Автор: Буртасова Нина Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: г. Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы в 5 классе»
Раздел: среднее образование
Тема «Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы в 5
классе».
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия № 29» г.о.Саранск
Буртасова Нина Витальевна.
В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности в
собственной практике я уже несколько лет внедряю исследовательский подход к
обучению, который позволяет осваивать обобщенные способы деятельности,
принимаемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни,
формировать исследовательский компетенции на уроке. Я считаю, что организация
исследовательской деятельности обеспечивает благодатные условия для выхода на
метапредметный результат.
Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу
теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося,
т.е. полученные знания учащиеся могут применять не только в рамках
образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях. Достижение этой
цели может быть обеспечено при интеграции гуманитарных дисциплин в процессе
обучения, в первую очередь русского языка и литературы, истории, МХК.
Курс литературы и русского языка, я думаю, самая благодатная почва для
решения данной задачи. Возвращение к истокам нравственности, формированием
которой всегда занималась школа, - это первостепенная задача и современного
образования. На уроках русского языка и литературы дети развивают универсальные
учебные умения, обеспечивают решение нравственных задач и создают условия, при
которых необходимо применение знаний других предметов (интеграция обучения).
При изучении произведений мы учим доброте и милосердию, даем понятия об
истинных и ложных ценностях; говорим о верности и преданности; учим
сопереживать, сочувствовать всему живому, стараемся привить любовь к родной
природе. Ведь литература – это и исторические события, и географические открытия,
и постижение основ русского языка, и открытия в различных областях наук. Поэтому,
я думаю, метапредметность результативнее достигается на уроках литературы.
1
Открывать, искать, исследовать – эти слова становятся ключевыми в организации
учебной деятельности учащихся на современном уроке. Научить ребенка учиться,
помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс
постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть
перспективу для будущего самостоятельного осмысления – главная задача. Качества,
сформированные на таких уроках, приближены к тем метапредметным результатам,
которые определены в программе по русскому языку и литературе.
Вот основные из них:
• Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал.
• Выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы.
• Умение самостоятельно организовать собственную деятельность, оценив её,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
• Умение работать с разными источниками, находить нужную информацию,
анализировать её, использовать в самостоятельной деятельности.
Что же включают в себя метапредметные компетенции:
• ориентация учащихся в различных областях;
• общеучебные умения информационно- логического характера;
• организация собственной учебной деятельности;
• основные универсальные умения информационного характера;
• использование средств информационных и коммуникационных технологий;
• принятие решений и управление;
• формирование навыков исследовательской деятельности;
• взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Давайте рассмотрим метапредметные компетенции, которые необходимо показать
при анализе деятельности ученика, при мониторинге знаний по темам. Задачи,
которые мы ставим для себя следующие:
Знания: определяет, подбирает, обозначает, выбирает, перечисляет этапы(свойства),
воспроизводит ( структуру), излагает…,
2
1.
Может обрисовать в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…
2.
Умеет находить в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…
3.
Умеет приводить пример того, что (как, где, аналогично )…
Понимание: пересказывает, переструктурирует, объясняет схемы графики, переводит
из одного в другое, обобщает, показывает, фиксирует следствия из фактов …,
1.
Умеет составлять перечень основных свойств…, характеризующих… с точки
зрения…
2.
Умеет составлять список понятий, касающихся…
3.
Может расположить в определенном порядке…
4.
Может выполнять… (эскиз рисунка, схему, график, таблицу) и объяснить …
5.
Может прокомментировать положение (условие, утверждение) о том, что…
6.
Умеет излагать в форме… свое мнение
Применение: демонстрирует, изменяет, обнаруживает, манипулирует, решает,
показывает, применяет законы на практике, использует… для анализа новых
ситуаций.
1.
Может подготовить и провести презентацию…
2.
Может рассчитать на основании данных о…
3.
Может раскрыть особенности, связи…
Анализ: раскрывает связи, реконструирует, сверяет, выделяет, распознает, выдвигает
…,
1.
Умеет сравнивать … и …, а затем обосновывать…
2.
Может провести экспертизу состояния …
Синтез: создает ..модель.., сочиняет, комбинирует, планирует
1.
Может предложить способ, позволяющий…
2.
Может придумать игру, которая…
Оценка:
3
1.
Может оценить значимость … для…
2.
Умеет высказывать критическое суждение о …
Большинство учеников показывают эти умения на уроках. Они внимательны на
уроках литературы, умеют задавать вопросы, анализируют ответы одноклассников,
достаточно четко определяют свою работу, критически относятся к своим работам.
Ученики могут оценивать свою работу и работу одноклассников, могут
самостоятельно определить круг вопросов, которые необходимо рассмотреть,
установить порядок работы, оценить работу. Они очень критичны к себе и к другим
ученикам. Могут оценить и обосновать свою оценку.
На уроках литературы ученики умело пересказывают отрывки текста, составляют
план, не только простой, но сложный, предлагают варианты цитатного плана, могут
перенести ситуацию, описанную в рассказе, на современные события. Ставят задачи
на уроке.
Мы используем различные формы работы на уроках. Даже сам учебник
«Литература» 5 класс дает много материала по теории литературы, предлагает
различные задания.
Давайте разберем некоторые задания, предлагаемые учебником: составьте план,
перескажите отрывок, подготовьте рассуждение по теме, проведите сопоставительный
анализ басен Тредиаковского, Сумарокова, Крылова; самостоятельно составьте
вопросы для анализа басни, попробуйте самостоятельно сформулировать мораль
басни, попробуйте сформулировать, какие народные взгляды на жизнь отразились в
сказках; сочините сказку; ответить на вопросы: какие качества помогают герою найти
верный выход из ситуации. Чему учит сказка?. Какова мораль басен? Подготовьте
вопросы для викторины. Составьте антологию стихов о родной природе. Составьте
начальные кадры кинофильма. Придумайте вопросы и задания для литературной игры
«Что? Где? Когда?» Подготовьте заочную экскурсию. Подготовьте художественный
пересказ эпизода. Напишите словарную статью «Строфа», опираясь на материал
раздела. Подготовить презентацию по теме «Сельская школа 19 века», «Кавказ в
русской живописи».
4
Анализируя задания, мы можем подчеркнуть, что все они направлены на
формирования метапредметных компетенций. Задания учат понимать проблему,
структурировать материал, выделять причинно-следственные связи, формулировать
выводы, самостоятельно организовывать собственную деятельность, вырабатывают
умение работать с разными источниками.
В настоящее время для формирования метапредметных компетенций, предлагаются
различные формы и методы работы, например, проектная деятельность,
интегрированные уроки, исследовательская работа, кейс-методы, которые совмещает в
себе такие методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое
другое.
При проведении интегрированных занятий достигается органическая связь между
приобретением учащимися знаний, умений и усвоением опыта творческой
деятельности.
Литература как учебный предмет – плодотворная почва для проектной
деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие
читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и
обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать
предмет, получить новые знания, а учителю – решать многие педагогические
проблемы.
Задачи исследовательского характера необходимо включать в систему уроков на
разных этапах: в качестве проблемного введения в тему, актуализируя знания, в ходе
практической работы, или закрепления материала, в качестве выполнения домашних
заданий. Задание может оставаться в рамках одного урока, темы, а может послужить
началом или основой будущих исследовательских работ, проектов.
Например, во время изучения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» мы
используем проектную деятельность. Учащиеся делятся на различные группы:
историки, исследователи, военные, художники. Каждая группа реализует свою задачу:
рассказывает о событии с точки зрения солдата, военачальника, поэта; делает
сообщения о силах французов и русских войск, говорят о разнообразных войсках
5
русской армии, подвергать анализу карты с движением войск двух армий, также
рассматривают военную форму и др. Урок получается ярким, содержательным,
зрелищным и, безусловно, эффективным.
При изучении произведения «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого мы также
проводим подобную работу, опираясь на уже изученный материал. Кроме этого, для
анализа предлагаются вопросы, показывающие не только понимание текста, но и
умение соразмерять поступки героя и свои. Здесь обязательно рассматривается и
позиция самого ученика. Например: В какой ситуации вы бы могли применить эти
слова? Бывают ли в вашей жизни ситуации, похожие на описанные в произведении.
Расскажите, основываясь на эпизоды, о своих друзьях, проблемах.
Изучая произведение «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя, мы проводим
урок – исследование. Класс делится на группы. Каждый выбирает себе задание по
своему усмотрению. Кто-то рассказывает о народных традициях (этнографы), кто-то
представляет колядки (группа артистов), кто-то дает историческую справку о
традициях казаков, о суеверии, силах зла в повести рассказывает другая группа.
Литературоведы рассматривают художественную деталь, портрет, речевые
характеристики.
Таким образом, учебная исследовательская деятельность на уроке становится не
просто мощным импульсом для повышения мотивации учащихся, а выступает в
качестве основы, развивающей среды для формирования метапредметных умений.
Учитель, использующий различные виды деятельности в процессе обучения
школьников учит их не только литературе, а учит жизни. Дети учатся анализировать
поступки героев, соразмеряя со своими поступками. На уроках они получают знания
по различным предметам, данные познания аккумулируются, помогают ребенку в
будущем, учат принимать верные решения и находить выход из положения.
6