Напоминание

"Использование инновационных образовательных технологий в работе учителя-логопеда ДОО"


Автор: Швыдкая Татьяна Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ№5
Населённый пункт: Краснодарский край, Крыловский район, ст.Крыловская
Наименование материала: публикация
Тема: "Использование инновационных образовательных технологий в работе учителя-логопеда ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО.

Швыдкая Татьяна Ивановна, учитель-логопед

МБДОУ №5

С введением ФГОС дошкольного образования инновации коснулись и

дошкольных организаций.

Инновации- это внедрение новшеств с целью изменения управляемого объекта.

Инновационные технологии в образовании-это система методов, способов,

приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение

позитивных результатов за счет динамичных изменений в личностном развитии

ребенка в современных социокультурных условиях.

Инновации призваны помочь педагогам, работающим с детьми дошкольного

возраста, с помощью образовательных технологий изменить личностное

развитие ребенка в лучшую сторону.

Почему я коснулась этой темы? Для меня, как молодого специалиста, педагога,

работающего с детьми и неравнодушного к их воспитанию и обучению,

развитию, учителя-логопеда, специалиста, который формирует правильное

отношение к речи, исправляет ее недостатки: звукопроизношение, лексико-

грамматический строй, связную речь, важно узнать, так ли эти технологии

позитивно влияют на личность ребенка? Поэтому в своей коррекционно-

развивающей деятельности я стала использовать следующие инновационные

образовательные технологии.

К профессиональным качествам учителя-логопеда предъявляются высокие

требования, ведь именно от его теоретического уровня и профессионального

мастерства, компетентности и трудолюбия зависит качество коррекционно-

развивающего процесса.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи,

коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы

используются следующие инновационные образовательные технологии.

Здоровьесберегающие технологии. Это система мер, включающая

взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,

направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и

развития.

Цель здоровьесберегающих технологий- охрана и укрепление здоровья ребенка,

воспитание чувства самосохранения, формирование знания о своем здоровье.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых

расстройств, но и личности ребенка в целом. Среди воспитанников с

проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с

развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и

мышления. Соответственно, возникает необходимость проведения комплексной

оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в

себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную

гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших

психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки,

упражнения для профилактики зрения.

В своей практической деятельности учитель-логопед ДОО применяет

следующие здоровьесберегающие технологии.

1. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений,

направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики-выработка правильных, полноценных

движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых

для правильного произношения звуков речи. Целенаправленные упражнения

подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше

объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и

положение губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю. Занимаясь

с ребенком на индивидуальной образовательной деятельности в ДОО,выполняя

артикуляционные упражнения с родителями по заданию логопеда в домашних

условиях, дети добиваются положительных результатов, быстрее проходит этап

постановки звуков и начинается этап автоматизации (закрепление)звуков.

2. Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной

клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление

навыков диафрагмально- речевого дыхания, ведь этот тип дыхания является

наиболее правильным. Упражнения на развитие речевого дыхания включаются

во все виды занятий логопеда: индивидуальные, фронтальные, подгрупповые.

3. Зрительная гимнастика.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает

с помощью зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а

отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях

профилактики нарушений зрения. Учителем-логопедом в ДОО разработаны

различные упражнения, собранные в картотеки.

Целью проведения зрительной гимнастики является формирование у детей

дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем

здоровье, важности зрения. Для того, чтобы гимнастика для глаз была

интересной и эффективной, необходимо проводить ее в игровой форме,

использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Дети во время

проведения зрительной гимнастики не должны уставать.

4. Развитие общей моторики или речь с движением.

Давно замечено, а учеными доказано, что чем выше двигательная активность

ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушением речи

часто наблюдаются отставание в развитии общей моторики: недостаточная

четкость движений, недоразвитие чувства ритма и координации.

Оздоровительные паузы или физминутки проводятся в игровой форме в

середине занятия для преодоления усталости, нормализацию мышечного

тонуса, исправлении неправильных поз, воспитания быстроты реакции на

словесные инструкции. Сочетание речи с движением дает положительный

эффект коррекционного воздействия.

5. Развитие мелкой моторики.

В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития

тонкой моторики пальцев рук у детей в целях повышения речевой активности.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием

речи, а речь-основа мышления, ведь при помощи слов мы выражаем свои

мысли. Развитию мелкой моторики на коррекционных занятиях уделяется

особое внимание. Это пальчиковые игры, штриховка, пособие «Ловкие

пальчики», трафареты, всевозможные бусы, пуговицы, камешки Марблс.

Большой коррекционный эффект достигается тогда, когда выполняя гимнастику

ребенок проговаривает свои движения.

6. Массаж и самомассаж-это метод лечения и профилактики, представляющий

собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки

поверхности тела ребенка. Правильный подбор массажных комплексов

способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает

их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи,

особенно у детей с тяжелыми нарушениями речи, безречевых детей. Виды

развивающего массажа, которым я пользуюсь в своей практике: массаж и

самомассаж лицевых мышц, массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

Самомассаж-это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой

патологией. Это динамические артикуляционные упражнения.

Информационно-коммуникационные технологии.

В настоящее время наблюдается все большее увеличение медиа-технологий,

которые оказывают большое влияние на восприятие ребенком окружающего

мира. Существенно меняется характер игры ребенка-дошкольника, изменяются

герои и увлечения. Если раньше ребенок информацию получал из книг, занятий,

самостоятельной деятельности, то сегодня педагог должен вносить в учебный

процесс новые методы подачи информации. Использование ИКТ технологий-

это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий

искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми, что

способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует

познавательную активность и развивает ребенка всесторонне. Электронные

средства обучения (мультимедийные презентации) передают информацию

быстрее, движение, звук, мультипликации, картинки на широком экране

привлекают внимание детей и способствует повышению интереса к изучаемому

материалу, побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности.

Преодоление системного речевого недоразвития имеет длительную и сложную

динамику, поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе

специализированных компьютерных технологий позволяет повысить

эффективность коррекционного обучения и развития, ускорить процесс

подготовки дошкольников к обучению грамоте.

Технологии проектирования. Это развитие личности ребенка, его

познавательных и творческих способностей через проектную деятельность.

Цель-развитие свободной творческой личности ребенка, развитие

коммуникативных навыков и познавательных способностей, развитие

мышления и творческого воображения. Включение дошкольника в проектную

деятельность позволяет воспитать самостоятельную, отзывчивую личность,

учит преодолевать ребенка возникающие трудности, общаться со сверстниками

и взрослыми.

Игровые технологии. Цель игровых технологий-повысить значимость

организации игр в коррекционно-образовательном процессе, воспитать

элементарные нормы взаимоотношений со сверстниками, повысить

коррекционный процесс. Это дидактические игры, пальчиковые игры, речевые

игры, подвижные игры.

Таким образом, творчески моделируя сочетаемость разных инновационных

образовательных технологий, систематически и целенаправленно используя их

на практике, коррекционно-развивающий процесс становится более

результативным и эффективным. Результат использования инновационных

образовательных технологий таков: повышение уверенности обучающихся в

собственных силах, развитие познавательных интересов и творческой

активности, повышение умения адекватно оценивать себя.



В раздел образования