Авторы: Кадочникова Ирина Валерьевна, Дудакова Наталья Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования, старший методист
Учебное заведение: БОУ ДО г. Омска
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Игры «Первого дня» в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование
Мастер-класс по теме:
Игры «Первого дня» в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного
возраста
Данный
мастер-
класс
проводился
с
группой
педагогов-участников
конкурса
профессионального мастерства среди педагогов дополнительного образования «Сердце
отдаю детям» в 2019 году и получил многочисленные положительные отзывы. Мастер-
класс демонстрирует различные приёмы включения детей в совместную деятельность,
что актуально при первой встрече детей друг с другом, с педагогом. Педагог актуализирует
значимость каждого приёма в развитии эмоционального интеллекта дошкольника, на
сегодняшний
день
это
имеет
большое
значение
при
развитии
личностных
качеств
ребёнка, его способности взаимодействовать с окружающими людьми.
Цель:
Создание
положительной
мотивации
к
последующим
занятиям
предметом
«Психогимнастика» через положительный эмоциональный отклик.
Задачи: Формирования благоприятного эмоционального фона
Пробуждение интереса к общению и познанию
Принятие общих правил и норм поведения в детском объединении
Оборудование: Коробка подарочная, мягкая игрушка-мышка, разрезная загадка (на
жёлтой и зелёной бумаге), оптические мыши, экран, проектор, ноутбук с программой
«Майкрософт мультимышь», живая мышь в клетке.
Ход
Мастер: Здравствуйте, дорогие коллеги, члены жюри, сегодня мы с вами поговорим об
играх «Первого дня» и их роли в развитии эмоционального интеллекта.
«Иры первого дня» необходимы для адаптации детей в новом коллективе, для
сближения детей и формирования благоприятного эмоционального фона, принятия общих
правил, создания положительной мотивации к последующим занятиям через ощущение
новизны
и
эмоциональный
отклик
ребёнка.
Иногда
этого
бывает
сложно
достичь,
я
предлагаю
несколько
приёмов
из
моей
практики,
которые
этому
способствуют,
прокомментирую каждый из приёмов. Вы готовы начать? (Ответ коллег - да)
1.
Задание: Мы все станем в круг. У меня в руках коробка, в которой что-то
спрятано, эта коробка сейчас будет передаваться по кругу, и однажды окажется у всех
участников нашего мастер класса. Мы её не открываем. Ваша задача: одним словом
1
сказать, какую эмоцию вызывает у вас этот предмет, когда вы держите его в руках.
Педагоги: Выполнение задания участниками мастер-класса
Мастер: Спасибо, дорогие участники. Ну что же, все заинтригованы, хотите узнать, что
внутри?
2.
Задание: Вызывается один из участников мастер-класса.
Мастер: Откройте эту коробку, а все остальные встанут вас. Вы увидите, что внутри и
запомните, как выглядит предмет. Отальные постараются отгадать, что там лежит, для
этого мы поиграем в игру «Да- нетка», это прием ТРИЗ, он называется «Сужение поиска».
Правила игры: каждый участник поочерёдно задаёт один вопрос ведущему, следующий
вопрос по смыслу не повторяет предыдущий. Ведущий отвечает только- да или нет.
Выполнение задания участниками мастер-класса (Отгадали: мягкая игрушка-
мышка)
Резюме
мастера: При встрече с новым, неизвестным мы испытываем разные
эмоции: от страха до любопытства. А через совместную интересную деятельность мы
создаем
положительный
эмоциональный
фон,
способствующий
быстрой
адаптации
к
новым условиям. В игре дети объедены одной целью – узнать тему занятия, объект
сегодняшнего исследования. С
помощью такой игры можно на любом этапе занятия
вводит новый термин, предмет, деталь и т.д.
Мастер: Следующий приём активизирует умение работать с текстом как навык 21 века, в
тоже время он работает и на сплочение, эффективную коммуникацию.
3. Задание: Мы сейчас в вами должны разделиться на две команды, для этого
поочерёдно возьмём бумажные фрагменты разного цвета: один участник жёлтый- другой
участник-зелёный и т.д.
У каждой команды свой столик с жёлтой и зелёной меткой, подойдите к ним.
Взгляните на свои части, как вы думаете, что с этим нужно сделать?
Педагоги: Мы думаем, что из частей, отдельных слов должно получиться что- то, фраза
или предложение!
Мастер: Верно. Получатся загадки, и мы должны их отгадать. Активное обучение - это
когда дети сами участвуют в постановке задачи. Время пошло- кто быстрее соберёт
загадку- жёлтые или зелёные?
Резюме мастера: В данном случае включение элемента соревновательности и
подчинение общей цели также стимулирует детей к коммуникации, что способствует
укреплению взаимосвязей в группе. Мы составляем загадки, и работаем с текстом, о
приём «Часть- целое», как приём развития критического мышления. Из набора слов
необходимо сложить стихотворную загадку!
2
Команда 1
Не зверюшка, не летаешь,
По столу всегда бежишь.
Ты курсором управляешь.
и по коврику скользишь.
Команда 2
По коврику зверек бежит,
То замрет, то закружит,
Коврика не покидает,
Что за зверь, кто угадает?
(Ответ в обеих командах одинаковый: компьютерная мышь)
Мастер: Попрошу все Вас вернуться за столы.
В нашем современном мире – мире технологий педагог должен шагать вперед, не
отставать
от
обучающих,
находить
новые
способы
и
приемы
для
развития
детей.
Компания Microsoft предлагает для этого различные ресурсы. Я бы хотела поделиться
опытом работы с программой
Microsoft Mouse (мультимышь). Эта программа помогает
создать интерактивную презентацию,
поддерживая работу с несколькими мышками.
Преподаватель и каждый обучающийся получают отдельный указатель мыши на экране.
Программа Microsoft
Mouse
позволяет
создавать
и
проводить
интерактивные
занятия с поддержкой нескольких мышей: от 5 до 25. Это позволяет детям выполнять
задания на общем экране при помощи мыши, работая как индивидуально, так и в группах.
Вы можете создать слайды с вариантами ответов «Да - Нет» или несколькими вариантами
ответа, задания на соотнесения объектов с ответом и другие варианты. Ребенок выбирает
правильный
ответ
нажатием
кнопки
мыши.
После
выполнения
на
общем
экране
отображаются результаты.
Почему нам нравиться эта программа: с помощью этой программы мы активно
вовлекаем детей в процесс совместного обучения, получаем быструю оценку освоения
детьми темы.
Сейчас я предлагаю с помощью этой программы провести рефлексию.
Правила работы с мышками:
Каждый увидел на экране свой значок, запомнил его.
Каждый нажимает на мышь аккуратно и точно.
Нельзя кидать и стучать мышками, дети осваивают команды: мышка
ожила (включили мышь), мышка спит (убрали руки от мыши).
3
Если возникают проблемы с мышкой, поднимаем руку, не кричим.
Перед вами на экране корзинка и фрукты. Вы должны выбрать один из фруктов для
оценки себя в сегодняшнем событии.
Лимон означает – я не узнал ничего нового, и не буду это использовать в своей работе.
Груша
означает
–
частично
мне
было
интересно,
это
было
полезным,
но
не
знаю
пригодиться мне это для работы.
Яблоко означает – я узнал новое, полезное для себя и я буду это использовать.
Выполнение задания участниками мастер-класса
Резюме:
Мыши
бывают
разные
-
игрушечные,
оптические
компьютерные,
и
конечно, живые (с этими словами достается живая мышь из коробки и держится в руках).
Друзья, при встрече с новым и незнакомым мы испытываем разную гамму эмоций, но
познакомившись ближе, мы меняем свой взгляд на вещи. Каждый нуждается в поддержке,
заботе: я сейчас предлагаю, кто не боится - подойти и угостить нашего гостя. Как вы
думаете, а ей что больше понравится - яблоко, лимон или груша?
В заключение хочу поблагодарить вас, коллеги, за положительный эмоциональный
отклик. Надеюсь, что приёмы, которые Вы увидели сегодня, помогут вам в работе с
детьми.
4