Автор: Филаткова Ирина Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Филиал МОУ Большеключищенской СШ имени В.Н.Каштанкина в с. Елшанка
Населённый пункт: Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа элективного курса по математике в 6 классе
Раздел: среднее образование
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
элективного
курса
«За
страницами
учебника
математики»
составлена
на
основе
следующих
нормативно-правовых
документов:
1.
Федерального закона от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования,
утверждённого
приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от
17.12.2010
г.
№1897
«Об
утверждении
федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС ООО от 29.12.2014 г. № 1644; от 31.12.2015 г. № 1577).
3.
Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Большеключищенской СШ имени В.Н. Каштанкина.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Программа: Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. (ФГОС),
(сост. Т.А. Бурмистрова, - М.: Просвещение, 2016г.).
2.Учебник для 6 класса, авторы: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд.- Мнемозина, 2016.
Цели курса:
- расширение и углубление знаний учащихся по математике,
- привитие интереса учащихся к математике,
- развитие математического кругозора, логического мышления, исследовательских умений учащихся,
- воспитание настойчивости, инициативы,
- развитие наблюдательности, умения нестандартно мыслить.
- подготовить учащихся к ОГЭ.
Задачи курса:
- формирование навыков использования соответствующего математического аппарата при решении задач,
-
расширение
представлений
учащихся
об
идеях
и
методах
математики,
о
математике
как
форме
описания
и
методе
познания
действительности,
- расширение понимания значимости математики для общественного прогресса.
II.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
1
Изучение материала элективного курса формирует следующие УУД:
личностные:
1)
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования, осознанному построению индивидуальной
образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2)
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики;
3)
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4)
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5)
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития
цивилизации;
6)
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7)
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
8)
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9)
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные:
1)
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
2)
умение осуществлять контроль по результату и по способу действий на уровне произвольного внимания и вносить необходимые
коррективы;
3)
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные
возможности её решения;
4)
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установление аналогий, классификации на
основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установление родовидовых связей;
2
5)
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и выводы;
коммуникативные:
1)
умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
2)
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий;
познавательные:
1)
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве
моделирования явлений и процессов; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной
или вероятностной информации;
2)
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.)для иллюстрации,
интерпретации, аргументации;
3)
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
4)
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
5)
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать с предложенным алгоритмом;
6)
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения математических проблем;
7)
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные
процессы и явления:
осознание роли математики в развитии России и мира;
возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно
3
выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования,
доказательства математических утверждений:
оперирование понятиями:
множество, элемент множества, подмножество, принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в простейших
ситуациях;
решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование
полученного решения задачи;
нахождение процента от числа, числа по проценту от него, нахождения процентного отношение двух чисел, нахождения процентного
снижения или процентного повышения величины;
решение логических задач;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных;
до действительных чисел;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений:
оперирование понятиями:
натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, иррациональное число;
использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений;
использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении задач;
выполнение округления чисел в соответствии с правилами;
сравнение чисел;
4) овладение геометрическим языком;
развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира;
развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:
оперирование понятиями:
фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность
и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар;
изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;
выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;
5) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных;
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших
вероятностных моделях;
развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках,
6) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных
4
дисциплин
с
использованием
при
необходимости
справочных
материалов,
компьютера,
пользоваться
оценкой
и
прикидкой
при
практических расчетах:
распознавание верных и неверных высказываний;
оценивание результатов вычислений при решении практических задач;
выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни;
Планируемые результаты изучения по теме «Устный счёт и свойства чисел»
Учащийся научится:
- применять различные свойства чисел, делимости чисел при решении нестандартных задач,
Учащийся получит возможность научится:
- решать занимательные задачи.
Планируемые результаты изучения по теме «Числовые ребусы. Головоломки»:
Учащийся научится:
-решать числовые ребусы и головоломки
Учащийся получит возможность научится:
- самостоятельно составить числовые ребусы и головоломки
Планируемые результаты изучения по теме «Задачи-шутки. Отгадывание чисел»
Учащийся научится:
-решать задачи-шутки
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно составить задачи-шутки
Планируемые результаты изучения по теме «Задачи на размещение и разрезание»
Учащийся научится:
-решать задачи на разрезание и размещение
Учащийся получит возможность научится:
- самостоятельно составить задачи на размещение и разрезание
Планируемые результаты изучения по теме «Задачи со спичками»:
5
Учащийся научится:
-решать занимательные задачи со спичками
Учащийся получит возможность научится:
- самостоятельно составить задачи со спичками
Планируемые результаты изучения по теме «Чётность, делимость чисел»
Учащийся научится:
- применять различные свойства чисел, делимости чисел при решении нестандартных задач,
Учащийся получит возможность научится:
- решать занимательные задачи.
Планируемые результаты изучения по теме «Логические задачи»
Учащийся научится:
- решать логические задачи с помощью таблиц истинности.
Учащийся получит возможность научится:
- решать занимательные задачи.
Планируемые результаты изучения по теме «Переливание, взвешивание»
Учащийся научится:
- решать занимательные задачи на переливание и взвешивание.
Учащийся получит возможность научится:
- решать занимательные задачи.
Планируемые результаты изучения по теме «Задачи на части и отношения»
Учащийся научится:
- решать различные типы задач на части и отношения.
Учащийся получит возможность научится:
- решать занимательные задачи.
Планируемые результаты изучения по теме «Задачи на проценты»:
Учащийся научится:
- владеть понятиями, связанными с темой пропорция и проценты;
- выражать проценты в виде обыкновенной дроби и наоборот выражать обыкновенные дроби в виде процентов ;
- находить проценты от числа и число по его процентам;
6
-уметь решать задачи на прямую и обратную зависимость между величинами, задачи на проценты.
Учащийся получит возможность научится:
- анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие
с помощью реальных предметов, схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ,
осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;
- решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты, решать
занимательные задачи.
Планируемые результаты изучения по теме «Практико-ориентированные задачи»
Учащийся научится:
- решать различные практико-ориентированные задачи.
Учащийся получит возможность научится:
- подготовиться к ОГЭ.
Планируемые результаты изучения по теме «Решение задач с помощью уравнений»:
Учащийся научится:
- решать задачи с помощью уравнений.
Учащийся получит возможность научится:
- анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие
с помощью реальных предметов, схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ,
осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;
- решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты, решать
занимательные задачи.
Планируемые результаты изучения по теме «Геометрия вокруг нас»:
Учащийся научится:
-использовать язык геометрии для описания предметов окружающего мира;
-распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их отношения;
-решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин.
Учащийся получит возможность научится:
-
овладеть методами решения задач на вычисления.
Планируемые результаты изучения по теме «Комбинаторные задачи»:
7
Учащийся научится:
- решать комбинаторные задачи.
Учащийся получит возможность научится:
- анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие
с помощью реальных предметов, схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ,
осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Планируемые результаты изучения по теме «Исторические сведения»:
Учащийся научится:
-решать исторические, занимательные задачи.
Учащийся получит возможность научится:
- изучить исторические сведения по теме.
III.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Вводное занятие. Решение организационных вопросов.
Устный счет. Свойства чисел.
Освоение приемов быстрого счета: умножение на 25, 75, 11, 111, 50, 125. Решение задач на сообразительность, основанные на свойствах
чисел.
Числовые ребусы. Головоломки.
Арифметические равенства, разные цифры которого заменены разными буквами, одинаковые - одинаковыми. Методы перебора и способы
решения. Решение примеров, содержащих отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить, примеров, где требуется расставить
скобки, знаки арифметических действий, чтобы получились верные равенства.
Задачи-шутки. Отгадывание чисел.
Задачи разной сложности на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».
Угадывание задуманных и полученных в результате действий чисел. Решение задач с конца. Угадывание возраста и даты рождения,
любимой цифры, сколько братьев и сестер у ваших одноклассников.
Задачи на размещение и разрезание.
Задачи на разрезание фигур на одинаковые по форме части, перекраивание фигур с помощью одного, двух или нескольких разрезов.
Задачи на распилы, соединение цепей. Закрашивание клеток в цвета при выполнении условий для соседних клеток.
Задачи со спичками.
Перекладывание спичек для получения верного равенства, заданной фигуры, движения в обратную сторону.
Четность, делимость чисел.
8
Сложение и вычитание чисел разной четности. Задачи и примеры на использование этих закономерностей. Задачи на делимость и
четность чисел, на простые числа. Приемы удобного счета.
Логические задачи.
Задачи на отношения «больше», «меньше». Формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на равновесие, «кто есть
кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?». Старинные
задачи из книги Магницкого.
Переливание, взвешивание.
Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания
фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.
Задачи на части и отношения.
Решение задач на части и отношения.
Задачи на проценты .
Решение задач на нахождение числа по его процентам, и нахождение процентов от числа.
Практико-ориентированные задачи. (Подготовка к ОГЭ)
Решение практико-ориентированных задач их КИМов ОГЭ.
Решение задач с помощью уравнений.
Решение более сложных задач, требующих составления уравнения. Решение задач из «Арифметики Магницкого»
Геометрия вокруг нас.
Пропедевтика геометрических знаний. Восприятие формы, величины, умение концентрировать внимание и воображение. Исторические
сведения о развитии геометрии. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния. Геометрические игры.
Комбинаторные задачи.
Познакомить учащихся с комбинаторным правилом умножения. Решение простейших комбинаторных задач.
Исторические сообщения.
Сообщения учащихся о некоторых великих математиках и их открытиях.
Заключительное занятие.
9
IV.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ
КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п
Тема
Количество часов
Формы контроля
всего
теория
практика
1
Вводное занятие.
1
1
2
Устный счет. Свойства чисел.
2
1
1 Самостоятельная работа
3
Числовые ребусы. Головоломки.
2
1
1 Творческое задание
4
Задачи-шутки. Отгадывание чисел.
2
1
1 Творческое задание
5
Задачи на размещение и разрезание.
2
1
1 Творческое задание
6
Задачи со спичками.
2
1
1 Творческое задание
7
Четность, делимость чисел.
2
1
1 Самостоятельная работа
8
Логические задачи.
2
1
1 Самостоятельная работа
9
Переливание, взвешивание.
2
1
1 Самостоятельная работа
10
Задачи на части и отношения.
2
1
1 Самостоятельная работа
11
Задачи на проценты.
3
2
1 Самостоятельная работа
12
Практико-ориентированные
з а д ач и .
(подготовка к ОГЭ и ЕГЭ)
3
2
1 Самостоятельная работа
13
Решение задач с помощью уравнений.
3
2
1 Самостоятельная работа
14
Геометрия вокруг нас.
2
1
1 Самостоятельная работа
15
Комбинаторные задачи.
3
2
1 Самостоятельная работа
16
Исторические сведения
1
1 Защита проектов
17
Заключительное занятие.
1
1
ВСЕГО:
35
20
15
10