Автор: Гелимова Наталья Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: село Тарлыковка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Три типа склонения имён существительных
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока русского языка.
Тема: «Три склонения имен существительных». Класс: 4 Учитель: Н.В.Гелимова УМК: «Школа России»
Автор учебника: Канакина В.П.
Тип урока: Урок-обобщение.
Цели:
1. Обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения;
2. Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление;
3. Воспитывать доброе отношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,
умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды
деятельности.
Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или
самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности,
вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные: - осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для
решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила
речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах
с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Ожидаемые результаты:
Предметные: овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач;
Метапредметные: определение общей цели и путей ее достижения, готовности слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Личностные: формирование эстетических чувств, доброжелательности эмоциональной отзывчивости, любви и бережного
отношения к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, карточки, схема алгоритма, учебник, тетради.
Этап
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I
Организационный момент.
Рапорт.
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам
пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.
- Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
-Ребята, какого человека можно назвать добрым?
- Так что же такое доброта? Когда у нас возникает вопрос о
лексическом значении слова, где мы можем найти ответ? (В
толковом словаре)
-Давайте прочитаем значение этого слова (отзывчивость,
стремление делать добро другим)
-Откройте тетради, запишите число, сегодня 2 декабря,
классная работа.
Добрый человек любит природу и бережёт её,
заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда
ни с кем не ссорится, всегда улыбается
II
Минутка чистописания.
-Сегодня мы отрабатываем высоту буквы Д и правильное
соединение буквы Д с буквой о. Какое это соединение?
-Нижнее
До
Пишут 1 строку.
III
Постановка темы и целей урока.
-Прочитайте слова:
доброта добро нежность
дружба веселье вежливость
-Что объединяет эти слова?
-По какому принципу их распределили в 3 столбика?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
-Верно, тема нашего урока: «3 типа склонения имён
существительных».
- Какова цель нашего урока?
-А для этого нам нужно повторить правила об имени
существительном.
-это имена сущ.
-1,2,3 склонение
-склонение существительных
-Цель: Сегодня мы научимся правильно определять
склонения имен существительных, будем развивать
орфографическую зоркость, внимание, нашу речь, а
также расширять наш словарный запас.
IV
Актуализация опорных знаний.
Давайте поиграем в игру “Светофор” (да – зелёный, нет –
красный)
- Имя существительное обозначает признак предмета. (Нет)
- Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (Да)
- Имя существительное изменяется по родам. (Нет)
- У него 6 падежей? (Да)
- Имя существительное бывает собственное и
несобственное. (Нет)
- Имя существительное бывает одушевленное и
неодушевленное. (Да)
- В предложении имя существительное может быть только
второстепенным членом. (Нет)
Отвечают на вопросы учителя с помощью сигнальных карточек.
- У существительного 5 склонений? (Нет)
-Молодцы! Положите карточки.
-Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к
1 склонению?
-Ко 2 склонению?
-К 3 склонению?
Составление алгоритма.
-
С
ч е го
н а д о
н ач и н ат ь
о п р ед е л е н и е
с к л о н е н и я
существительного, если оно стоит в косвенном падеже?
- Что нужно сделать дальше?
- Составим алгоритм рассуждения при определении склонения.
Работаем в парах. (Дети заполняют схему)
-Этим алгоритмом мы будем пользоваться на нашем уроке.
Подбор однокоренных слов.
- Что это за слова: добро, доброта, добряк?
- Как называются слова, в которых 2 корня?
-Сейчас мы составим сложные однокоренные слова к слову
«добро» и определим склонение.
Добро + душа = добродушие
Добро + совесть = добросовестность
Добро + сердце = добросердечность
- Подберите синонимы к слову Доброта.
-Нужно поставить его в начальную форму.
-определить
род,
выделить
окончание,
по
роду
и
окончанию определить склонение
(Дети заполняют схему, работают в парах)
-однокоренные
-сложные
-с.р, оконч.-е, значит 2 скл
- ж.р, оконч. нул., на конце ь, значит 3 скл
-ж.р, оконч. нул., на конце ь, значит 3 скл
-нежность, ласка, забота
V
Физминутка для глаз.
Зажмурили глаза. Я досчитаю до пяти, вы откроете глазки и
посмотрите друг на друга с удивлением 1,2,3,4,5. А теперь ещё
раз, но посмотреть друг на друга надо с радостью, добрыми
глазами.
Выполняют движения.
VI
Упражнение в определении склонения существительных.
-Как вы думаете, чего на земле больше - добра или зла?
Учитель - Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели
зло. И эту мысль они отразили в пословицах.
7. Разбор предложения.
Добрый человек в добре проживёт век. Как вы понимаете эту
пословицу?
-Запишем эту пословицу.(1 ученик у доски)
-Подчеркните основу.
8. Разбор как части речи В ДОБРЕ.
-А какие пословицы о доброте вы нашли и записали дома?
-добра.
-Если человек добрый, он будет долго жить.
-Повеств., невоскл, простое, распр.
В добре – сущ, в чём? Н. ф. –добро. Нариц, неодуш., с.
р., 2 скл., ед.ч., П. п. Втор.член.
Зачитывают пословицы
.
VII
Наблюдение за картиной. Творческая работа учащихся.
-Рассмотрим картину!
-Что мы видим?
- Какие у вас возникают чувства?
- Что испытывают дети?
- Как можно назвать картину?
- Ребята, а о чём говорит нам эта картина?
- Давайте придумаем рассказ по этой картине.
-А вот один мальчик составил рассказ и записал его. Вот что у
него получилось:
Зимой.
- восторг, радость, счастье
- О том, что добрым можно быть не только по
отношению к людям, но и к животным, растениям, что
нужно любить не только людей, близких, но и природу.
(Дети составляют текст)
Наступила зема. Пушистый снек пакрыл землю. Птицы ищют
корм.Дети зделали кармушку и повесили ее впарке. Сюда сразу
прилетели сеничьки. Дети рады, что помогли птицам.
-Всё ли у него правильно? Давайте исправим ошибки.
-Запишите текст правильно.
-А теперь определим склонение имён существительных в
единственном числе, пользуясь алгоритмом.
Исправляют ошибки в тексте.
VIII
Физминутка. Поиграем в игру "Будь внимательным". Если
услышали доброе слово, то выполняете просьбу, если нет - то
не выполняете.
Встаньте, пожалуйста.
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки.
Будьте добры опустите руки.
Поднимите, пожалуйста, правую руку.
Опустите, пожалуйста, правую руку.
Похлопайте.
Будьте добры, хлопните 3 раза.
Тихонько сядьте.
Тихонько сядьте, пожалуйста.
Выполняют движения.
IX
Работа с учебником.
-В учебнике на с.100 выполним упр.178. Прочитайте задание.
-Выполним задание самостоятельно.
-Найти существительные в ед.ч. и определить
склонение.
Индивидуальная работа по карточкам (Вахитов
А.,Хаймулин Т.)
X
Работа у доски. Игра «Собери цветок доброты!»
На доске – три серединки ромашек! На лепестках вы
прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека.
- Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по
типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го.
- Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из
цветов доброты! Быть добрым- значит быть внимательным ,
чутким и т.д. И любить все живое вокруг! Вспомните, нас
окружает красота, и надо ее беречь!
Итог: давайте будем беречь все живое на Земле!
Читают слова, определяют склонение, прикрепляют
лепесток.
XI
Подведение итогов. Рефлексия.
- Какое настроение у вас было на уроке?
- Какое задание показалось вам самым трудным?
-Давайте вернёмся к нашей цели: как вы думаете, достигли мы
её?
Д/з- написать дома мини-сочинение «Для чего на свете
доброта?»
Выставление оценок.
Записывают д/з.