Напоминание

"Урок мужества"


Автор: Бабенко Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №46"
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок мужества"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема:«Урок мужества»

Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности,

нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести

Россию к возрождению.

Задачи:

1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих,

защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших

героев;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Этап подготовки:

1) изучение информации по вопросам: «Великая Отечественная война»,

«Афганская война», «Война в Чечне».

2) диагностика учащихся класса: «Каков он, патриот современной России?»

3) составление презентации

4) высказывания великих людей о героизме, благородстве:

«О, чувство благородное, чувство освященное!

Обладай вечно сердцами россиян!..» (Ф.Н.Глинка)

«Благородный человек знает только долг, низкий

человек знает только выгоду» (Конфуций)

Оборудование:проектор,компьютер,свечи,гвоздики(у каждого на парте).

Ход урока

I.

Организационный момент

II. Определение темы урока

(на доске написано стихотворение)

Мужество – это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество – суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости

С почвой подружится.

Вызреет в пору спелости

Зернышко колосом мужества.

(Слайд 1)

Учитель:

- Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?

(ответ учащихся)

Учитель:

- Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека

можно назвать мужественным?

(ответ учащихся)

III .

Учитель:

- Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве.

(Слайд 2)

Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть

особенно мужественными.

Учащиеся:

- во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и

Чечне.

Так уж вышло, что история России – это история воинского подвига. Ни одно

другое государство в мире не вынесло столько воин, сколько довелось пережить

России.

Учитель:

- давайте вспомним об этих войнах.

Видеоролик о войне

(Слайд 3)

Ученик :

Июнь. Клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь. Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Великая Отечественная война длилась четыре страшных года.

От Бреста до Москвы – тысяча километров, от Москвы до Берлина –

тысяча шестьсот … Итого две тысячи шестьсот километров. Это,

если считать по прямой…. Так мало, правда?

Две тысячи шестьсот километров - это если поездом, то менее

четырёх суток, самолётом - примерно 4 часа…Перебежками и по-

пластунски – четыре года! Четыре страшных года! Тысяча четыреста

восемнадцать дней и ночей. И миллионы погибших людей.

Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены

поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и

девушки, едва закончив школу. Вместе с тем это были годы мужества,

беззаветной любви к Родине. Воскресным утром 1941 года тысячи мальчиков и

девочек со своими родителями в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли

нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на целых 4

года.Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы

Великой Отечественной! Не всем было суждено вернуться домой, более 20

миллионов жизней унесла война.

Это была священная народная война. 9 мая 1945 года – долгожданная Победа.

Всё небо взорвалось праздничным салютом.

В детстве ваши родители, бабушки и дедушки читали книги о пионерах-героях.

Их имена навечно застыли в строю героев, их взрослый подвиг в годы войны не

имеет цены.

(Слайд 4,5,6,7)

Леонид Голиков, 14 лет – Герой Советского Союза, погиб смертью храбрых в

бою.

Занаида Портнова, 15 лет - Герой Советского Союза, юная партизанка, зверски

замучена фашистами.

Валентин Котик, 14 лет - Герой Советского Союза, погиб в неравном бою с

фашистами.

Лара Михеенко, 12 лет – расстреляна фашистами.

Марат Казей, 15 лет - Герой Советского Союза, окруженный фашистами,

подорвал себя гранатой.

Нина Сагайдак, 14 лет – выполняя задание, попала в руки фашистов.

Расстреляна.

Володя Дубинин, 15 лет – выполняя задание в тылу врага, подорвался на мине.

Александр Ковалев, 13 лет – юнга-североморец, грудью закрывший пробоину в

корабле. Спас корабль и команду.

Это из их жизни пришло к нам слово «мужество».

Прошли годы. Наша страна восстанавливалась и расцветала. После такой

страшной войны думали, что никогда наши матери не будут терять своих

сыновей. Но нет!

И снова сыновей мы отправляем в бой,

Безусых, не успевших опериться,

И костыли уж вновь стучат по мостовой.

О, Русь моя, о, боль моя - Россия!

Где мне слова такие отыскать,

И где мне взять такие силы,

Чтоб о судьбе твоей без слез сказать.

Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979

года. Эта необъявленная война началась в 1979 году в Афганистане. Сыновья

героев Отечественной войны с честью приняли эстафету своих отцов.

Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане.

Ученик :

- 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат,

офицеров, служащих. А итог печален. Как известно война не бывает без

жертв.Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали

они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный

контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не

со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно

оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных

обстоятельствах

. Ученик:

Еще не стихла боль Афганистана.

Еще в плену томятся сыновья.

А у России вновь открылась рана

С названием пронзительным – Чечня.

Туда как в бездну гонят эшелоны

Вновь погибать мужчинам на Руси

А вслед летят родительские стоны

Прости их господи! Помилуй и спаси!

- В декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне.

Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В

этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно

учились в школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»

Ребята в восемнадцать с лишним лет-

Любимой девушке последний спев куплет,

И мамочку родную поминая-

Молились Богу, перед смертью, умирая…

Клубился дым в чудовищном бою-

Солдат терял там жизнь свою…

А кто минуя ад домой добрался-

С глубокой раной в сердце жить остался

Учитель:

- Герои этих войн и их близкие люди есть и среди нас, нашего населения.

Слово участнику чеченской войны.

Учитель:

- О всех сразу рассказать не возможно, но память о них жива. Что испытывала

мать, потерявшая сына? Горе, горе, горе и утрату! Нельзя забыть его глаза,

улыбку, слезы, его радостный смех и маханье рукой.

А теперь посмотрите видо и послушайте песню «Зажгите свечи(зажигают

свечи)

Сейчас, слава богу, нет войны в России, но наши Россияне продолжают

умирать в Сирии, где сейчас идет война.

Вы пали за Родину,

Вы с нами, товарищи.

Мы будем такими же

В любом испытании

Клянёмся!

Клянёмся минутой молчания

В память обо всех погибших: на фронте в годы ВОВ, на Чеченской и

Афганской войне, в Сирии объявляется минута молчания

IV. Учитель:

- ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А

можете ли вы привести примеры?

(ответ учащихся, включая примеры ребят героев спасающих сверстников,

которых рассказывают в новостях)

V. Подведение итогов.

Учитель:

- ребята расскажите, а что вам больше всего запомнилась с сегодняшнего урока?

Какие вы для себя сделали выводы?

(ответ учащихся)

Когда идут бои хотя б в одной стране,

За мир бороться нам с тобой под силу,

Ведь мы живем на сказочной земле,

Страны с прекрасным именем Россия.

Войны не хотим мы нигде, никогда,

Пусть мир будет в мире везде и всегда.

Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей —

Земле достаточно убитых!

Дата 15 февраля в России объявлен Днём памяти о Россиянах, исполнявших

служебный долг за пределами Отечества

Если эта встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях,

которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так

радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!

А нашим мальчишкам, будущим защитникам Родины – успехов в учебе,

выносливости, хороших физических показателей и, конечно, всегда на первом

месте ставить такие понятия, как долг, забота о Родине, своих близких, честь и

достоинство.



В раздел образования