Автор: Чернов Андрей Григорьевич
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №37
Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашская республика
Наименование материала: тезисы к докладу
Тема: Истоки девиантного поведения учащихся
Раздел: среднее профессиональное
ФГБОУ ВО «ЧГПУ им.И.Я.Яковлева» г.Чебоксары
Круглый стол « Актуальные проблемы сопровождения подростков с
девиантным поведением» ( 14 ноября 2019 г.)
ИСТОКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
(тезисы к докладу)
Чернов А.Г. учитель обществознания и права
МБОУ «СОШ №37» г.Чебоксары
Чебоксары-2019
1.Различия между девиантным и деликвентным поведением
Под деликвентным поведением подразумевается череда проступков, мелких
правонарушений, которые отличаются от серьезных правонарушений,
указанных в Уголовном кодексе. Обычно деликвентность начинается с
присоединением к асоциальным группам сверстников, школьным прогулам,
нарушениям дисциплины на уроках и т.д. За этим следует мелкое
хулиганство, отнимание карманных денег у младших, издевательство над
слабыми, угон велосипедов, скутеров, мелкие кражи и т.п. Иногда все это
называют девиантным поведением, что не совсем точно отражает суть
явления.
Девиантность- отклонение от принятых норм-явление более широкое. Оно
включает в себя не только деликвентность, но и другие нарушения-
употребление наркотических веществ, алкоголя, девиации сексуального
поведения. Все формы девиантного поведения взаимосвязаны, так что
вовлечение ребенка в один вид девиантных действий повышает вероятность
вовлечения его и в другие виды.
2.Что лежит в основе девиантности?
1.Соединение крайних противоположностей- развитый ум и почти не
развитые чувства ( или наоборот), слабо развитое трудолюбие и чрезмерно
развитые потребности, ограниченный кругозор и богатый отрицательный
опыт в бытовой жизни ( особенно в социально неблагополучных семьях) и
т.п. Все это находит выражение в его противоречивых поступках.
2.Длительные конфликтные отношения с окружающими. Негативные
отношения окружающих к действиям подростка расцениваются им как
покушение на его независимость.Сначала конфликтные отношения
возникают с каким- нибудь близким человеком, что вызывает внутренние
переживания и усиливают самоанализ. Затем происходит расширение
конфликтной среды, что приводит к порче отношений как со сверстниками
так и со взрослыми. Наступает привыкание к столкновениям и подросток
начинает винить в этом прежде всего других.
3.Эгоистическая жизненная позиция- подросток все оценивает с точки зрения
того, что ему выгодно, что он получит для себя.Погоня за нездоровыми
удовольствиями становится для него основным стимулом поведения.
4.Крайняя неустойчивость интересов и стремлений, переменчивость
настроений и желаний.
5.Противодействие воспитательным воздействиям,наложенным на
естественный в этом возрасте подростковый негативизм.
6.Беспринципность. У подростка формируется неустойчивый психо-
нравственный комплекс, поэтому он живет так, как хочется.
7.Стремление максимально индивидуализироваться, подчеркнуть свое Я.
3.Основные типы детей, которым присуще девиантное поведение
1.Дети с нарушением в сфере общения.
2.Дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией
3.Дети с односторонним умственным развитием
4.Дети с неправильным развитием волевых качеств.
4.Типичные отклонения
1.Лживость
2.Сквернословие
3.Импульсивность
4.Склонность к воровству
5.Тревожность
6.Наркотики, психотропные вещества, алкоголь