Школьная служба медиации, как один из инструментов профилактической работы
Автор: Савчук Наталья Владимировна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: Моу "Гимназия №6" г. Воркуты Населённый пункт: Город Воркута Наименование материала: статья Тема: Школьная служба медиации, как один из инструментов профилактической работы Раздел: среднее образование
детей с ограниченными возможностями здоровья
Каждый ребенок имеет право на получение образования.
Поэтому в настоящее время педагогами и психологами много говорится о создании
доступной
среды
для
полноценного
развития
ребенка
с
особыми
образовательными
потребностями, не нарушая его прав.
Речь
идет
об
интеграции,
которая
предполагает
совместную
жизнь
детей
с
отклонениями
в
развитии
с
их
нормально
развивающимися
сверстниками
в
стенах
образовательного учреждения.
Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо
опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что
позволит
осуществить
социально-образовательную
интеграцию,
которая
предполагает
такую
организацию
совместного
обучения,
при
которой
обеспечиваются
условия,
необходимые для приобретения учащимися опыта положительного взаимодействия. Такие
дети
нуждаются
в
особых
условиях
обучения,
социально
-
психологического
сопровождения, воспитания и первоначальной профессиональной подготовки.
Основная цель уроков интегрированного обучения — создание таких условий, чтобы
дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в
коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был
включен в общий учебно-воспитательный процесс.
Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом
принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере
возможности
во
фронтальную
работу
на
уроке.
Тем
самым
осуществляя
принцип
индивидуального
и
дифференцированного
подхода
в
обучении
учащихся
с
разными
образовательными возможностями.
Не
менее
важно,
чтобы
обучение
было
связано
с
реальной
жизнью.
Педагоги
моделируют и воспроизводят ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной
жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии
личности школьника.
Коррекционная
работа
в
условиях
интегрированного
обучения
включает
в
себя
коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это возможно
только в том случае, если деятельность учеников осуществляется в тесном сотрудничестве
с основным учителем и под его руководством, но и с педагогом- психологом. Любая
коррекция основывается на том или ином виде деятельности. В ней можно смоделировать
трудные
конфликтные
ситуации
и
сориентировать
ученика
на
их
конструктивное
разрешение.
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние
неблагоприятных социально-психологических факторов.
Необходимо
психологическое
сопровождение
ребенка
с
ограниченными
возможностями, под которым понимают движение вместе с изменяющейся личностью
ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития,
при необходимости — помощь и поддержка.
Целью
психологического
сопровождения
является
создание
системы
психолого-
педагогических
условий,
способствующих
успешной
адаптации,
реабилитации
и
личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).
Такое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями можно
рассматривать
как
комплексную
технологию
психологической
поддержки
и
помощи
ребёнку,
родителям
и
педагогам
в
решении
задач
развития,
обучения,
воспитания,
социализации со стороны педагога-психолога.
Основными
сферами
деятельности
педагога-психолога
в
системе
гимназии
являются: психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
психологическое сопровождение педагогического коллектива;
психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.
А также необходимо решить следующие задачи:
-определение наиболее адекватных путей и средств коррекционной работы с ребёнком;
-прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных
особенностей развития;
-реализация собственно психологической коррекционной работы на протяжении всего
образовательного процесса;
-контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной
коррекционной помощи;
-просвещение педагогов по вопросам психофизиологических особенностей детей с
нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску
рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индивидуальной
психолого-педагогической программе сопровождения.
Психологическое
обследование
помогает
максимально
индивидуализировать
программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить
результаты усилий педагогов.
Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком
успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.
Обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального
статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в гимназии и
способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей.
Взаимодействие с родителями также предполагает некоторые сложности. Нужно
быть готовым к трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных
барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и педагогом (или любым
другим специалистом) может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить,
что
при
отсутствии
взаимодействия
специалистов
и
родителей
результат
работы
с
ребенком может быть нулевым.
Что же значит работать с родителями? Остановимся на понятии «партнерство»,
поскольку
оно
наиболее
точно
отражает
идеальный
тип
совместной
деятельности
родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями,
навыками
и
опытом
для
оказания
помощи
детям,
имеющим
особые
потребности
в
индивидуальном
и
социальном
развитии.
Чего
мы
и
стараемся
достичь
в
нашем
образовательном учреждении.
Практическое
психолого-педагогическое
сопровождение
процесса
обучения
и
воспитания
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
настоящее
время
является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии.
Специалисты школы находятся в постоянном творческом поиске направления работы с
учетом
модернизации
образования,
приблизив
их
к
тем
стандартам
и
социальным
ожиданиям, которые заданы обществом.