Напоминание

"Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"


Автор: Можджер Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы на тему:

«Воспитание этики поведения у воспитанников старшего возраста»

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.

Огромное

внимание

этой

проблеме

уделяли

К.Д.

Ушинский,

В.А.

Сухомлинский,

А.С.

Макаренко,

О.А.

Соколова,

А.М.

Виноградова,

Б.Г.

Ананьев, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, В.И. Логинова, Саморукова, М.Э.

Вайнер, В.А. Петровский и др. А

я попыталась составить перспективный

план, серию занятий по воспитанию этики поведения.

Этикет

-

важная

часть

общечеловеческой

культуры,

нравственности,

морали,

справедливости,

человечности.

Французское

слово

«этикет»

появилось в России в 18 веке, когда началось формирование российского

этике. Он создался в своеобразном сочетании русских традиций и обычаев с

западноевропейскими правилами поведения. Соблюдение этикета проявляется

в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, что и как говорим с

друзьями

или

незнакомыми

людьми.

Выполняя

правила

этикета,

мы

обеспечиваем себе приятное общение, успех в делах и личной жизни. Научишь

ребёнка везде и во всём уважать общество

в целом и каждого его члена в

отдельности и относиться к ним, как он относится к себе и чтобы другие так

же относились к нему.

Дошкольное

детство

это

период

усвоения

норм

морали

и

социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в

человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей.

Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить,

но

хорошо,

комфортно

чувствовать

себя

среди

людей

и

развиваться,

совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с

другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже

наказывают.

В наше время в общественном сознании уже обозначился

обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века,

в ФГОСТ ДО представлены целевые ориентиры, одни из которых

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к

разным

видам

труда,

другим

людям

и

самому

себе,

обладает

чувством

собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и

взрослыми,

участвует

в

совместных

играх.

Способен

договариваться,

учитывать

интересы

и

чувства

других,

сопереживать

неудачам

и

сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе

чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам

поведения

и

правилам

в

разных

видах

деятельности,

в о

взаимоотношениях

со

взрослыми

и

сверстниками,

может

соблюдать

правила безопасного поведения и личной гигиены.

1

Поэтому проблема нравственного воспитания и этики поведения в детском

саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и

значимость.

Теоретическое

обоснование

личного

вклада

педагога

в

развитие

образование.

Анализируя

психолого–

педагогическую

литературу

по

вопросам

воспитания

культуры

поведения

у

детей

старшего

дошкольного

возраста,

мы

выделили цель, задачи, принципы и методы нравственного

воспитания.

Формирование основ культуры у детей происходит в процессе усвоения ими

основных правил этикета. По мнению И. Н. Курочкиной обучение каждому

правилу проводится по своеобразному циклу, включающему четыре стадии:

- знание этикетного правила;

- осознание его разумности и необходимости;

- умение применять его практически;

- эмоциональное переживание от его выполнения.

Также изучили классификации воспитательных методов. За основу взяли

классификацию Саморуковой и Логиновой, которые разделили задачи

и методы

воспитания на три группы:

1-я группа.- Формирование нравственного сознания.

2-я группа.- Формирование нравственного поведения.

3-я группа.- Формирование нравственных чувств и отношений.

В педагогическом процессе необходимо использовать комплекс методов

нравственного воспитания, которые определяются его целью, содержанием, а

также возрастными возможностями детей.

Ведущая идея: создание системы работы по воспитанию этики поведения

детей старшего дошкольного возраста.

Начали мы работу с обследования особенностей поведения, сознания и чувств

детей в соответствии с задачами воспитания.

Было проведено изучение представлений дошкольников о правилах этикетного

поведения.

Для

диагностики

были

использованы

этикетные

задачи

И.

Н.

Курочкиной.

Цель: Изучение представлений дошкольникам о правилах этикетного

поведения и осознании ими необходимости их выполнения.

Каждому ребёнку предлагаются этические задачки, которые он должен

решить высказывания детей фиксируются и отражаются в показателях.

Вывод: исследование на данном этапе показало, что из группы детей

высокий

показатель

представлений

дошкольников

о

правилах

этикетного

поведения и осознания ими необходимости их выполнять составил 20%, дети

обладающие средним уровнем составили 70% детей, низким уровнем – 10%.

На основании результатов обследования особенностей поведения

детей мы

поставили перед собой следующую

цель работы: Содействовать воспитанию этики поведения у детей старшего

дошкольного возраста.

Работа проходила в три этапа.

2

1

э т а п -

первичное

восприятие

материала:

раскрыть

представления

и

сформулировать

конкретные

навыки

этики

поведения.

Развивать

умение

ориентироваться в эмоциональном состоянии окружающих.

2 этап – повторение представлений, закрепление их при восприятии нового

материала. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё

поведение; стремятся к согласованным действиям, проявляю сочувствие.

3 этап – использование представлений в новой ситуации, опираясь на сделанные

ранее

выводы.

Дети

начинают

оценивать

друг

друга

по

поступкам,

пытаясь

разобраться

в

их

мотивах.

Правильно

понимают

эмоциональное

состояние

окружающих, выражают готовность помочь.

Для более оптимального достижения нашей цели на каждом этапе воспитания

этики поведения мы поставили задачи по формированию нравственного сознания,

поведения и чувств

Задачи

1этап:

Способствовать осознанию себя как человека..

Познакомить детей с правилами культурного поведения в группе среди детей.

Упражнять

в

умение

самостоятельно

здороваться,

прощаться,

благодарить.

Воспитывать у детей доброе и уважительное отношение к сверстникам и

взрослым людям, желание взаимодействовать с ними.

2 этап:

Уметь с помощью взрослого или самостоятельно выбрать правильную линию

поведения по отношению к окружающим.

Обогащ ать

способ ы

познания.

С тимулировать

а к т и в н о с т ь ,

самостоятельность детей.

Закреплять правила культуры поведения в действительности, проявлять к

ним интерес.

Воспитывать

внимание

к

эмоциональному

состоянию

других,

проявлять

сочувствие.

3 этап:

Овладение разными способами и формами культурного поведения.

Развивать

умение

выражать

своё

отношение

к

поступкам

сверстников,

оценить их.

Формировать

умение

сопоставлять

свои

действия

с

образцом,

находить

ошибки, самостоятельно следовать правилам культуры поведения.

Воспитание чувства самоуважения, готовности помочь.

Решая

задачи

по

воспитанию

культуры

поведения

у

детей

нашей

группы,

мы

добиваемся единства формирования нравственного сознания, поведения, чувств и

отношений, в соответствии с классификацией Саморуковой и Логиновой.

На

первом

этапе мы знакомили детей с правилами этики поведения

и

общения.

В

организованной

деятельности читали

специальные

рассказы,

стихотворения, организовывали беседы, рассматривали иллюстрации. Чтение и

обсуждение произведения Цветик – Семицветик вызвало большую активность. Дети

3

правильно решили, что Женя поступила неправильно, истратив все шесть первых

лепестков на свои цели.

Обычно после занятия, рассматривания и обсуждения ситуации, чтения сказки,

рассказа мы даем детям бумагу и изобразительные средства, и просим нарисовать

наиболее запомнившиеся моменты из рассказа.

Широко используется чтение и анализ художественного произведений.

«Азбука

вежливости»

Л.Васильева-Гангус.

Сухомлинского

В.А.

«Почему

Олечка

не

сорвала

цветок?»,

А.

Барто

«Помощница»,

и

др.

Литературный

материал незаменим в воспитании культуры поведения ребёнка, поскольку детям

легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

Впоследствии, когда дети поняли, что такое хорошо и что такое плохо,

начали рассуждать, доказывать свою точку зрения, мы перешли ко второму

этапу работы.

На данном этапе мы стали широко использовать упражнения и проблемные

ситуации и игры, где дети закрепляют усвоенные правила этики поведения, дети

совместно с нами разработали разнообразные правила поведения: в группе, на

прогулке,

в

игре.

Эти

правила

озвучены

детьми

и

в

последствии,

наблюдали

контролирование выполнения правил самими детьми. Например, один раз Дима

обидел, толкнул Алину С., потом Коля Л., Андрей С. и Данил К. подошли к Диме и

объясняли ему, что он неправильно поступил: «Ты поступил, как невоспитанный

мальчик, девочек обижать нельзя». Причем радует, что дети часто на агрессию

реагируют словами, а не ответными грубыми действиями.

Как говорилось ранее, мы широко на этом этапе используем упражнения в

организованной деятельности и в повседневной жизни детей.

Приведем примеры упражнений:

Встают мальчики, когда заходят девочки;

Ребенка посылаем

с поручением в другую группу – упражнение в

вежливых словах.

В работе с детьми мы используем игры и игровые приемы.

Предпочтение

также

дети

отдают

сюжетно-ролевым

играм,

в

которых

изображают

всё,

что,

видят

в

окружающей

жизни:

быт

и

труд

людей,

их

взаимоотношения

и

события. В игре дети удовлетворяют своё стремление стать

участниками жизни взрослых: с увлечением воспитывают дочек (как это делает

мама), лечат их (как врач), учат их в школе (как учительница), строят дома (как

строители)

Ценность сюжетно-ролевой игры в том, что в ней ребенок проявляет

способность

к

самовоспитанию;

он

намеренно

ведет

себя

так,

как

этого

требует роль.

Играя в дидактические игры, типа лото, домино, дети должны соблюдать

правила: выигрывает тот, кто, действует по законам игр (первым заполнит свою

карту

или

первым

придет

к

финишу).

Такие

игры

учат

участников

умению

действовать

по

правилу.

Коллективные

дидактические

игры помогают детям

преодолевать

развитие

упрямства,

нетерпеливости,

создают

условия

для

приобретения

детьми

навыков

выдержки

и

самообладания,

приучают

детей

к

4

сотрудничеству, взаимопомощи, взаимоответственности: «Цепочка слов», «Мяч по

кругу», «Составь рассказ», «Вежливый ручеек» и другие.

Например: когда начали вводить игру «Цепочка слов» у детей получался лишь

набор слов, а со временем из цепочки слов стал составляться рассказ.

Подвижные игры также требуют выполнения правил: бежать только по

сигналу, не наступать на черту, тот, кого водящий «запятнает», становится сам

водящим и т.п. Во время таких игр у детей воспитываются: внимание, выдержка,

дисциплинированность умение взаимодействовать друг с другом.

В играх парами лучше, если в паре с активным ребенком будет ребенок

застенчивый. Участвуя в подобных играх, дети вырабатывают такие качества, как

выдержка,

сосредоточенность,

самоконтроль,

необходимые

для

становления

произвольного поведения: «Собери картинку», «Латаем ковер» и другие.

Наблюдая за поведением детей в играх, отмечаем, что они стали

проявлять больше умения, сдержанности и самостоятельности в определении

замысла, в выборе сюжета и распределении ролей.

В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по воспитанию

этики поведения у детей, опираясь главным образом, на игровые технологии и

упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных на

занятия.

В утренние часы создаются благоприятные условия для общения с детьми. В

нашей группе стало традицией перед завтраком собираться всем вместе в круг, и

дети

называют

месяц,

день

недели

и

число.

Мы

интересуемся

здоровьем

и

настроением детей, предлагаем всем посмотреть друг на друга и пожелать всем:

«Доброе утро!» и рассказать о добрых поступках вчерашнего дня.

Ежедневно мы предусматриваем труд для всех детей группы и для каждого в

отдельности. В самообслуживании мы используем умения детей для организации

взаимопомощи

и

воспитания

моральных

норм

(помочь

завязать

шарф,

научить

завязывать шнурки, навести порядок).

Таким

образом,

организуя

различную

деятельность

детей,

мы

имеем

возможность обогатить их практический опыт культуры поведения, углубить

знания и моральные представления, чувства и отношения.

Развивающая предметно – пространственная среда является необходимым

условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.

При её создании мы опирались на:

особенности развития детей 5-6 ого года жизни;

требования ООП и ФГОС ДО;

принципы создания предметно - развивающей среды;

рекомендации Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой.

Мы подобрали и расширили игровое оборудование и материалы по воспитанию

культуры поведения детей.

Расстановка столов, секционных шкафов, стеллажей, полочек, витрин, а также

размещение игрушек, учебных пособий производилось таким образом, чтобы дети

могли самостоятельно брать и укладывать на место учебный и игровой материал;

играть, не мешая,

друг другу. Можно сделать вывод, что в группе предметно –

развивающая

среда

мобильна,

многофункциональна,

насыщенная,

отвечает

5

возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для

разностороннего развития и нравственного воспитания каждого ребёнка.

Родители являются участниками образовательного процесса.

Ежедневная

работа

направлена

на

обе спечение

с и с т е мат и ч е с ко й

информированности родителей о жизни ребёнка в д/с и поддержание контакта с

семьёй. Прежде всего, этой цели служит родительский уголок, в котором отражена

информация деятельности работы с детьми.

При помощи консультаций, бесед, родительских собраний, показательных

мероприятий мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности,

направленной на воспитание культуры поведения детей.

Исходя из наших наблюдений в настоящее время, активность родителей

возросла. Также результаты нашей работы показали, что включение родителей

в

процесс

воспитания

ребёнка,

их

взаимодействие

с

воспитателем

и

заинтересованность в этой работе необходимы для развития и воспитания их

собственного ребёнка. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не

могут заменить друг друга.

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования, степень его новизны

,

адресность, возрастосообразность, новизна и значимость работы .

Результативность профессиональной педагогической деятельности и

достигнутые

эффекты

.

В

мае

2016

года

нами

была

проведено

обследование

представлений дошкольников о правилах этикетного поведения по методике И. Н.

Курочкиной.

Видна положительная динамика в освоении представлений дошкольников о

правилах этикетного поведения.

Дети стали больше общаться друг с другом;

самостоятельно

следовать

правилам

этики

поведения;

научились

давать

оценку

своим поступкам и поступкам сверстников; стали эмоционально - отзывчивее и

доброжелательнее.

Результатами проделанной работы стали:

Повышение формирования нравственных представлений, суждений, оценок.

Повышение уровня овладения детьми нормами и правилами поведения.

Развитие культуры общения, эмоциональной отзывчивости и

доброжелательности.

Итак, главным результатом нашей работы стало повышение уровня

развития и воспитания этики поведения детей нашей группы.

Перспективы работы следующие:

Продолжать работу по воспитанию культуры поведения.

Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по

данному вопросу.

Транслируемость

практических

достижений

профессиональной

деятельности педагогического работника.

литература

6



В раздел образования