Автор: Можджер Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы на тему:
«Воспитание этики поведения у воспитанников старшего возраста»
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.
Огромное
внимание
этой
проблеме
уделяли
К.Д.
Ушинский,
В.А.
Сухомлинский,
А.С.
Макаренко,
О.А.
Соколова,
А.М.
Виноградова,
Б.Г.
Ананьев, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, В.И. Логинова, Саморукова, М.Э.
Вайнер, В.А. Петровский и др. А
я попыталась составить перспективный
план, серию занятий по воспитанию этики поведения.
Этикет
-
важная
часть
общечеловеческой
культуры,
нравственности,
морали,
справедливости,
человечности.
Французское
слово
«этикет»
появилось в России в 18 веке, когда началось формирование российского
этике. Он создался в своеобразном сочетании русских традиций и обычаев с
западноевропейскими правилами поведения. Соблюдение этикета проявляется
в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, что и как говорим с
друзьями
или
незнакомыми
людьми.
Выполняя
правила
этикета,
мы
обеспечиваем себе приятное общение, успех в делах и личной жизни. Научишь
ребёнка везде и во всём уважать общество
в целом и каждого его члена в
отдельности и относиться к ним, как он относится к себе и чтобы другие так
же относились к нему.
Дошкольное
детство
–
это
период
усвоения
норм
морали
и
социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в
человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей.
Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить,
но
хорошо,
комфортно
чувствовать
себя
среди
людей
и
развиваться,
совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с
другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже
наказывают.
В наше время в общественном сознании уже обозначился
обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века,
в ФГОСТ ДО представлены целевые ориентиры, одни из которых
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным
видам
труда,
другим
людям
и
самому
себе,
обладает
чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми,
участвует
в
совместных
играх.
Способен
договариваться,
учитывать
интересы
и
чувства
других,
сопереживать
неудачам
и
сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам
поведения
и
правилам
в
разных
видах
деятельности,
в о
взаимоотношениях
со
взрослыми
и
сверстниками,
может
соблюдать
правила безопасного поведения и личной гигиены.
1
Поэтому проблема нравственного воспитания и этики поведения в детском
саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и
значимость.
Теоретическое
обоснование
личного
вклада
педагога
в
развитие
образование.
Анализируя
психолого–
педагогическую
литературу
по
вопросам
воспитания
культуры
поведения
у
детей
старшего
дошкольного
возраста,
мы
выделили цель, задачи, принципы и методы нравственного
воспитания.
Формирование основ культуры у детей происходит в процессе усвоения ими
основных правил этикета. По мнению И. Н. Курочкиной обучение каждому
правилу проводится по своеобразному циклу, включающему четыре стадии:
- знание этикетного правила;
- осознание его разумности и необходимости;
- умение применять его практически;
- эмоциональное переживание от его выполнения.
Также изучили классификации воспитательных методов. За основу взяли
классификацию Саморуковой и Логиновой, которые разделили задачи
и методы
воспитания на три группы:
1-я группа.- Формирование нравственного сознания.
2-я группа.- Формирование нравственного поведения.
3-я группа.- Формирование нравственных чувств и отношений.
В педагогическом процессе необходимо использовать комплекс методов
нравственного воспитания, которые определяются его целью, содержанием, а
также возрастными возможностями детей.
Ведущая идея: создание системы работы по воспитанию этики поведения
детей старшего дошкольного возраста.
Начали мы работу с обследования особенностей поведения, сознания и чувств
детей в соответствии с задачами воспитания.
Было проведено изучение представлений дошкольников о правилах этикетного
поведения.
Для
диагностики
были
использованы
этикетные
задачи
И.
Н.
Курочкиной.
Цель: Изучение представлений дошкольникам о правилах этикетного
поведения и осознании ими необходимости их выполнения.
Каждому ребёнку предлагаются этические задачки, которые он должен
решить высказывания детей фиксируются и отражаются в показателях.
Вывод: исследование на данном этапе показало, что из группы детей
высокий
показатель
представлений
дошкольников
о
правилах
этикетного
поведения и осознания ими необходимости их выполнять составил 20%, дети
обладающие средним уровнем составили 70% детей, низким уровнем – 10%.
На основании результатов обследования особенностей поведения
детей мы
поставили перед собой следующую
цель работы: Содействовать воспитанию этики поведения у детей старшего
дошкольного возраста.
Работа проходила в три этапа.
2
1
э т а п -
первичное
восприятие
материала:
раскрыть
представления
и
сформулировать
конкретные
навыки
этики
поведения.
Развивать
умение
ориентироваться в эмоциональном состоянии окружающих.
2 этап – повторение представлений, закрепление их при восприятии нового
материала. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё
поведение; стремятся к согласованным действиям, проявляю сочувствие.
3 этап – использование представлений в новой ситуации, опираясь на сделанные
ранее
выводы.
Дети
начинают
оценивать
друг
друга
по
поступкам,
пытаясь
разобраться
в
их
мотивах.
Правильно
понимают
эмоциональное
состояние
окружающих, выражают готовность помочь.
Для более оптимального достижения нашей цели на каждом этапе воспитания
этики поведения мы поставили задачи по формированию нравственного сознания,
поведения и чувств
Задачи
1этап:
Способствовать осознанию себя как человека..
Познакомить детей с правилами культурного поведения в группе среди детей.
Упражнять
в
умение
самостоятельно
здороваться,
прощаться,
благодарить.
Воспитывать у детей доброе и уважительное отношение к сверстникам и
взрослым людям, желание взаимодействовать с ними.
2 этап:
Уметь с помощью взрослого или самостоятельно выбрать правильную линию
поведения по отношению к окружающим.
Обогащ ать
способ ы
познания.
С тимулировать
а к т и в н о с т ь ,
самостоятельность детей.
Закреплять правила культуры поведения в действительности, проявлять к
ним интерес.
Воспитывать
внимание
к
эмоциональному
состоянию
других,
проявлять
сочувствие.
3 этап:
Овладение разными способами и формами культурного поведения.
Развивать
умение
выражать
своё
отношение
к
поступкам
сверстников,
оценить их.
Формировать
умение
сопоставлять
свои
действия
с
образцом,
находить
ошибки, самостоятельно следовать правилам культуры поведения.
Воспитание чувства самоуважения, готовности помочь.
Решая
задачи
по
воспитанию
культуры
поведения
у
детей
нашей
группы,
мы
добиваемся единства формирования нравственного сознания, поведения, чувств и
отношений, в соответствии с классификацией Саморуковой и Логиновой.
На
первом
этапе мы знакомили детей с правилами этики поведения
и
общения.
В
организованной
деятельности читали
специальные
рассказы,
стихотворения, организовывали беседы, рассматривали иллюстрации. Чтение и
обсуждение произведения Цветик – Семицветик вызвало большую активность. Дети
3
правильно решили, что Женя поступила неправильно, истратив все шесть первых
лепестков на свои цели.
Обычно после занятия, рассматривания и обсуждения ситуации, чтения сказки,
рассказа мы даем детям бумагу и изобразительные средства, и просим нарисовать
наиболее запомнившиеся моменты из рассказа.
Широко используется чтение и анализ художественного произведений.
«Азбука
вежливости»
Л.Васильева-Гангус.
Сухомлинского
В.А.
«Почему
Олечка
не
сорвала
цветок?»,
А.
Барто
«Помощница»,
и
др.
Литературный
материал незаменим в воспитании культуры поведения ребёнка, поскольку детям
легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.
Впоследствии, когда дети поняли, что такое хорошо и что такое плохо,
начали рассуждать, доказывать свою точку зрения, мы перешли ко второму
этапу работы.
На данном этапе мы стали широко использовать упражнения и проблемные
ситуации и игры, где дети закрепляют усвоенные правила этики поведения, дети
совместно с нами разработали разнообразные правила поведения: в группе, на
прогулке,
в
игре.
Эти
правила
озвучены
детьми
и
в
последствии,
наблюдали
контролирование выполнения правил самими детьми. Например, один раз Дима
обидел, толкнул Алину С., потом Коля Л., Андрей С. и Данил К. подошли к Диме и
объясняли ему, что он неправильно поступил: «Ты поступил, как невоспитанный
мальчик, девочек обижать нельзя». Причем радует, что дети часто на агрессию
реагируют словами, а не ответными грубыми действиями.
Как говорилось ранее, мы широко на этом этапе используем упражнения в
организованной деятельности и в повседневной жизни детей.
Приведем примеры упражнений:
Встают мальчики, когда заходят девочки;
Ребенка посылаем
с поручением в другую группу – упражнение в
вежливых словах.
В работе с детьми мы используем игры и игровые приемы.
Предпочтение
также
дети
отдают
сюжетно-ролевым
играм,
в
которых
изображают
всё,
что,
видят
в
окружающей
жизни:
быт
и
труд
людей,
их
взаимоотношения
и
события. В игре дети удовлетворяют своё стремление стать
участниками жизни взрослых: с увлечением воспитывают дочек (как это делает
мама), лечат их (как врач), учат их в школе (как учительница), строят дома (как
строители)
Ценность сюжетно-ролевой игры в том, что в ней ребенок проявляет
способность
к
самовоспитанию;
он
намеренно
ведет
себя
так,
как
этого
требует роль.
Играя в дидактические игры, типа лото, домино, дети должны соблюдать
правила: выигрывает тот, кто, действует по законам игр (первым заполнит свою
карту
или
первым
придет
к
финишу).
Такие
игры
учат
участников
умению
действовать
по
правилу.
Коллективные
дидактические
игры помогают детям
преодолевать
развитие
упрямства,
нетерпеливости,
создают
условия
для
приобретения
детьми
навыков
выдержки
и
самообладания,
приучают
детей
к
4
сотрудничеству, взаимопомощи, взаимоответственности: «Цепочка слов», «Мяч по
кругу», «Составь рассказ», «Вежливый ручеек» и другие.
Например: когда начали вводить игру «Цепочка слов» у детей получался лишь
набор слов, а со временем из цепочки слов стал составляться рассказ.
Подвижные игры также требуют выполнения правил: бежать только по
сигналу, не наступать на черту, тот, кого водящий «запятнает», становится сам
водящим и т.п. Во время таких игр у детей воспитываются: внимание, выдержка,
дисциплинированность умение взаимодействовать друг с другом.
В играх парами лучше, если в паре с активным ребенком будет ребенок
застенчивый. Участвуя в подобных играх, дети вырабатывают такие качества, как
выдержка,
сосредоточенность,
самоконтроль,
необходимые
для
становления
произвольного поведения: «Собери картинку», «Латаем ковер» и другие.
Наблюдая за поведением детей в играх, отмечаем, что они стали
проявлять больше умения, сдержанности и самостоятельности в определении
замысла, в выборе сюжета и распределении ролей.
В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по воспитанию
этики поведения у детей, опираясь главным образом, на игровые технологии и
упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных на
занятия.
В утренние часы создаются благоприятные условия для общения с детьми. В
нашей группе стало традицией перед завтраком собираться всем вместе в круг, и
дети
называют
месяц,
день
недели
и
число.
Мы
интересуемся
здоровьем
и
настроением детей, предлагаем всем посмотреть друг на друга и пожелать всем:
«Доброе утро!» и рассказать о добрых поступках вчерашнего дня.
Ежедневно мы предусматриваем труд для всех детей группы и для каждого в
отдельности. В самообслуживании мы используем умения детей для организации
взаимопомощи
и
воспитания
моральных
норм
(помочь
завязать
шарф,
научить
завязывать шнурки, навести порядок).
Таким
образом,
организуя
различную
деятельность
детей,
мы
имеем
возможность обогатить их практический опыт культуры поведения, углубить
знания и моральные представления, чувства и отношения.
Развивающая предметно – пространственная среда является необходимым
условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.
При её создании мы опирались на:
особенности развития детей 5-6 ого года жизни;
требования ООП и ФГОС ДО;
принципы создания предметно - развивающей среды;
рекомендации Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой.
Мы подобрали и расширили игровое оборудование и материалы по воспитанию
культуры поведения детей.
Расстановка столов, секционных шкафов, стеллажей, полочек, витрин, а также
размещение игрушек, учебных пособий производилось таким образом, чтобы дети
могли самостоятельно брать и укладывать на место учебный и игровой материал;
играть, не мешая,
друг другу. Можно сделать вывод, что в группе предметно –
развивающая
среда
мобильна,
многофункциональна,
насыщенная,
отвечает
5
возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для
разностороннего развития и нравственного воспитания каждого ребёнка.
Родители являются участниками образовательного процесса.
Ежедневная
работа
направлена
на
обе спечение
с и с т е мат и ч е с ко й
информированности родителей о жизни ребёнка в д/с и поддержание контакта с
семьёй. Прежде всего, этой цели служит родительский уголок, в котором отражена
информация деятельности работы с детьми.
При помощи консультаций, бесед, родительских собраний, показательных
мероприятий мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности,
направленной на воспитание культуры поведения детей.
Исходя из наших наблюдений в настоящее время, активность родителей
возросла. Также результаты нашей работы показали, что включение родителей
в
процесс
воспитания
ребёнка,
их
взаимодействие
с
воспитателем
и
заинтересованность в этой работе необходимы для развития и воспитания их
собственного ребёнка. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не
могут заменить друг друга.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования, степень его новизны
,
адресность, возрастосообразность, новизна и значимость работы .
Результативность профессиональной педагогической деятельности и
достигнутые
эффекты
.
В
мае
2016
года
нами
была
проведено
обследование
представлений дошкольников о правилах этикетного поведения по методике И. Н.
Курочкиной.
Видна положительная динамика в освоении представлений дошкольников о
правилах этикетного поведения.
Дети стали больше общаться друг с другом;
самостоятельно
следовать
правилам
этики
поведения;
научились
давать
оценку
своим поступкам и поступкам сверстников; стали эмоционально - отзывчивее и
доброжелательнее.
Результатами проделанной работы стали:
Повышение формирования нравственных представлений, суждений, оценок.
Повышение уровня овладения детьми нормами и правилами поведения.
Развитие культуры общения, эмоциональной отзывчивости и
доброжелательности.
Итак, главным результатом нашей работы стало повышение уровня
развития и воспитания этики поведения детей нашей группы.
Перспективы работы следующие:
Продолжать работу по воспитанию культуры поведения.
Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по
данному вопросу.
Транслируемость
практических
достижений
профессиональной
деятельности педагогического работника.
литература
6