Напоминание

Школьная служба медиации, как один из инструментов профилактической работы


Автор: Савчук Наталья Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Моу "Гимназия №6" г. Воркуты
Населённый пункт: Город Воркута
Наименование материала: статья
Тема: Школьная служба медиации, как один из инструментов профилактической работы
Раздел: среднее образование





Назад





Психологическое сопровождение

детей с ограниченными возможностями здоровья
Каждый ребенок имеет право на получение образования. Поэтому в настоящее время педагогами и психологами много говорится о создании доступной среды для полноценного развития ребенка с особыми образовательными потребностями, не нарушая его прав. Речь идет об интеграции, которая предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии с их нормально развивающимися сверстниками в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить социально-образовательную интеграцию, которая предполагает такую организацию совместного обучения, при которой обеспечиваются условия, необходимые для приобретения учащимися опыта положительного взаимодействия. Такие дети нуждаются в особых условиях обучения, социально - психологического сопровождения, воспитания и первоначальной профессиональной подготовки. Основная цель уроков интегрированного обучения — создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс. Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке. Тем самым осуществляя принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Педагоги моделируют и воспроизводят ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника. Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это возможно только в том случае, если деятельность учеников осуществляется в тесном сотрудничестве с основным учителем и под его руководством, но и с педагогом- психологом. Любая коррекция основывается на том или ином виде деятельности. В ней можно смоделировать трудные конфликтные ситуации и сориентировать ученика на их конструктивное разрешение. Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов. Необходимо психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями, под которым понимают движение вместе с изменяющейся личностью
ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка. Целью психологического сопровождения является создание системы психолого- педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.). Такое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога. Основными сферами деятельности педагога-психолога в системе гимназии являются: психологическое сопровождение развития и обучения учащихся; психологическое сопровождение педагогического коллектива; психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся. А также необходимо решить следующие задачи: -определение наиболее адекватных путей и средств коррекционной работы с ребёнком; -прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития; -реализация собственно психологической коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса; -контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи; -просвещение педагогов по вопросам психофизиологических особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индивидуальной психолого-педагогической программе сопровождения. Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов. Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить. Обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в гимназии и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей. Взаимодействие с родителями также предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и педагогом (или любым другим специалистом) может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым. Что же значит работать с родителями? Остановимся на понятии «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом для оказания помощи детям, имеющим особые потребности в
индивидуальном и социальном развитии. Чего мы и стараемся достичь в нашем образовательном учреждении. Практическое психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты школы находятся в постоянном творческом поиске направления работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.


В раздел образования