Автор: Былинкина Евгения Анатольевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г.Казани "Детская школа искусств №9"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности работы над пьесами современных композиторов в классе специального фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок
«Об особенностях работы над пьесами
современных композиторов в классе
специального фортепиано»
К старшим классам некоторые учащиеся музыкальных школ
набирают хороший технический запас, проходя довольно много
инструктивных и художественных этюдов, классических сонат,
романтических пьес, полифонических сочинений. Многие педагоги
в желании способствовать развитию воображения у учеников, в
стремлении расширить технические возможности владения
инструментом, уходя от ударной природы фортепиано, оснастить
учеников большим количеством разнообразных приемов
звукоизвлечения обращаются к творчеству современных
композиторов. Музыкальный язык произведений современных
композиторов второй половины XX века, быть может, более
понятен нынешнему поколению, но часто индивидуальность и
неповторимость стиля многих современных сочинений требует
пристального внимания и уважения…
Попробовать соприкоснуться с «живописью в музыке» можно на
примере пьес прибалтийского композитора А.Шендероваса,
написанных по эскизам М.К.Чюрлениса.
В пьесе «Ангел» уместно поставить перед учеником образные
задачи: ведь эту пьесу можно назвать зарисовкой. Поговорить о
звуке «живом» и «мертвом», поискать нужное прикосновение,
разобраться в необычной форме, найти меру владения временем:
и не слишком спешить, и не слишком «отдыхать»… Впечатление
слушателей от этой пьесы впрямую зависит от звучания. Умения
колдовать звуком, чувствовать инструмент…
В пьесе «Демон» большое значение имеет идея сочинения. Четыре
части – как четыре «волны» развития с кульминацией и
неожиданной развязкой. Важно разобраться в ритме, выстраивать
crescendi, искать звук-штрих для начала в pianissimo, исходя из
физических возможностей ученика для кульминации на fff. Часто
трудно удается участвовать эмоционально в исполнении
современных пьес. Чтобы произвести впечатление нарастающего
гула в «Демоне» А.Шендероваса, неожиданных обрывов музыки,
извивающихся интонаций, рисуя не самый приятный образ,
требуется немало мастерства во владении звуком, достаточно
высокого уровня технического, умения эмоционально
выкладываться в каждом исполнении…
Интересно сочинение композитора из Татарстана А.Руденко
«Музыкальный круиз». Идеей своей это произведение напоминает
«Картинки с выставки» М.Мусоргского. «Круиз» затрагивает три
географических пространства- Россию, Европу, Америку. Некое
подобие «Прогулки» у А.Руденко в тексте выделено красным
шрифтом. Для ученика интересно познакомиться с рондообразной
формой, выполнить метрономические указания композитора в
разделах. Музыкальный язык «Круиза» сочетает в себе элементы
джаза и эстрадного стиля. Почувствовать метроритмическую
«пружинку» в этом сочинении, собрать форму, исполняя
«Музыкальный круиз» элегантно, со вкусом, при этом самому
получая удовольствие- вот не простая, но привлекательная задача
для ученика 4-5 класса музыкальной школы.
Нельзя не упомянуть петербургского композитора Жаннэту
Лазаревну Металлиди с впечатляющим количеством сборников
разнообразных пьес для детей всех возрастов. Музыка ее отражает
внутренний мир современного ребенка- от увлечения
электронными игрушками до главных радостей детства: семейных
праздников, походов в цирк и зоопарк, общения с домашними
питомцами, развлечений на свежем воздухе, погружения в мир
старинных легенд и волшебных сказок…
Программность в цикле пьес Ж.Л.Металлиди «Самый лучший
день» (Издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2008)
значительно облегчает детям задачу постижения художественного
образа сочинения, подсказывая и настроение, и характер звучания,
порой даже темп пьесы. Как возможностями фортепианными
выразить радость? В стаккатных «перемигиваниях» «Елочных
фонариков» угадывается новогоднее настроение. И однообразие
звуковое нивелируется чередованием штрихов, и танцевальность
скрытая позволяет музыке двигаться, несмотря на взятый не очень
скорый темп.
Притоптывания в марше «Ура! Идем в зоопарк!» не выглядят
грубыми благодаря использованному среднему регистру
инструмента, то и дело появляющимся пунктирным мотивам,
прозрачной фактуре. А подпрыгивания в пьесе «Мне купили
велосипед» изящны, мелодическая линия из коротких лиг
незамысловата, позиционно удобна, гармонически проста.
Ритмическая формула мотивов, искусно подобранные штрихи,
ясная форма создают легкое и праздничное настроение,
соответствующее названию в следующей пьесе- «День рождения».
Камерные ансамбли «Танец фламинго», «Гордый лебедь»,
«Павлиний хвост» учат слушать партнера, рисовать звуками целые
линии, словно создавая «звучащие» картины с птицами.
Конечно, все люди (и дети!) разные, каждый по-своему чувствует и
воображает, по-своему звучит. Но даже подробная редакция и
программные «ограничители» не смогут лишить индивидуальности
каждого, у кого по-своему будет идти снег в пьесе «Тихо падает
снег», по-своему зазвучит закат в пьесе с ласковым названием
«Солнышко садится», по-своему начнется день в пьесе «Тихое
утро»… Сочинения не большие, понятные; они, на мой взгляд,
идеально подходят для самостоятельного разучивания учениками.
Сборник творческого преподавателя из Татарстана И.В.Ядовой «В
гостях у муми-троллей» («Music Production Internatinal, LLC, 2006)
состоит из семи фортепианных пьес, каждая из которых дополнена
иллюстрациями и цитатами из сказок известной финской
писательницы Туве Янссон (1914-2001).
Приятна в звучании и разучивании «Песенка о дожде». Это
прозрачная пастораль с красивыми гармониями, чудесными
перекличками, переходящими в «эхо» в заключении. Зыбкое
звучание ломаных октав, арпеджато передают колебания волн
моря и беспокойство плывущих в лодках чудаковатых существ в
пьесе «Хатифнатты». Таинственно-блюзовая «Шляпа Волшебника»,
рэгтайм «Веселая песенка обо всем на свете», мрачная «Морра»
-все пьесы И.В. Ядовой образны, жанровы, пианистичны.
Сокровища музыки неисчерпаемы… Знакомство с творчеством
современных авторов расширяет возможности учеников, развивая
и технически, и образно, снимают страх перед сочинительством,
подталкивая пробовать писать музыку самим.
.