Напоминание

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста


Автор: Нечаева Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №38-0
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Доклад
Тема: Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство сенсорного

воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Ведущим

видом

деятельности

ребенка-дошкольника

является

игра.

Дидактические

игры

-

это

разновидность

игр

с

правилами,

которые

специально созданы с целью обучения и воспитания детей. Данная группа

игр направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же

время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой

деятельности. Однако для играющих детей воспитательно-образовательное

значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через

игровую задачу, игровые действия, правила.

Согласно

мнению

А.Н.Леонтьева,

дидактические

игры

относятся

к

«рубежным

играм»,

являясь

переходной

формой

к

той

неигровой

деятельности, подготовку к которой они выполняют. Дидактические игры

способствуют

развитию

познавательной

деятельности,

мыслительных

операций, которые создают основу любого обучения. Дидактические игры в

обязательном

порядке

должны

содержать

задачи

учебного

характера

-

обучающие задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную

дидактическую игру, но переносят ее в занимательную для детей форму.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре

зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые

диктуются

ее

обучающей

задачей.

Это

побуждает

ребенка

быть

внимательным,

запоминать,

сравнивать,

классифицировать,

уточнять

свои

имеющиеся

знания.

Таким

образом,

дидактическая

игра

помогает

детям

ч е м у - т о

н а у ч и т ь с я

в

л е г к о й ,

н е п р и н у ж д е н н о й

ф о р м е .

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В

отличие

от

учебной

сущности

занятий

в

дидактической

игре

действуют

одновременно два начала: учебно-познавательное и игро- занимательное. В

соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник

игры,

учит

детей

и

играет

с

ними,

а

дети

учатся

играя.

Учебно-

познавательная

сущность

каждой

дидактической

игры

представлена

определенными дидактическими задачами, которые преследуют, к примеру,

цели

сенсорного

и

интеллектуального

развития

детей.

Наличие

дидактических

задач,

которые

содержат

обучающие

игры,

придает

игре

целенаправленный,

дидактический

характер.

В

педагогике

система

дидактических игр была создана в связи с разработкой теории сенсорного

воспитания. Ее авторами являются такие известные педагоги и психологи,

как Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В опыте сенсорного

воспитания детей широко используются следующие виды дидактических игр:

• Игры - поручения, которые основаны на интересе детей к действиям с

игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать, вставлять,

нанизывать и т.д.).

• Игры с прятаньем и поиском, которые основаны на неожиданном появлении

или исчезновении предметов, процессам их поиска и нахождения. • Игры с

загадыванием

и

отгадыванием,

которые

привлекают

детей

своей

неизвестностью:

«Узнай»,

«Отгадай»,

«Что

здесь»,

«Что

изменилось».

Сюжетно

-

ролевые

игры,

игровое

действие

которых

заключается

в

изображении различных жизненных ситуаций.

Игры

-

соревнования:

«Кто

быстрее»,

«Кто

первый»,

«Кто

больше».

• Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его

свойства (цвет).

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания

детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые

для

успешного

умственного

развития;

появляется,

спо собно сть

сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на

способность

и

склонность

маленьких

детей

к

подражанию,

воспитатель

побуждает

их

воспроизводить

показанные

действия,

сказанные

слова.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию - необходимое

условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач

которая, должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в

равной мере овладевают этими качествами.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и

явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно

действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу

занятий.

Дети

постепенно

учатся

собирать

башенки,

складные

мисочки,

матрешки и т. п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться

палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой

деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и

некоторая

планомерность

действий.

Занятия

имеют

значение

и

для

эстетического

воспитания

маленьких

детей.

Подбор

и

оформление

дидактического

материала,

игрушек,

картинок

должны

служить

целям

воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых

занятий

прямо

направлено

на

выполнение

задач

художественного

воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п. Поэтому очень

важно,

что

музыкальный

и

литературный

материал

был

подлинно

художественным.

Очень

важно

помнить,

что

занятия

должны

создавать

у

детей

хорошее

настроение,

вызывать

радость:

ребенок

радуется

тому,

что

узнал

что-то

новое,

радуется

своему

достижению,

умению

произнести

слово,

что-то

сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми

действиям

и

переживаниям.

Эта

радость

является

залогом

успешного

развития детей на ступени раннего возраста, и имеют большое значение для

дальнейшего воспитания.

Основная

особенность

дидактических

игр

обучающая.

Соединение

в

дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и

правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти

игры для умственного воспитания младших дошкольников. Они создаются

взрослыми в целях воспитания и обучения младших дошкольников, но не

открыто,

а

реализуются

через

игровую

задачу.

Эти

игры

способствуют

развитию

познавательной

деятельности,

интеллектуальных

операций.

Познание

окружающей

действительности

основывается

на

конкретных

ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим.

В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной

источник

знаний

об

окружающем

мире.

В

дидактических

играх

надо

предоставлять

детям

возможность.

Повторно

воспринимать

окружающие

предметы

и

их

свойства,

упражнять

в

их

узнавании

и

различии.

1. Оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их

характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по

в н е ш н е м у

в и д у

п р ед м е т а ,

н о

и

п о

с л о в е с н ом у

о п и с а н и ю .

2.

Делать

первичные

обобщения,

группировать

предметы

по

общим

свойствам.

3.

Соотносить,

сравнивать

жизненные

свойства

предмета

с

имеющимися

мерками,

сенсорными

эталонами

(форма

предметов

с

геометрическими

фигурами).

Дидактический смысл дидактических игр как раз и заключается в том, что

ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен

детям,

необходимо

более

активное

педагогическое

воздействие.

В

содержание

дидактических

игр

игрушек

особенности

национального

характера,

природы,

истории,

труда,

быта

того

или

иного

народа.

Из

поколения

в

поколение

передаются

дидактические

игрушки,

созданные

народом

для

развития

речи,

воли,

внимания,

точности

к

координации

движений.

Формирование

представлений

о

цвете,

форме

(бирюльки,

складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины,

матрешки, пирамидки, башенки). Виды дидактических игр:

1) Игры — забавы

2) Настольно – печатные

3) Словесные

4) Музыкальные

Обязательным элементом дидактическим игр является:

1) Отражение учебного материала

2) Выделение игровых задач

3) Наличие правил

4) Действия играющих

5) Подведение итогов игры

Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни выдвигает

задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов

сенсорного воспитания в детском саду.

В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные

мыслительные

задачи:

описывать

предметы,

группировать

по

различным

свойствам

и

признакам,

отгадывать

предметы

и

действия

по

описанию,

придумывать

рассказы.

Дети

должны

уметь

найти

ответ,

догадаться,

сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания

и

опыт.

При

этом

проявляют

сообразительность,

умение

самостоятельно

решать

задачи,

способность

к

волевому

усилию

при

достижении

поставленной цели. Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра

является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней

дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она

помогает

сделать

любой

учебный

материал

увлекательным,

вызывает

у

воспитанников

глубокое

удовлетворение,

создает

радостное

рабочее

н а с т р о е н и е ,

о б л е г ч а е т

п р о ц е с с

у с в о е н и я

з н а н и й .

Анализ

исследований

показал,

что

в

игровой

деятельности

происходит

наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том

числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный

процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития

восприятия

ребенка,

основная

задача

которых

ознакомление

младших

дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление

п р е д с т а в л е н и й

о

ц в е т е ,

ф о р м е

и

в е л и ч и н е

п р е д м е т о в .

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности

органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому,

сенсорное

воспитание

-

это

одна

из

основных

сторон

дошкольного

воспитания.

Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного

развития

ребенка,

оно

необходимо

для

успешного

обучения

ребенка.

С

восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Все

другие

формы

познания

строятся

на

основе

образов

восприятия,

являются

результатом

их

переработки.

Овладение

знаниями

и

умениями

требует

постоянного

внимания

к

внешним

свойствам

предметов

(форме,

ц в е т у ,

в е л и ч и н е )

Таким

образом,

через

дидактическую

игру

дети

учатся

анализировать,

сравнивать

и

обобщать,

т.е.

систематическое

целенаправленное

использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших

дошкольников раннего возраста.



В раздел образования