Напоминание

Применение методов психотерапии в работе с заикающимися детьми


Автор: Михайлова Ирина Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №260"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Применение методов психотерапии в работе с заикающимися детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема «Применение методов психотерапии в работе с заикающимися

детьми».

Михайлова Ирина Викторовна, педагог-психолог

МБ ДОУ «Детский сад №260», г. Новокузнецк

В работе любого педагога-психолога ДОУ выделяются основные

направления его деятельности:

-Психодиагностика;

-Психоконсультирование;

-Психопрофилактика;

-Психокоррекция, которая в свою очередь предполагает (взавистимости

от поставленных целей) развитие основных психических процессов и

коррекцию форм поведения ребенка и пр. Все эти направления реализуются в

работе с заикающимися детьми, но отдельным блоком выделяют

психотерапевтическую работу.

Естественно в коррекционно-развивающем блоке психологи активно

применяют отдельные элементы методов психотерапии… но

психотерапевтических блок преследует несколько иные, глобальные цели,

более широкий спектр применения различных психотерапевтических

методов, т.к. дети с заиканием – это особая категория детей, для которой

помимо основных методов работы, необходимо применять и

узконаправленные методы психотерапии.

Психотерапия лежит в основе лечения заикания и представляет собой

упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими

средствами.

Отходя от общепринятой медицинской терминологии… терапия

рассматривается не только как лечение, но и как любое воздействие с

лечебной целью. Поэтому Психотерапия – лечебное воздействие на психику

пациента психологическими средствами, в данном случае

психотерапевтическими методами.

В синдроме заикания в различных соотношениях представлены

речедвигательные нарушения и как следствие психопатологические

изменения личности. Если у детей преобладают именно речедвигательные

нарушения, о ТВ ходе эволюции заикания они перерастают в

психопатологические изменения, например в логофобию. С котроми бороться

значительно труднее, нежели с первичным дефектом. Психопатологические

изменения накладывают отпечаток на формирование таких черт личности

как:

Тревожность, сенситивность, замкнутость, дезорганизация личностных

отношений, неуверенность в своих силах, низкая самооценка.

Следовательно оптимальным считается начало психотерапевтической

работы именно в дошкольном возрасте.

Основные цели психотерапии в работе с заикающимися детьми

следующие:

1.

изменение системы отношений больного к своему недугу

2.

перестройка нарушенных социальных отношений с окружающими,

социальная адаптация.

3.

коррекция поведения в ситуации вербального общения

4.

повышение самооценки и уверенности в своих силах

5.

осознание больным возможности избавления от своего недуга.

В 1998 году Министерство Здравоохранения РФ одобрило список

рекомендуемых для РФ методов психотерапии:

-арттерапия

-аутогенная тренировка

- личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия

- Рациональная психотерапия

- Гештальт-психотерапия

- Гипносуггестивная психотерапия

- Групповая динамическая психотерапия

- и так далее

Список обширный… НО не все вышеперечисленные методы могут

применятся в работе с детьми…поэтому методы психотерапии, используемые

в работе с дошкольниками напрямую зависят от вида психотерапии.

Говоря о методах психотерапии надо отметить , что классификация и

убедительная оценка их эффективности чрезвычайно сложн6а, прежде всего

в виду недостаточной разработанности общей теории детской психотерапии.

Карвасарский, Исурина предлагают следующую классификацию видов

псхотерапии.

Общая психотерапия

Направлена на создание благоприятной атмосферы взаимоотношений с

ребенком как в ДОУ так и в семье. Такие условия достигаются за счет

осуществления окружающими единых требований к поведению ребенка,

выполнения им режимных моментов и речевого поведения в соответствии с

этапом коррекционной работы. Обстановка должна быть доброжелательной и

спокойной. Определенных методов воздействия в данном виде психотерапии

не выделяется, но создание на этом этапе, особого эмоционального фона

является благоприятной почвой для использования методов частной терапии.

Частная терапия

К ней относятся :

1. рациональная терапия – направлена главным образом на

переориентацию личности по отношению к своему недугу., которая состоит

в доступном разъяснении заикающемуся сущ9ности его страданий, в

воспитании адекватного отношения к речевому дефекту, в возможности ег7о

излечения.

2. личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия

основной задачей ее (по мнению Ташлыкова и Карвасарского) является

перестройка нарушенных отношений личности с окружающей средой.

Социальная адаптация и формирование адекватных форм поведения при

непосредственном речевом взаимодействии.

И в рациональной и в личностно-ориентированной реконструктивной

терапии могут быть использованы следующие методы: беседа, дискуссии,

проективное рисование, невербальная коммуникация, социометрия и

суггестивные методы.

3. суггестивная терапия – учитывая ряд специфических особенностей

возраста и невропатологического статуса ребенка, методы гипнотического

воздействия с дошкольниками, как правило, не используются, но активно

могут применяться следующие методы:

- метод самовнушения - используется в работе со старшими

дошкольниками. Ребенок должен научиться вызывать у себя представление о

том, как он разговаривает без заикания дома, в саду, в других ситуациях.

Рекомендовано проводить 2-3 раза в день, последний сеанс перед сном.

- аутогенная тренировка – обучение навыкам саморегуляции. Больные

стремятся снять чувство общей скованности, добиться расслабления

артикуляторно-голосового аппарата.

4. тренировочная психотерапия – комплексная отработка

вышеперечисленных задач за счет использования различных методов:

игротерапии, сказкатерапии, арттерапии, имаготерапии, психодраммы и т.д.

Направлена

на

социальную

адаптацию,

снятие

страха

перед

речью,

формирование умения понять свое поведение и управлять им в зависимости от

ситуации, обучение гибкому использованию вербальных невербальных средств

общения, повышение самооценки и уверенности в себе.

Методы психотерапии разнообразны, проистекают одни из других, что

несомненно

усложняет

их

классификацию,

но

в

тоже

время

позволяет

использовать

из

как

комплексно

так

и

дифференцированно

на

групповых

и

индивидуальных занятиях.

Список литературы:

1.

Заикание /Под ред. Власовой Н.А., Беккер К.П. - М.: Медицина,1983. -

256с.

2.

Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Союз, 2004. -

336с.

3.

Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. -

М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. - 112с.

4.

Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. - Л.: Медицина, 1988, 184с.

5.

Селиверстов В.И. Заикание у детей. - М.: Просвещение, 1979. - 159с.

6.

Флоренская Ю.А. Клиника и терапия нарушений речи. - М.: Медгиз,

1949. - 120с.

7.

Шкловский

В.М.

Комплексная

система

логопедических

занятий

и

психотерапии при логоневрозах. - Л.:Б.и., 1966. - 30с.



В раздел образования