интеграция помогает
сформировать у обучающихся целостное восприятие окружающего мира, выработать
собственную точку зрения на важнейшие проблемы, найти свое место в жизни
Направленность предлагаемого курса:
-по содержанию: предметная
-по функциональному предназначению: учебно-познавательная
-по форме организации: факультативная
-по времени реализации: годичная
Программа факультатива предусмотрена на один год обучения. По расписанию
занятия проводятся по 45 минут. Основной формой организации образовательного
процесса является групповое занятие.
Ожидаемые результаты:
Предметным результатом освоения программы «Мир географии» является:
- умение работать с разными источниками географической информации;
-умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений.
- картографическая грамотность;
-
умение
устанавливать
причинно-следственные
связи,
вести
мониторинг
за
объектами,
процессами
и
явлениями
географической
среды,
их
изменениями
в
результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;
- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
- умение составлять географический прогноз.
Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся;
- способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений, умения управлять своей учебной деятельностью.
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и
информационных технологий.
- умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных
социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;
- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Личностным результатом обучающихся по программе факультатива «Занимательная
география» является формирование всесторонне образованной, инициативной и
успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,
ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов
и норм поведения.
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу
жизни людей, толерантность.
Образовательные результаты предусматривают :-овладение системой
географических знаний и умений практической направленности; навыками их
применения в различных жизненных ситуациях.
Место учебного курса в учебном плане общеобразовательной школы
Рабочая программа факультативного курса «Мир географии» для учащихся 6 класса
рассчитана на 18 ч. в год (1 час в неделю во втором полугодии). В программе
предусмотрены как теоретические занятия , так и практические работы в том числе на
местности. В процессе изучения курса формируются знания и умения работы с картой,
умения сравнивать и анализировать материалы, расширяет кругозор, прививает
любовь к родному краю.
Содержание и планируемые результаты изучения разделов курса «Мир
географии»
Содержание раздела (темы)
Планируемые результаты изучения
раздела.
Источники географической информации. Карта - величайшее творение
человечества.
Основные источники географической
информации: глобус, справочники,
географические сайты. Карта –
величайшее творение человечества. Типы
географических карт. Географическая
карта в профессиях. История
географической карты, глобуса. Великие
учёные древности и современности,
внёсших вклад в развитие науки
география. По следам географических
открытий. Без карты нет географии. Их
имена на географической карте. Названия
–близнецы .Приключения с географией
(история географических названий)
Знать и объяснять понятия
«географический объект».Применять
изображения из космоса для определения
географических объектов. Уметь
определять направления по карте и на
местности. Различать географические
карты, различные по содержанию и
масштабу. Определять значение карт для
людей разных профессий. Знать и
объяснять роль и вклад выдающихся
ученых-географов в развитие науки
географии.
Путешествие по родному краю.
История заселения Сибири и
Новосибирской области. Регионы области
( районы).
Составление визитных карточек регионов
области (районов). Обычаи, традиции, и
праздники народов. Памятники природы и
охраняемые территории Новосибирской
области.
«И жизни след оставили свой…»
Проектная деятельность учащихся.
Защита проектов.
Знать историю своего края, его заселение ,
формирование обычаев, традиций.
Знать отечественных географов-
исследователей Сибири и Новосибирской
области , их вклад в изучение природы.
Уметь давать характеристику регионов
области. Приводить примеры событий и
явлений, значимых для области.
Использовать полученные знания в
повседневной жизни, для
самостоятельного поиска информации об
истории и заселении области и
занимательного материала .
Загадки географических оболочек Земли.
Удивительное разнообразие оболочек
Земли. Литосфера- каменная оболочка
Земли.. Геологическое прошлое планеты.
Неразгаданные тайны глубин земли
.Уникальные памятники созданные
природой.
Загадки атмосферы. Живые барометры..
Загадки атмосферы. Аномальные зоны.
Знать и иметь представления о
взаимосвязи процессов происходящих на
Земле, о величии природных явлений, о
значимости природы в жизни человека,
его хозяйственной деятельности.
Прогнозировать изменение окружающей
среды под влиянием хозяйственной
деятельности человека. Приводить
Проблемы изменения климата и как
следствие- природы планеты. Природа и
здоровье человека.
Загадки Мирового океана. Рекорды
океанов «Самая, самое, самый». Атлас
несуществующих земель.
Биосфера. Эти удивительные растения
(лекарственные растения вокруг нас).
«Зеленая аптека». Лекарственные
растения Красная книга. Скверы и парки.
Природные парки и заповедники.
Экскурсия.
Проектная деятельность учащихся.
Защита проектов.
примеры действий во время стихийных
явлений на территории края.
Отбирать источники для поиска
занимательной и научной информации.
Использовать приобретенные знания и
умения для чтения карт растительного и
животного мира, для составления
коллекции лекарственных трав.
Страны мира.
Путешествие по странам мира.
Разнообразие стран мира. Различия по
территории, географическому положению,
населению, природе и хозяйственной
деятельности развития страны.
Материальная и духовная культура
народов мира. Памятники всемирного
культурного наследия. Обычаи и традиции
народов мира. Страны, которых нет
Знать и объяснять причины разнообразия
народов на Земле. Устанавливать
зависимость человека , его хозяйственной
деятельности, видов жилищ, пищи,
обычаев и традиций от природных
условий. Понимать причины
неравномерного размещения людей на
земле. Знакомство с основными
религиями мира.
Содержание курса «Мир географии»
6 класс.
№
Название темы
Содержание темы
1
Введение.
Программа
факультатива.
1 час
Организация занятий по теме факультатива.
Требования по работе. Определение требований к
учебной организации учащихся в ходе реализации
программы факультатива
2
Источники
географической
информации.
Карта –
величайшее
творение
человечества.
6 часов
Основные источники географической информации:
глобус, справочники, географические сайты. Карта –
величайшее творение человечества. Типы
географических карт. Географическая карта в
профессиях. История географической карты, глобуса.
Великие учёные древности и современности, внёсших
вклад в развитие науки география. По следам
географических открытий. Без карты нет географии. Их
имена на географической карте. Названия –близнецы
.Приключения с географией (история географических
названий)
Пособия: атлас, географические карты, портреты учёных
– географов.
3
Путешествие по
родному краю.
4 часа
Занимательный материал по родному краю. Рекорды в
рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных
карточек регионов области. Памятники природы нашей
области. Обычаи, традиции, и праздники. Проектная
деятельность учащихся. Защита проектов.
«И жизни след оставили свой…»
Оборудование: презентации видеоматериала
4
Загадки
географических
оболочек Земли.
3 часа
Удивительное разнообразие оболочек Земли. Литосфера
- каменная оболочка Земли. Неразгаданные тайны глубин
земли. Геологическое прошлое планеты.
Загадки атмосферы. Живые барометры . Проблемы
изменения климата и как следствие- природы планеты.
Природа и здоровье человека.
Загадки Мирового океана. Рекорды океанов «Самая,
самое, самый». Атлас несуществующих земель.
Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные
растения вокруг нас). Красная книга.
Проектная деятельность учащихся. Защита проектов.
Оборудование и пособия: видеоматериал «История
развития жизни на планете Земля» энциклопедии,
справочники, хрестоматии.
5
Страны мира
Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира.
3 часа
Различия по территории, географическому положению,
населению, природе и хозяйственной деятельности
развития страны. Страны, которых нет. Обычаи народов
мира.
Проектная деятельность учащихся. Защита проектов.
Оборудование и пособия: политическая карта мира,
Справочник «Страны мира», Энциклопедия.
6
Итоговое занятие
1ч.
Обобщение и контроль усвоения материала по
программе факультатива. Итоговое тестирование
учащихся. Самоанализы учащихся по работе
факультатива.
20ч.
Распределение часов факультатива
«Мир географии».
№
п.п.
Перечень тем и
разделов
Количество
часов
Теория
Практика
Виды и формы
деятельности
1.
Введение.
Программа
факультатива
1 ч
1
1
Беседа
2.
Источники
географической
информации. Карта
– величайшее
творение
человечества
6 ч.
4
2
Лекция Практикум .
Проектная
деятельность
учащихся. Защита
проектов
3.
Путешествие по
родному краю
4 ч.
3
1
Лекция. Практикум.
Проектная
деятельность
учащихся. Защита
проектов
4.
Загадки
географических
оболочек Земли.
3 ч.
2
1
Практикум
5.
Страны мира
3 ч.
2
1
Практикум.
Проектная
деятельность
учащихся. Защита
проектов
6.
Итоговое занятие
1 ч.
1
Итоговое
тестирование .
Защита проектов.
Итого
18
12
6
Календарно-тематическое планирование.
«Занимательная география»
Виды
№
Тема внеурочной
деятельности
Цель работы
Результаты обучения
Методы
Оборудов
ание
деятель
ности
Введение. 1час
1.
Этот загадочный мир
природы.
Пробудить
познавательн
ый интерес к
миру природы
Предметные:- представление
о природных условиях, о
растительном и животном
мире, умение наблюдать за
окружающей природой.
Универсальные: умение
постановки цели и задач,
развитие познавательного
интереса.
Личностные: осознание
значения знаний о природе и
применение их в жизни,
осознание целостности мира
природы.
Наблюде
ния
Справочн
ики,
учебник
географии
атласы.
Источники географической информации. 6 час.
2.
Основные источники
географической
информации.
Найти
необходимую
информацию с
помощью
географическ
их
источников.
Раскрыть
историю
создания карт,
их значение
для людей
различных
профессий.
Познакомить с
интересными
фактами
возникновени
я названий на
карте.
Предметные: -представление
о способах изображения
местности на карте; умение
работать с источниками
информации, представление
об ориентировании на
местности, умение определять
направление на карте,
представление о картах
городов и военных картах, о
значении карт для людей
разных профессий.
Универсальные: умение
сравнивать, анализировать,
сличать, вносить коррекцию,
развитие навыков
Работы с различными
источниками знаний.
Личностные: формирование
целостного восприятия мира,
основ экологической
культуры.
Методы
анализа
и
сравнен
ия
Атлас,
глобус,
географич
еские
карты.
Портреты
путешеств
енников
Практик
ум
Практик
ум
3.
Карта- величайшее
творение человечества.
4.
Типы географических
карт. Географическая
карта в профессиях.
5.
История географической
карты и глобуса. Их
имена на
географической карте
6.
По следам великих
географических
открытий.
Географические
закрытия.
7.
Приключения с
географией.(История с
географическими
названиями)
Путешествие по родному краю. 4 часа.
8.
История заселения
Сибири. Регионы
Области.
История
заселения
Сибири и
Новосибирско
й области
древними
племенами.
Знакомство с
народной
культурой,
выдающимися
земляками, их
вклад в
историю
области.
Предметные:
умение овладевать
картографическими знаниями
Универсальные:
формирование устойчивого
познавательного интереса к
истории своего края.
Личностные: осознание
своей этнической
принадлежности.
Методы
исследов
ания.
Метод
проекти
рования.
Карта
Новосиби
рской
области
Практик
ум
Практик
ум
9.
Составление визитной
карточки Новосибирска.
10.
Обычаи и традиции
Новосибирской области.
11.
«И жизни след оставили
свой…»
Загадки географических оболочек Земли.5 часов.
12.
Неразгаданные тайны
глубин Земли.
Геологическое прошлое
планеты. Уникальные
памятники , созданные
Особенности
Рельефа
Земли.
Изучить
памятники
Предметные: представление
о геологическом прошлом
Земли, о горных породах и
минералах, слагающих
земную кору, и силах
Метод
исследов
ания и
проектов
.
Физическ
ие карты
мира ,
России.
Практик
ум
природой.
природы
Выявить роль
рельефа,
климата, и
мирового
океана в
жизни и
хозяйственной
деятельности
человека.
Формировать
потребность в
бережном
отношении к
окружающей
природе.
Разработать
маршрут
путешествия
по наиболее
интересным и
значимым
географическ
им объектам.
формирующих рельеф
планеты, умение сопоставлять
метеорологические карты и
прогнозировать изменение
погоды, выявлять причины
изменения состояния вод
мирового океана, сходство и
различие географических
объектов.
Умение доказывать
необходимость охраны
природы.
Универсальные:
анализировать необходимую
информацию из различных
источников(карты, дневник
наблюдения, диаграммы).
Личностные: формирование
мотивации к саморазвитию и
самообразованию.
Практик
ум
Практик
ум
Защита
проекто
в
13.
Загадки атмосферы.
Живые барометры.
14.
Аномальные зоны
океанов. Атлас
несуществующих
земель. Топонимика.
15
Биосфера. Эти
удивительные растения.
«Зеленая аптека».
16
Защита проектов по
темам. «Лекарственные
растения» , «Природные
парки и заповедники».
«Парки и скверы
города»
Страны мира.5 часов.
17.
Путешествие по странам
мира. Различие стран по
площади, положению на
карте.
Разработать
маршрут
путешествия
по наиболее
интересным и
значимым
географическ
им объектам.
Знакомство с
обычаями и
традициями
народов мира.
Предметные: формирование
представлений о целостности
и неоднородности Земли как
планеты людей и изменения в
пространстве и времени.
Универсальные: умение
организовать свою
деятельность по описанию
народов разных материков.
Личностные: уважение к
другим народам; осознание
своей этнической
принадлежности.
Исследо
вательск
ий.
Политиче
ская карта
мира и
отдельных
стран.
Защита
проекто
в
18.
Люди такие разные.
Народы мира. Обычаи и
традиции народов мира.
19.
Защита проектов.
Презентации.
20
Итоговое занятие.1ч.
Подведение итогов.
Самоанализ курса.
Тестирование.
Методическое обеспечение.
Наименование
программы
факультатива
Литература для
учащихся
Литература и
пособия для учителя
Медиаресурсы
«Мир
географии».
6 класс
География.
Начальный курс.5-6
классы. Учебник для
общеобразовательных
учреждений. А.А.
Летягин. \\ Вентана-
граф//;-М. 2015.
Энциклопедический
справочник «Страны
и народы» ;-М.2014
В . А .
Н и з о в ц е в
«География.
Школьные
олимпиады»,
Москва,
Айрис
–
Пресс,
2006
год
В . Н .
И в а н о в а
«География.
Активизация
познавательной
деятельности
учащихся». Волгоград,
«Учитель», 2009 год.
Ресурсы Интернета
Диск
«География.
Планета
Земля»,
линия «Сфера»