Автор: Келлер Татьяна Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Школа-интернат № 30 ОАО
Населённый пункт: г. Комсомольск- на- Амуре
Наименование материала: Публикация
Тема: Духовно-нравственное воспитание детей через уроки русского языка и литературы
Раздел: полное образование
Духовно-нравственное воспитание на уроках
русского языка и литературы
Келлер Татьяна Александровна
учитель русского языка и литературы
Разделы: Русский язык, Литература
Человек – это Храм, сердце – Алтарь!
“Зорко одно лишь сердце”, – эти слова Экзюпери стали для меня чем-то
вроде заповеди, определяющей смысл всей моей педагогической
деятельности. Главное открывается сердцу, так как путь освоения духовных
ценностей лежит через переживания, эмоциональный опыт.
Свято верю в то, что в образовании надо культивировать нравственность
строить педагогический процесс так, чтобы он стимулировал стремление
человека жить по-человечески.
Мне очень дороги слова Януша Корчака, и я обязательно говорю их своим
ученикам:
“Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей
душе.
Не даем Родину, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума.
Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть
тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя.
Но мы даем стремление к жизни по правде и справедливости.
И, может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине, любви”.
В этих мудрых словах выражена наивысшая цель ежедневной встречи с
детьми.
Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для
Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни.
Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых,
разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в
детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то
очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно почаще
всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент
зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с
удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему почаще надо
обращаться к ребенку, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски
искренними, веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому
Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание, Забота.
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит
особо остро. Ведь мы имеем сильное оружие – это слово, художественная
речь, книга. А “Добрая Книга, – по словам Виктора Астафьева, российского
писателя (1924-2001), - как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда
это происходит, книга становится взыскательным и строгим
собеседником».Цицерон, римский политический деятель, оратор и
писатель(106-43 до н.э.) писал: «Дом, в котором нет книг, подобен телу,
лишенному души».
Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми времен
прошедших (авторами этих книг), и притом такой разговор, когда они
сообщают нам только лучшие свои думы.
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для
воспитания юных сердец. Уже в 5-м классе при знакомстве с
произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор
о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите
Родины, патриотизме, осуждаются такие людские пороки, как малодушие,
трусость себялюбие, лень, праздность, сребролюбие, гордыня, корысть,
скупость. Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести
взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной
судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных
идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.
Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова
при знакомстве с его рассказом “Юшка”: “Любовь одного человека может
вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить
его к действию. Это чудо мне известно…” Ребята бурно высказывают свое
мнение о том, как Юшке удалось сохранить доброжелательность, доброе
отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание
людям.
Завораживает ребят верность в любви в трагедии У.Шекспира “Ромео и
Джульетта”, призывает быть милосердным повесть В.Железникова “Чучело”
и др.
Также на уроках русского языка полезно использовать ряд текстов, несущих
информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни.
Особое место среди всех источников занимает Новый Завет. Всякий раз
необходимо детям напоминать Золотые слова: «Относись к людям так, как
ты хотел бы, чтоб относились к тебе». Итак, анализируем с подростками
сущность такого явления, как “ЛЮБОВЬ”.
Предлагается работа с карточками.
Задание. (Прочитать текст, подчеркнуть слова, которые относятся к слову
“любовь”.)
“Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не
превозносится, не гордится.
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не
радуется неправде, а сорадуется истине.
Все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит.
Любовь никогда не уходит”.
Другой вариант работы по определению понятий.
1. Написать на доске слово “ЛЮБОВЬ” и попросить у детей дать по одному
определению этого слова, т.е. подобрать имена прилагательные (нежная,
светлая, волшебная…)
2. Назвать по одному имени существительному, которое связано с этим
понятием (мама, природа, свет…)
3. Назвать по одному глаголу, ответив на вопрос: “Каково действие любви?”
(Заботится, окрыляет, приносит счастье…)
Затем все задания обсуждаются, анализируются и выносится общее
определение слову “любовь”.
При прохождении тем “Синонимы”, “Антонимы” подходит прием ,
позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе
сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему.
Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя
своеобразный ряд синонимов. Например, сострадание, уважение, забота,
послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность , сердечность
сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность,
память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д.
Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых
лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. Как
бы хороши ни были коллективные, совместные виды ценностно-
ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития
личности является погружение человека в свой внутренний мир,
актуализация своего жизненного опыта, пробуждение духовно-нравственных
чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний. В большей
степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание,
ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником,
которому он поверяет свои мысли и чувства.
К такому заданию можно относит незаконченное предложение, чтобы
обучающийся попробовал проецировать на поведение другого человека сой
собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной
ситуации. Например, продолжите предложения:
– В классе был мальчик, которого почему – то не любили, мне…
– Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…
Написание письма самому себе, какому-либо персонажу, герою или автору
любимого произведения, значимому для человека создает ситуацию
самораскрытия, внутреннего очищения, которая ведет к изменению сознания
человека.
Выдержки из сочинений обучающихся 10 класса.
“Довольно долго говорилось людям: боритесь, повышайте, добивайтесь.
И слишком мало: любите друг друга, будьте великодушнее, жалейте друг
друга, сострадайте друг другу…”
“Если мы хотим в будущем пожинать доброту, то давайте разбудим друг в
друге те чувства, которые делают человеческое сердце умным и добрым,
чутким и отзывчивым, приобщимся ко всему прекрасному, что есть на Земле,
поможем увидеть и понять эту красоту, научимся смотреть вокруг себя
добрыми человеческими глазами, жить с чистой душой.”
“Настоящая доброта не горда и не кичлива, она смиренна и кротка, она не
слишком рассуждает, не исчисляет прибытков и убытков, не мелочится, она
исходит не от рассудка, а от души и сердца, она есть порождение любви”
“Я верю, что в жизни есть место Прекрасному, в жизни есть место Доброте и
Пониманию, только надо уметь слышать Неслышимое, видеть Невидимое, да,
наверное, надо просто оставаться Человеком”
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а
прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не
прорастают совсем.
Но если после наших уроков обучающиеся станут хоть немного чище, добрее
душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь,
ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то
учитель может считать свою задачу выполнимой.