Напоминание

ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


Автор: Кашина Эльмира Адгамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №90
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ИНЖЕНЕР»
Тема: ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ИНЖЕНЕР»

ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ

СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Воспитатель: Кашина Эльмира

Адгамовна

2

Паспорт программы.

Наименование

программы

программа дополнительного образования по

формированию умений конструирования из строительного

материала у детей старшего дошкольного возраста.

«ЮНЫЙ

ИНЖЕНЕР»

Направленност

ь программы

Образовательная

Основание для

разработки проекта

программы

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273

Концепция

развития

дополнительного

образования,

утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г.

№ 1727-р.

Приказ

Минобрнауки

РФ

от

23.11.2009

655

«Об

утверждении

и

введении

в

действие

Ф ед е р а л ь н ы х

Государственных

Требований

к

структуре

о сновной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования»

Муниципальная

программа

"Развитие

образования

города

Нижневартовска на 2015-2020 годы" 06.07.2011 №742

СанПиН 2.4.1.3049-13

Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом

Министерством образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155

Заказчик

проекта программы

Родители дошкольников

Составители

проекта программы

Воспитатель первой квалификационной категории

Кашина Эльмира Адгамовна

География

проекта программы

ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Ленина 17 «б»

МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 90 «Айболит»

Телефон: 8(3466)24-27-47 Факс: 8(3466)67-11-87

Исполнитель

проекта программы

Участники образовательного процесса

Цель проекта

программы

Формирование умений конструировать у детей старшего

дошкольного возраста.

Задачи

проекта программы

-совершенствовать

представления

детей

о

видах

строительных деталей, умения конструирования по образцу, по

схеме и по собственному замыслу;

-формировать

умственные

операции

(анализ,

синтез,

сравнение, классификация и обобщение);

-поддерживать

интере с

детей

к

с о в м е с т н о й

конструктивной

деятельности,

проявляя

настойчивость,

целеустремлѐнность и взаимопомощь;

Ожидаемые

результаты реализации

проекта программы

В

результате

реализации

проекта

програм м ы

«Формирования

умений

конструирования

из

строительного

материала у старших дошкольников» дети будут

-точно воспроизводит образец постройки.

-иметь представления о видах строительных деталей

-читать схемы развертки строительных деталей,

-уметь

анализировать

(читать)

схему

по стройки

и

3

воспроизводить ее из строительных деталей.

-понимать словесную инструкцию - видоизменяет конструкцию

по заданным параметрам.

-уметь

последовательно

анализировать

контурную

схему,

(расчленять схему) выдвигать предположения об изображаемом

предмете и его возможном строении; воспроизводить постройку

путем

соотнесения

схемы

с

предложенным

строительным

материалом.

-смогут самостоятельно разрабатывать замысел будущей

конструкции, планировать этапы будущей конструкции,

отбирать детали в соответствии с замыслом, собственной схемой

будущей постройки.

Срок действия

проекта программы

1 год

Ресурсное

обеспечение

реализации проекта

программы

Муниципальный бюджет

4

Содержание

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

5

1.2.

Возрастные

особенности

детей

старшего

дошкольного

возраста

6

1.3.Срок реализации программы

8

1.4.Ожидаемый результат.

8

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Формы,

методы

и

приемы

организации

образовательного

процесса

9

2.2.Содержательная основа программы

10

2.3.Система оценки сформированности умений конструирования.

11

2.4.Взаимодействие с родителями.

12

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. План организованной образовательной деятельности.

13

3.2.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение,

оборудование.

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

15

ПРИЛОЖЕНИЕ

16

К р и т е р и и

и

п о к а з ат е л и

с ф о р м и р о в а н н о с т и

у м е н и и

конструирования у детей старшего дошкольного возраста

17

Уровни

сформированности

умений

конструирования

у

детей

старшего дошкольного возраста

18

Диагностический материал.

20

Диагностическая карта

23

Перспективный план работы по организованной деятельности.

24

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

Согласно

концепции

самоценности

дошкольного

периода

развития,

разработанная А. В. Запорожцем - основной путь развития ребенка – это

наполнение и обогащение процесса развития наиболее значимыми именно

для дошкольника формами и способами деятельности.

5

Одним из видов такой деятельности является конструирование, которое

позволяет ребенку давать адекватную самооценку полученному результату.

Конструируя, дети учатся не только различать внешние качества предмета,

образца, у них развиваются познавательные и практические действия. В

процессе конструировании дети, помимо зрительного восприятия качества

предмета, разбирают образец на детали, а затем собирают их в модель (так в

действии они осуществляют анализ и синтез).

Целенаправленное

и

систематическое

обучение

детей

дошкольного

возраста умению конструировать играет огромную роль при подготовке к

школе. Оно способствует формированию умения учиться, даёт понятие, что

основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в

приобретении способов получения знаний и умений. Такой познавательный

мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти

изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими

познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в

достижении

определенного

уровня

развития

мыслительных

операций,

способности систематически выполнять умственную работу, необходимую

для сознательного усвоения знаний.

В настоящее время детское конструирование привлекает к себе особое

внимание

специалистов

в

области

педагогики

и

психологии.

Процесс

формирования

умений

конструирования

у

детей

дошкольного

возраста

рассматривался

во

многих

психолого-педагогических

исследованиях:

Л.А.Парамоновой,

Л.И.

Божовича,

Л.А.

Венгера,

З.В.

Лиштван,

Г.А.Григорьевой, А.В. Белошистой, Е.М. Ерофеевой, Л.В. Куцаковой, Н.Ф.

Тарловской,

Л.А.

Топорковой,

И.А.

Яковлевой

и

др.

При

этом

Л.А.Парамонова в своем исследовании отмечает, что умению конструировать

из

строительного

материала

наиболее

изучен

и

используется

в

работе

с

детьми

младшего

и

раннего

дошкольного

возраста.

Целенаправленное

и

систематическое

обучение

умению

конструировать

из

строительного

материала детей старшего дошкольного возраста в практике отсутствует.

6

Практическая значимость: разработанная программа формирования

умений

конструирования

из

строительного

материала

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

способствует

повышению

эффективности

педагогической работы, и, может быть рекомендована к апробации в ДОО.

программа направлена:

-на

создание

комплекса

занятий

направленных

на

формирование

умений конструировать у детей старшего дошкольного возраста.

Цель и задачи по реализации программы

Цель:

формирование

умений

конструировать

у

детей

старшего

дошкольного возраста.

Задачи:

-совершенствовать представления детей о видах строительных деталей,

умения конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

-формировать

умственные

операции

(анализ,

синтез,

сравнение,

классификация и обобщение);

-поддерживать

интерес

детей

к

совместной

конструктивной

деятельности,

проявляя

настойчивость,

целеустремлѐнность

и

взаимопомощь;

1.2.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного

возраста

Старший дошкольный возраст жизни характеризуется изменениями в

фи зи ч е с ком,

п с и х и ч е с ком

и

с о ц и а л ь н ом

р а зв и т и и

р е б е н к а .

Совершенствуются

процессы

высшей

нервной

деятельности,

растет

ее

подвижность. Содержание и формы деятельности становятся разнообразнее и

богаче.

Игра остается ведущим видом деятельности дошкольника, через игру

ребенок

придумывает

сюжеты,

реализует

образы

своего

воображения,

используя

различные

готовые

игровые

модели,

так

и

придумывает

собственные.

7

В старшем дошкольном возрасте для детей становится важным не

только сам процесс деятельности, игры, но и конечный продукт, поэтому

продуктивные

виды

деятельности,

таких

как

рисование,

лепка,

конструирование, аппликация, моделирование, требуют от ребенка владения

умениями, конкретными способами действий и сенсорными примерами,

В

процессе

целенаправленного

обучения

наряду

с

техническими

навыками

развивается

умение

анализировать

предметы

окружающей

действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых

объектах,

развиваются

самостоятельность

мышления,

творчество,

художественный

вкус,

формируются

ценные

качества

личности

(аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.).

Дети

способны

в

процессе

предметно-чувственной

деятельности

выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи

между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме

(модели)

Деятельность

дошкольника

становится

целенаправленной,

ребенок

начинает осознавать, ради чего выполняет определенное действие, то есть

цель начинает соотноситься с мотивом. Растет регулировочная роль речи в

ходе

игровой,

продуктивной,

трудовой

и

учебной

деятельности.

Ребенок

становится

более

организованным,

ему

начинает

нравиться

преодолевать

трудности,

выполнять

оптимальные

возрасту

задания,

что

становится

предпосылками

учебной

деятельности

ребенка

старшего

дошкольного

возраста.

1.3.Срок реализации программы – 1 год.

Организация деятельности: фронтально группы по10 человек -1 раз в

неделю. 36 занятий продолжительностью 25-30 минут.

1.4.Ожидаемый результат.

8

В

результате

реализации

программы

«Формирования

умений

конструирования из строительного материала у старших дошкольников» дети

будут

-точно воспроизводит образец постройки.

-иметь представления о видах строительных деталей

-читать схемы развертки строительных деталей,

-уметь анализировать (читать) схему постройки и воспроизводить ее из

строительных деталей.

-понимать

словесную

инструкцию

-

видоизменяет

конструкцию

по

заданным параметрам.

-уметь последовательно анализировать контурную схему, (расчленять

схему)

выдвигать

предположения

об

изображаемом

предмете

и

его

возможном строении; воспроизводить постройку путем соотнесения схемы с

предложенным строительным материалом.

-смогут самостоятельно разрабатывать замысел будущей конструкции,

планировать этапы будущей конструкции, отбирать детали в соответствии с

замыслом, собственной схемой будущей постройки.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Формы,

методы

и

приемы

организации

образовательного

процесса

9

С целью формирования умения конструировать используются формы

организации обучения, рекомендованные исследователями Л.А.Парамоновой

В.Г.Нечаевой, З.В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Н.Н. Поддьяковым:

конструирование по образцу;

конструирование по модели;

конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;

конструирование по условиям;

конструирование по замыслу и теме.

В

процессе

формирования

у

старших

дошкольников

умений

конструирования используются различные методические приемы:

-демонстрация образца конструкции;

-показ способов постройки с объяснением приемов конструирования;

-постановка проблемной задачи;

-сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна

соответствовать

Также

в

процессе

конструирования

специальное

внимание

следует

уделять формированию у детей умения представлять конструкцию в разном

положении.

Для

этого

педагогу

необходимо

предварительно

провести

с

детьми беседу о будущей постройке.

По

утверждению

Н.И.

Непомнящей,

для

успешного

формирования

умений

конструирования

у

старших

дошкольников

необходимо

создавать

определенные условия, которые будут способствовать формированию у них

обобщенных

механизмов

применения

знаний.

Основное

условие

-

систематические

задачи

проблемного

характера,

задачи,

требующие

от

дошкольников

соотнесения

известных

им

способов

действий

с

новыми

условиями;

использование

этих

способов

при

решении

новых

конструктивных задач

2.2.Содержательная основа программы

10

Содержательная

основа

программы

условно

разделена

на

этапы,

переход от одного этапа к другому зависит от увлеченности ребенка и от

результатов деятельности:

1 этап: Обучение использованию графических моделей:

-чтение

схематического

изображения

строительной

детали

с

трёх

разных позиций (вид спереди, вид сверху, вид с боку);

-чтение готовой графической модели;

-построения графических моделей объектов с помощью специальных

трафаретов с вырезами, соответствующими по форме основным деталям

строителя

2 этап: Обучение детей способам применения графических моделей

для ориентировки в особенностях конструируемого предмета:

-применения

готовых

графических

моделей

для

ориентировки

в

особенностях конструируемого предмета;

-построения графических моделей объектов используя условную мерку

для соблюдения пропорций;

-перевод

графической

модели

-

схемы

одного

вида

в

графическую

модель схему другого вида (контурных – в расчлененные, вид сбоку – в вид

спереди и сверху);

3 этап: Обучение умению разрабатывать собственный конструктивный

замысел:

-графическое схематическое изображение конструкции, создание схемы

конструкции по изображению (рисунку, фотографии).

-знакомство

с

элементами

архитектуры,

включение

элементов

различных архитектурных стилей в постройки.

-использование схематического изображения в качестве внешней опоры

при создании конструкции в уме и соотнесение созданного образа предмета с

реальными условиями конструктивной деятельности.

2.3.Система оценки сформированности умений конструирования.

11

Для

отслеживания

результатов

освоения

программного

материала

определены

критерии

и

показатели

сформированности

умений

конструирования у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1).

На основе выделенных критериев и показателей были выделены и

охарактеризованы три уровня сформированности умений конструирования у

детей старшего дошкольного возраста

(

Приложение 2).

Показатели

сформированности

умений

конструирования

у

детей

старшего возраста оцениваются баллами;

- 3 балла если у ребенка показатель сформирован и в его деятельности

наблюдается часто,

- 2 балла показатель находится в стадии формирования, проявляется

неустойчиво,

- 1 балл показатель не сформирован в его деятельности не наблюдается

или проявляется редко.

С

учетом

данной

характеристики

определена

сумма

баллов,

соответствующая

каждому

уровню

сформированности

умений

конструирования у детей старшего дошкольного возраста:

- Высокий 3 балла - от 21 до17

- Средний 2 балл - от16 до 12

- Низки 1 балл - от11 до7.

Разработан диагностический материал (Приложение 3).

Сбор диагностических данных происходит в начале и конце учебного

года.

В

ходе

наблюдения

за

выполнением

детьми

заданий

по

конструированию

и

анализа

продуктов

деятельности

детей.

Заносятся

в

диагностическую карту (Приложение 4).

Отчет работы по программе проводится в форме фото отчетов выставок

работ и « Мастер – класса» с родителями и педагогами.

2.4.Взаимодействие с родителями.

12

Направления

по

вовлечению

родителей

в

образовательную

деятельностьпо

формированию

умения

конструировать

у

детей

старшего

дошкольного возраста.

-Повышение педагогической культуры родителей

-Вовлечение родителей в деятельность ДОО

-Совместная работа по обмену опытом

Анкетирование родителей с целью изучение потребностей родителей и

их отношения к формированию у детей предпосылок готовности к изучению

технических наук средствами игрового оборудования.

Формы работы с родителями:

Семинар - практикум для родителей

Информационно-просветительская деятельность

-Памятки для родителей

-Информационное стенды

-Консультативная работа

Открытый просмотр образовательной и других видов деятельности

Выставки детских работ

Совместные мероприятия

- проекты

- праздники

- конкурсы

-изготовление макетов

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

13

3.1. План организованной образовательной деятельности.

14

Тема

1

По замыслу

2

Графическое изображение строительных деталей и их комбинаций

3

Построение конструкций из 2-3 деталей по предложенной схеме

развертке.

4

Графическое изображение строительных деталей и их комбинаций

5

Построение конструкций из 2-3 деталей по предложенной схеме

развертке.

6

Графическое изображение строительных деталей и их комбинаций

7

Построение конструкций из 2-3 деталей по предложенной схеме

развертке.

8

Конструирование по замыслу

9

Построение конструкции по одной из проекций

Выбор одной схемы по образцу постройки

Изменение по условию

1

1

Графическое изображение готовой постройки (Триумфальная арка)

1

2

Конструирование по схематическому изображению.

(Красивые ворота)

1

3

Конструирование конструкцию по ее графическому изображению

на схеме (вид с боку и сверху).

1

4

Графическое

изображение

готовой

постройки

с

использованием

условной мерки

1

5

Графическое

изображение

готовой

постройки

с

использованием

условной мерки

1

6

Расчленение контурной схемы предмета.

1

7

Использование

схематического

изображения

конструкции

при

обдумывании замысла будущей постройки.

1

8

«Конструирование

(дома)

по

готовой

схеме»

внутренним

свободным пространством)

1

9

«Конструирование по готовой схеме» (с внутренним свободным

пространством).Преобразование конструкции по условию

2

0

Конкретизация общей схемы в процессе конструирования,

2

1

Конкретизация общей схемы в процессе конструирования.

2

2

Конструирование по изображению объекта будущей конструкции

(самолёт)

2

3

Конструирование по изображению объекта будущей конструкции

2

4

Конструирование по теме: Парад военной техники

15

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

3.2.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение,

оборудование.

1

Деревянный конструктор (подобран с учетом соразмерности деталей),

наличие

в

наборе

разнообразных

деталей:

куб,

полу

куб,

кирпичик,

треугольная

призма,

пирамида,

конус,

усеченный

конус,

цилиндр,

полу

цилиндр, шар, полу сфера. Брусок, арка объемная плоская, пластины и т.д.

2

Схемы и рисунки построек,

3

Фотографии, рисунки и схемы объектов архитектуры,

4

Трафареты строительных деталей в масштабе 1:1 и 1:2

5

Листы в клетку в масштабе 1:1, 1:2. (единица измерения строительная

деталь конструктора куб)

6

ТСО: Мултимедийный проектор, документ камера, ноутбук, экран.

Список литературы

1. Куцакова

Л.В.

Занятия

по

конструированию

из

строительного

материала. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 76 с.

2. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском

саду: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 240 с.

3. ЛоренсоЛ.С.

Формирование

способностей

к

наглядному

моделированию

на

занятиях

по

конструированию

в

разных

возрастных

группах детского сада //Возрастные особенности развития познавательных

способностей в дошкольном детстве. – М.: 2010. – 175 с.

4. Парамонова

Л.А.

Конструирование

как

средство

развития

творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: лекции 1-

4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. - 80 с.

16

5. Развитие:

Примерная

основная

общеобразовательная

программа

дошкольного образования /Под ред. Булычевой А.И. – М: НОУ «УЦ им. Л.А.

Венгера «РАЗВИТИЕ», 2015. - 168 с.

6. Сакулина Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и

конструированию:

учебное

пособие/

Под

ред.

Н.П.

Сакулиной,

Т.С.

Комаровой. - М.: КРОНОС, 2011. – 272 с.

17

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Критерии и показатели сформированности умении

конструирования у детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Умение выполнять

постройку по образцу

Точно конструирует образец

Имеет

представление

о

видах

строительных

деталях

Умение выполнять

к о н с т р у к ц и ю

п о

простейшим

чертежам

и

схемам

Умеет узнавать деталь, изображенную с трех

разных позиций (прямо, сверху, сбоку)

Умеет анализировать (читать) схему постройки

и воспроизводить ее из строительных деталей.

Умение выполнять

конструкцию по условию

и по модели

П о н и м а е т

с л о в е с н у ю

и н с т р у к ц и ю

-

видоизменяет конструкцию по заданным параметрам.

Умеет

по следовательно

а н а л и з и р о ват ь

18

контурную

схему,

(расчленять

схему)

выдвигать

предположения

об

изображаемом

предмете

и

его

возможном

строении;

воспроизводить

постройку

путем

соотне сения

схемы

с

предложенным

строительным материалом.

Умение

к о н с т р у и р о в а т ь

п о

замыслу, по теме

Умеет самостоятельно разрабатывать замысел

будущей

конструкции,

планировать

этапы

будущей

конструкции,

отбирать

детали

в

соответствии

с

замыслом, собственной схемой будущей постройки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Уровни сформированности умений конструирования у детей

старшего дошкольного возраста

Уровни

Конструктивные умения

Высокий

1.Точно воспроизводит образец постройки.

2.Имеет представление о видах строительных деталях (называет более

8)

3.Умеет узнавать деталь, изображенную с трех разных позиций (прямо,

сверху, сбоку), определяет 6-8 верно, без помощи со стороны.

4.Умеет анализировать (читать) схему постройки и воспроизводить ее

из строительных деталей.

5.Понимает словесную инструкцию - видоизменяет конструкцию по

заданным параметрам.

6.Умеет последовательно анализировать контурную схему, (расчленять

схему) выдвигать предположения об изображаемом предмете и его

возможном строении; воспроизводить постройку путем соотнесения

схемы с предложенным строительным материалом.

19

7.Умеет самостоятельно разрабатывать замысел будущей конструкции,

планировать этапы будущей конструкции, отбирать детали в

соответствии с замыслом, собственной схемой будущей постройки.

средний

1.Конструирует образец с ошибкой, которую после словесного указания

или повторного сравнения исправляет самостоятельно.

2.Имеет представление о строительных деталях, называет от 5 до 7

видов.

3.Умеет узнавать деталь, изображенную с трех разных позиций (прямо,

сверху, сбоку) определяет 4-6 детали верно, без помощи со стороны.

4.Допускает ошибки при чтении схемы и её воспроизведении из

строительных деталей, исправляет самостоятельно или при небольшой

помощи со стороны взрослого.

5.Понимает словесную инструкцию - видоизменяет конструкцию по

заданным параметрам с помощью взрослого.

6.Умеет последовательно анализировать контурную схему, (расчленять

схему) выдвигать предположения об изображаемом предмете и его

возможном строении; путем соотнесения схемы с предложенным

строительным материалом с помощью взрослого.

7.Может обозначить тему будущей конструкции, но раскрыть ее

содержание только с помощью наводящих вопросов, способы

конструктивного решения находят в результате практических поисков,

детали берет по ходу работы.

Низкий

1.Конструирует образец с ошибкой, которую после словесного указания

или повторного сравнения не исправляет.

2.Представление о строительных деталях не значительны, называет от 0

- 4 видов.

3.Не узнает деталь, изображенную с трех разных позиций (прямо,

сверху, сбоку) или определяет 2 деталь верно, без помощи со стороны.

4. Воспроизводит по схеме только отдельные детальные фрагменты

конструкции, использует все детали в том числе и лишние, чаще

создает собственные варианты постройки конструкции.

5. По заданным параметрам конструкцию не видоизменяет

6.Контурную схему не анализирует. Помощь взрослого не принимает.

7.Замысел будущей конструкции не устойчив, тема меняется в процессе

практических действий с материалом. Создаваемые конструкции не

четки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения

ребенок не может. (так получилось)

20

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Диагностический материал.

Диагностическое задание 1. «Театр»

Цель:

Выявить

умение

ребёнка

точно

воспроизводить

конструкцию

образец.

Материал: Образец фото конструкции.

Инструкция к проведению: Построй такой же «Театр», как на рисунке

Диагностическое задание 2. «Конструктор»

1.Цель:

Выявить

умение

ребёнка

знание

названий

строительных

деталей.

Материал: набор строительных деталей.

Инструкция

к

проведению:

Рассмотри

детали

конструктора,

назови

строительные детали.

21

Диагностическое задание 3. «Что нарисовано»

Цель: Выявить умение ребёнка узнавать строительные детали по их

отдельным изображениям с 3х разных позиций (прямо, сверху, сбоку)

Материал:

Изображение

с

разных

позиций

виде

«схем

-

разверток») строительных деталей, строительные детали, фишки.

Инструкция к проведению: ребенку предлагается поиграть в игру «Что

нарисовано», но перед началом игры ребенку демонстрируется лис бумаги,

расчерченный крестом на 4 части, объясняется что, в верхней левой клетке

предмет изображен с той стороны, которая находится прямо перед ними, и

называется такое изображение предмета «вид спереди». В клетке под ним

предмет нарисован так, как будто мы на него смотрим с парашюта (сверху)

это «вид сверху», в правой верхней клетке дано его изображение с боку «вид

с боку». То есть на картинке нарисован один предмет, только с разных сторон.

А

теперь

поиграем

в

«угадайку»

Педагог

показывает

ребенку

схемы

развертки каждый раз предлагая выбрать из строительных деталей ту, которая

изображена

на

схеме

и

поставить

ее,

так

как

она

нарисована

на

схеме

развертке. За каждый правильный результат ребенок получает фишку.

Диагностическое задание 4. «Архитектор»

Цель:

Выявить

умение

ребёнка

анализировать

(читать)

схему

постройки и воспроизводить ее из строительных деталей

Материал:

Изображение

с

разных

позиций

виде

«схем

-

разверток») конструкций из 2х и 3х строительных деталей, строительные

детали.

Инструкция к проведению: Предлагается ребенку рассмотреть схему

развертку из 2х строительных деталей, соотнести рисунки на схеме между

собой, найти нужные детали и воспроизвести нарисованную постройку. То

же с другой схемой.

22

Диагностическое задание 5.«Мост»

Цель:

Выявить

умение

ребёнка

понимать

словесную

инструкцию

-

видоизменять конструкцию по заданным параметрам.

Материал: Строительные детали, игрушки: фигурки людей, 2 машинки,

корабль с мачтой, полоска бумаги голубого цвета – река.

Инструкция к проведению: Ребенку предлагается построить мост через

реку для пешеходов и транспорта, по которому могли бы проходить две

машины, а под ним - проплывать корабль с мачтой.

Диагностическое задание 6. «Дом-башня»

Цель:

Выявить

умение

ребенка

последовательно

анализировать

контурную

схему,

(расчленять

схему)

выдвигать

предположения

об

изображаемом

предмете

и

его

возможном

строении;

воспроизводить

постройку

путем

соотнесения

схемы

с

предложенным

строительным

материалом.

Материал: Контурная схема постройки (1:2), карандаш, набор деталей,

включающей 2 треугольные призмы, 11 мелких кирпичиков, 4 – средней

величины, 3 бруска, отдельно в коробке запасной материал.

Инструкция к проведению: Ребенку демонстрируется контурная схема

постройки

(модель).

Предлагается

воспроизвести

её

из

предложенных

строительных деталей.

Диагностическое задание 7. «По замыслу»

Цель: Выявить умение ребенка самостоятельно разрабатывать замысел

будущей конструкции, планировать этапы будущей конструкции, отбирать

детали в соответствии с замыслом, собственной схемой будущей постройки.

Материал: карандаш, лист, строительные детали.

Инструкция к проведению: Ребенку предлагается самому придумать,

какой

предмет

он

хотел

бы

сконструировать;

для

этой

цели

подумать

о

ситуации, в которой такая конструкция предмета будет нужна. Напомнить о

23

возможности

использования

графического

изображения

для

обдумывания

будущей постройки.

24

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Диагностическая карта

Показатели

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Ф.

и.

То

чно

конструиру

ет образец

И

меет

предста

вление

о

видах

строите

льных

деталях

У

меет

узнавать

деталь,

изображен

ную с трех

разных

позиций

(прямо,

сверху,

сбоку)

Умее

т

анализироват

ь

( ч и т а т ь )

схему

постройки

и

воспроизвод

и т ь

е е

и з

строительны

х деталей.

По

нимает

словесную

инструкци

ю

-

видоизмен

яет

конструкц

и ю

п о

заданным

параметра

м.

Умеет

последовательно

анализировать

контурную

схему, (расчленять схему)

выдвигать предположения

о б

и з о б р а ж а е м о м

предмете и его возможном

строении; воспроизводить

п о с т р о й к у

п у т е м

соотне сения

схемы

с

предложенным

строительным

материалом.

Умеет

самостоятельно

разрабатывать

з а м ы с е л

буд у щ е й

конструкции,

планировать

этапы

будущей конструкции,

отбирать

детали

в

с о о т в е т с т в и и

с

замыслом,

собственной

схемой

будущей постройки.

ит

ого

1.

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н.г

к.г

н

к.

г

н

к

1

2

3

4

5

6

7

25

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Перспективный план работы по организованной деятельности.

26

Тема

Задачи

Содержание

1

2

3

4

1

По замыслу

Придумывание постройки её схематическое

изображение,

воплощение замысла в конструкции. Учить

самостоятельно, выбрать тему будущей конструкции и способ

её сооружения, при обдумывании использовать схематический

рисунок, для обозначения основных частей задуманной

конструкции.

Рассматривание строительного материала,

обдумывание темы постройки, изображение

задуманного предмета в схематическом рисунке,

воспроизведение его в конструкции, внесение

изменений и уточнений в свои схемы.

2

Графическо

е

и з о б р а ж е н и е

строительных

д е т а л е й

и

и х

комбинаций

Знакомить

с

приемами

изображения

деталей

строителя с трех разных позиций (вид прямо перед собой, вид

сверху, вид сбоку) и правильно располагать эти изображения в

виде схемы – развертки, (куб, кирпичик, треугольная призма,

брусок)

Поочередное накладывание лекала на разные

стороны фигур, изображение этих сторон на листах

бумаги, расчерченных крестом на 4 части

3

Построение

конструкций из 2-3

д е т а л е й

п о

предложенной

схеме развертке.

Учить

«читать»

схемы

развертки.

Составлять

схематическое изображение комбинаций из 2-3-х деталей.

Анализ изображений в чертеже (схеме) фигур,

соотнесение

изображений

между

собой,

нахождение

соответствующих деталей, воспроизведение построек

(конструирование

по

схеме)

Создание

новых

конструкций,

с

последующим

изображением

с

3-х

позиций.(вид

прямо

перед

собой,

вид

сверху,

вид

сбоку)

4

Графическо

е

и з о б р а ж е н и е

строительных

д е т а л е й

и

и х

комбинаций

Развитие

ориентировки

в

про странственных

свойствах

отдельных

строительных

деталей

Изображение

деталей с 3-х позиций (вид прямо перед собой, вид сверху, вид

сбоку) и правильно

располагать эти изображения в виде

схемы – развертки, (с помощью трафарета) (цилиндр, конус,

усеченный конус, шар, пирамида)

Поочередное накладывание лекала на разные

стороны фигур, изображение этих сторон на листах

бумаги, расчерченных крестом на 4 части

5

Построение

конструкций из 2-3

д е т а л е й

п о

предложенной

Учить

«читать»

схемы

развертки.

Составлять

схематическое изображение комбинаций из 2-3-х деталей. (на

новом материале)

Анализ изображений в чертеже (схеме) фигур,

соотнесение

изображений

между

собой,

нахождение

соответствующих деталей, воспроизведение построек

(конструирование

по

схеме)

Создание

новых

27

28



В раздел образования