Автор: Михайлова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №260"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические технологии. Общие способы положительного подкрепления, создание ситуаций успеха.
Раздел: дошкольное образование
Педагогические технологии. Общие способы положительного
подкрепления, создание ситуации успеха
Михайлова Ирина Викторовна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №260», г. Новокузнецк
Понятие «подкрепление» в психологии широко использовалось еще во
времена
бихевиорального
направления
науки.
По
мнению
Уотсона,
все
психическое развитие сводится к научению, а исследование развития психики
сводится к исследованию формирования поведения, за счет выделения связей
между стимулом и реакцией.
Представителем нового течения – необихевиоризма, Кларком Халлом
было
выделено
первичное
и
вторичное
подкрепление.
Первичным
подкреплением
являлся
собственно
раздражитель.
Вторичным
подкреплением
являлась
реакция
на
потребность
соединенную
с
раздражителем.
Скиннер
в
свою
очередь
утверждал,
что
при
оперативном
обучении
подкрепляется только поведение, операции которые совершает субъект в
данный момент. Сложная реакция разбивается на ряд простых, следующих
друг
за
другом
и
приводящих
к
нужной
цели.
Даже
одноразовое
подкрепление может иметь значительный эффект, т.к. устанавливается хотя
бы случайная связь между реакцией и проявлением стимула. Если стимул
был значим для индивида, он будет пытаться повторить реакцию, которая
принесла ему успех. [1, стр. 216-220].
Подкрепление и по сей день широко используется в педагогике в качестве
мотивационного фактора, действующего на ребенка в процессе обучения и
воспитания. Выделяют положительное и отрицательное подкрепление.
Общие способы положительного подкрепления
Подкрепление
– то,
что
способно
удовлетворить
возникшую
потребность организма, снять или уменьшить вызванную ею внутреннюю
напряженность.
Подкрепление
может
являться
подтверждением
1
правильности
поведения
(пол ожительное)
или
о ш и боч н о с т ь
(отрицательное). Лежит в основе мотивации. [4, стр. 594]
Под положительным подкреплением понимают – самого разного рода
воздействие, вызывающее у воспитанника удовлетворение происшедшим или
произведенным.
Конечная
цель
положительного
подкрепления
–
формирование
отношения
к
социальным
и
культурным
ценностям
и
закрепление психологических новообразований.
Не следует боятся большого количества подкреплений. Они должны быть
разнообразны. Их не следует сводить лишь к материальным подношениям.
Они
всегда
эмоционально
окрашены.
В
подкреплениях
должно
звучать
признание
достоинств
ребенка
как
личности,
а
не
как
человека
совершающего
те
или
иные
поступки.
Подкрепление
может
быть:
мимическим
(улыбка,
добрый
взгляд),
пластическим
(жесты,
поза),
вербальным (доброе слово, комплимент), предметным (сувениры, подарки),
действенным (протягивание руки, предложение чего-то, поступка).
Следует
помнить,
что
потребность
в
любви
ненасыщаема.
Нельзя
перелюбить, переласкать его. Он всегда будет испытывать нужду в добром
расположении, признании его достоинств, нежности, внимании.
Способы
положительного
подкрепления:
поощрение,
психологическое
поглаживание,
положительная
оценка,
предоставление
новых
прав,
возложение новых обязанностей, вознаграждение и т.д.[2, стр. 39]
Общие способы положительного подкрепления:
1.
Выбор пластической позы. Поза, которую принимает человек, содержит в
себе
большое
количество
информации,
не
требующей
специальной
расшифровки,
она
легко
прочитывается
даже
ребенком.
Трансляция
информации
с
помощью
пластического
образа
влияет
на
настроение
и
самочувствие, поэтому поза учителя на уроке создает для учеников либо
комфорт, либо дискомфорт и тем самым способствует или препятствует их
открытию на общение. Допустим преподаватель находится в так называемой
позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Дети
при этом внутренне «сжимаются», опускают глаза, боятся взгляда учителя,
2
следовательно доверительного общения между ними не будет. Характер и
стиль общения во многом обусловлен позой, которую принимает человек в
данный момент. Идеальный пластический образ учителя на уроке выглядит
примерно так: открытая поза, руки опущены вдоль тела и немного согнуты в
локтях, ладони время от времени разворачиваются к аудитории, пластика
плавная.
Для
привлечения
внимания
слушателей
производится
несколько
шагов
от
стола
к
аудитории,
и
наоборот,
для
ослабления
внимания
–
несколько шагов назад.
2.
Демонстрация
расположенности.
Это
пластико-мимическое
выражение
симпатии собеседнику с целью создания для него благоприятной атмосферы
и
комфортного
психологического
климата.
Только
в
таких
условиях
психологической, социальной и этической защищенности люди и дети в том
числе,
способны
раскрыть
свои
возможности,
проявить
творчество
и
находчивость в новом, нехарактерном для них виде деятельности и добиться
достаточно высокого результата. По собственным эмоциональным затратам,
эта операция необычайно экономична, и даже более того: ее реализация
улучшает
самочувствие
того,
кто
ее
производит.
Этот
парадоксальный
результат
обусловлен
психологическим
эффектом
«отзеркаливания».
Демонстрируя свои чувства искренней радости, расположенность, влияя на
улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает туже
реакцию,
которая
усиливает
его
положительные
эмоциональные
переживания.
В
итоге
от
реализации
этой
операции
выигрывают
все.
Демонстрация
расположенности
способствует
творческой
активности
и
детей, и учителя, укрепляя их психическое здоровье. Этот способ носит
название «психологическое поглаживание».
3.
Положительная оценка. Оценка как философская категория предполагает
определенное
отношение
к
социальным
явлениям,
человеческой
деятельности,
поведению,
установление
их
значимости,
соответствие
определенным нормам и принципам морали. В своей деятельности учитель
постоянно
использует
оценку,
привычно
называя
ее
отметкой,
которая
выражается в баллах или словесно, и устанавливает степень и качество чего-
3
нибудь. Но надо разграничит понятия отметка и оценка. Отметка – некий
статистический
показатель
уровня,
на
котором
находится
тот
или
иной
ученик. Оценка предполагает оценивание не только качества, но и личности в
целом.
Порой
отношение
учителя
оказывает
не
ребенка
более
сильное
воспитательное воздействие, чем наполненные содержанием беседа и урок.
Оценочная реакция учителя, инструментуемая как его мнение по поводу
конкретного отношения или поведения ученика, сохраняет субъективность
ребенка,
создает
комфортные
психологические
условия
для
изменения
и
личностного
роста.
Понимая
уникальность
и
неповторимость
личности
каждого человека (а в нашем случае – личности ученика), необходимость
тактичного
и
бережного
отношения
к
ребенку
и
учитывая
значимость
педагогической оценки для его развития, следует подчеркнуть актуальность и
обозначить
некоторые
подходы
к
практической
реализации
оценочной
деятельности
учителя.
Поэтому
особенно
важна
положительная
оценка
педагога в качестве положительного подкрепления, так как она стимулирует
ребенка на достижение новых высот.
4.
Поощрение как оценочная доминанта. Давая оценку, в первую очередь нужно
поднять
ребенка
в
собственных
глазах
и
создать
ему
положительную
репутацию в коллективе. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на
«пьедестале»
своих
и
общечеловеческих
достижений.
Реализуя
эту
операцию, педагог отдает предпочтение поощрению социальноценностных
достижений
школьников,
а
в
случае
их
отсутствия
–
проекционной
возможности
проявления
этих
качеств.
Использование
поощрения
как
оценочной
доминанты
способствует
переживанию
ребенком
светлых
и
радостных
эмоциональных
чувств.
Это
создает
условия
для
развития
и
углубления
его
взаимоотношений
с
педагогом,
который
получает
дополнительные возможности для своего влияния на ребенка.
Выделяют следующие формы поощрения:
Одобрение – короткий положительный отзыв, констатирующий
согласие с действием или мнением ученика. Оно производится вербальными и
4
невербальными
средствами,
подкрепляющими
проявленную
ценностную
позицию.
Похвала
–
развернутое,
аргументированное
и
проецируемое
в
будущее
одобрение,
осуществляемое
вербально. Присутствие
в
похвале
аргументов
(причин
согласия)
влияет
на
глубину
осмысления
поступка:
«Спасибо, что ты полила цветы, без воды они бы погибли». Обозначение
проекции
развития
событий
выявляет
и
демонстрирует
неосознаваемые
последствия,
которые
повышают
самооценку
и
репутацию,
высвечивая
простое действие в высоком социальном предназначении: «Посмотрите как
хорошо, что мальчики повесили занавески. Теперь у нас в классе намного
уютнее и солнце не будет мешать».
Материальная
форма
поощрения
– опредмеченная
похвала
и
одобрение
–
имеет
огромную
силу
стимулирующего
воздействия. К
ней
относится:
призы,
сувениры,
грамоты,
разнообразные
подарки
и
т.д.
Материальная
форма
подкрепления
обязательно
подкрепляется
речевым
обращением,
которое
может
снизить
или
усилить
эмоциональное
переживание детей в этот момент.
Благодарность – индивидуальная или коллективная форма оценки.
Объявление благодарности как момент педагогического воздействия требует
скрупулезной продуманности в организационном ритуальном планах. Сила
эмоционального переживания благодарности столь велика, что эта минута не
может
рассматривается
как
воздействие
индивидуальное,
а
только
как
коллективное, адресуемое всем его членам.
Присвоение звания – перечисленные для благодарности условия
здесь сохраняются, но гораздо большую значимость приобретают принципы
общности и единства. Например звание «самого дружного класса» и т.п.[3,
стр. 51-60]
С и т у а ц и я
у с п е х а
– субъективно
воспринимаемые
личностные
достижения
в
какой
либо
деятельности
в
контексте
развития
индивидуальности
приносящей
ей
глубокое
удовлетворение
как
ходом,
содержанием, так и результатом деятельности.
5
Ситуация успеха укрепляет связи субъекта с объектами окружающего
мира. Педагогически подготовленная, она формирует ценностные отношения
у
субъе кт а
д е я т е л ь н о с т и .
С и туа ц и я
у с п еха
о б е с п е ч и в а е т с я
доброжелательностью
группы
или
отдельного
лица,
с
которым
взаимодействует
ребенок,
скрытой
инструкцией,
которую
посылает
подростку
педагог,
снятием
страха
перед
конкретными
действиями,
авансированием
в
адрес
ученика,
усилением
мотивации,
а
также
инструментовкой
персональной
исключительности
ребенка
в
денной
ситуации деятельности. Немаловажно оценивание ее результатов, которое
производится через акцентирование внимания на деталях, но не на целом
результате.
Вербализированная форма создания ситуации успеха (парадигма) могла
бы
быть
следующей:
«Очень
нужно
это
сделать…
У
тебя
непременно
получит ся…»
Педагогиче ское
внушение
содействует
у с п е ху.
Противопоказано
сравнение
ребенка
с
другими
сверстниками,
сравнение
одной группы с другой. Основанием для ситуации успеха может быть лишь
сравнение ребенка с ним самим, сравнение результатов его деятельности
«вчера» и «сегодня». [2, стр.51-52]
Известно,
что
деятельность
человека,
в
частности
ребенка,
является
фактором развития его личности. Произведя какие-либо усилия физического,
интеллектуального, духовного плана, человек упражняется в том или ином
виде деятельности, развивает свои способности, приобретает опыт и навык.
Однако
фактором
развития
личности
становится
не
столько
совершение
трудовых
операций,
сколько
получаемый
результат,
переживаемый
как
индивидуальное
достижение,
успех.
Именно
осознание
личных
индивидуальных
достижений,
оцениваемое
субъектом
как
удача,
как
маленькая победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего
движения в этом направлении. Специфика детского возраста такова, что все,
за чтобы не брался ребенок, ему приходится все осваивать сызнова. Именно в
этот момент ему так необходима помощь взрослых, но не в плане выполнения
за него этой деятельности, а в плане психологическом, когда родители или
6
педагоги способствовали бы переживанию ребенком его первых достижений,
его успеха.
Означает ли это, что педагог должен подыгрывать ребенку, подстраиваться
од его интересы и настроения? Вовсе нет! Во-первых, следует отмечать
только
реальные
достижения,
выделяя
какие-то
наиболее
удавшиеся
элементы, например, хвостик у нарисованной собачки, наклон при написании
слов,
четкость
дикции
при
чтении
стихов
и
т.п.
Во-вторых,
необходимо
способствовать этому успеху, организуя деятельность и инструктируя детей в
наиболее
оптимальных
способах
ее
выполнения
(«Попробуй
начать…»,
«Возможно получится лучше если придерживаться следующего плана…» и
т.п.).
Неудачник дома и в школе – это потенциальный неудачник на работе, в
семейной жизни, жизни в целом. Вот почему всех так беспокоит проблема
успеха детей даже в самой несерьезной , на первый взгляд игре. Понятно, что
ребенок в силу своих возрастных особенностей далеко не всегда может
выполнить порученное ему дело на должном уровне, но от раза к разу ему
будет удаваться все больше и больше, и в итоге он справится с поставленной
задачей. На этом пути восхождения к совершенству рядом с ним должен
стоять взрослый, который бы подстраховал его, и давал советы, и помогал
ребенку пережить свой, пока еще незначительный успех. Говоря об успехе,
имеется в виду не только счастливый случай (например самый легкий билет
на экзамене), сколько хорошую результативность в достижении намеченного,
а
также
связанное
с
этим
индивидуальное
осознание
и
общественное
признание полученного человеком результата. С
точки зрения развития
личности переживания, сопровождающие достижение успеха, определяют не
только самочувствие и удовлетворение собой, но влияют на дальнейшее
развитие,
определяя
его
темпы
и
направленность,
а
также
социальную
активность личности.
В одних случаях успех оказывается неожиданным, и тогда, как правило
говорят
о
везении.
Вместе
с
этим
успех
представляет
собой
вполне
закономерный итог кропотливой работы.
7
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным
занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено
рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и
умений,
психические
и
физиологические
особенности
развития.
Слабая
саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для
ребенка ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от
процесса
и
результата
самостоятельно
выполненной
деятельности.
Технологически
эта
помощь
обеспечивается
рядом
операций,
которые
осуществляются
в
психологической
атмосфере
радости
и
одобрения,
создаваемой вербальными и невербальными средствами. Подбадривающие
слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, а
также
открытая
поза
и
доброжелательная
мимика,
создают
в
сочетании
благоприятный
психологический
фон,
помогающий
ребенку
справится
с
поставленной перед ним задачей. Предлагая ребенку выполнить какое-либо
задание,
педагогу
следует
вначале
«снять
страх»
перед
предстоящей
деятельностью,
чтобы
ученику
удалось
преодолеть
неуверенность
в
собственных
силах,
робость
и
боязнь
оценки
окружающих.
В
качестве
парадигм
здесь
обычно
используются
следующие
фразы:
«Для
тебе
это
просто…»,
«Не
ошибается
тот,
кто
ничего
не
делает…»
Такая
предупредительная
мера
снимает
с
ребенка
зажим,
он
становится
более
раскованным
и
уверенным,
смелее
реализует
свои
потенциальные
возможности, действительно понимая, что попытка не пытка.
В целях усиления педагогического воздействия операция «снятие страха»
дополняется операцией «авансирования» успешного результата: «При твоих
способностях…»,
«Ты
наверняка
справишься,
потому
что..»
(далее
называются достоинства ученика – память, внимание, быстрота реакции и
т.п.).
Реализуя
«авансирование»,
учителю
необходимо
выразить
свою
твердую
убежденность
в
том,
что
его
ученик
обязательно
справится
с
поставленной задачей, преодолеет трудности с которыми он столкнется на
пути продвижения к цели. Такая позиция педагога внушает уверенность
ребенка в самого себя, свои силы и возможности.
8
Вместе с этим не исключено, что реализация подобных операций может
повлиять
на
формирование
чрезмерно
завышенной
самооценки,
и
тогда
ребенок
не
задумываясь
о
последствиях,
самоуверенно
будет
браться
за
любую, даже чрезвычайно сложную работу, результаты которой для него
неожиданно могу оказаться плачевными и будут переживаться с большей
остротой.
Избежать
такого
положения
позволяет
реализация
следующей
операции, связанной со скрытым инструктированием ребенка в способах и
формах
совершения
деятельности.
Открытая
инструкция
не
дает
развивающего эффекта, так как ребенок становится в этом случае своего рода
средством
выполнения
педагогического
замысла,
а
следовательно
не
переживает ситуацию успеха. Скрытая помощь реализуется путем намека,
указания, пожелания:»Достаточно, чтобы было…», «Возможно лучше начать
с…», «Только, пожалуйста, не забудь о…»
В
этих
фразах
нет
прямого
указания
на
то,
что
и
в
какой
последовательности
должны
делать
дети
(им
предоставляется
свобода
выбора), но скрытая инструкция (как обозначение отдельных деталей) в
процессе предъявления педагогического требования присутствует. Именно к
этим деталям педагог вернется в тот момент, когда будет производить оценку
полученного результата.
Большое значение в стимулировании активности ребенка имеет операция
«внесения мотива». Если ему вместе с целью деятельности и описанием того
идеального результате, который должен получится в итоге, объясняется ради
чего и ради кого совершается эта деятельность, то его внимание смещается с
цели на мотив, и выполняя задание или просьбу, он думает о людях которым
необходима его помощь. Формула внесения мотива выглядит примерно так
«Нам это так нужно…», «От тебя зависит успех всей нашей работы…»
Ориентация на другого, реализуемая через технологическую операцию
«внесение
мотива»,
содержит
в
себе
большой
педагогический
смысл,
поскольку
раскрывает
перед
ребенком
значимость
его
усилий
для
окружающих людей и, наоборот, значимость усилий и мнений этих людей
для его развития. Внесение мотива может осуществляться на разных этапах
9
создания ситуации успеха: в самом начале, когда еще не названо содержание
предстоящего задания и требуется собрать внимание всех присутствующих; в
процессе реализации технологического алгоритма, чтобы усилить значимость
предстоящей
деятельности;
после
выполнения
задание
для
того,
чтобы
подчеркнуть
важность
достигнутого
результата.
В
любом
случае
здесь
осуществляется
раскрытие
социального
значения
и
личностного
смысла
деятельности
и
ее
результата,
что
в
итоге
увеличивает
глубину
индивидуальных переживаний.
Социальная
направленность
в
момент
педагогического
воздействия
должна быть дополнена для ребенка обозначением важности его усилий в
предстоящей
или
совершаемой
деятельности.
Для
этого
предлагается
использовать
операцию,
получившею
название
«пе рс она льна я
исключительность». Ее парадигмы: «Только ты и мог бы…», «Только тебе я и
могу
доверить…»
Персональная
исключительность,
высказанная
в
адрес
ребенка, повышает планку требования и ответственность за порученное дело,
вселяет
в
ребенка
определенную
уверенность
и
надежу
на
успешный
результат.
Для учителя эта операция не нова, однако он использует ее, как правило,
применительно
к
ученикам
благополучным,
в
то
время
как
особую
необходимость
в
ней
испытывают
ученики
слабые,
имеющие
множество
проблем и традиционно негативно оценивающие себя и свое поведение.
Персональная
исключительность
меняет
их
стереотипы,
вовлекает
в
социально
ценностную
деятельность,
а
значит
способствует
проживанию
новых отношений.
Завершается
технологический
алгоритм
операцией
«педагогическое
внушение»,
которая
побуждает
к
выполнению
конкретных
действий:
«Начинай
же…»,
«Нам
уже
не
терпится
…»,
«Так
хочется
поскорее
увидеть…» При произнесении этих парадигм педагогом большое значение
имеет тон (он должен быть ровным, спокойным и убедительным), пластика и
мимика.
Облик
педагога
должен
побуждать
ребенка
в
этот
момент
к
действию, вселяя веру в успех.
10
Заключительная
оценка
также
может
иметь
большое
значение
для
осушения ребенком своего успеха. Содержательно она должна относится не к
результату в целом (хотя такая оценка тоже высказывается), а каким то
отдельным
деталям
полученного
результата,
своим
эмоциональным
переживаниями в связи с увиденным. При этом педагогу нет необходимости
кривить
душой,
заискивать
или
лицемерить:
«Особенно
мне
удалось…»,
«Больше всего в твоей работе мне понравилось…», «Наивысшей похвалы
того, что ты сделал, заслуживает…»
Ситуация успеха особенно важна в работе особенно важна в работе с
детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних
причин,
поскольку
позволяет
снять
у
них
агрессию,
преодолеть
изолированность и пассивность.
Успехи в учении и воспитании детей прямо зависят от мотивации, т.е. от
наличия
значимых
и
действенных
стимулов
к
усвоению
знаний,
формированию
умений
и
навыков,
к
приобретению
определенных
личностных качеств. Наличие способностей не является гарантией успехов
ребенка, так как при отсутствии должной мотивации он по собственной
инициативе не будет включаться ни в учебную деятельность, ни в общение и,
следовательно, будет мало участвовать в тех видах человеческой социальной
активности, которые ведут за собой его психическое развитие. В случае
дефицита мотивации имеющиеся задатки не превращаются в способности, а
интеллектуальное и личностное развитие идет гораздо медленнее, чем могло
бы при более благоприятных условиях. Такие условия должны обеспечивать
максимальное
по
силе
самостоятельное
стремление
ребенка
к
развитию,
которое,
в
конечном
счете,
становится
личной
потребностью
в
новых
знаниях,
умениях,
навыках,
в
постоянном
персональном
росте
и
самосовершенствовании.
В
обучении
и
воспитании
детей
имеются
значительные резервы, но на практике они не полностью реализуются из-за
недостаточной мотивации.
Какие бы мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и в воспитании
детей, не рассматривались, все они, в конечном счете, сводятся к системе
11
поощрения
и
наказания,
т.е.
обусловлены
наличием
положительного
и
отрицательного подкрепления.
Поощрение
стимулирует
развитие
положительных
свойств
и
особенностей
психологии,
а
наказание
предотвращает
появление
отрицательных.
Если
на
практике
применяются
только
поощрения,
но
игнорируются наказания, то у ребенка, наряду с положительными качествами
личности, могут возникать и развиваться отрицательные. Если напротив,
учебно-воспитательный процесс строится в основном на базе наказаний, то
это
может
привести
к
предотвращению
появления
у
ребенка
некоторых
отрицательных свойств, но вместе с тем – и к недостаточному развитию
важных положительных качеств. Умелое сочетание поощрений и наказаний,
обеспечивает оптимальную мотивацию, которая с одной стороны, открывает
возможность
для
реализации
положительных
свойств,
а
с
другой
–
препятствуют возникновению отрицательных. [4, стр.462]
Для полноценного психологического развития ребенка одинаково важна
стимулирующая
роль
и
поощрений,
и
наказаний:
поощрения
служат
развитию
положительных
качеств,
а
наказания
–
исправлению,
или
коррекции отрицательных. Соотношение между теми и другими на практике
должно изменяться в зависимости от задач обучения и воспитания. Если в
ходе учебно-воспитательной работы возникает необходимость приложения
усилий, направленных на формирование положительных качеств личности,
на приобретение новых знаний, умений и навыков, то предпочтение следует
отдавать поощрениям, а наказания сводить к минимуму. Если, напротив,
задача связана с исправлением имеющихся недостатков, в особенности таких,
которые
ребенок
не
осознает
или
не
желает
исправлять,
более
того,
сопротивляется
этому,
то
вполне
допустимо
и
разумное
применение
наказания. Однако при низкой самооценке, при неуверенности ребенка в себе
и неверии в успех в системе стимулов должны доминировать поощрения.
Через создание психологически комфортных условий для раскрытия ребенка
как личности, проявление к нему соучастия в организуемом общении, как на
уроке так и вне его, и инструментуемое в ходе этого общения «возвышение
12
ученика» на уровень, которого он реально может достигнуть в ближайшее
время, невозможны без реализации ключевой операции – «положительного
подкрепления» ученика.
Так
четкий
баланс
между
положительным
и
отрицательным
подкреплением, поощрением и наказанием, созданием ситуации успеха и
неуспеха,
обеспечивает
эффективное
протекание
процесса
обучения
и
воспитания.
Список литературы:
1.
М.Г.Ярошевский. История психологии от античности до середины
ХХ века.-М.,1996г.
2.
Краткий
справочник
по
педагогической
технологии
/
под
ред.
Щурковой Н.Е.-М., 1997г.
3.
В.Ю.Питюков. Основы педагогической технологии.-М.,1997г.
4.
Р.С.Немов. Психология: психология образования, 2 том.-М., 2000г.
13