Напоминание

Истоки девиантного поведения учащихся


Автор: Чернов Андрей Григорьевич
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №37
Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашская республика
Наименование материала: тезисы к докладу
Тема: Истоки девиантного поведения учащихся
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФГБОУ ВО «ЧГПУ им.И.Я.Яковлева» г.Чебоксары

Круглый стол « Актуальные проблемы сопровождения подростков с

девиантным поведением» ( 14 ноября 2019 г.)

ИСТОКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

(тезисы к докладу)

Чернов А.Г. учитель обществознания и права

МБОУ «СОШ №37» г.Чебоксары

Чебоксары-2019

1.Различия между девиантным и деликвентным поведением

Под деликвентным поведением подразумевается череда проступков, мелких

правонарушений, которые отличаются от серьезных правонарушений,

указанных в Уголовном кодексе. Обычно деликвентность начинается с

присоединением к асоциальным группам сверстников, школьным прогулам,

нарушениям дисциплины на уроках и т.д. За этим следует мелкое

хулиганство, отнимание карманных денег у младших, издевательство над

слабыми, угон велосипедов, скутеров, мелкие кражи и т.п. Иногда все это

называют девиантным поведением, что не совсем точно отражает суть

явления.

Девиантность- отклонение от принятых норм-явление более широкое. Оно

включает в себя не только деликвентность, но и другие нарушения-

употребление наркотических веществ, алкоголя, девиации сексуального

поведения. Все формы девиантного поведения взаимосвязаны, так что

вовлечение ребенка в один вид девиантных действий повышает вероятность

вовлечения его и в другие виды.

2.Что лежит в основе девиантности?

1.Соединение крайних противоположностей- развитый ум и почти не

развитые чувства ( или наоборот), слабо развитое трудолюбие и чрезмерно

развитые потребности, ограниченный кругозор и богатый отрицательный

опыт в бытовой жизни ( особенно в социально неблагополучных семьях) и

т.п. Все это находит выражение в его противоречивых поступках.

2.Длительные конфликтные отношения с окружающими. Негативные

отношения окружающих к действиям подростка расцениваются им как

покушение на его независимость.Сначала конфликтные отношения

возникают с каким- нибудь близким человеком, что вызывает внутренние

переживания и усиливают самоанализ. Затем происходит расширение

конфликтной среды, что приводит к порче отношений как со сверстниками

так и со взрослыми. Наступает привыкание к столкновениям и подросток

начинает винить в этом прежде всего других.

3.Эгоистическая жизненная позиция- подросток все оценивает с точки зрения

того, что ему выгодно, что он получит для себя.Погоня за нездоровыми

удовольствиями становится для него основным стимулом поведения.

4.Крайняя неустойчивость интересов и стремлений, переменчивость

настроений и желаний.

5.Противодействие воспитательным воздействиям,наложенным на

естественный в этом возрасте подростковый негативизм.

6.Беспринципность. У подростка формируется неустойчивый психо-

нравственный комплекс, поэтому он живет так, как хочется.

7.Стремление максимально индивидуализироваться, подчеркнуть свое Я.

3.Основные типы детей, которым присуще девиантное поведение

1.Дети с нарушением в сфере общения.

2.Дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией

3.Дети с односторонним умственным развитием

4.Дети с неправильным развитием волевых качеств.

4.Типичные отклонения

1.Лживость

2.Сквернословие

3.Импульсивность

4.Склонность к воровству

5.Тревожность

6.Наркотики, психотропные вещества, алкоголь



В раздел образования