Автор: Нечаева Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №38-0
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Доклад
Тема: Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство сенсорного
воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Ведущим
видом
деятельности
ребенка-дошкольника
является
игра.
Дидактические
игры
-
это
разновидность
игр
с
правилами,
которые
специально созданы с целью обучения и воспитания детей. Данная группа
игр направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же
время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой
деятельности. Однако для играющих детей воспитательно-образовательное
значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через
игровую задачу, игровые действия, правила.
Согласно
мнению
А.Н.Леонтьева,
дидактические
игры
относятся
к
«рубежным
играм»,
являясь
переходной
формой
к
той
неигровой
деятельности, подготовку к которой они выполняют. Дидактические игры
способствуют
развитию
познавательной
деятельности,
мыслительных
операций, которые создают основу любого обучения. Дидактические игры в
обязательном
порядке
должны
содержать
задачи
учебного
характера
-
обучающие задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную
дидактическую игру, но переносят ее в занимательную для детей форму.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре
зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые
диктуются
ее
обучающей
задачей.
Это
побуждает
ребенка
быть
внимательным,
запоминать,
сравнивать,
классифицировать,
уточнять
свои
имеющиеся
знания.
Таким
образом,
дидактическая
игра
помогает
детям
ч е м у - т о
н а у ч и т ь с я
в
л е г к о й ,
н е п р и н у ж д е н н о й
ф о р м е .
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В
отличие
от
учебной
сущности
занятий
в
дидактической
игре
действуют
одновременно два начала: учебно-познавательное и игро- занимательное. В
соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник
игры,
учит
детей
и
играет
с
ними,
а
дети
учатся
играя.
Учебно-
познавательная
сущность
каждой
дидактической
игры
представлена
определенными дидактическими задачами, которые преследуют, к примеру,
цели
сенсорного
и
интеллектуального
развития
детей.
Наличие
дидактических
задач,
которые
содержат
обучающие
игры,
придает
игре
целенаправленный,
дидактический
характер.
В
педагогике
система
дидактических игр была создана в связи с разработкой теории сенсорного
воспитания. Ее авторами являются такие известные педагоги и психологи,
как Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В опыте сенсорного
воспитания детей широко используются следующие виды дидактических игр:
• Игры - поручения, которые основаны на интересе детей к действиям с
игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать, вставлять,
нанизывать и т.д.).
• Игры с прятаньем и поиском, которые основаны на неожиданном появлении
или исчезновении предметов, процессам их поиска и нахождения. • Игры с
загадыванием
и
отгадыванием,
которые
привлекают
детей
своей
неизвестностью:
«Узнай»,
«Отгадай»,
«Что
здесь»,
«Что
изменилось».
•
Сюжетно
-
ролевые
игры,
игровое
действие
которых
заключается
в
изображении различных жизненных ситуаций.
•
Игры
-
соревнования:
«Кто
быстрее»,
«Кто
первый»,
«Кто
больше».
• Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его
свойства (цвет).
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания
детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые
для
успешного
умственного
развития;
появляется,
спо собно сть
сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на
способность
и
склонность
маленьких
детей
к
подражанию,
воспитатель
побуждает
их
воспроизводить
показанные
действия,
сказанные
слова.
Развитие сосредоточенности и способности к подражанию - необходимое
условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач
которая, должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в
равной мере овладевают этими качествами.
Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и
явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно
действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу
занятий.
Дети
постепенно
учатся
собирать
башенки,
складные
мисочки,
матрешки и т. п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться
палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой
деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и
некоторая
планомерность
действий.
Занятия
имеют
значение
и
для
эстетического
воспитания
маленьких
детей.
Подбор
и
оформление
дидактического
материала,
игрушек,
картинок
должны
служить
целям
воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых
занятий
прямо
направлено
на
выполнение
задач
художественного
воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п. Поэтому очень
важно,
что
музыкальный
и
литературный
материал
был
подлинно
художественным.
Очень
важно
помнить,
что
занятия
должны
создавать
у
детей
хорошее
настроение,
вызывать
радость:
ребенок
радуется
тому,
что
узнал
что-то
новое,
радуется
своему
достижению,
умению
произнести
слово,
что-то
сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми
действиям
и
переживаниям.
Эта
радость
является
залогом
успешного
развития детей на ступени раннего возраста, и имеют большое значение для
дальнейшего воспитания.
Основная
особенность
дидактических
игр
–
обучающая.
Соединение
в
дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и
правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти
игры для умственного воспитания младших дошкольников. Они создаются
взрослыми в целях воспитания и обучения младших дошкольников, но не
открыто,
а
реализуются
через
игровую
задачу.
Эти
игры
способствуют
развитию
познавательной
деятельности,
интеллектуальных
операций.
Познание
окружающей
действительности
основывается
на
конкретных
ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим.
В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной
источник
знаний
об
окружающем
мире.
В
дидактических
играх
надо
предоставлять
детям
возможность.
Повторно
воспринимать
окружающие
предметы
и
их
свойства,
упражнять
в
их
узнавании
и
различии.
1. Оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их
характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по
в н е ш н е м у
в и д у
п р ед м е т а ,
н о
и
п о
с л о в е с н ом у
о п и с а н и ю .
2.
Делать
первичные
обобщения,
группировать
предметы
по
общим
свойствам.
3.
Соотносить,
сравнивать
жизненные
свойства
предмета
с
имеющимися
мерками,
сенсорными
эталонами
(форма
предметов
с
геометрическими
фигурами).
Дидактический смысл дидактических игр как раз и заключается в том, что
ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен
детям,
необходимо
более
активное
педагогическое
воздействие.
В
содержание
дидактических
игр
игрушек
особенности
национального
характера,
природы,
истории,
труда,
быта
того
или
иного
народа.
Из
поколения
в
поколение
передаются
дидактические
игрушки,
созданные
народом
для
развития
речи,
воли,
внимания,
точности
к
координации
движений.
Формирование
представлений
о
цвете,
форме
(бирюльки,
складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины,
матрешки, пирамидки, башенки). Виды дидактических игр:
1) Игры — забавы
2) Настольно – печатные
3) Словесные
4) Музыкальные
Обязательным элементом дидактическим игр является:
1) Отражение учебного материала
2) Выделение игровых задач
3) Наличие правил
4) Действия играющих
5) Подведение итогов игры
Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни выдвигает
задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов
сенсорного воспитания в детском саду.
В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные
мыслительные
задачи:
описывать
предметы,
группировать
по
различным
свойствам
и
признакам,
отгадывать
предметы
и
действия
по
описанию,
придумывать
рассказы.
Дети
должны
уметь
найти
ответ,
догадаться,
сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания
и
опыт.
При
этом
проявляют
сообразительность,
умение
самостоятельно
решать
задачи,
способность
к
волевому
усилию
при
достижении
поставленной цели. Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра
является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней
дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она
помогает
сделать
любой
учебный
материал
увлекательным,
вызывает
у
воспитанников
глубокое
удовлетворение,
создает
радостное
рабочее
н а с т р о е н и е ,
о б л е г ч а е т
п р о ц е с с
у с в о е н и я
з н а н и й .
Анализ
исследований
показал,
что
в
игровой
деятельности
происходит
наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том
числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный
процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития
восприятия
ребенка,
основная
задача
которых
ознакомление
младших
дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление
п р е д с т а в л е н и й
о
ц в е т е ,
ф о р м е
и
в е л и ч и н е
п р е д м е т о в .
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности
органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому,
сенсорное
воспитание
-
это
одна
из
основных
сторон
дошкольного
воспитания.
Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного
развития
ребенка,
оно
необходимо
для
успешного
обучения
ребенка.
С
восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Все
другие
формы
познания
строятся
на
основе
образов
восприятия,
являются
результатом
их
переработки.
Овладение
знаниями
и
умениями
требует
постоянного
внимания
к
внешним
свойствам
предметов
(форме,
ц в е т у ,
в е л и ч и н е )
Таким
образом,
через
дидактическую
игру
дети
учатся
анализировать,
сравнивать
и
обобщать,
т.е.
систематическое
целенаправленное
использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших
дошкольников раннего возраста.