Автор: Михайленко Нина Захаровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Агротехнический техникум"
Населённый пункт: с. Диивное
Наименование материала: план урока по биологии
Тема: "Химическая организация клетки"
Раздел: среднее профессиональное
Урок № -7
Группа--------218 дата----21.01 19--
Дисциплина-----биология
Преподаватель--- Михайленко Н.З.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Тема: «Химическая организация клетки».
Цель урока: контроль и систематизация знаний, умений и навыков по изученной теме.
Задачи урока.
1.Обучающие: систематизировать, закрепить и обобщить знания обучающихся о
химической организации клетки, особенностях строения органических и неорганических
веществ и их функциях.
2.Развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственную связь между
составом, строением молекулы органического соединения и его функциями в клетке;
совершенствование навыков логического мышления, анализа, самостоятельной работы и
биологического эксперимента.
3. Воспитательные: воспитывать у обучающихся коммуникативность, стремление к
знаниям, познавательный интерес, культуру речи.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, метод дискуссии, метод
самостоятельной работы, частично-поисковый лабораторный метод, метод
интегрированного анализа.
Интегрирование: биология, химия.
Оборудование: таблицы по общей биологии «Строение молекулы углевода», «Структуры
белковой молекулы»; модель ДНК, крахмал, сахар, вода, пробирки, раствор куриного
белка, раствор щелочи, спиртовка, красная лакмусовая бумага, компьютер, проектор,
экран, диск с презентацией урока.
План урока.
1.
Устная проверка знаний.
2.
Индивидуальная работа по карточкам.
3.
Решение биологических задач с последующей проверкой и обсуждением.
4.
Выполнение биологического эксперимента и анализ полученных результатов.
5.
Выполнение контрольного теста с последующей взаимопроверкой.
6.
Подведение итогов урока.
7.
Выставление оценок.
8.
Домашнее задание.
Ход урока.
1.
Организационный момент----5 мин
(перекличка, инструктаж по ТБ, задачи урока)
Задание №1.
2.Устная проверка знаний.—5 мин.
1.
В состав клетки входит около 70 химических элементов периодической системы Д.
И. Менделеева, встречающихся и в неживой природе. Это одно из доказательств
общности живой и неживой природы. Однако соотношение химических элементов,
их вклад в образование веществ, составляющих живой организм, и в какой-либо
объект неживой природы резко различаются. Какие же характерные особенности
химической организации живого вы знаете?
Слайд №1
2.
Какие неорганические вещества клетки вы знаете?
Слайд №2
3.
Какое свойство воды, по вашему мнению, определяет высказывание « Вода-основа
жизни»?
Слайд №3 - 5
4. В чем заключается биологическая роль минеральных солей?
5. Какой рацион питания вы могли бы предложить человеку, страдающему от недостатка
иода в организме? Почему необходим этот элемент?
Слайд №6
6. Если в первые месяцы жизни в организм ребенка поступает недостаточно кальция и
фосфора, то размягчается костная ткань и возникает рахит. Какие продукты питания
богаты этими веществами? Назовите источники информации.
Слайд №7
7. Почему организму человека необходимо железо? Какие продукты питания содержат
этот элемент?
Слайд №8
3.Систематизация и контроль знаний—20 мин.
Задание № 2.
Индивидуальная работа учащихся по карточкам.
Органические вещества - важные и необходимые
компоненты клетки, они являются поставщиками энергии, необходимой для
жизнедеятельности клетки, образуют структуры клетки, отвечают за наследственную
информацию.
О каких органических веществах идет речь?
Слайд №9
Карточка №1.
Дайте научное объяснение высказыванию Ф. Энгельса о белках: «Жизнь есть способ
существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный
обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого
обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».
Слайд №10
Карточка №2.
Расскажите о строении белков.
Прокомментируйте общую формулу аминокислот. Почему аминокислоты являются
амфотерными соединениями?
Слайд №11
Карточка №3.
Заполните пропуски в тексте: «В результате взаимодействия различных…и
образования…связей спирализованная молекула белка образует … структуру, которая, в
свою очередь, зависит от… структуры белка, то есть от … аминокислот в молекуле
полипептида. Субъединицы некоторых белков образуют … структуру. Примером такого
белка является …».
Слайд №12
Карточка №4.
Какие нуклеиновые кислоты вы знаете.
Дайте их сравнительную характеристику.
Слайд №13
Карточка №5.
Что такое углеводы? Почему они получили такое название? Каковы их функции?
Слайд №14
Карточка №6.
Что такое жиры, каково их биологическое значение?
Карточка №7.
1. Как вы понимаете выражение: «Все ферменты-белки, но не все белки-ферменты»?
2. Почему врачи рекомендуют сбивать температуру больного выше 38º С?
Задание№3.
Решение биологических задач с последующей проверкой и обсуждением.
Работают обучающие, не получившие индивидуальные задания. Решение задачи №1
записывается на доске, решение задачи №2 комментируется устно.
1-вариант.
На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности: А-А-Г-
Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т.
Составьте схему структуры двухцепочечной ДНК.
2-вариант.
Какую функцию выполняет фермент каталаза, содержащийся в растительных и животных
клетках. Приведите пример.
Слайд №15
Задание №4.
Выполнение биологических экспериментов и анализ их результатов.
1.Дано 2 вещества: глюкоза и крахмал. Опытным путем определите каждое вещество.
2. При помощи эксперимента докажите, что все белки - азотосодержащие вещества.
Слайд №16
4.Закрепление---10 мин
Выполнение контрольного теста с последующей взаимопроверкой.
Приложение №1.
Подведение итогов урока и выставление оценок-2 мин
Домашнее задание: составить 2 биологические задачи, предложить варианты решения.
Приложение №1.
1-вариант.
1. Ферменты-это:
а) сократительные белки; б) антитела;
в) биологические катализаторы.
2. Одноцепочечный, линейный биологический полимер, мономерами которого являются
нуклеотиды, содержащие рибозу:
а) ДНК; б) РНК; в) АТФ.
3. Сколько энергии освобождается при расщеплении 1г белка:
а) 17,6 кДж; б) 15,4 кДж; в) 38,9 кДж.
4. Что относится к моносахаридам:
а) глюкоза; б) крахмал; в) хитин.
5. Функции ДНК:
а) каталитическая; б) защитная;
в) хранение и передача наследственной информации.
6. Основную массу клетки составляет:
а) белок; б) глюкоза; в) вода; г) минеральные соли.
7. Мономером белка является:
а) нуклеотид; б) аминокислота;
в) глюкоза; г) глицерин.
8. Какая часть является общей для всех аминокислот:
а) радикал; б) аминогруппа; в) карбоксильная группа.
9. Из ниже перечисленных веществ выберите полисахариды:
а) глюкоза; б) крахмал;
в) фруктоза; г) целлюлоза.
10. Сколько видов аминокислот входит в состав белка:
а) 12; б) 24; в) 20.
11. В каких клетках содержится больше углеводов:
а) в растительных;
б) в животных;
в) одинаковое количество.
12. Денатурация - это:
а) процесс восстановления структурной организации белковой молекулой;
б) процесс утраты белковой молекулой своей структурной организации;
в) состояние динамического равновесия природной системы.
13. Последовательность аминокислот в полипептидной цепи - это:
а) первичная структура белка;
б) вторичная структура белка;
в) третичная структура белка;
г) четвертичная структура белка.
14. В каких органоидах клетки синтезируются белки:
а) хлоропласты; б) рибосомы; в) митохондрии.
2-вариант.
1. Каков химический состав молекулы жира?
а) аминокислоты; б) жирные кислоты;
в) глицерин; г) глюкоза.
2. Что продуцируется в результате фотосинтеза?
а) белки; б) жиры; в) углеводы.
3. Чем отличаются аминокислоты друг от друга?
а) радикалом; б) аминогруппой; в) карбоксильной группой.
4. Какие функции в клетке выполняют липиды?
а) структурная; б) энергетическая,
в) транспортная; в) информационная.
5. Какие структуры молекул белка способны
нарушаться при денатурации, а затем вновь восстанавливаться?
а) первичная; б) вторичная;
в) третичная; в) четвертичная.
6. Что представляет собой мономер нуклеиновых кислот?
а) аминокислота; б) нуклеотид; в) глицерин.
7. К каким веществам относится рибоза?
а) белок; б) жир; в) углевод.
8. Какие полисахариды характерны для растительной клетки?
а) целлюлоза; б) крахмал; в) гликоген; г) хитин.
9. Основа внутренней среды живых организмов:
а) вода; б) минеральные вещества; в) органические вещества.
10. Медь относят к:
а) микроэлементам; б) макроэлементам;
в) биоэлементам.
11. Основные функции углеводов:
а) защитная; б) каталитическая;
в) энергетическая; г) строительная.
12. Свойства липидов:
а) плохая теплопроводность;
б) растворимость в воде;
в) не растворяются в воде.
13. Цепи ДНК соединяются по принципу:
а) специфичности; б) комплементарности;
в) универсальности.
14. Ренатурация-это:
а) процесс утраты белковой молекулой своей структурной организации;
б) состояние динамического равновесия природной системы;
в) процесс восстановления структурной организации белковой молекулой.