Автор: Шупилова Елена Федоровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 89
Населённый пункт: город Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Контроль за качеством знаний в условиях ФГОС"
Раздел: среднее образование
«Контроль за качеством знаний в условиях ФГОС»
Некоторое
время
назад
МО
РФ
провозгласило
курс
на
модернизацию
образования. Одним из важных направлений модернизации стала задача
повысить качество образования. Какие же инструменты контроля качества
образования
существуют?
Как
их
можно
изменить,
дополнить,
усовершенствовать?
Для оценки качества образования существовала и до сих пор действует
«пятибалльная» система оценивания результатов: «1»…., , «2» - известное
изречение:
учитель
ставит
сам
себе,
осталось
только
«3»,
«4»,
«5».
Разбежаться казалось бы некуда. А роль, какая у оценки? Сравнить свои
знания с существующими нормами, с образовательными стандартами. И
вот на репродуктивном уровне оценки качества знаний ученика, оценка –
э т о пока
основной
инструмент.
Хочу
поделиться,
как
я
использую
возможности
ЭЖ.
Всем
известно,
что
при
выставлении
оценки
в
ЭЖ
система генерирует «средний балл». Его мы и используем при выставлении
оценки
за
четверть.
На
последнем
уроке
в
четверти
я
обязательно
высвечиваю
на
экран
четвертные
оценки
учащихся
и
обязательно
комментирую
выставленную
оценку!
ЭЖ
позволяет
также
и
учителю
проследить динамику среднего балла по предмету, как в табличном виде,
так и в виде диаграмм, отследить положительная она или отрицательная,
вовремя скорректировать свою работу в направлении качества образования.
Возможности
ЭЖ
позволяют
также ученику сравнивать уровень своих
знаний с его же прошлыми знаниями, увидеть динамику продвижения
ученика в обучении и развитии. Кроме того, есть возможность сравнить
уровень свои знаний с знаниями различных групп и сопоставить.
Итак, возможности ЭЖ позволяют осуществлять объективный контроль за
знаниями учащихся на репродуктивном уровне.
Овладев
определенными
учебными
действиями
ученик
может
переносить знания в измененную ситуацию, выходя на конструктивный
уровень, где используются другие средства контроля за качеством знаний.
Этому
способствует
вовлечение
учащихся
в
различные
олимпиады
и
конкурсы. Приведу
пример.
В
марте
этого
года
мои
ученики
приняли
участие в математической олимпиаде, которая учит участников не только
решать нестандартные задания, но и брать на себя ответственность за своё
решение, уметь адекватно оценивать риски.
Помимо того, что участник решает задания олимпиады, он ещё и
делает ставку (от 0 до 90) в зависимости от уверенности в верности своего
решения. Брать на себя ответственность за своё решение, уметь адекватно
оценивать риски является решающим при выборе победителя.
И, наконец, если же учитель заинтересован в развитии у своих учеников
творческих
способностей,
т о
о н
с т а р а е т с я
в о в л е ч ь
и х
в
исследовательскую и проектную деятельность, где свои критерии оценки
качества знаний. Приведу примеры. В своё время я вовлекала учащихся в
проектную деятельность по моделированию. Участники составляли план,
ставили цель, проводили эксперименты и результаты своих исследований
оформляли
в
виде web-сайта,
презентации,
буклета.
Затем
с
этими
проектами мы участвовали в региональных и международных конкурсах
где эксперты давали свою оценку качества проекта.
В
заключении,
расскажу, как
я
проводила
оценку
творческих
работ
учащихся.
Участвуя
в
эксперименте
по
внедрению
дистанционного
образования
в
классно-урочную
систему,
я
разработала
и
провела
дистанционный
курс,
в
котором
зарегистрировалось
12
человек.
Курс
состоял из 5 занятий. И оценивание я проводила так: три базовых оценки
и заключительный комментарий.
Итак,
учитель
сегодня
располагает,
на
мой
взгляд,
достаточным
инструментарием для проведения объективной оценки качества знаний
учащегося на любом из уровней обучения.