Напоминание

"Химическая организация клетки"


Автор: Михайленко Нина Захаровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Агротехнический техникум"
Населённый пункт: с. Диивное
Наименование материала: план урока по биологии
Тема: "Химическая организация клетки"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Урок № -7

Группа--------218 дата----21.01 19--

Дисциплина-----биология

Преподаватель--- Михайленко Н.З.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Тема: «Химическая организация клетки».

Цель урока: контроль и систематизация знаний, умений и навыков по изученной теме.

Задачи урока.

1.Обучающие: систематизировать, закрепить и обобщить знания обучающихся о

химической организации клетки, особенностях строения органических и неорганических

веществ и их функциях.

2.Развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственную связь между

составом, строением молекулы органического соединения и его функциями в клетке;

совершенствование навыков логического мышления, анализа, самостоятельной работы и

биологического эксперимента.

3. Воспитательные: воспитывать у обучающихся коммуникативность, стремление к

знаниям, познавательный интерес, культуру речи.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, метод дискуссии, метод

самостоятельной работы, частично-поисковый лабораторный метод, метод

интегрированного анализа.

Интегрирование: биология, химия.

Оборудование: таблицы по общей биологии «Строение молекулы углевода», «Структуры

белковой молекулы»; модель ДНК, крахмал, сахар, вода, пробирки, раствор куриного

белка, раствор щелочи, спиртовка, красная лакмусовая бумага, компьютер, проектор,

экран, диск с презентацией урока.

План урока.

1.

Устная проверка знаний.

2.

Индивидуальная работа по карточкам.

3.

Решение биологических задач с последующей проверкой и обсуждением.

4.

Выполнение биологического эксперимента и анализ полученных результатов.

5.

Выполнение контрольного теста с последующей взаимопроверкой.

6.

Подведение итогов урока.

7.

Выставление оценок.

8.

Домашнее задание.

Ход урока.

1.

Организационный момент----5 мин

(перекличка, инструктаж по ТБ, задачи урока)

Задание №1.

2.Устная проверка знаний.—5 мин.

1.

В состав клетки входит около 70 химических элементов периодической системы Д.

И. Менделеева, встречающихся и в неживой природе. Это одно из доказательств

общности живой и неживой природы. Однако соотношение химических элементов,

их вклад в образование веществ, составляющих живой организм, и в какой-либо

объект неживой природы резко различаются. Какие же характерные особенности

химической организации живого вы знаете?

Слайд №1

2.

Какие неорганические вещества клетки вы знаете?

Слайд №2

3.

Какое свойство воды, по вашему мнению, определяет высказывание « Вода-основа

жизни»?

Слайд №3 - 5

4. В чем заключается биологическая роль минеральных солей?

5. Какой рацион питания вы могли бы предложить человеку, страдающему от недостатка

иода в организме? Почему необходим этот элемент?

Слайд №6

6. Если в первые месяцы жизни в организм ребенка поступает недостаточно кальция и

фосфора, то размягчается костная ткань и возникает рахит. Какие продукты питания

богаты этими веществами? Назовите источники информации.

Слайд №7

7. Почему организму человека необходимо железо? Какие продукты питания содержат

этот элемент?

Слайд №8

3.Систематизация и контроль знаний—20 мин.

Задание № 2.

Индивидуальная работа учащихся по карточкам.

Органические вещества - важные и необходимые

компоненты клетки, они являются поставщиками энергии, необходимой для

жизнедеятельности клетки, образуют структуры клетки, отвечают за наследственную

информацию.

О каких органических веществах идет речь?

Слайд №9

Карточка №1.

Дайте научное объяснение высказыванию Ф. Энгельса о белках: «Жизнь есть способ

существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный

обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого

обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».

Слайд №10

Карточка №2.

Расскажите о строении белков.

Прокомментируйте общую формулу аминокислот. Почему аминокислоты являются

амфотерными соединениями?

Слайд №11

Карточка №3.

Заполните пропуски в тексте: «В результате взаимодействия различных…и

образования…связей спирализованная молекула белка образует … структуру, которая, в

свою очередь, зависит от… структуры белка, то есть от … аминокислот в молекуле

полипептида. Субъединицы некоторых белков образуют … структуру. Примером такого

белка является …».

Слайд №12

Карточка №4.

Какие нуклеиновые кислоты вы знаете.

Дайте их сравнительную характеристику.

Слайд №13

Карточка №5.

Что такое углеводы? Почему они получили такое название? Каковы их функции?

Слайд №14

Карточка №6.

Что такое жиры, каково их биологическое значение?

Карточка №7.

1. Как вы понимаете выражение: «Все ферменты-белки, но не все белки-ферменты»?

2. Почему врачи рекомендуют сбивать температуру больного выше 38º С?

Задание№3.

Решение биологических задач с последующей проверкой и обсуждением.

Работают обучающие, не получившие индивидуальные задания. Решение задачи №1

записывается на доске, решение задачи №2 комментируется устно.

1-вариант.

На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности: А-А-Г-

Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т.

Составьте схему структуры двухцепочечной ДНК.

2-вариант.

Какую функцию выполняет фермент каталаза, содержащийся в растительных и животных

клетках. Приведите пример.

Слайд №15

Задание №4.

Выполнение биологических экспериментов и анализ их результатов.

1.Дано 2 вещества: глюкоза и крахмал. Опытным путем определите каждое вещество.

2. При помощи эксперимента докажите, что все белки - азотосодержащие вещества.

Слайд №16

4.Закрепление---10 мин

Выполнение контрольного теста с последующей взаимопроверкой.

Приложение №1.

Подведение итогов урока и выставление оценок-2 мин

Домашнее задание: составить 2 биологические задачи, предложить варианты решения.

Приложение №1.

1-вариант.

1. Ферменты-это:

а) сократительные белки; б) антитела;

в) биологические катализаторы.

2. Одноцепочечный, линейный биологический полимер, мономерами которого являются

нуклеотиды, содержащие рибозу:

а) ДНК; б) РНК; в) АТФ.

3. Сколько энергии освобождается при расщеплении 1г белка:

а) 17,6 кДж; б) 15,4 кДж; в) 38,9 кДж.

4. Что относится к моносахаридам:

а) глюкоза; б) крахмал; в) хитин.

5. Функции ДНК:

а) каталитическая; б) защитная;

в) хранение и передача наследственной информации.

6. Основную массу клетки составляет:

а) белок; б) глюкоза; в) вода; г) минеральные соли.

7. Мономером белка является:

а) нуклеотид; б) аминокислота;

в) глюкоза; г) глицерин.

8. Какая часть является общей для всех аминокислот:

а) радикал; б) аминогруппа; в) карбоксильная группа.

9. Из ниже перечисленных веществ выберите полисахариды:

а) глюкоза; б) крахмал;

в) фруктоза; г) целлюлоза.

10. Сколько видов аминокислот входит в состав белка:

а) 12; б) 24; в) 20.

11. В каких клетках содержится больше углеводов:

а) в растительных;

б) в животных;

в) одинаковое количество.

12. Денатурация - это:

а) процесс восстановления структурной организации белковой молекулой;

б) процесс утраты белковой молекулой своей структурной организации;

в) состояние динамического равновесия природной системы.

13. Последовательность аминокислот в полипептидной цепи - это:

а) первичная структура белка;

б) вторичная структура белка;

в) третичная структура белка;

г) четвертичная структура белка.

14. В каких органоидах клетки синтезируются белки:

а) хлоропласты; б) рибосомы; в) митохондрии.

2-вариант.

1. Каков химический состав молекулы жира?

а) аминокислоты; б) жирные кислоты;

в) глицерин; г) глюкоза.

2. Что продуцируется в результате фотосинтеза?

а) белки; б) жиры; в) углеводы.

3. Чем отличаются аминокислоты друг от друга?

а) радикалом; б) аминогруппой; в) карбоксильной группой.

4. Какие функции в клетке выполняют липиды?

а) структурная; б) энергетическая,

в) транспортная; в) информационная.

5. Какие структуры молекул белка способны

нарушаться при денатурации, а затем вновь восстанавливаться?

а) первичная; б) вторичная;

в) третичная; в) четвертичная.

6. Что представляет собой мономер нуклеиновых кислот?

а) аминокислота; б) нуклеотид; в) глицерин.

7. К каким веществам относится рибоза?

а) белок; б) жир; в) углевод.

8. Какие полисахариды характерны для растительной клетки?

а) целлюлоза; б) крахмал; в) гликоген; г) хитин.

9. Основа внутренней среды живых организмов:

а) вода; б) минеральные вещества; в) органические вещества.

10. Медь относят к:

а) микроэлементам; б) макроэлементам;

в) биоэлементам.

11. Основные функции углеводов:

а) защитная; б) каталитическая;

в) энергетическая; г) строительная.

12. Свойства липидов:

а) плохая теплопроводность;

б) растворимость в воде;

в) не растворяются в воде.

13. Цепи ДНК соединяются по принципу:

а) специфичности; б) комплементарности;

в) универсальности.

14. Ренатурация-это:

а) процесс утраты белковой молекулой своей структурной организации;

б) состояние динамического равновесия природной системы;

в) процесс восстановления структурной организации белковой молекулой.



В раздел образования