Автор: Власова Марина Павловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 472
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Закаливание в ДОУ "
Раздел: дошкольное образование
Власова М.П.,
инструктор по физической культуре,
МАДОУ детский сад № 472
«Закаливание в ДОУ»
Основы будущей жизни, как известно, закладываются в раннем детстве, и потому
укрепление здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным направлением.
Министерством образования РФ, изданы специальные приказы «Об усилении мер по
охране жизни и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ РФ» и «О
функционировании ДОУ в летний период и организации летней оздоровительной работы в
них».
Необходимость организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении
уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием
здоровья детей, посещающих дошкольное учреждение. Заболеваемость детей раннего и
дошкольного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению.
Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть
детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения здоровья,
отстает в физическом развитии.
В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. В
связи с этим большое значение приобретает работа с ослабленными детьми в детском
саду.
Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются
актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют
необходимость поисков эффективных средств их реализации.
Известно, что здоровье определяется комплексом факторов, характеризующих
морфофункциональное развитие, физический статус ребенка, уровень адаптации к
окружающей среде, дееспособность.
Существенная роль в системе физического воспитания детей принадлежит мероприятиям
по закаливанию. Под закаливанием понимается повышение устойчивости - адаптации
организма человека к действию различных неблагоприятных климатических факторов
(холод, тепло, солнечная радиация) вследствие применения комплекса
систематизированных и целенаправленных мероприятий. Никакой оздоровительный
режим немыслим без использования закаливающих процедур. Закаливание в раннем и
дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть
физического воспитания детей.
В настоящее время под закаливанием обычно понимают увеличение сопротивляемости
организма к различным, преимущественно физическим средовым воздействиям с целью
повышения его устойчивости к неблагоприятным для здоровья факторам внешней среды
Закаливание, как и любое другое воздействие, применяемое к ребенку, имеет
положительный эффект лишь в том случае, если проводится с учетом возрастных,
индивидуальных особенностей, а также условий жизни.
Внимательное отношение к детям, основанное на понимании индивидуальных
особенностей, создание наилучших условий жизни для каждого ребенка способствуют
укреплению здоровья и гармонического развитию. Весь режим жизни ребенка,
организация сна и разнообразной деятельности направляются на удовлетворение
потребностей его всестороннего развития и укрепления здоровья. Поэтому закаливание
должно быть неотъемлемой частью всех режимных моментов; закаливание нельзя
рассматривать обособленно, в виде отдельных процедур, получаемых ребенком в течение
дня.
Закаливание в раннем и дошкольном возрасте следует рассматривать как важную
составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания
являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Закаливание, как сложный условно - рефлекторный процесс требует систематичности. При
отсутствии регулярности, нарушения режима, временные связи угасают, и организм
ребенка теряет способность приспособления к условиям окружающей среды,
сопротивляемость к различным неблагоприятным воздействиям.
Процесс закаливания многообразен: с одной стороны, он включает специальные
мероприятия по назначению врача (воздушные ванны, солнечные ванны), с другой -
определенные условия в связи с установленным режимом дня (регулярное проветривание
помещения, одежда и обувь, соблюдении длительности проулок и режима двигательной
активности детей, сон). Все это обеспечивает полноценность закаливания организма,
вызывает в нем благоприятные изменения (улучшает состояние и функции нервной
системы, обменные процессы, состав крови, углубляет дыхание, создает эмоционально-
положительное состояние психики), стереотипизирует условия и поведение ребенка в
ДОУ.
Основное средство предупреждения простудных заболеваний детей-дошкольников -
естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха,
солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к
изменяющимся внешним условиям, т. е. закалить его организм. На закаленных детей
меньше влияют резкие изменения температуры, они имеют хороший аппетит, более
активны, уравновешены и жизнерадостны.
Одна из важных задач современного дошкольного воспитания - снижение риска
заболеваемости детей наиболее распространенными простудными заболеваниями.
Большое внимание следует уделять их профилактике - закаливанию детского организма.
В современных ДОУ применяются вариативные методы закаливания и оздоровления
детей:
- ультрафиолетовое облучение по традиционной методике;
- воздушные ванны;
-водные процедуры;
- воздушно - контрастное закаливание по методике Ю.Ф. Змановского;
- дневной сон с открытыми фрамугами;
- физические упражнения в помещениях с контрастной температурой воздуха;
- ежедневное полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры и т.д.
Оздоровительный эффект оказывает сезонное изменение режима. Всего должно быть 4
сезонных режима с постепенным переходом от одного к другому. Это связано с годичной
биоритмией, оказывающий влияние на организм человека и определяющей его
психофизическое состояние.
Вместе с тем необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка,
обладающего сложноорганизованной структурой головного мозга, требующего адекватной
стереотипизации режимных моментов. Например, нельзя допускать насилия над
биологической потребностью организма в удлиненном или укороченном дневном сне,
ритмичностью в отдыхе, занятиях, питании и т.д. В каждом случае предпочтительно
следовать естественным потребности организма ребенка, предполагая элементы гибкого
режима и создавая психофизический комфорт на занятиях и в свободной деятельности.
Для успешного физического развития ребенка необходимы разнообразные закаливающие
мероприятия (солевое, сухое, водное, воздушное закаливание), активная двигательная
деятельность в течение дня, физкультурное оборудование и инвентарь.
Целенаправленное физическое воспитание и оздоровительная работа дают возможность
всем детям овладеть наиболее рациональными способами выполнения движений в
оптимальных условиях, развить физическую силу, выносливость, ловкость, быстроту
реакции, укрепить здоровье, способность противостоять стрессам, инфекционно-
простудным заболеваниям. ( Горькова Л.Г., Обухова Л.А. 2005)
Закаливание воздухом – самое распространенное и всем доступное средство закаливания.
Воздух воздействует на организм человека в течение всей его жизни. Необходимо, чтобы
это постоянное воздействие всегда оказывало благоприятное влияние, стимулирующее
правильный рост и развитие организма. Действие воздуха воспринимается нервными
окончаниями кожных покровов и слизистых оболочек дыхательных путей. Характер
влияния воздуха на организм определяется соотношением его качественных показателей:
температуры, влажности, движения, давления, ионизации.
При проведении воздушных ванн необходимо учитывать состояние детей и их
индивидуальную реакцию. Нельзя допускать резкого охлаждения, а тем более
переохлаждений. Поэтому во время приема воздушных ванн рекомендуется проводить
подвижные игры, а с целью усиления их положительного влияния на организм
целесообразны после них водные процедуры (купание в водоеме, душ, обливание).
Воздух - наиболее доступное средство закаливания для дошкольников разного возраста.
Использование воздуха в целях укрепления здоровья детей начинается с проветривания
помещения, где они находятся. Можно организовать послеобеденный сон на свежем
воздухе, если для этого есть соответствующие условия (веранда или широкий балкон). В
любое время года ребенку полезны воздушные ванны. Особенно благотворно влияет
холодный зимний воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми.
При проведении таких процедур ребенок в течение определенного времени остается
полностью или частично обнаженным. Воздушные ванны подразделяют на горячие
(температура свыше +30°С), теплые (+ 24°. + 30 °С), индифферентные (+ 20° С…+ 24°С ),
прохладные (+15°.+ 20 °С) и холодные (+ 6°. + 15 °С). Осенью и зимой воздушные ванны
принимают в хорошо проветренной комнате, во время утренней гимнастики сначала в
майке и трусах, а по мере закаливания - только в трусах и босиком. Продолжительность
первых воздушных ванн пять минут. Постепенно это время увеличивают, а температуру
воздуха снижают. Принимая воздушные ванны, ребенок должен двигаться: выполнять
гимнастические упражнения, играть в подвижные игры. Движения способствуют
активизации деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, дают наилучший
оздоровительный эффект (Пензулаева Л. И. 1998). Проведение физкультурных занятий в
спортивной форме на улице, общие воздушные ванны длительностью 3-5 мин (во время
переодевания ко сну) - вот каждодневное закаливание воздухом. Его эффективно
дополняют обязательные прогулки в любую погоду в одежде, не стесняющий активную
деятельность. К ним следует еще добавить физкультурное занятия на воздухе.
Эффективность действия закаливающих процедур значительно повышается, если их
сочетать с выполнением спортивных упражнений. При этом важно добиваться, чтобы
величина нагрузок на организм была также различной.
Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей,
так как известно, что фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в
детском и подростковым возрасте. Внимательное отношение к детям, основанное на
понимании индивидуальных особенностей, создание наилучших условий жизни для
каждого ребенка способствуют укреплению здоровья и гармонического развитию. Весь
режим жизни ребенка, организация сна и разнообразной деятельности направляются на
удовлетворение потребностей его всестороннего развития и укрепления здоровья.
Поэтому закаливание должно быть неотъемлемой частью всех режимных моментов в ДОУ.