Автор: Печёнкина Анжела Рафаиловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "Обдорская гимназия"
Населённый пункт: город Салехард
Наименование материала: статья
Тема: Формирование учебной мотивации учащихся в современных условиях
Раздел: начальное образование
Формирование учебной мотивации учащихся
в современных условиях
подготовила
учитель английского языка
Печёнкина А.Р
Салехард
2019 г.
Формирование учебной мотивации учащихся
в современных условиях
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно
назвать одной из центральных проблем современной школы.
Почему один ребёнок учится с радостью, а другой – с безразличием? Что делать,
чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Как привить детям
желание учиться и интерес к учебе? Ответом на эти вопросы является решение проблемы
мотивацииучения школьника.
Прежде всего, чтобы выработать в ребенке мотивацию к учёбе, чтобы увлечь его
учёбой, учитель должен хорошо знать ребёнка, знать его сильные и слабые стороны, его
характер, интересы и предпочтения. Чем лучше учитель знает своих учеников, тем чётче
он
понимает,
что
их
мотивирует,
а
что
нет.
К
примеру,
один
ученик
обрадуется
порученному самостоятельному исследованию, а другому важно работать в тесной связи с
другими учащимися или с учителем. Учитель должен помнить, что если ученику скучно
на уроке, то он очень быстро отключится от учёбы.
Для
того,
чтобы
установились
хорошие,
плодотворные
взаимоотношения
между
учителем и учениками, учитель должен обеспечить ребёнку такую деятельность, которая
бы опиралась на его потребности, которая бы вызывала у ребёнка положительные эмоции.
Если учитель и ученики будут работать в позитивной психологической атмосфере, тогда
ребёнок будут с радостью приходить на урок, станет развиваться как личность, что,
безусловно, повлияет на его внутреннюю мотивацию.
Гуманные
отношения
между
учителем
и
учеником,
принятие
своих
учеников
независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и
поддержки, психологическое поглаживание учеников, приветствие, проявления внимания
к
возможно
большему
числу
детей
(взглядом,
улыбкой,
кивком)
–
всё
это
также
стимулирует
познавательный
интерес
ребенка.
Учитель
всегда
должен
искать
положительное
в
работе
своих
учеников,
в
их
отношении
к
учебе
и
в
их
личных
достижениях.
Е с л и
р е бе н ку
ка же т с я ,
ч то
о н постоянно
не справляется
и не успевает,
то он переключится на что-то другое, скорее всего такой ребенок захочет «посидеть» в
своём мобильном телефоне или начнет разговаривать с соседом по парте на интересующие
его темы. Поэтому, учитель не должен забывать о том, что хвалить детей нужно в четыре
раза чаще, чем критиковать.
Однако, при таком многообразии индивидуальных учебных потребностей, было бы
неправильным подходить к ученикам с одной меркой, с одними и теми же заданиями и
упражнениями. Детей с особыми учебными потребностями такие задания не только не
вдохновляют к учебе, но и отвращают от учебы. Для таких детей нужно придумать
отдельные задания, которые их могут заинтересовать и вовлечь в учебный процесс.
К счастью, существуют Образовательные системы «Школа 2000» и «Школа 2100»,
которые
предусматривают
дифференциацию
и
индивидуализацию
обучения
и
дают
возможность каждому ученику работать в своём темпе, что обеспечивает ему комфортное
существование и успешное обучение. Как следствие, у учащихся значительно повышается
мотивация к обучению.
Для того чтобы дать возможность каждому ученику обучаться в соответствии со
своими возможностями имеются все средства: учебники и тетради содержат материал для
дифференциации обучения, который предусмотрен для каждого урока.
В заключение доклада хочу привести цитату величайшей гуманистки XX века Матери
Терезы: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но
с великой Любовью». Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя
в решении вопросов мотивации учения младшего школьника, воспитания интереса и
любви к получению знаний?