Напоминание

Развитие творческих навыков на уроках фортепиано в ДШИ


Автор: Долгова Екатерина Антоновна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУДО
Населённый пункт: г.Шумерля Чувашской Республики
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие творческих навыков на уроках фортепиано в ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Долгова Екатерина Антоновна

Преподаватель фортепиано МАУДО «Детская школа искусств №1» г.Шумерля

Чувашской Республики»

Методическая разработка по теме «Развитие

творческих навыков на уроках фортепиано в

Детской школе искусств»

Учимся импровизировать и сочинять

Введение

В наше время умение импровизировать встречается не так часто, а ведь раньше, в

былые времена исполнительство и творчество естественно сочетались в деятельности

крупного музыканта. И каждый ребенок, обучающийся музыке, умел импровизировать,

сочинять небольшие пьески и экосезы. Даже в Древней Греции подростков обучали

импровизировать на кифаре на заданную тему из Гомера.

Задача моей методической работы познакомить обучающихся на фортепиано, с

основами музыкального языка, с теми музыкальными «кирпичиками», «блоками»,

«Конструкциями», из которых воздвигается здание музыкального искусства. Занятия

таким музыкальным творчеством полезны всем, вне зависимости от способностей

ученика. Они увлекают, подталкивают к творческим поискам, учат навыкам

импровизации, и сочинения. Занятия музыкальным творчеством можно вводить в конце

2 начале 3 класса.

Простые гаммы и их основные ступени.

Осваивать будем сначала простые гаммы: до мажор - ля минор, соль мажор - ми минор,

фа мажор - ре минор. Основные ступени в гамме - I, IY, Y. Вначале мы строим

последовательность из этих ступеней с удвоением тоники.

Н-Р: в до мажоре – «до-фа-соль-до», в ля миноре – «ля-ре-ми-ля», соль мажоре - «соль-

до-ре-соль» и т.д. Эти своеобразные арпеджио исполняем снизу вверх, передавая из

левой руки в правую в 4 октавы. Пока только вверх, и осваиваем эти арпеджио в 6

простых, указанных выше тональностях.

Главной и самой трудной задачей для ребенка будет – превратить эту абстрактную

последовательность ступеней в выразительный мелодический звукоряд. Переходя из

минора в мажор, по возможности постараться подчеркивать и оттенять контрастные

характеристики того или иного лада.

После освоения восходящих арпеджио, добавляем движение вниз по тем же звукам,

уже в две октавы в среднем регистре. Но при движении вниз интервальное соотношение

меняется. Если вверх было «кварта-секунда – кварта»,

вниз получится «квинта-секунда-квинта».

Ступени те же, но как изменилась интонация. Чтобы оттенить эти изменения, желательно

акцентировать ту же ноту, то есть IY ступень каждой октавы. Уже на этом

мелодизированном звукоряде донести до ребенка всеобщий характер 2 основных

законов музыки - квадратов и повторений.

Таковы первые шаги ребенка в мир музыкального творчества.

Ритмические варианты знакомого звукоряда.

От знакомого к незнакомому – таков залог успешного продвижения по пути к новым

знаниям. Как известно, звук обладает двумя основными характеристиками – высотой и

длительностью звучания. Из бесконечного многоообразия различных сочетаний высоты

и длительностей и начинается музыкальное творчество.

Будем учиться варьировать метроритмическую основу усвоенного нами звукоряда.

Сначала в рамках четырехдольного метра, считая на четыре, затем трехдольного, считая

на три. Итак, считая на 4, выдумываем и изобретаем различные ритмические рисунки.

Предложить ребенку определенные ритмические рисунки. ( Примеры №3,4,5.) Можно

использовать пунктирный ритм, синкопы, ввести в ритмический рисунок триоли. Наконец,

предложить ученику придумать свои ритмические рисунки, записать их.

Задача учителя, удержать его в рамках строгой четырехдольной квадратности.

Можно усложнить исполнение ритмических вариантов звукоряда, включая

повторяющиеся звуки.

Сочинение колыбельных песенок.

У всех народов есть колыбельные песенки, чтобы укладывать детей спать. На протяжении

тысячелетий складывались характерные особенности колыбельных песен. Это плавное

спокойное движение, равномерный ритм, тихое звучание. А главное в колыбельных это

выразительные, мелодические попевки, которые повторяются без особых изменений.

Колыбельные сопровождаются убаюкивающим аккомпаниментом. И мы будем сочинять

их вместе с аккомпаниментом. Это очень важный этап в развитии творчества детей.

Теперь правая рука берет на себя всю мелодическую нагрузку, левая будет выполнять

второстепенную роль - роль сопровождения. Начнем с самого простейшего

аккомпанимента. Это будет тянущаяся квинта на I и Y ступенях. Ее нужно брать плотным,

но красивым звуком, чтобы она звучала весь такт в размере 4/4. ( Пример №6 )

Чтобы освоить аккомпанемент, типичный для колыбельных, запишем его ритмический

рисунок: четверть – половинка – четверть. Он будет звучать на тех же самых нотках

квинты. Колыбельные очень полезно сочинять, особенно на раннем этапе творчества.

Именно в колыбельных основополагающим принципом является повторение. Без

повторений колыбельная перестанет быть колыбельной. При сочинении мелодии

колыбельной введем очень важную новинку в нашем занятии – возможность свободного

повторения блоков из двух, трех, даже четырех нот. Освоив аккомпанемент, попробуем

сочинить мелодию в размере четыре четверти, а потом в размере три четверти. Они тоже

неплохо звучат, нужно буде только поменять ритм в левой руке. (Примеры №7,8)

Поиграть колыбельные в разных тональностях.

Освоение аккордов на основных ступенях.

Это один из наиболее важных этапов на пути в мир музыкального творчества-

импровизации и сочинения музыки. Учащиеся, имеющие уже довольно большой опыт

игры аккордами, не ощущают глубокого функционального родства между мелодией и

сопровождением, песенкой и аккордами. Не понимают, что мелодия сама подсказывает,

какие аккорды нужно взять. Это создает трудности в его музыкальном и пианистическом

развитии.

А нельзя ли «подружить» ребенка с аккордами вне нотной записи. Смысл и значение

аккордов, сыгранных без нот, доходят до ребенка быстрее и легче. На помощь нам

приходят уже знакомые квинты, построенные на I , IY , Y ступенях. И нужно научить

заполнять их средними звуками.

Вначале предложить ребенку поиграть и хорошо освоить квинты. А чтобы превратить

квинту в аккорд, нужно ввести в середину квинты третий, очень важный звук, который

называется терция. Этот звук дает нам понятие о мажоре и миноре, отличает один лад от

другого. Поиграть ребенку одноименные гаммы и послушать, как меняется звучание

лада. Строить квинты и трезвучия сначала только в трех тональностях- до мажор, ля

минор и соль мажор. Остальные тональности ввести позднее, после того, как ребенок

хорошо, уверенно освоит первые три тональности.

Вначале ребенок играет аккорды в свободном ритме, запоминая их. Потом предложить

поиграть аккорды в определенном ритме и размере. Н-р: в размере 4/4 играем в ритме

половинка – четверть – четверть – целая. На целую длительность повторяем I ступень.

Назовем эти построения «сигналами». Мы не раз к ним будем возвращаться. Играем

сигналы в до мажоре и сразу параллельном миноре. Это будет звучать как вопрос и

ответ. После освоения первых трех тональностей, добавляем «сигналы» в ми миноре и

ре миноре. А еще было бы хорошо играть «сигналы» в тональностях всех пьесок и

этюдов, которые он проходит с педагогом на данном этапе. (Примеры №9)

Следующий этап немного сложнее. Играем трезвучия (I, IY, Y, I) в левой руке целыми

длительностями, они выполняют функцию аккомпанимента. А в правой на тех же нотах

поиграть мелодию в заданном ритме. Четыре такта в до мажоре, ответ четыре такта в

ля миноре. Затем можно передать аккорды в правую руку, в левой поиграть ритмические

узоры на звуках аккордов. В мелодию можно ввести паузы, что придаст легкость,

выразительность. Важно, чтобы ребенок не выходил за рамки четырехдольного размера.

(Пример № 12)

Продолжаем изучать аккорды основных ступеней.

Перед ребенком новые интересные творческие задачи.

Во-первых, линейная последовательность основных ступеней (I -IY -Y -I) сменится

нелинейной последовательностью.

Во-вторых, четырехдольный размер поменяем на трехдольный.

В нелинейной последовательности ребенок может свободно комбинировать основные

ступени. Единственно, что нельзя использовать IY ступень после Y, такой

последовательности избегали все композиторы-классики. Такое свободное

комбинирование открывает перед ребенком новые возможности для творчества.

В этих примерах также важно соблюдать квадрат. Показать ученику образец

импровизации(8тактов). (Пример №10). И поиграть различные варианты

импровизации и открыть ученику два секрета:

- первый: необязательно, чтобы первая нота мелодического кирпичика совпадала с

основным тоном аккорда.. Он может начинаться и с терции, и с верхнего звука, который

называется квинта.

– второй: совсем необязательно в музыкальных ячейках использовать все три звука.

Вполне достаточно два звука, а иногда и одного.

От ученика требуется смелость и свобода в комбинировании основных ступеней. Можно

привлечь опыт предыдущих уроков, используя ритмические узоры и повторения.

Следующий пример сочинить из 16т тактов, используя повторение каждой функции.

Обратить внимание на окончание первого квадрата, который заканчивается на

доминанте, и второго квадрата – на тонике.

Обращение основного аккорда – секстаккорд

Открываем интересное свойство основных аккордов – оказывается, аккорды умеют

«поворачиваться» как бы другой стороной, или, как говорят музыканты, «обращаются».

Когда мы переносим основной тон вверх, внизу у нового аккорда будет терция. Это

обращение мы называем секстаккордом. Ноты те же, но звучит по - другому, потому что

порядок нот другой. Мы превратили трезвучие первой ступени в секстаккорд. Тоже самое

надо сделать с трезвучиями IY и Y ступеней. Поиграем трезвучия с обращением во всех

шести тональностях по ритмической схеме: левой рукой - четверть (трезвучие), четверть

(секстаккорд) и правой - половинная (секстаккорд).

И теперь поиграем аккомпанемент в ритме вальса с использованием секстаккорда,

с басом на тонике и терции, а в правой мелодию на звуках основных аккордов.

(Пример №14)

Волшебные превращений основных трезвучий

До этого момента мы сочиняли, используя звуки основных ступеней в различных

комбинациях. Хорошо усвоив основные трезвучия, ребенку захочется однажды выйти за

их мелодические рамки. Наступает новый этап и пора вводить новые средства

выразительности, новые элементы музыкального языка, пора расширять музыкальный

звукоряд. Сначала введем всего лишь одну нотку, добавим шестую ступень к главным

трезвучиям, которая придаст нашему звукоряду новую, необычную окраску. Новый

звукоряд будем называть «красочным звукорядом».

И будем исполнять этот «красочный звукоряд» по главным трезвучиям, передавая из

одной руки в другую. Будем играть его в мажоре и миноре. При игре легко заметить

закономерность: в мажоре добавляется большая секунда, в миноре малая секунда.

Пальцы немного поменяются в этих последовательностях: 1,2,4,5 в правой руке, 5,4,2,1 в

левой руке. (Пример №15.)

Попробуем играть в ритме вальса этот «красочный звукоряд», используя в

аккомпанименте тоническое трезвучие и секстаккорд. У нас получается в мелодии

двухтактовый кирпичик. И переносим его по всем основным функциям.(I – IY- Y - I)

Можно придумать несколько вариантов мелодии, используя наш «красочный звукоряд».

(Пример №16.)

Вернемся к колыбельной песенке, и посочиняем мелодию колыбельной, используя

новый звукоряд с секундой. Ведь именно секундовая интонация создает волшебный

заклинательный характер, который составляет внутренний смысл самого существования

колыбельных песен. В аккомпанименте играем опять убаюкивающую квинту в ритме

четверть-половинка-четверть. В мелодии используем повторяющиеся фразы, чтобы

получилось квадратное строение. (Пример №17 .)

Чтобы ребенок лучше усвоил звуки «красочного звукоряда» можно поиграть его

обращения на основных функциях (I – IY - Y - I). Тогда секунда, которая была сверху, будет

перемещаться в середину, вниз, а потом совсем исчезает. И каждое новое обращение- это

новая музыка, новые возможности для сочинения, импровизации.

Сочиняем новый вальс и пробуем использовать затакт, он звучит очень выразительно.

Сочиняем мелодию не двух тактовую, а четырех тактового строения на двух

гармонических функциях. В каждом повторяющемся проведении темы попробуем

варьировать основной мотив. Очень важно в вальсе при повторениях мелодии на

каждой ступени использовать вариации основного мотива. ( Пример №18.)

Новый звукоряд. Игра «чужие нотки».

Итак, опять новый звукоряд, будет состоять он уже из пяти ступеней.

На этот раз добавим еще одну ноту, и заполнит она нижнюю терцию наших аккордов.

Итак, в «красочном звукоряде» были звуки «до-ми-соль-ля» а стало «до-ре-ми-соль-ля», в

миноре были звуки «ля-до-ми-фа», а стало «ля-си-до-ми-фа». Вместо четырех стало пять

нот, нот стало больше и возможностей тоже больше. ( Пример №19.)

В новом звукоряде уже не одна, а две секундовые интонации. И наверняка, колыбельные

и вальсы будут звучать еще более выразительнее. Но

сначала ребенку нужно овладеть этим звукорядом. Поиграем правой рукой звукоряды от

до, фа, соль. В левой руке будем брать септимы соответственно «до-си бемоль», «фа – ми

бемоль», «соль-фа».

Усложняем, добавляя основной тон сверху. Играем также с септимами в левой руке.

Апликатура в правой руке одинаковая: 1-2-1-2-3-5 это вверх и вниз 5-3-2-1-2-1. И начинаем

игру «Чужие нотки». Перебираем ноты звукоряда в свободном ритме, стараясь не попасть

на чужие нотки, время от времени повторяя септиму в левой руке. (Пример №20.)

Осваиваем звукоряды на основных функциях, в мажоре и миноре, в наших тональностях.

Затем ввести трехдольность и задать определенный ритмический рисунок. И сочинять

мелодию на новом звукоряде, используя двухтактовые кирпичики, и чтобы получился

квадрат (8 тактов). Пример №21

Сочинить вальс, используя четырехтактные построения, на фоне вальсирующей септимы

(до-си бемоль), в третьем построении применить отклонение в IY ступень, затем

вернуться в тонику. Пример №22.

Поменять фактуру на разложенные трезвучия, и сочинить вальс в линейной

последовательности. Педагог сначала должен помогать ребенку при сочинении пьесок.

Подсказывать, какие типы аккомпанимента можно применить. Н-р: очень интересный

аккомпанемент на спускающемся по хроматизму верхнему голосу, в вальсовом

аккомпанименте. Пример№23.

Сочиняем на черных клавишах.

Сочиняем песенки на хорошо знакомые детские стихотворения. Это новый и важный

этап в творческом развитии ребенка. Практически любой ребенок может сочинить на

черных клавишах песенку на знакомый стишок. Для этого надо вчитаться и вслушаться в

него, чтобы хорошо понять метроритмику стиха. Практически каждое стихотворение

можно прочитать и на три и на четыре четверти. Н-р: Травка зеленеет, солнышко блестит,

ласточка с весною в сени к нам летит. Напрашивается размер четыре четверти. В левой

возьмем квинту фа диез до диез. Мелодию начнем и закончим на фа диезе. Попробуем

сочинить вместе с ребенком несколько вариантов мелодии. Пример №24.

А теперь попробуем эту же песенку сочинить в размере три четвери. Аккомпанемент

сыграем вальсовой фактурой. Проговорим и продирижируем с ребенком ритмический

рисунок на три четвери, теперь можно поиграть мелодию на черных клавишах.

Пример №25.

Поющие интервалы

Показать ребенку интервалы, которые поют. Это терции, децимы (терции через октаву),

и сексты (перевернутые терции). При игре этих интервалов надо строго соблюдать

параллельное движение правой и левой руки и надо очень захотеть, чтобы интервалы

пели, тогда появится поющий звук. Пример №26.

Сочиняем мелодию терциями в заданном ритме в размере три четверти с мелодическим

кирпичиком в два такта. Затем играем мелодию терциями одной рукой, а в левой

добавляем вальсовый аккомпанемент. Пример № 27 .

На этом работа по развитию творчества не останавливается и продолжается в каждом

классе, творческие задания выбираются по усмотрению педагога.



В раздел образования