Напоминание

"Особенности работы над пьесами современных композиторов в классе специального фортепиано"


Автор: Былинкина Евгения Анатольевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г.Казани "Детская школа искусств №9"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности работы над пьесами современных композиторов в классе специального фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытый урок

«Об особенностях работы над пьесами

современных композиторов в классе

специального фортепиано»

К старшим классам некоторые учащиеся музыкальных школ

набирают хороший технический запас, проходя довольно много

инструктивных и художественных этюдов, классических сонат,

романтических пьес, полифонических сочинений. Многие педагоги

в желании способствовать развитию воображения у учеников, в

стремлении расширить технические возможности владения

инструментом, уходя от ударной природы фортепиано, оснастить

учеников большим количеством разнообразных приемов

звукоизвлечения обращаются к творчеству современных

композиторов. Музыкальный язык произведений современных

композиторов второй половины XX века, быть может, более

понятен нынешнему поколению, но часто индивидуальность и

неповторимость стиля многих современных сочинений требует

пристального внимания и уважения…

Попробовать соприкоснуться с «живописью в музыке» можно на

примере пьес прибалтийского композитора А.Шендероваса,

написанных по эскизам М.К.Чюрлениса.

В пьесе «Ангел» уместно поставить перед учеником образные

задачи: ведь эту пьесу можно назвать зарисовкой. Поговорить о

звуке «живом» и «мертвом», поискать нужное прикосновение,

разобраться в необычной форме, найти меру владения временем:

и не слишком спешить, и не слишком «отдыхать»… Впечатление

слушателей от этой пьесы впрямую зависит от звучания. Умения

колдовать звуком, чувствовать инструмент…

В пьесе «Демон» большое значение имеет идея сочинения. Четыре

части – как четыре «волны» развития с кульминацией и

неожиданной развязкой. Важно разобраться в ритме, выстраивать

crescendi, искать звук-штрих для начала в pianissimo, исходя из

физических возможностей ученика для кульминации на fff. Часто

трудно удается участвовать эмоционально в исполнении

современных пьес. Чтобы произвести впечатление нарастающего

гула в «Демоне» А.Шендероваса, неожиданных обрывов музыки,

извивающихся интонаций, рисуя не самый приятный образ,

требуется немало мастерства во владении звуком, достаточно

высокого уровня технического, умения эмоционально

выкладываться в каждом исполнении…

Интересно сочинение композитора из Татарстана А.Руденко

«Музыкальный круиз». Идеей своей это произведение напоминает

«Картинки с выставки» М.Мусоргского. «Круиз» затрагивает три

географических пространства- Россию, Европу, Америку. Некое

подобие «Прогулки» у А.Руденко в тексте выделено красным

шрифтом. Для ученика интересно познакомиться с рондообразной

формой, выполнить метрономические указания композитора в

разделах. Музыкальный язык «Круиза» сочетает в себе элементы

джаза и эстрадного стиля. Почувствовать метроритмическую

«пружинку» в этом сочинении, собрать форму, исполняя

«Музыкальный круиз» элегантно, со вкусом, при этом самому

получая удовольствие- вот не простая, но привлекательная задача

для ученика 4-5 класса музыкальной школы.

Нельзя не упомянуть петербургского композитора Жаннэту

Лазаревну Металлиди с впечатляющим количеством сборников

разнообразных пьес для детей всех возрастов. Музыка ее отражает

внутренний мир современного ребенка- от увлечения

электронными игрушками до главных радостей детства: семейных

праздников, походов в цирк и зоопарк, общения с домашними

питомцами, развлечений на свежем воздухе, погружения в мир

старинных легенд и волшебных сказок…

Программность в цикле пьес Ж.Л.Металлиди «Самый лучший

день» (Издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2008)

значительно облегчает детям задачу постижения художественного

образа сочинения, подсказывая и настроение, и характер звучания,

порой даже темп пьесы. Как возможностями фортепианными

выразить радость? В стаккатных «перемигиваниях» «Елочных

фонариков» угадывается новогоднее настроение. И однообразие

звуковое нивелируется чередованием штрихов, и танцевальность

скрытая позволяет музыке двигаться, несмотря на взятый не очень

скорый темп.

Притоптывания в марше «Ура! Идем в зоопарк!» не выглядят

грубыми благодаря использованному среднему регистру

инструмента, то и дело появляющимся пунктирным мотивам,

прозрачной фактуре. А подпрыгивания в пьесе «Мне купили

велосипед» изящны, мелодическая линия из коротких лиг

незамысловата, позиционно удобна, гармонически проста.

Ритмическая формула мотивов, искусно подобранные штрихи,

ясная форма создают легкое и праздничное настроение,

соответствующее названию в следующей пьесе- «День рождения».

Камерные ансамбли «Танец фламинго», «Гордый лебедь»,

«Павлиний хвост» учат слушать партнера, рисовать звуками целые

линии, словно создавая «звучащие» картины с птицами.

Конечно, все люди (и дети!) разные, каждый по-своему чувствует и

воображает, по-своему звучит. Но даже подробная редакция и

программные «ограничители» не смогут лишить индивидуальности

каждого, у кого по-своему будет идти снег в пьесе «Тихо падает

снег», по-своему зазвучит закат в пьесе с ласковым названием

«Солнышко садится», по-своему начнется день в пьесе «Тихое

утро»… Сочинения не большие, понятные; они, на мой взгляд,

идеально подходят для самостоятельного разучивания учениками.

Сборник творческого преподавателя из Татарстана И.В.Ядовой «В

гостях у муми-троллей» («Music Production Internatinal, LLC, 2006)

состоит из семи фортепианных пьес, каждая из которых дополнена

иллюстрациями и цитатами из сказок известной финской

писательницы Туве Янссон (1914-2001).

Приятна в звучании и разучивании «Песенка о дожде». Это

прозрачная пастораль с красивыми гармониями, чудесными

перекличками, переходящими в «эхо» в заключении. Зыбкое

звучание ломаных октав, арпеджато передают колебания волн

моря и беспокойство плывущих в лодках чудаковатых существ в

пьесе «Хатифнатты». Таинственно-блюзовая «Шляпа Волшебника»,

рэгтайм «Веселая песенка обо всем на свете», мрачная «Морра»

-все пьесы И.В. Ядовой образны, жанровы, пианистичны.

Сокровища музыки неисчерпаемы… Знакомство с творчеством

современных авторов расширяет возможности учеников, развивая

и технически, и образно, снимают страх перед сочинительством,

подталкивая пробовать писать музыку самим.

.



В раздел образования