Напоминание

Проект «Развитие речи старших дошкольников средствами устного народного творчества через знакомство с основами здорового образа жизни»


Автор: Королькова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №3 к.в.
Населённый пункт: города Магнитогорска , Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект «Развитие речи старших дошкольников средствами устного народного творчества через знакомство с основами здорового образа жизни»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3

комбинированного вида

Проект

«Развитие речи старших дошкольников средствами

устного народного творчества через

знакомство с

основами здорового образа жизни»

Выполнила: воспитатель 1 категории Королькова Т.А.

.

Магнитогорск 2018г

Проект :

«Развитие речи старших дошкольников средствами устного народного

творчества через

знакомство с основами здорового образа жизни»

Автор проекта: воспитатель 1 категории МДОУ « Детский сад №3 к.в.»

Королькова Т.А.

Сроки реализации : со 2 февраля по 3 апреля

Участники проекта: воспитатели, специалисты ДОУ, родители, дети от 5 лет

.

Актуальность:

В

последнее

время

наблюдается

тенденция

роста

количества

детей

с

нарушениями

речи.

Чаще

всего

дети

еще

и

соматически

ослабленные.

Поэтому

возникает

необходимость

поиска

различных

путей

и

методов,

способствующих

более

качественному

усвоению

необходимых

знаний,

успешной

адаптации,

укреплению

здоровья.

Свой

проект

я

решила

реализовывать через речевой материал, а наиболее благоприятной почвой

является народный фольклор. О здоровье людей, их здоровом образе жизни,

народом высказано много мудрых мыслей, придумано много поговорок и

пословиц. Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех

формах работы с дошкольниками: на прогулке, во время приема пищи, на

занятиях

физкультуры,

в

театрализованной

деятельности,

развлечениях,

помогая

находить

новые

формы

развития

двигательных

способностей,

прививая интерес к устному творчеству народа.

Учить детей следует на лучших образцах родного языка,

С

раннего

возраста

развивать

интерес

и

любовь

к

народному

эпосу,

народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам

детской литературы.

Всё это обогатит их образную речь, приобщит к национальной культуре»

К. Д. Ушинский

Через

устное

народное

творчество

участники

проекта

научатся

бережнее

относиться

к

своему

здоровью,

применять

полученные

знания

в

жизни.

Пополнят активный словарный запас пословицами и поговорками

Проблема: Поиск

различных

путей

и

методов,

способствующих

более

качественному

усвоению

необходимых

знаний,

успешной

адаптации,

укреплению

здоровья

через

речевой

материал,

а

наиболее

благоприятной

почвой является народный фольклор.

Цель:

Формирование

устной

речи

и

навыков

речевого

общения

с

окружающими на основе владения литературным языком своего народа

Задачи:

- формировать представления о составляющих здорового образа жизни

и понятиях, противоречащих здоровому образу жизни;

- владение речью как средством общения и культуры, выяснить чем

пословица отличается от поговорки;

-

развитие

речевого

творчества,

познавательного

интереса

к

фольклорным и авторским высказываниям;

- коммуникативное, этическое, эстетическое воспитание через освоение

фольклорных форм о здоровом образе жизни.

- привлекать родителей к участию

в жизнедеятельности ДОУ

оказывать

помощь в воспитании и развитии детей, вовлекать в образовательный

процесс

Ожидаемые результаты:

Дети научатся речевому общению с окружающими , овладеют

литературным языком своего народа

Систематизировать у детей представления о ЗОЖ, дети узнают, чем

пословицы отличаются от поговорок, узнают много новых пословиц и

поговорок, научатся понимать их смысл и смогут проверить их

значение на собственном опыте.

Привлечь родителей использовать пословицы и поговорки о ЗОЖ в

повседневной жизни.

Самообразование родителей

Продукт проекта: Досуг и развлечение.

Этапы проекта

Этапы проекта

Деятельность детей

Деятельность педагога

1.Организационный

со 2 февраля по 3

апреля 2015

Вхождение в проект ,

участие в диагностике

Раскрывает проблему,

определяет цель ,намечает

задачи для реализации

поставленной цели

Проводит анкетирование

среди родителей

2.Планирование

деятельности

с 16 февраля по 3

апреля 2018

Участие в беседах

Разучивание

пословиц и

поговорок о ЗОЖ , игр

стихов

Разрабатывает материал и для

занятий

Конспекты

Картотеку пословиц

поговорок о ЗОЖ и т.д.

3.Заключительный

- подведение итогов

С 30 марта по 3 апреля

2018

Участие в развлечении

Обработка данных

Подведение итогов

Реализация проекта через образовательные области

Образовательные области

Виды детской деятельности

познавательное развитие

речевое развитие

художественно-

эстетическое

социально-

коммуникативное развитие;

физическое развитие.

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие устной речи «Малые фольклорные формы»

Цель: познакомить с пословицами, поговорками,

закличками. Определить понятие «здоровый образ

жизни».

Непосредственно образовательная деятельность

«Беседа о русских традициях» ( чаепитие с караваем )

Цель: продолжать обогащать знания детей о русских

традициях

Аппликация «Русский головной убор»

Цель: познакомить с хохломской росписью

Познакомить с пословицами , поговорками о головном

уборе.

Ситуативный разговор « Для чего нужен головной убор

летом»

Непосредственная образовательная деятельность в

форме занятий, бесед

Выяснить что такое пословицы и поговорки.

Подобрать пословицы и поговорки о ЗОЖ.

Создать свою классификацию пословиц и поговорок о

ЗОЖ.

Проверить значение пословиц на собственном опыте.

Тема: «Что надо кушать, если хочешь быть здоровым

«Из чего варят кашу, как сделать каши вкусными»

«Откуда берутся продукты питания»

«Страна волшебная здоровье»

«Как правильно вести себя за столом».

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий,

(воспитатели)

Заучивание стихов

Чтение былины «Илья Муромец» .

- Рисование: «Рисуем в кругу семьи» (родители)

Творческие работы на тему: Семейный отдых»

Слушание: Хороводных песен, закличек;

Опыты:

Включение в непосредственно образовательную

деятельность русских народных и хороводных игр : «

Лапта» « У медведя во бору» « Переменки» « Мороз-

красный нос» «Салки» «Каравай»

«Заинька»

«Ровным

кругом» и т. д.

Игровая деятельность (под руководством педагогов)

Сюжетно-ролевые игры:

Дидактические игры:

Игры- эстафеты:

Работа с родителями:

1.

Ознакомить родителей с задачами проекта

2.

Выставка детских работ на тему: «Пословица в рисунке » (Рисуем всей

семьей).

3.

Семейные фото «Семейный отдых».

4.

Подготовить с ребенком рассказ ( о том как в семье укрепляют

здоровье)

5.

Предоставить анкеты

6.

Участие в развлечении

Литература:

1. Даль, В.И. Пословицы русского народа. / В.И Даль. – М,

«Художественная литература», 1989

2. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки/

Ю.Г.Круглов. – М: «Просвещение», 1990.

3. Маханева М. Д. «Здоровый ребенок»

4. Мосалова Л. Л. «Я и мир»

5. Сысоев, В.Д. Пословицы и поговорки. / В.Д. Сысоев. – М: АСТ.

Астрель, 2007.

6. Тарасова Т.А., Власова Л.С. «Я и моё здоровье».

7. Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровье сберегающая система».

8. Ушакова, О. Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. / О.

Д.Ушакова. - Санкт-Петербург: Литература, 2007

Крепок телом - богат и

делом.

Со спортом не дружишь

- не раз о том потужишь.

Пешком ходить — долго

жить.

Отдай спорту время, а

взамен получи здоровье.

Кто любит спорт, тот

здоров и бодр.

Смолоду закалишься, на

весь век сгодишься.

Солнце, воздух и вода -

наши верные друзья.

Закаляй свое тело с

пользой для дела.

Начинай новую жизнь не

с понедельника, а с

утренней зарядки.

Кто спортом занимается,

тот силы набирается.

Холода не бойся, сам по

пояс мойся.

В здоровом теле

здоровый дух.

Отдай спорту время, а

взамен получи здоровье.

Приложение 1

Картотека пословиц и поговорок о здоровом образе жизни

Приложение 2

Картотека пословиц и поговорок о здоровом питании

После обеда полежи,

после ужина походи.

Горьким лечат, а сладким

калечат.

Сладко естся, так плохо

спится.

Аппетит от больного

бежит, а к здоровому

катится.

Лук с чесноком

родные братья.

Лук семь недугов лечит

Больному все горько.

Держи голову в холоде,

живот в голоде, а ноги в

тепле.

Приложение 3

Картотека пословиц и поговорок про хворь

Баня здоровит, разговор

веселит

Не по лесу болезнь

ходит, а по людям.

На болячку не молись, а

лечись.

Руби дерево здоровое, а

гнилое и само свалится

Где кашель, там и хворь.

У кого болит, тот и

кричит.

Приложение 4

Картотека пословиц и поговорок о здоровье

Здоровье дороже

богатства

Каждый кузнец своего

здоровья

Чистота - залог

здоровья.

Играй, не отыгрывайся;

лечись, не залечивайся!

Береги честь смолоду, а

здоровье под старость

Береги платье снову,

а здоровье с молоду

Где здоровье - там и

красота

Здоровье дороже денег



В раздел образования