Автор: Михайлова Ирина Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №260"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Применение методов психотерапии в работе с заикающимися детьми
Раздел: дошкольное образование
Тема «Применение методов психотерапии в работе с заикающимися
детьми».
Михайлова Ирина Викторовна, педагог-психолог
МБ ДОУ «Детский сад №260», г. Новокузнецк
В работе любого педагога-психолога ДОУ выделяются основные
направления его деятельности:
-Психодиагностика;
-Психоконсультирование;
-Психопрофилактика;
-Психокоррекция, которая в свою очередь предполагает (взавистимости
от поставленных целей) развитие основных психических процессов и
коррекцию форм поведения ребенка и пр. Все эти направления реализуются в
работе с заикающимися детьми, но отдельным блоком выделяют
психотерапевтическую работу.
Естественно в коррекционно-развивающем блоке психологи активно
применяют отдельные элементы методов психотерапии… но
психотерапевтических блок преследует несколько иные, глобальные цели,
более широкий спектр применения различных психотерапевтических
методов, т.к. дети с заиканием – это особая категория детей, для которой
помимо основных методов работы, необходимо применять и
узконаправленные методы психотерапии.
Психотерапия лежит в основе лечения заикания и представляет собой
упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими
средствами.
Отходя от общепринятой медицинской терминологии… терапия
рассматривается не только как лечение, но и как любое воздействие с
лечебной целью. Поэтому Психотерапия – лечебное воздействие на психику
пациента психологическими средствами, в данном случае
психотерапевтическими методами.
В синдроме заикания в различных соотношениях представлены
речедвигательные нарушения и как следствие психопатологические
изменения личности. Если у детей преобладают именно речедвигательные
нарушения, о ТВ ходе эволюции заикания они перерастают в
психопатологические изменения, например в логофобию. С котроми бороться
значительно труднее, нежели с первичным дефектом. Психопатологические
изменения накладывают отпечаток на формирование таких черт личности
как:
Тревожность, сенситивность, замкнутость, дезорганизация личностных
отношений, неуверенность в своих силах, низкая самооценка.
Следовательно оптимальным считается начало психотерапевтической
работы именно в дошкольном возрасте.
Основные цели психотерапии в работе с заикающимися детьми
следующие:
1.
изменение системы отношений больного к своему недугу
2.
перестройка нарушенных социальных отношений с окружающими,
социальная адаптация.
3.
коррекция поведения в ситуации вербального общения
4.
повышение самооценки и уверенности в своих силах
5.
осознание больным возможности избавления от своего недуга.
В 1998 году Министерство Здравоохранения РФ одобрило список
рекомендуемых для РФ методов психотерапии:
-арттерапия
-аутогенная тренировка
- личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия
- Рациональная психотерапия
- Гештальт-психотерапия
- Гипносуггестивная психотерапия
- Групповая динамическая психотерапия
- и так далее
Список обширный… НО не все вышеперечисленные методы могут
применятся в работе с детьми…поэтому методы психотерапии, используемые
в работе с дошкольниками напрямую зависят от вида психотерапии.
Говоря о методах психотерапии надо отметить , что классификация и
убедительная оценка их эффективности чрезвычайно сложн6а, прежде всего
в виду недостаточной разработанности общей теории детской психотерапии.
Карвасарский, Исурина предлагают следующую классификацию видов
псхотерапии.
Общая психотерапия
Направлена на создание благоприятной атмосферы взаимоотношений с
ребенком как в ДОУ так и в семье. Такие условия достигаются за счет
осуществления окружающими единых требований к поведению ребенка,
выполнения им режимных моментов и речевого поведения в соответствии с
этапом коррекционной работы. Обстановка должна быть доброжелательной и
спокойной. Определенных методов воздействия в данном виде психотерапии
не выделяется, но создание на этом этапе, особого эмоционального фона
является благоприятной почвой для использования методов частной терапии.
Частная терапия
К ней относятся :
1. рациональная терапия – направлена главным образом на
переориентацию личности по отношению к своему недугу., которая состоит
в доступном разъяснении заикающемуся сущ9ности его страданий, в
воспитании адекватного отношения к речевому дефекту, в возможности ег7о
излечения.
2. личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия –
основной задачей ее (по мнению Ташлыкова и Карвасарского) является
перестройка нарушенных отношений личности с окружающей средой.
Социальная адаптация и формирование адекватных форм поведения при
непосредственном речевом взаимодействии.
И в рациональной и в личностно-ориентированной реконструктивной
терапии могут быть использованы следующие методы: беседа, дискуссии,
проективное рисование, невербальная коммуникация, социометрия и
суггестивные методы.
3. суггестивная терапия – учитывая ряд специфических особенностей
возраста и невропатологического статуса ребенка, методы гипнотического
воздействия с дошкольниками, как правило, не используются, но активно
могут применяться следующие методы:
- метод самовнушения - используется в работе со старшими
дошкольниками. Ребенок должен научиться вызывать у себя представление о
том, как он разговаривает без заикания дома, в саду, в других ситуациях.
Рекомендовано проводить 2-3 раза в день, последний сеанс перед сном.
- аутогенная тренировка – обучение навыкам саморегуляции. Больные
стремятся снять чувство общей скованности, добиться расслабления
артикуляторно-голосового аппарата.
4. тренировочная психотерапия – комплексная отработка
вышеперечисленных задач за счет использования различных методов:
игротерапии, сказкатерапии, арттерапии, имаготерапии, психодраммы и т.д.
Направлена
на
социальную
адаптацию,
снятие
страха
перед
речью,
формирование умения понять свое поведение и управлять им в зависимости от
ситуации, обучение гибкому использованию вербальных невербальных средств
общения, повышение самооценки и уверенности в себе.
Методы психотерапии разнообразны, проистекают одни из других, что
несомненно
усложняет
их
классификацию,
но
в
тоже
время
позволяет
использовать
из
как
комплексно
так
и
дифференцированно
на
групповых
и
индивидуальных занятиях.
Список литературы:
1.
Заикание /Под ред. Власовой Н.А., Беккер К.П. - М.: Медицина,1983. -
256с.
2.
Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Союз, 2004. -
336с.
3.
Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. -
М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. - 112с.
4.
Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. - Л.: Медицина, 1988, 184с.
5.
Селиверстов В.И. Заикание у детей. - М.: Просвещение, 1979. - 159с.
6.
Флоренская Ю.А. Клиника и терапия нарушений речи. - М.: Медгиз,
1949. - 120с.
7.
Шкловский
В.М.
Комплексная
система
логопедических
занятий
и
психотерапии при логоневрозах. - Л.:Б.и., 1966. - 30с.