Напоминание

Духовно-нравственное воспитание детей через уроки русского языка и литературы


Автор: Келлер Татьяна Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Школа-интернат № 30 ОАО
Населённый пункт: г. Комсомольск- на- Амуре
Наименование материала: Публикация
Тема: Духовно-нравственное воспитание детей через уроки русского языка и литературы
Раздел: полное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание на уроках

русского языка и литературы

Келлер Татьяна Александровна

учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература

Человек – это Храм, сердце – Алтарь!

“Зорко одно лишь сердце”, – эти слова Экзюпери стали для меня чем-то

вроде заповеди, определяющей смысл всей моей педагогической

деятельности. Главное открывается сердцу, так как путь освоения духовных

ценностей лежит через переживания, эмоциональный опыт.

Свято верю в то, что в образовании надо культивировать нравственность

строить педагогический процесс так, чтобы он стимулировал стремление

человека жить по-человечески.

Мне очень дороги слова Януша Корчака, и я обязательно говорю их своим

ученикам:

“Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей

душе.

Не даем Родину, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума.

Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть

тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя.

Но мы даем стремление к жизни по правде и справедливости.

И, может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине, любви”.

В этих мудрых словах выражена наивысшая цель ежедневной встречи с

детьми.

Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для

Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни.

Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых,

разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в

детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то

очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно почаще

всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент

зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с

удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему почаще надо

обращаться к ребенку, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски

искренними, веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому

Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание, Забота.

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит

особо остро. Ведь мы имеем сильное оружие – это слово, художественная

речь, книга. А “Добрая Книга, – по словам Виктора Астафьева, российского

писателя (1924-2001), - как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда

это происходит, книга становится взыскательным и строгим

собеседником».Цицерон, римский политический деятель, оратор и

писатель(106-43 до н.э.) писал: «Дом, в котором нет книг, подобен телу,

лишенному души».

Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми времен

прошедших (авторами этих книг), и притом такой разговор, когда они

сообщают нам только лучшие свои думы.

Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для

воспитания юных сердец. Уже в 5-м классе при знакомстве с

произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор

о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите

Родины, патриотизме, осуждаются такие людские пороки, как малодушие,

трусость себялюбие, лень, праздность, сребролюбие, гордыня, корысть,

скупость. Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести

взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной

судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных

идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.

Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова

при знакомстве с его рассказом “Юшка”: “Любовь одного человека может

вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить

его к действию. Это чудо мне известно…” Ребята бурно высказывают свое

мнение о том, как Юшке удалось сохранить доброжелательность, доброе

отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание

людям.

Завораживает ребят верность в любви в трагедии У.Шекспира “Ромео и

Джульетта”, призывает быть милосердным повесть В.Железникова “Чучело”

и др.

Также на уроках русского языка полезно использовать ряд текстов, несущих

информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни.

Особое место среди всех источников занимает Новый Завет. Всякий раз

необходимо детям напоминать Золотые слова: «Относись к людям так, как

ты хотел бы, чтоб относились к тебе». Итак, анализируем с подростками

сущность такого явления, как “ЛЮБОВЬ”.

Предлагается работа с карточками.

Задание. (Прочитать текст, подчеркнуть слова, которые относятся к слову

“любовь”.)

“Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не

превозносится, не гордится.

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не

радуется неправде, а сорадуется истине.

Все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит.

Любовь никогда не уходит”.

Другой вариант работы по определению понятий.

1. Написать на доске слово “ЛЮБОВЬ” и попросить у детей дать по одному

определению этого слова, т.е. подобрать имена прилагательные (нежная,

светлая, волшебная…)

2. Назвать по одному имени существительному, которое связано с этим

понятием (мама, природа, свет…)

3. Назвать по одному глаголу, ответив на вопрос: “Каково действие любви?”

(Заботится, окрыляет, приносит счастье…)

Затем все задания обсуждаются, анализируются и выносится общее

определение слову “любовь”.

При прохождении тем “Синонимы”, “Антонимы” подходит прием ,

позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе

сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему.

Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя

своеобразный ряд синонимов. Например, сострадание, уважение, забота,

послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность , сердечность

сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность,

память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д.

Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых

лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. Как

бы хороши ни были коллективные, совместные виды ценностно-

ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития

личности является погружение человека в свой внутренний мир,

актуализация своего жизненного опыта, пробуждение духовно-нравственных

чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний. В большей

степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание,

ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником,

которому он поверяет свои мысли и чувства.

К такому заданию можно относит незаконченное предложение, чтобы

обучающийся попробовал проецировать на поведение другого человека сой

собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной

ситуации. Например, продолжите предложения:

– В классе был мальчик, которого почему – то не любили, мне…

– Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…

Написание письма самому себе, какому-либо персонажу, герою или автору

любимого произведения, значимому для человека создает ситуацию

самораскрытия, внутреннего очищения, которая ведет к изменению сознания

человека.

Выдержки из сочинений обучающихся 10 класса.

“Довольно долго говорилось людям: боритесь, повышайте, добивайтесь.

И слишком мало: любите друг друга, будьте великодушнее, жалейте друг

друга, сострадайте друг другу…”

“Если мы хотим в будущем пожинать доброту, то давайте разбудим друг в

друге те чувства, которые делают человеческое сердце умным и добрым,

чутким и отзывчивым, приобщимся ко всему прекрасному, что есть на Земле,

поможем увидеть и понять эту красоту, научимся смотреть вокруг себя

добрыми человеческими глазами, жить с чистой душой.”

“Настоящая доброта не горда и не кичлива, она смиренна и кротка, она не

слишком рассуждает, не исчисляет прибытков и убытков, не мелочится, она

исходит не от рассудка, а от души и сердца, она есть порождение любви”

“Я верю, что в жизни есть место Прекрасному, в жизни есть место Доброте и

Пониманию, только надо уметь слышать Неслышимое, видеть Невидимое, да,

наверное, надо просто оставаться Человеком”

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а

прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не

прорастают совсем.

Но если после наших уроков обучающиеся станут хоть немного чище, добрее

душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь,

ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то

учитель может считать свою задачу выполнимой.



В раздел образования