Автор: Рясина Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Социальный проект
Тема: "я - гражданин"
Раздел: начальное образование
Социальный проект «Я – гражданин»
Автор проекта: Рясина Светлана Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 16»
города Перми.
Что значит быть гражданином России? Это значит любить свою Родину, заботиться о
её
процветании,
знать
её
историю,
соблюдать
законы
и
выполнять
определённые
обязанности.
Цель проекта: воспитание начал патриотизма и чувств гражданственности через
воспитание любви к родному городу, району, своей школе, родным и знакомым.
Достижение данной цели возможно через решение ряда задач:
обучающие
задачи: формировать познавательный интерес к изучению природы,
истории, культуры родного края; познакомить с культурными объектами города и
края; формировать универсальные учебные действия.
воспитывающие задачи: способствовать формированию общественно - активной
личности, толерантности; воспитывать культуру общения и поведения в социуме,
культуру межнациональных отношений; формировать навыки охраны природы.
развивающие
задачи:
развивать
личностные
качества
–
любознательность,
наблюдательность,
активность,
самостоятельность,
ответственность;
способствовать развитию творческих способностей, развитию речи и памяти.
Для осуществления проекта была разработана программа внеурочной деятельности
и
факультатива
по
краеведению.
В
основу
курса
краеведения
вошла
авторская
программа доцента Князевой Н. А. «Маленький пермяк». А дополнили эту программу
различные
внеклассные
мероприятия
развивающего
характера:
экскурсии,
промышленный
туризм,
творческие
классные
часы,
праздники,
поисковая
деятельность, игры, викторины и др.
Основными компонентами гражданско-патриотического воспитания являются:
культурно-историческое;
героико-историческое;
социально-политическое;
духовное;
военно-техническое.
Поэтому разработанная программа для осуществления проекта вобрала в себя самые
разные направления.
Содержание программы
№
Мероприятие. Тема.
Цель.
1.
2.
3.
Сентябрь
Классный час «Мы команда одного корабля».
Тема факультатива «Наш край» (1 час.)
Классный час – викторина «Как таблицу
умножения помни правила движения».
- распределить обязанности;
-организация классного
коллектива.
- познакомить с географией и
историей Пермского края.
- вспомнить, формировать
культуру сохранения и
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Экскурсия «Наш микрорайон».
Игра «Знаешь ли ты свой микрорайон».
Тема факультатива «Заповедные места». (2
часа).
Экскурсия в Кунгур, Кунгурскую ледяную
пещеру. (7 часов)
Игра-путешествие «Знания нужны мне и моей
стране».
Классный час «Государственные праздники
России и их история».
совершенствования
собственного здоровья.
- познакомить с культурными и
административными
объектами района.
- в игровой форме проверить
знания своего микрорайона.
- познакомить с заповедниками
Прикамья.
- увидеть чудеса Кунгурской
ледяной пещеры,
познакомиться с
достопримечательностями
города Кунгура.
- показать, что от знаний,
успехов каждого зависят успехи
всей страны, её процветание и
благополучие.
- подготовка учащимися
презентаций о государственных
праздниках.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Октябрь
Празднование Дня Пожилого человека.
(концерт в Доме престарелых)
Классный час «Тепло родного очага».
Тема факультатива «Народы Прикамья – одна
семья». (1 час).
Классный час «Символы российского
государства».
К юбилею школы выставка рисунков «Школа
будущего», презентация сочинений
«Школьные годы моих родителей или
бабушек, дедушек».
Тема факультатива «Русские, как самый
многочисленный народ в Прикамье и в
России». (1 час)
Посещение школьного музея.
Тема факультатива «Русский фольклор. Русские
сказки и легенды Прикамья». (2 часа)
- воспитание уважительного
отношения к дедушкам,
бабушкам.
- способствовать сближению
семьи; учить уважать старших и
заботиться о младших.
- воспитание дружеских
отношений между народами,
живущими на одной земле.
- узнать о том, что такое
символика, для чего она нужна
и какое значение имеет.
- создание условий для
формирования любви к своей
школе, интереса к жизни своих
родных.
- знакомство с историей
Пермского края.
- знакомство с историей школы.
- формирование интереса к
родному русскому фольклору.
18.
19.
Ноябрь
Классный час «Уважение к другому.» (день
толерантности). Акция «Возьмёмся за руки,
друзья!» (флэш-моб на перемене).
Тема факультатива «Татары и башкиры». (1
- воспитание толерантности у
учащихся.
- знакомство с прошлым и
20.
21.
22.
час)
Классный час «Счастливое детство».
Конкурс лучших чтецов «С чего начинается
Родина».
Концерт ко Дню Матери.
настоящим татар и башкир.
- формирование гордости за
свою страну;
- знакомство с правами и
обязанностями наших граждан.
- создание условий для
привития любви к Родине.
- воспитание уважительного
отношения к своим матерям.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Декабрь
Классный час на тему «Что я чувствую, когда
рядом нет родных».
Тема факультатива «Фольклор татар и башкир»
(1 час)
Классный час «В мире инженерных
профессий».
Экскурсия на метеостанцию.
Тема факультатива «Коми-пермяки – коренное
население Прикамья. Фольклор коми-
пермяцкого народа» (3 часа)
Игра «Звёздный час» (Я люблю тебя Россия!)
-способствовать признанию
ценности семьи.
- формирование интереса к
фольклору других народов, к их
самобытности.
- формирование интереса к
проблеме города «Нехватке
инженерных кадров» и
желания выбора в дальнейшем
профессии инженера.
- знакомство с работой
метеорологов, природными и
климатическими зонами.
- создание условий для
изучения обычаев родного
народа.
- развитие познавательной
активности учащихся,
расширение кругозора;
воспитание любви к Родине,
родному краю.
29.
30.
31.
32.
Январь
Классный час «Я человек и гражданин».
Тема факультатива «По родному Прикамью».
(3 час).
Экскурсия в город Пермского края – Лысьву.
Конкурс плакатов в защиту окружающей
среды.
- осознание учащимися себя
как члена общества, народа,
представителя страны и
государства.
- продолжить формирование
интереса к своему краю,
любви к своей малой родине.
- посещения музея связи,
солдатской каски, которая
спасала жизнь нашим бойцам и
формирование гордости за
своих земляков.
- формирование бережного
отношения к природе своего
края и страны в целом.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Февраль
Тема факультатива «Народное искусство
Прикамья» (3 часа)
Экскурсия в Пермскую художественную
галерею.
Спортивный праздник « А - ты, ба- ты шли
солдаты» (конкурс военно-патриотической
песни)
Классный час «Вспомним всех поимённо».
Конкур рисунков «На страже Отечества».
Тема факультатива «Замечательные люди
Прикамья». (2 часа)
- познакомить с самыми
яркими образцами
художественной культуры
Прикамья, художественными
промыслами, которые
существовали близ Перми и
других городов Прикамья.
- вызвать интерес к
художественным ценностям
края и гордость за их
неповторимость.
- воспитание у мальчиков
готовности откликнуться на зов
сердца, Отчизны.
- формировать у детей
осознание нравственного
опыта прошлого через
исторические события.
- выразить в творчестве своё
отношение к защитникам
Отечества.
-создать условия для
формирования знаний о
замечательных людях,
принёсших славу пермской
земле.
-
39.
40.
41.
42.
43.
44.
Март
Классный час « Тимуровцы вчера и сегодня».
Акция «Забота».
Классный час «История 8 Марта»
Праздник «Я песню милой маме вновь спою».
Тема факультатива «Пермские писатели». (4
часа)
Вечер памяти А. Н. Тумбасова - заслуженного
художника, писателя, журналиста, участника
Великой Отечественной войны, почётного
гражданина города Перми.
-
проведение
операции
«Я
-
добрый волшебник».
- организация помощи
окружающим.
- расширение кругозора
учащихся.
- воспитание умения делать
людям праздник.
- сбор материала о пермских
писателях;
- встретиться с людьми хорошо
знавшими А. П. Тумбасова;
- услышать рассказ правнучки
о своём прадедушке;
- формировать связь времён.
45.
Апрель
Классный час «Юрий Гагарин – пионер
космоса»
- развитие познавательной
активности, воспитание лучших
43.
44.
45.
46.
47.
Операция «Чистота».
Конкур сочинений о труде.
Тема факультатива «Голубые дороги края» (2
час)
Творческая игра «Послание к человечеству».
Сбор материалов о судьбе своих предков,
родственников участников Великой
Отечественной войны (поисково-
исследовательская работа).
положительных качеств на
примере жизни, деятельности
Ю. Гагарина и других
космонавтов.
- забота о чистоте наших
дворов и улиц.
- воспитание любви к труду.
- знакомство с реками и
родниками малой Родины,
воспитание бережного
отношения к ним.
- в игровой форме понять
важность бережного
отношения человечества к
природе, к нашей Родине.
- узнать как можно больше о
своих предках, их героическом
прошлом;
-воспитывать на примере своих
родных.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
Май
Конкурс стихов пермских поэтов о войне
Автобусная экскурсия по городу.
Тема факультатива «Солдатская судьба». (1
час).
Возложение венков к памятникам и
монументам ВОВ.
Тема факультатива «Мужественные войны
пермского края». (1 час)
Поездка в краеведческий музей.
Поездка на теплоходе по реке Каме.
- воспитание патриотизма
средствами искусства.
- познакомиться с историей
города, его
достопримечательностями,
памятниками и
мемориальными комплексами.
- узнать, именами, каких героев
ВОВ названы наши улицы.
- отдать дань памяти и
уважения героям ВОВ.
- познакомить с трижды Героем
Советского Союза, маршалом
авиации А. И. Покрышкиным.
-воспитывать учащихся на
примере таких выдающихся
людей и гордится своими
земляками.
- познакомиться с богатейшей
коллекцией, рассказывающей о
природе и истории Прикамья;
- узнать чем отличается
Пермский край от других
частей России, и чем он
гордится.
- полюбоваться Камой
красавицей и труженицей.