Автор: Неустроева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Вяземский, Хабаровского края
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Воспитание интереса к труду детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Управление образования администрации Вяземского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад № 134 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
г. Вяземского Вяземского муниципального района Хабаровского края
Опыт работы
по теме: «Воспитание интереса к труду детей дошкольного
возраста»
Неустроева Елена Николаевна
Воспитатель
Второй квалификационной категории
2018 год
Введение
Мой девиз: «Научить детей трудиться и любить труд!»
Труд – основа жизни любого народа, основа его нравственности, всех представлений
о добре и зле, красивом и безобразном, должном и недолжном.
Рассматривая
дошкольный
возраст
как
базовую
ступень
формирования
личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность
нового
подхода
к
дошкольному
воспитанию,
основанному
на
принципах
вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через
интересующие
его
виды
деятельности.
Разработан
механизм,
регулирующий
качество дошкольного воспитания, государственный стандарт - критерии оценки
деятельности
дошкольных
учреждений;
концептуальные
основы
дошкольного
образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных
качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность,
инициативность,
коммуникативность,
творческое
воображение,
произвольность.
Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд
показателей
трудолюбия
(осознание
цели
деятельности
и
настойчивость
в
ее
достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-
положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности;
аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда)
наиболее
успешно
формируются
в
дошкольном
и
младшем
школьном
возрасте
Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в
учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной
трудовой
деятельности.
Думаю,
со
мной
согласятся
многие,
что
практическая
деятельность педагога приобщения детей к труду представляется делом нужным и
правильным.
Таким образом, мы подготавливаем ребенка к взрослой жизни от игры к
посильному участию в повседневной работе и далее - к выполнению каждым четких
обязанностей в семье, включая заботу старших о младших и вплоть до настоящей
работы со взрослыми.
Важное
значение
трудовому
воспитанию
придавал
К.
Д.
Ушинский
–
«Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в
человеке жажду серьёзно трудиться».
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания.
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован
так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для
коллектива. Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом
развития
базовых
и
творческих
способностей
ребенка,
важнейшим
средством
формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание входит в
жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и
систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных
возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания
желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
2
Труд является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в
ДОУ.
Встречаются
трудности
в
подборе
объектов
трудовой
деятельности,
ограничена
сфера
труда
дошкольников.
Достаточно
полного
представления
о
сущности
трудолюбия
нет
как
у
воспитателей,
учителей,
так
и
у
родителей.
Трудовое
воспитание
детей
дошкольного
возраста
еще
не
стало
ведущим
направлением в образовательном процессе ДОУ.
3
1.
Теоретическая часть«Обоснование трудового воспитания дошкольников».
1.1Цели и задачи трудового воспитания:
Главная цель педагогической деятельности по воспитанию интереса к труду:
прививать детям навыки и умения, способствующие развитию личности ребенка,
подготовки его к жизни.
Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:
1.
Способствовать
развитию
самостоятельности,
желания
брать
на
себя
повседневные трудовые обязанности, включаться в повседневные трудовые дела в
условиях
детского
сада
и
семьи;
воспитывать
эмоциональную
отзывчивость,
сопереживание, добросовестное и ответственное отношение к делу, товарищество и
другие личностные качества.
2. Формировать у детей отчетливые представления о труде как социальном явлении,
обеспечивающем
потребности
человека,
через
расширение
круга
знаний
и
представлений
о
совершенствовании
рукотворного
мира,
изменении
мира
профессий.
3. Вовлекать детей (в объеме возрастных возможностей) в простейшие процессы
хозяйственно-бытового труда — от постановки цели до получения результата труда
и
уборки
рабочего
места;
развивать
самостоятельность,
умение
контролировать
качество результатов своего труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто).
4. Формировать представление о профессии на основе ознакомления с конкретными
видами труда; помочь увидеть направленность труда на достижение результата и
удовлетворение потребностей людей.
5.
Приобщать
детей
к
самообслуживанию
(одевание,
раздевание,
умывание),
способствовать
развитию
самостоятельности,
волевых
усилий,
положительной
самооценки.
6. Воспитывать уважение и благодарность к взрослым за их труд, заботу о детях;
воспитывать
ценностное
отношение
к
предметному
миру
как
результату
человеческого труда; накапливать опыт бережного отношения к воде, электричеству,
продуктам питания, материалам для детского творчества.
7. Воспитывать ответственность (за начатое дело, данное слово), добросовестность,
стремление принять участие в трудовой деятельности взрослых, оказать посильную
помощь, проявить заботу, внимание как важнейшие личностные качества будущего
школьника.
Практическая
значимость –
правильное
воспитание
ребенка
и
своевременная
выработка у него необходимых трудовых навыков. Активное участие и посильная
помощь взрослым поддерживает у них жизнерадостное настроение и способствует
закреплению культурного поведения, уважения к труду, помогают формированию
положительных
черт
характера.
Эмоциональную
настройку
детей,
интерес
к
самостоятельным действиям надо поддерживать и закреплять играми, сказками,
которые
прививают
необходимые
навыки
в
увлекательной,
творческой
форме.
Постепенно, в процессе воспитания и влияния окружающих у ребенка возникают и
закрепляются определенные правила поведения, развиваются социальные чувства,
4
устанавливаются
различные
отношения
с
окружающими,
что
является
началом
формирования морального облика, характера человека.
Практическую
направленность
деятельности
создает
дополнительные
обстоятельства для воспитания детей. Осознание детьми целесообразности своей
трудовой
деятельности
оказывает
значительное
влияние
на
её
качество,
на
отношение
каждого
ребёнка
к
процессу
и
результату
труда.
Дети
проявляют
целеустремлённость, настойчивость, если понимают, что их труд нужен другому
человеку.
Теоретическая
значимость:
состоит
в
разработке
концептуальных
основ,
прогностической
модели
трудового
воспитания
детей
старшего
дошкольного
возраста; в обосновании научных подходов к трудовому воспитанию детей старшего
дошкольного возраста.
1.2 Изучение методической литературы.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в
истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С.
М а к а р е н к о ,
В . А .
С у х о м л и н с к о г о ,
С . Т .
Ш а ц к о г о
и
д р .
Теоретическое
обоснование
трудового
воспитания
молодежи
с
выходом
на
практические рекомендации освещены в работах П.Р. Атутова, А.А. Ахматова, С.Я.
Батышева, К.Н. Катханова, В.А. Полякова и др.
Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой,
показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности,
является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три
способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная
помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей.
По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как
образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе.
Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы
выявления
признаков
и
компонентов
трудолюбия
детей
дошкольного
возраста.
Однако, проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества
личности еще недостаточно разработана. Труд в жизни каждого человека и в жизни
общества имеет определяющее значение.
1.3 Программные задачи трудового воспитания.
Программные
задачи
трудового
воспитания
детей
дошкольного
возраста
можно
объединить в несколько групп.
Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду
взрослых,
стремления
оказывать
им
посильную
помощь,
заинтересованность
в
результатах труда.
При этом у детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об
отношении взрослых к труду.
5
Вторую
группу составляют
задачи,
направленные
на
формирование
трудовых
навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания
трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в
достаточно быстром темпе.
Третья группа задач направлена на воспитание у детей некоторых личностных
качеств:
привычки
к
трудовому
усилию,
ответственности,
заботливости,
бережливости, готовности принять участие в труде.
Четвертую группу составляют задачи воспитания навыков организации своей и
общей
работы
-
умение
готовить
заранее
все
необходимое,
убирать
на
место
инструменты.
К пятой группе относят задачи формирования положительных взаимоотношений
между детьми в процессе труда - умение работать согласованно.
Следует иметь в виду, что все намеченные задачи осуществляются не изолированно
друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс этих задач в педагогическом
процессе осуществляются одновременно.
Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного
отношения
к
труду.
Она
может
быть
успешно
решена
только
на
основе
учета
особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета
возрастных особенностей ребенка.
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить пути
для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.
Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в
становлении его личности.
В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует
идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже умеют работать,
необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо
научить тому, что они еще не умеют делать.
В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания
трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность
детей, их стремление достичь высокого результата работы.
В
трудовой
деятельности
ребенка
большое
значение
имеет
его
собственная
творческая
активность:
обдумывание
предстоящей
деятельности,
подбор
необходимых
материалов,
инструментов,
преодоление
известных
трудности
при
достижении намеченного результата.
Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При
этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам
трудовой процесс (Приложение 1).
Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 - 7 лет. Умение планировать
работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще
всего предлагается педагогом, так как здесь основной задачей является научить
ребенка тому, чего он еще не умеет делать.
Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс
деятельности.
6
Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании
работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе,
дружно, быстро все сделали», - говорит воспитатель.
Формирование у детей навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в
значительной
мере
направленной
на
удовлетворение
повседневных
личных
потребностей.
Самообслуживание
является
основным
видом
труда
маленького
ребенка. Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо,
если воспитатели не интересуются результатами их работы.
Таким
образом,
ученые
внесли
значительный
вклад
в
разработку
проблемы
выявления
признаков
и
компонентов
трудолюбия
детей
дошкольного
возраста.
Однако проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества
личности еще недостаточно разработана.
Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так,
интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное
отношение
к
продуктам
труда
есть
не
что
иное,
как
гуманизм;
осознанное
выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых
и
детей
-
коллективизм;
умение
доводить
дело
до
конца
отражает
степень
сформированности
старательности,
настойчивости,
целеустремленности.
Следовательно,
трудолюбие
является
качеством,
которое
отражает
развитие
личности в целом.
7
2.Основная часть «Практическая работа по организации воспитания интереса
к труду у детей дошкольного возраста»
2.1 Отбор диагностических методик уровня развития трудовых умений и
навыков у дошкольников
В течение 2010-2014 учебного годая работаю над проблемой создания условий
для трудового развития дошкольников. Основой для планирования раздела
"Трудовое воспитание" является примерная образовательная программа В.И.
Логиновой "Детство".
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития
базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования
культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка
с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично.
Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей
и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания
трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
В соответствии с программой трудовое воспитание, включая его основные виды:
самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически
осуществляется с двух лет (с первой младшей группы).
Через основные формы организации труда детей - поручения, дежурства,
коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.
Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через
непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду
и дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной
направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное
отношение к людям труда.
В каждой группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей,
задачи, которые решаются в процессе детского труда. Постепенно от группы к
группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со
второй младшей группы, в разделе "Труд в природе" выделяется подраздел "Работа в
уголке природы", а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится
ручной труд.
Организуя трудовую деятельность, обеспечиваю всестороннее развитие детей,
помогаю им обрести уверенность в своих силах, формирую жизненно необходимые
умения и навыки, воспитываю ответственность и самостоятельность. В своей работе
стараюсь так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические
силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя
значимыми и компетентными.
Ссылаясь на основные аспекты трудовой деятельности детей учитываются:
общественная значимость труда;
возрастные особенности детей;
нормы нагрузки, выполняемые детьми, не допуская их перегрузки и
переутомления;
создание благоприятной психологической атмосферы для трудовой
деятельности детей;
качественное выполнение трудовых действий;
8
В процессе любого вида труда решаются задачи разностороннего воспитания и
развития ребенка: умственного, физического, нравственного и эстетического. В
разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с
разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному и
физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура рук,
формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз.
Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое дело до
конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.
Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от
того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное.
Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются - объяснение
и показ. Не менее важными методами являются и игровые ситуации, игровые
приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек.
Для решения программных задач по трудовому воспитанию используются разные
формы методической работы: семинары, консультации, смотры, конкурсы, мастер-
классы, открытые просмотры, обобщение передового педагогического опыта.
В нашем детском саду практикуется проведение смотров по созданию условий
для развития творческих способностей и трудового воспитания детей:
Смотры:
- уголков природы;
- мини-огородов;
- центров самостоятельной деятельности;
- уголков ручного труда
Провожу работу с родителями по трудовому воспитанию в семье (Приложение
2,3,4), где освещаю вопросыо роли семьи в трудовом воспитании ребенка, домашнем
труде и положительного отношения к труду. На одном из родительских собраний
освещался вопрос «Как приучить детей к труду дома?» (Приложение 5). На одном из
педагогических советах раскрывала вопрос о соблюдении требований техники
безопасности при организации трудовой деятельности детей в детском саду
(Приложение 6).
Для решения вопросов по созданию условий для всестороннего развития детей,
согласно методическим рекомендациям программы, развивающая среда строится,
основываясь на следующие принципы:
- комфорта и эмоциональное благополучия ребенка (свобода в выборе, разная
содержательная направленность);
- индивидуализации (создание центров отдыха и разгрузки)
- динамичности (создание множества центров разной направленности);
Оформлены и функционируют центры для трудовой и самостоятельной детской
деятельности:
- художественный;
- конструктивно-строительный;
- природы;
- ручного труда.
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка.
Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на
9
место формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого,
уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Являясь
главным содержанием трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста,
самообслуживание постепенно уступает свое место другим видам труда, однако
значение его велико и на ступени старшего дошкольного возраста.
Мы должны воспитывать в ребенке чувство восхищения своим трудом.
В настоящее время ведутся исследования по нравственно-трудовому воспитанию
детей дошкольного возраста. В ходе этих исследований были разработаны
содержание доступной детям трудовой деятельности и основные методы ее
организации. Анализ и обобщение основных работ по данной проблеме позволили
определить основополагающие качества личности ребенка, формирование которых
может быть успешно осуществлено в процессе его нравственно-трудового
воспитания. Существенное значение в этом процессе имеют особые формы
ознакомления детей с трудом взрослых, при которых главное внимание уделяется
творческой стороне трудовой деятельности взрослых различных профессий, их
инициативе и находчивости, трудолюбию и упорству.
Для выявления уровней трудовых умений и навыков были разработаны критерии и
проведен мониторинг. Результаты были следующие: из 20 воспитанников на начало
учебного года 20% детей имело высокий уровень освоения программы, а 70% -
средний уровень, низкий уровень 10% (Приложение 7).
По
результатам
проведенного
мониторинга
видно,
что
в
основном
у
детей
сформирован средний уровень развития трудовых умений и навыков. В группе
созданы
все
условия
необходимые
для
трудового
воспитания.
Зона
трудового
воспитания оснащена всем необходимым инвентарем для трудового процесса. Для
формирования нравственно - волевых качеств детей через их труд мы используем
три формы организации труда: поручения, дежурства, коллективный труд.
2.2 Система работы по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного
возраста в ДОУ
Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь
проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых
действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей
игры; игровые действия включаются в процесс труда.
Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным
отношением к их труду (проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы
обед был вкусным, и т.п.). Младшие дошкольники при этом ещё не осуществляют
конкретных трудовых усилий (они как будто ведут машину, как будто готовят обед).
У детей постарше в игре нередко возникает необходимость потрудиться: вымыть
посуду, которой пользовались за столом, выкупать куклу-дочку или выстирать её
испачканное платье. Такая игра побуждает их совершать реальные трудовые
действия.
Связь труда с игрой обнаруживается и тогда, когда (в более старшем дошкольном
возрасте) в ходе её возникает потребность в атрибутах, необходимых для
изображения взятых на себя ролей: матросских шапочках, знаках дорожного
движения, флажках и фонариках и др. Желание наиболее полно отразить в игре
10
действия персонажей, точнее передать в постройке свой замысел также побуждает
детей включится в труд.
Нередко труд перемежается с игрой. Ребёнок несёт розетки с красками на столы.
Возвращаясь к столу воспитателя, он превращает поднос в руль, гудит, изображая
машину. Для трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста
характерен интерес к самому процессу действий. Например, ребёнок, полив
растения, начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе,
начинает раскладывать по второй.
При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей она долго
продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по
себе. Под влиянием воспитателя у детей постепенно развивается способность
ставить цель, заранее планировать и организовывать свою деятельность
(приготовить всё, что понадобиться, определить последовательность действий),
доводить дело до получения результата.
В трудовой деятельности старших дошкольников чётко прослеживается мотивы
общественной пользы. Они охотнее принимают участие в труде, даже не имеющем
особой привлекательности, если понимают его значение для других.
В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в
повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и
т.д. Совершенствование умений и навыков состоит не только в том, что ребёнок
начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность,
умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет
ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.
В процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей,
наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь
с условиями их обитания, и т.д. Они сравнивают, сопоставляют, стремятся
самостоятельно найти ответы на бесконечные "почему". У них развивается
любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством
умственного развития детей.
В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей
формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам
красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон,
осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.
Труд закаляет детей физически. Они становятся способными к напряжению сил,
преодолению трудностей.
Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных
качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с накрыванием на стол,
помогая готовить всё необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для
других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней
нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует
ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.
В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду
ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу
внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых
действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с
11
трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада
позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий,
разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную
значимость. Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть трудолюбивый
человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо
трудиться, заботится об окружающих, читает им произведения о труде, в которых
ярко, эмоционально раскрывается его значение и красота. Формируя у детей
уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, педагог
воспитывает у них бережное отношение к результатам труда.
Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на
формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться
формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом
самих детей. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и
познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что
трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять полученное дело до
конца, не отступая перед трудностями.
В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание
выполнять самостоятельно всё то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз,
когда они в ней нуждаются. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали
огорчения от неудачных попыток, самостоятельно справится с предложенным делом,
так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание
трудиться. Напротив, поощрение любой попытки ребёнка проявить
самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости
от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия.
Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от
достигнутых результатов, от своей полезности другим.
Овладение детьми навыками, элементами самоорганизации позволяет сделать
труд детей старшего дошкольного возраста разнообразным, систематическим. Это
создаёт условия для формирования у детей важнейшего качества личности –
трудолюбия. По отношению к детям дошкольного возраста это понятие включает в
себя: умение и желание принимать участие в труде, по собственному побуждению
при необходимости включатся в труд, проявлять самостоятельность, активность,
творчество в процессе выполнения разнообразных дел.
В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в
коллективе. Происходит это постепенно, путём объединения детей в процессе труда
в небольшие группы с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоём -
втроём, то общее задание может выполнять группа из 6-7 участников). В процессе
такого труда воспитатель формирует у детей представление об общей
ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно
действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и
стремясь совместными усилиями достичь результата. Всё это обогащает опыт
взаимоотношений в деятельности, придаёт им положительный характер.
В процессе работы с детьми использую различные формы, виды, содержания
работы, но вся деятельность направлена на всестороннее и гармоничное развитие
детей.
12
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ,
объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»:
1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для
занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки.
2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.)
3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки
ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.
4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и
другую посуду после завтрака.
5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку
во дворе.
6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель,
резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье,
собирать и чистить ягоды.
7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить
или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками,
покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.
8. Приносить воду в небольших ведерках, колотые дрова, переворошить
сено возле дома, сгрести его в небольшие копны.
9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять,
играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение.
10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе,
пожилым людям.
Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том,
что он может дать для общества, но и том, что труд дает ему лично. В каждом
ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы
зажечь, необходима искра. Способности ребёнка развиваются главным образом в
условиях деятельности.
Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Для
рациональной организации трудовой деятельности мы сшили фартуки для
хозяйственно-бытового труда и для дежурства по столовой, в группу приобрели
небольшие тазики для стирки кукольного белья и игрушек. Все оборудование
находится в специально отведенном месте, мы назвали его "центр труда". Работая с
детьми, я пришла к выводу, что необходимо уделять должное внимание развитию
трудолюбия у детей в дошкольном возрасте. Трудовая деятельность должна
способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов,
появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных
качеств как в трудолюбии, ответственность за порученное дело, добрый совет.
Добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствует
воспитанию положительных черт личности. Важным условием в трудовом
воспитании является знание особенностей семейного воспитания.
Я целенаправленно знакомлю детей, прежде всего, с простейшими трудовыми
процессами.
Для меня важно:
13
1. обеспечить целостное восприятие ребенком простейших трудовых
процессов по созданию предметов (мотив и цель труда, материал, действия и
результат труда).
2. помочь увидеть направленность результатов труда в конкретных трудовых
процессах.
3. воспитывать бережное отношение к предметам, игрушкам, как результатом
труда взрослых, добрые чувства к близким людям, создающим эти предметы.
4. побуждайте детей к отражению полученных впечатлений в играх.
При общении с ребенком содействие взрослого выполнять функцию
коммуникации и руководства. Оно выражается не только в показе действия с
предметом в приучении к нормативности и регулярности жизни, но и в постоянстве
оценочных воздействий на ребенка. Мимика, интонации, взгляд, жест, слово
выражающее одобрение, ласку, шутку, недовольство, возмущение взрослого,
является компонентами этого совместного действия. Появление у ребенка
стремления к самостоятельности становится притягательным и эмоционально
значимым для ребенка. Ребенок старается справиться с трудностями, поэтому, так
необходимо поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это
поможет ему преодолеть неуверенность в себе. Будет способствовать лучшему
выполнению работы.
Обнаружилась тесная связь между поведением детей и их умением выполнять
работу (дежурство, хозяйственно-бытовой труд).
Если ребенок умеет договориться о предстоящей деятельности, рассказать
взрослому о последовательности выполнения операций (дежурство: помыть руки,
одеть фартук, поставить бокалы, затем тарелки, потом ложки), осознает полезность
труда, то и участие в нем будет устойчивым и длительным.
Осознание трудовых действий, реальное понимание смысла труда и того
значения.
Я, как воспитатель, ставлю перед собой ряд задач:
1. Помочь ребенку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или
снять носочки, колготки, маячку и т.д.) из которых складываются целостные
процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.)
2. Научить соблюдать гигиенические правила поведения за столом во время
еды.
3. Сформировать отчетливые представления о предметах одежды и обуви, а
так же их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами
для детского самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран,
оборудование туалетной комнаты, столовые приборы.)
4. Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды,
опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании.
5. Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками,
развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться
общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади,
помочь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки и. т.д.)
Формируя у детей навыки самообслуживания, я проводила беседы с родителями,
уделяя особое внимание на то, что бы они чрезмерно не опекали своих детей. В
14
успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют все
условия: удобная одежда, обувь детей, оборудование и пр. Я попросила родителей
сделать в шкафчиках для одежды дополнительный крючок, закрепить полочки для
обуви и головных уборов. По моей просьбе мамы пришили вешалки к курткам,
пуховикам, кофтам, чтобы ребенку было удобно самому вешать одежду. В результате
дети стали более организованы, аккуратны и бережливы.
Наш участок стал благоустроенным, дети с желанием играют, бегают, прыгают.
Мамы принесли рассаду и посадили на клумбы. Дети с большим желанием не
только играют на участке, но и активно трудятся на нем.
Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому труду, надо
чаще использовать игровые формы его организации. Включаясь в любое серьезное
дело, ребенок в известной мере обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему
нравится; когда к этому серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами
принимают участие в труде, игре как исполнители или заказчики.
Подводя итоги своей работы, я сделала вывод, что у всех детей, с которыми
проводилась целенаправленная систематическая работа по формированию интереса
к труду в 2010-2011гг, 2011-2012гг, 2012-2013 годах сформированы практические
навыки
и
умения.
Выработаны
положительные
черты
характера:
трудолюбие,
отзывчивость,
забота.
У
детей
развиты
нравственные
отношения
к
предметам
человеческого труда.
Результативность
учебно-воспитательной
диагностики
имеет
положительную
динамику. Сравнительные данные диагностики за три года показали следующие
результаты: 2011 год - высокий -28%, средний - 53%, низкий - 19%; 2012год –
высокий – 42%, средний – 45%, низкий – 13%; 2013 год – высокий – 56%, средний –
35%, низкий – 9% (Приложение 8).
Заключение
15
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов
воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом
меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом
меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой
деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная
развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме
этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой
деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда
ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает
адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы
обучения. Правда в последнее время в большинстве садиков находиться в упадке.
Это связанно как с общей социально экономической ситуацией, так и с общим
развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной
перестройки. Труд должен воспитания взять на себя более широкую функцию.
Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется у детей в младшем
школьном возрасте в ценностном отношении к труду и характеризуется осознанием
личной и общественной значимости трудовой деятельности, достаточной
осведомлённостью о разных видах труда и осмысленностью собственных действий;
- выявлены особенности формирования трудолюбия у младших школьников,
которые предполагают осознание учениками нравственной пользы труда и освоения
позиции субъекта трудовой деятельности;
Список использованной литературы:
16
1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего
дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2000.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.
3.Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е
изд., испр., доп.- М., 1983.
4.
Буре
Р.С.
Организация
труда
детей
и
методика
руководства
//
Нравственно-
трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
5.Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В.
Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд.,
испр, и доп. - М.: Просвещение, 1979. -288с
6.
Година
Г.Н.
Воспитание
положительного
отношения
к
труду
//
Воспитание
нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.:
Просвещение, 1998.
7. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. - Минск, 1988.
8.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие
для педагогов дошк, учреждений: Програм. -метод, пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. -
143 с.
9.Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я?
Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64с.
10. Мухина В.С. Детская психология: (Учеб.Дляпед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера -
М.: Просвещение, 1985.
11. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. - М., 1990.
12. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб, пособие для студ.
высш. пед, учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.;
Под ред. С. А.Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
13.
Панфилова
М.
А.
Игротерапия
общения:
Тесты
и
коррекционные
игры.
Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство
ГНОМ и Д, 2000. - 160с. 26.
14.Папир О. О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-
ролевой игре: Автореф. канд. дис. - М., 1993.
15. Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. - М., 2003.
16.Практические
занятия
по
психологии
/
Под
ред.
А.В.Петровского.
-
М.:
Просвещение, 1972.
17. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к
практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. -
144с.
18. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. -
М.: Педагогика, 1988.
19. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой
деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.
20. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных
учреждениях разных типов. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1993.
ПРИЛОЖЕНИЕ
17
18
19
20
21
22
23
24