Напоминание

Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия (на основе этических бесед)


Автор: Мандрыкина Тамара Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Донской,Тульская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия (на основе этических бесед)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения

Сентябрь

1-я неделя. В конце занятия, предшествующего рисованию, объяснить

детям правило: «Самостоятельно готовься к занятию».

Напомнить, что в школе ученики сами готовятся к уроку. Еще раз

уточнить, где в группе находится материал и пособия и как ими пользоваться.

2-я неделя. На Н.О.Д. по развитию речи закрепить знакомые правила

поведения

(здороваться,

прощаться,

не

перебивать

разговор

старших,

во

время разговора смотреть на собеседника).

3-я

неделя.

После

игра

побеседовать

с

детьми

о

том,

как

они

выполняют знакомые им правила:

- справедливо разрешай спор,

- будь внимателен к товарищам,

- за свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого,

- уступай игрушки товарищам.

Перед Н.О.Д. по лепке напомнить – каждый должен самостоятельно

приготовить все необходимое к занятию.

Проверить как дети справились с этим.

4-я неделя. Во время прогулки в лес начать с детьми разговор о

бережном отношении к природе.

Познакомить с правилами поведения в лесу: нельзя ломать деревья,

кусты, разгонять птичьи гнезда и прочее.

Утром

побеседовать

с

детьми

о

том,

как

они

дома

выполняют

поручения взрослых. Еще раз напомнить – не заставлять повторять просьбу

несколько раз – это неуважение к взрослому.

Октябрь

1-я

неделя.

Утром

понаблюдать

как

ребята,

придя

в

детский

сад,

включаются в жизнь группы, чем начинают заниматься. Побеседовать на

тему «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

2-я неделя. Вечером прочитать рассказ Трудный день». Отметить, как

дети могут заботиться о маме, помогать ей.

Утром показать детям альбом «Осень». Поговорить о красоте родной

природы. Закрепить правила поведения в лесу.

В начале занятий аппликации отметить: дети которые не подготовились

к

Н.О.Д.

отнимают

время

у

своих

товарищей.

Любое

занятие

нужно

выполнять старательно, аккуратно. Хорошо выполненная работа доставит

удовольствие и детям, и взрослым.

На Н.О.Д. по развитию речи побеседовать о чутком доброжелательном

отношении

к

людям.

Прочитать

стихотворение

А.

Барто

«Вовка

добрая

душа».

3-я неделя. Перед конструированием напомнить о том, что в детском

саду они самые старшие и поэтому должны заботиться о малышах. Уточнить

значение слов «заботиться о малышах». Дать задание сделать игрушки для

малышей и после занятия подарить их.

Во время прогулки предложить детям заняться каким-либо трудом.

Познакомить

с

правилами

«Не

сиди

без

дела»,

«Если

закончил

задание

раньше товарища – помоги ему».

Прочитать рассказ В. Осеевой «три товарища». Уточнить и обобщить

имеющиеся у детей представления о дружбе, учить понимать и оценивать

поступки

людей.

Напомнить

пословицу:

«Дружба

заботой

да

подмогой

крепка». Закрепить правило «Другу всегда помогай, друга всегда выручай».

4-я неделя. Утром объяснить правило «Не опаздывай в детский сад на

завтрак и обед – это доставляет неудобство товарищам».

Вечером побеседовать о том, как дети помогают дома родителям, есть

ли у них свои обязанности. На примере рассказа В. Осевой «Волшебное

слово», закрепить правила вежливости.

Ноябрь

1-я неделя. Рассмотреть иллюстрации к книге В. Маяковского «Что

такое хорошо и что такое плохо». Поговорить о хороших и плохих поступках.

Ввести

правило

«Не

перенимай

дурных

поступков,

старайся

сам

подать

хороший пример другим».

Напомнить, что старшие дошкольники должны заботиться о малышах

дома и в детском саду (уступать игрушку, помогать одеваться и раздеваться),

не обижать их.

Во время прогулки рассказывать о том, как надо оберегать растения

зимой.

2-я неделя. На занятии по развитию элементарных математических

представлений,

объяснить

правило:

«Прежде

чем

выполнить

задание

думай».

Во время завтрака напомнить правило «За столом всегда сидим прямо»,

«Не кладем локти на стол».

Вечером предложить детям выбрать себе такое дело, чтобы самим было

интересно и другим приятно. Напомнить пословицу «Скучен день до вечера,

коли делать нечего».

3-я неделя. Вечером побеседовать с детьми о добрых делах, которые

они могут делать в детском саду и дома.

Прочитать пословицы «Только одному тяжко жить на свете», «Друга

ищи, а найдешь – беги», «Человек без дружбы, что дерево без корней».

Выяснить как дети их понимают.

Познакомить

с

правилом

«Всем

советуем

дружить,

ссориться

не

смейте! Без друзей нам не прожить ни за что на свете». На рисовании

отметить, кто из детей выполняет правило «Самостоятельно готовиться к

занятию».

4-я неделя. Учить детей заранее планировать трудовую деятельность,

подбирать

необходимые

материалы,

продумывать

действия

по

порядку,

добиваться результата. Закрепить правила «Прежде чем выполнить задание

подумай, как его выполнить лучше», «Если при выполнении задания тебе

помогали, поблагодари за помощь».

Предложить детям самим приготовить атрибуты к игре «В магазин» для

младшей группы. Закрепить правило «Заботься о малышах дома и в детском

саду».

Отметить, что забота о малышах выражается в добрых делах.

Во время беседы обобщить и закрепить представления детей о дружбе,

вспомнить пословицы, поговорки, правила: «Помогай товарищу, не жди пока

он у тебя попросит помощи», «Поделись с товарищем игрушками, книгами,

карандашами, если их у него нет», «Останови товарища, если он поступает

плохо».

Вечером побеседовать с детьми о том, как они понимают правило

«Уважай взрослых в детском саду и дома».

Привести примеры добрых дел, по которым можно судить об уважении

детей к взрослым.

Декабрь

1-я неделя. После дневного сна отметить, кто из детей аккуратно и

быстро заправляет свою постель. Выяснить все ли ребята дома убирают за

собой постель и побеседовать на эту тему с родителями.

Утром напомнить детям о правилах культурного поведения за столом

«Если

ты

до

чего-то

не

дотягиваешься,

вежливо

попроси

помочь

тебе

соседа», «Закончив еду не облизывай ложку» и т.д.

Предложить детям несколько упражнений на правило «Не перенимай

дурных поступков».

«Толя дёрнул Галю за косичку. Витя увидел и засмеялся. А как бы

поступил на месте Вити?»

«Таня и Серёжа играли в мяч и нечаянно разбили вазу. Мама спросила:

«Кто это сделал?» Сережа говорит: «Не я» и Таня тоже говорит: «Не я»,

Правы ли дети?»

2-я неделя. Во время завтрака/обеда напомнить детям к бережному

отношению к хлебу: «Не кроши хлеб, доедай кусок до конца».

На ручном труду (изготовление кормушек для птиц) дать понятие о том,

как можно помочь птицам зимой.

Закрепить правило «Береги природу».

Утром отметить детей, которые всегда могут найти себе занятие в

группе.

Провести досуг с использованием правил аккуратности и опрятности.

3-я неделя. Беседа на тему «Мы в гостях».

Чтение стихотворения А. Барто «День рождения». Закрепление правил

поведения в гостях.

Во время прогулки закрепить правила поведения на улице: «Переходить

улицу можно только по разрешению взрослого в указанном месте», «Идя по

улице, придерживаться правой стороны, иначе будешь мешать прохожим,

которые идут навстречу».

Январь

1-я неделя. В свободное время предложить детям нарисовать картину

на тему «Как мы заботимся о малышах дома и в детском саду».

Беседа на тему «Волшебные слова – наши верные друзья».

Закрепить

представление

детей

о

том,

что

«волшебные»

слова

помогают человеку, вызывают у него добрые чувства к тем, кто говорит их.

Утром предложить детям настольные дидактические игры. В ходе игры

контролировать выполнение правил. В случае нарушения предложить их

рассказать.

2-я неделя. Отметить, как приятно начинать рабочий день, если все

ребята пришли вовремя.

Закрепить

правило

«Не

опаздывай

в

детский

сад,

на

работу,

за

зарядку».

Во

время

прогулки

упражнять

в

выполнении

правил

поведения

на

улице «Идти парами, организованно переходить улицу».

Утром предложить детям самостоятельно распределить обязанности

дежурных. Учить договариваться и уступать друг другу.

3-я неделя. Перед началом ролевой игры побеседовать об этических

правилах поведения «Играйте дружно», «Уступайте игрушки товарищам».

Индивидуальные беседы с детьми «Какие правила культуры поведения

ты знаешь?», «Кого из ребят ты можешь назвать вежливым?», «Почему так

думаешь?», «Подсказываешь ли ты своему товарищу как себя вести, если

видишь, что он поступает ни так, как надо?».

Вечер пословиц и поговорок о дружбе.

4-я неделя. Утром обратить внимание на внешний вид детей.

Познакомить

с

правилом

«Если

ты

видишь

непорядок

в

одежде

ровесника или взрослого, то об этом надо сказать так, чтобы человек не

обиделся.

Показать

детям,

как

расположены

в

шкафу

материалы

по

изобразительной деятельности. Отметить «Каждая вещь должна иметь свое

место, тогда легче будет готовить все необходимое к занятиям». Напомнить

правило «Самостоятельно готовимся к занятию».

После чтения произведения Т. Горской «Колин папа», побеседовать на

тему «Чему нас учат герои этого рассказа?». Познакомить с пословицей

«Скромность красит человека».

Февраль

1-я неделя. Утром побеседовать с детьми о том, как они собираются в

детский сад (убирают постель, умываются, причесываются, чистят обувь,

одежду и т.д.)

Прочитать стихотворение С. Маршака «Как себя вести», закрепить

правило «Уважай взрослых в детском саду и дома».

2-я неделя. После занятия по труду напомнить детям «Если во время

работы насорил или что-то разлил – убери сам. Рабочее место всегда должно

быть чистым».

На Н.О.Д. по развитию речи составление рассказов из личного опыта

на тему «Как дети выручили из беды товарища». Знакомство с правилом «Не

жди, когда тебя попросят о помощи – учись сам видеть, кому нужна помощь».

Утром

предложить

дидактическую

игру

«Дошколят

вежливые

ребята». Вспомнить правила вежливости, назвать литературные произведения

в которых говорится о вежливости.

Во время прогулки понаблюдать за посадкой пассажиров в автобус.

Уточнить правила поведения в транспорте, отметить нарушения.

Индивидуальные беседы с детьми на тему «Тебя пригласили в гости».

3анятия

по

ручному

труду.

Предложить

проанализировать

работу,

которую выполнил сам и которую выполнил товарищ.

3-я

неделя.

Индивидуальная

работа

по

развитию

речи.

Творческое

рассказывание

на

тему

«Приключение

новой

куклы

в

детском

саду».

Закрепить правило: "Каждой вещи свое Место. Во время прогулки дать детям

поручения разной сложности. Проследить, как они будут вести себя в этой

ситуации. Побеседовать о выполнении задания. Напомнить правило «Если

закончил работу раньше товарища – помоги ему»

Предложить ситуацию «Две подружки вошли в трамвай и уселись на

места» Едет трамвай, позванивает, колесами постукивает. Но громче трамвая

девочки наперебой рассказывают друг другу про разные мультфильмы. Рядом

сидела

женщина.

Посмотрела

она

строго

на

девочек,

но

подружки

не

унимались. Еще громче раздавались их голоса». Почему женщина строго

посмотрела на девочек?

Познакомить

с

правилом

«В

общественном

транспорте

нужно

разговаривать тихо, вполголоса, чтобы не мешать остальным пассажирам»

Март

1-я неделя. Беседа о том, как дети помогают взрослым дома, какие у

них есть обязанности. Вспомнить правило «Любое задание нужно выполнять

старательно,

аккуратно».

Хорошо

выполненное

задание

доставит

удовольствие и тебе, и взрослым. Предложить ситуацию «Мальчик шести лет

вошел с папой в троллейбус. Женщина встала и предложила мальчику сесть.

Мальчик сел. Папа и мальчик оказали: «Спасибо»». Как ты будешь вести

себя, если тебе уступят место в транспорте? Экскурсия в школу. Обратить

внимание на то, что после звонка все ученики спешат в класс. Уточнить,

какое правило соблюдают школьники. Напомнить, что такое правило есть и в

детском саду. Предложить его назвать.

2-я неделя. Утром провести индивидуальные беседы с детьми на тему

«Как

ты

ведешь

себя

в

кинотеатре(театре)?»

Игра

«Письма

доброго

сказочника». Раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо». На

конкретных и понятных примерах учить оценивать поступки и соотносить их

с этими словами. В конце Н.О.Д. по развитию речи предложить несколько

упражнений на правило «Не перенимай дурных поступков»:

а) один мальчик обижал кошку, другой стал то же самое делать

б) один мальчик полез в грязь, и другой тоже.

3-я неделя. Утром поговорить с детьми о правилах вежливости «Какие

правила вы знаете? Кого из ребят можно назвать вежливым? Подсказываешь

ли ты своим товарищам, как себя вести, если видишь, что они поступают не

так, как надо?» Вспомнить пословицы о вежливости «Ласковое слово не

трудно молвить», «Вежливым открывают все двери».

В процессе конструирования. Учить детей заранее подбирать материал

и обдумывать последовательность работы. Закрепить правило «Прежде чем

начать выполнять задание, подумай, как его лучше выполнить».

Вечером рассмотреть иллюстрации к правилам дорожного движения.

Провести игру-упражнение «Наша улица».

4-я неделя. Утром, во время завтрака закрепить правила культуры еды:

«Когда

ешь,

не

откусывай

сразу

большой

кусок

это

некрасиво»,

«Не

разговаривай с полным ртом», «Старайся есть беззвучно». «Если тебе нужно

что-нибудь взять на столе, но ты не дотягиваешься – вежливо попроси соседа

передать».

Вечер вопросов и ответов:

1. Какие ты знаешь правила культуры поведения?

2. Какие правила тебе трудно выполнять? Почему?

3.

Подсказываешь

ли

ты

своим

товарищам,

как

себя

вести,

если

видишь, что они поступают не так, как надо?

4. Какие знаешь пословицы о культуре поведения?

Апрель

1-я неделя. Утром закрепить с детьми правила поведения в настольной

игре «Так – не так». Развивать монологическую речь, умение рассуждать,

доказывать.

Во время прогулки в лес обратить внимание на березы. Отметить

«Некоторые люди, чтобы добыть березовый сок, делают надрезы на березе.

Дерево от этого сильно страдает. Чтобы помочь ему, надо пластилином и

изолентой заклеить порезы».

Вечером рассказать родителям о прогулке в лес. Выпустить бюллетень

«Береги березу»; «Уважаемые родители, когда идете гулять в лес с детьми, не

собирайте березовый сок – от этого деревья гибнут». Своим примером учите

детей бережно относится к природе.

2-я неделя. Утром упражнять детей в выполнении правил вежливости.

Предложить

сходить

в

методический

кабинет

и

попросить

пособие

для

занятия. Напомнить, как надо обратиться с просьбой. После выполнения

поручения спросить ребенка, был ли он вежлив. Почему он думает, что был

вежлив?

Индивидуальные

беседы

с

детьми

о

правилах

речевого

общения.

«Когда мы говорим слова «Скажите, пожалуйста», «Разрешите спросить».

Как

нужно

разговорить

со

взрослыми?

Как

нужно

разговаривать

в

общественных местах? и т.д.

Прогулка. Упражнять детей в правильном переходе улицы. Вспомнить

правило «Переходить улицу надо в указанном месте, неправильный переход

может привести к несчастному случаю.

Вечером в настольных играх «Знаки на дорогах» и «В путь-дорогу»

закрепить правила дорожного движения.

3-я

неделя.

Утром

поговорить

с

детьми

о

том,

как

вести

себя

в

театре/кино. Вспомнить некоторые правила «Бывая в театре, кино, музее,

помни, что ты здесь не один. Веди себя так, чтобы не мешать другим», «В

театр приходи вовремя», «Не, ешь во время спектакля или фильма – это не

красиво», «Во время действия не разговаривай. Поделиться мнением можно в

антракте».

Прогулка

в

лес.

Рассмотреть

с

детьми

первые

цветущие

растения

(первоцвет, ветреница), спросить, почему над ними летает-много насекомых.

Рассказать

о

бережном

отношении

к

растениям,

объяснить,

почему

они

занесены в Красную книгу. Познакомится с правилом «Не рви в лесу, на лугу

цветы, пусть красивые растения останутся в природе», «Помни, что букеты

можно составлять из растений, выращенных человеком».

Май

1-я неделя. В дидактической игре «Незнайка учит правила поведения»

закрепить с детьми правила поведения в гостях, в общественном месте, на

улице.

2-я неделя. Вечер развлечений на тему «Как мы выполняем правила

поведения».

Летом

планируется

индивидуальная

работа

с

детьми,

не

овладевшими правилами.

1 занятие

ТЕМА: КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.

Научить детей употреблять различные словесные формы обращения с

просьбой.

I. Цель Н.О.Д.:

- Анализ форм обращения с просьбой, изображенных, К. Чуковским в

стихотворении «Телефон».

- «У меня зазвонил телефон.» Вы, конечно, знаете очень хорошо это

стихотворение К.И. Чуковского?

- Помните кто ему звонил?

- Как звери обращались с просьбой?

- Подумайте, чья просьба вежливее? Почему?

- Какие еще вежливые слова вы знаете?

- Какие из них можно использовать при обращении с просьбой?

2. Разыгрывание ситуаций.

а) обратитесь к соседу с просьбой дать ручку или карандаш.

- Когда вы обращаетесь с просьбой, как вы назвали своего соседа?

- Послушайте стихотворение В. Масса и М. Червинского «Как его

зовут?» и скажите, вежлив ли его герой?

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только

Алешка, Петька, Ванька, Толька.

б) Как обратиться к незнакомому прохожему и узнать у него время?

в) Обратитесь к маме с просьбой купить понравившуюся игрушку.

г)

Вы

едете

в

автобусе.

Попросите

кого-либо

из

пассажиров

прокомпостировать ваш билет.

д) Вы пришли в булочную. Спросите у продавца, есть ли в продаже

свежий хлеб.

2 занятие

ТЕМА: КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.

Задача:

Научить

детей

употреблять

различные

формы

выражения

извинения.

1.

Постановка цели занятия.

- Послушайте стихотворение А. Кузнецовой и подумайте, как могут

помириться поссорившиеся подруги.

Поссорились.

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала

Только мишку подержала.

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам».

- Правильно, автор закончил эту историю? (воспитатель читает 2 часть

стихотворения)

Дам ей мишку, извинюсь.

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!».

- Есть еще вежливые слова. Какие? (Извините, простите, простите

пожалуйста, извините пожалуйста).

- Когда мы пользуемся этими словами?

2. Анализ ситуаций.

А вот что случилось в одном дворе.

Попал я в дедушку мячом.

И закричал: «А я при чем?»

Но, досчитав до 30

Сказал я: «Ну, дедушка, прости».

(А. Барто)

- Как вы думаете, вежливо мальчик попросил извинения у дедушки?

- А вы также извинились бы?

- Как можно оценить поступок мальчика?

Можно ли его извинение считать искренними?

Кто кого любит?

Пошёл я гулять,

И в саду

По привычке

Я дёрнул девчонку

За обе косички.

На крик прибежала

Девчонкина мать.

Меня изловчилась

За ухо поймать…

Попробовать, что ли,

В сторонку куда-то?

«Простите меня»,

- Я шепнул виновато.

- Ступай,

Улыбнулась,

Прощаю пока.

И ухо моё отпустила рука.

«Простите»…

Ура!

Убедился я снова,

Какое оно интересное слово.

(Н. Юсупов)

Рассказы детях о случаях. когда им приходилось использовать слова

извинения.

3 занятие

ТЕМА: КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.

Научить детей употреблять в своей речи слова благодарности.

1. Постановка цели занятия.

- Вы уже знаете много вежливых слов»

- Послушайте совет А. Барто и Р. Зеленой и скажите, с какими новыми

вежливыми словами вы встретились?

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Позвольте. Разрешите.

Спасибо! Извините.

Я вас благодарю!

-

Сегодня

мы

будем

учиться

употреблять

в

своей

речи

слова

благодарности.

Анализ речевых ситуаций.

- Какие вы знаете слова благодарности.

(Спасибо, большое спасибо, благодарю вас)

а) Как вы благодарите маму за очень вкусный обед? (Спасибо, мамочка,

обед был очень вкусный)

б)

Вот

что

произошло

на

одном

дне

рождения.

Имениннику

неожиданно

принесли

в

подарок

две

одинаковые

машинки.

Что

вы

посоветуете мальчику:

- вежливо поблагодарить гостей за подарки – ведь они оба хотели

сделать тебе приятное. (Большое спасибо, у меня теперь будет две отличные

машинки! Теперь мы вместе сможем в них играть!)

-

вежливо

поблагодарить

гостей

за

подарки,

но

заметить,

что

две

одинаковые

машинки

не

нужны.

(Спасибо,

но

у

меня

уже

есть

такая

машинка. Что мне делать с двумя?)

3. Рассказы детей о случаях, когда они использовали различные слова

благодарности (спасибо, большое спасибо, я очень рад, благодарю вас), и о

том, каким тоном они их произносили.

4 занятие

ТЕМА: Закрепление изученного о культуре общения

Закрепить

умение

употреблять

различные

формы

словесной

вежливости.

Анализ

текстов

в

которых

говорится

об

использовании

различных

вежливых слов.

Послушайте

стихотворение

Сильвии

Калутикян

и

скажите,

каким

вежливым словам девочка учила свою куклу.

Слушайте хорошенько.

«Слушай хорошенько, -

Кукле я сказала. –

Полно наряжаться!

Это – баловство.

Ты уже большою

Девочкою стала,

А ещё не знаешь

Ровно ничего».

«Здравствуйте, - при встрече

Взрослым говорят,

За подарки, помощь

Всех благодарят.

Старикам в трамвае

Место уступают.

Вежливые дети

Все так поступают.

Будь и ты такою,

И тебя тотчас

Попрошу зачислить

В первый класс».

- Только ли со взрослыми надо здороваться? Каким еще вежливым

словам приветствия и благодарности можно научить куклу?

Послушайте одну очень мудрую сказку. (Воспитатель читает сказку

"Аист и соловей".)

Как выгоняли, почему соловей стал лучшим певцом в мире, а аист

научился только стучать? Какие вежливые слова приветствия и извинения

использовал соловей?

Разыграйте сценку из этой сказки.

Далее можно прослушать и проанализировать тексты:

В.

Заходер

«Очень

вежливый

индюк»,

А.

Шибаев

«Дядя

Саша

огорчен», Асен Босев «Вежливый Костя», Леонид Каминский «Как Маша

яблоко ела» и др.

в) Послушайте сказку о чудесном городе. Какие приключения могли бы

произойти

в

этом

городе

с

вежливыми

(невежливыми)

людьми?

А

что

случилось бы с вами, если бы вы попали в этот волшебный город?

За

чистым

-

чистым

полем,

за

дремучим-дремучим

лесом,

за

сахарной горой есть город. Дома тут сложены из шоколада. Крыши

леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А на остроконечных

городских башнях вертятся флюгерные петушки.

Всех чудес в сказочном городе не перечесть...

Жить поживать в этом городе одно удовольствие.

Все жители здесь сказочно вежливы...

А вы когда-нибудь бывали

В городе Спасибоград,

Где на Вежливом бульваре

Вежливо благодарят?

(Н. Юсупов)

Разыгрывание детьми сценок с употреблением вежливых слов.

БЕСЕДА О ДРУЖБЕ

Цель беседы: уточнить и обобщить имеющиеся у детей представления

о

дружбе,

учить

понимать

и

оценивать

поступки

героев

литературного

произведения Е. Кошевая «мой сын».

Ход беседы: Дети, вам уже много раз читали и рассказывали о хороших

друзьях, товарищах. Взрослые вам говорили, что нужно дружить друг с

другом.

Каких

же

детей

мы

называем

хорошими

друзьями?

/спросить

несколько человек/ Если дети будут называть по имени конкретных детей, то

спросите, почему именно их можно назвать хорошими друзьями.

Обобщить ответы: хорошими друзьями можно назвать таких детей,

которые вместе дружно играют, занимаются, трудятся, помогают друг другу,

заботятся друг о друге, умеют уступать друг другу.

Прочитаем

рассказ

Е.

Кошевой

«Мой

сын».

Вы

его

послушайте

внимательно,

а

потом

скажите,

как

можно

назвать

детей,

о

которых

рассказывает автор.

Вопросы после чтения:

1. Как можно назвать Олега и Гришу?

2. Почему их можно назвать друзьями?

3. Почему Олега можно назвать хорошим другом?

4. Расскажите с кем вы дружите в детском саду и почему?

3 ходе беседы воспитатель помогает детям оценить факты, поступки

высказывать к ним свое отношение.

Прочитаем

еще

один

рассказ.

Называется

он

«До

первого

дождя»,

написала его В. Осеева. Подумаете, можно ли девочек, о которых говорится в

рассказе, назвать друзьями /подругами/.

Вопросы после чтения:

1.

Почему воспитательница сказала: видно ваша дружба до первого

дождя?

2. Можно ли назвать машу хорошим другом? Почему нельзя?

3. Как надо было маше поступить?

Одобрив правильные ответы детей, воспитатель говорит о важности

всегда выполнять правила поведения: «Другу всегда помогай, друга всегда

выручай».

БЕСЕДА О ЧУТКОМ ДСБРОЖЕЛАТЕЛЬНОМ

ОТНОШЕНИИ К ТОВАРИЩАМ

Цель

беседы:

закрепить

и

обобщить

представления

детей

о

необходимости

чуткого,

доброжелательного

отношения

к

товарищам:

напомнить правила поведения «Другу всегда помогай, друга всегда выручай»,

«Не жди, когда тебя попросят о помощи – надо самому видеть, кому нужна

помощь», закрепить в словаре детей термины: «добрый», «чуткий».

Ход

беседы:

«Сегодня

я

вам

прочитаю

еще

раз

рассказ

А.

Митта

«Ширин на окне». Послушайте его внимательно. /чтение рассказа/

Вопросы после чтения:

Как

можно

назвать

детей,

которые

принесли

шарик?

Какие

они?

/Спросить несколько детей/.

1. Обобщить ответы детей: «Да, этих детей можно назвать хорошими

товарищами, добрыми, заботливыми, чуткими.

2. Почему их так можно назвать? /Спросить несколько детей/ Шарик и

показали в окно, чтобы развеселить, порадовать Колю. Коля не просил об

этом, а дети догадались порадовать товарища. Поэтому их можно назвать

чуткими, заботливыми, добрыми товарищами.

3. Как в книге об этом говорится /написано/?

Дать

детям

высказаться,

сделать

сообщение:

«Детям

или

взрослым

всегда бывает приятно, радостно, если к ним проявляют чуткость, доброту.

Чуткость – это такое поведение, когда взрослые и дети делают добро людям,

заботятся о других, поиграют людям. Не жду, когда их об этой попросят, а

помогают сами.

Мы

с

вами

уже

говорили

об

этом,

когда

читали

рассказы.

Какие

рассказы мы читали, где говорится о чуткости, внимательном отношении к

товарищам? /«Мой сын» Е. Кошевой/.

А сейчас я вам прочитаю еще один рассказ, называется он «Навестила»

Е Осеевой. Вы послушайте, а потом, скажите, чутко ли Муся отнеслась к

Вале? /читаю рассказ/.

Вопросы после чтения:

1. Как отнеслась Муся к Вале?

2. Как ее можно назвать, какая она, почему?

3. Как надо было бы поступить Мусе? /Спросить нескольких детей/

4. Как бы вы поступили, если бы пришли к больному товарищу?

5. Как бы вы помогли ему? Расскажите. /Спросить нескольких детей.

Дать оценку ответам детей/.

6. Дети, вспомните правила поведения, которые надо выполнять чтобы

быть хорошим, чутким товарищем?

На прогулке можно провести игру-сказку «Кот, петух, лиса».

БЕСЕДА О ЧУТКОМ, ДОБРОЖДАТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К ЛЮДЯМ

Цель: учить детей анализировать и оценивать свои поступки, проверить

знания

детей

о

чуткости,

умения

пользоваться

словами

«Чуткость»,

«Доброта».

Ход беседы: Я Вам расскажу случай, который произошел в детском

саду. Во время прогулки дети гуляли на участке. Было грязно. Один из

мальчиков упал в лужу. Запачкал новую куртку, а одна из девочек помогла ему

встать, почистила куртку и утешила: «Не беспокойся, высохнет и ничего не

будет видно».

Как поступила эта девочка?

Какая она? Почему ее можно так назвать?

Кто узнал этих детей?

А теперь я расскажу Вам другой случай, который тоже произошел в

детском саду. Три девочки одевались в раздевалке. Когда я вошла, одна из них

сказала мне, что она плохая девочка, потому что дерется. А другая девочка

ответила: «Ты сама плохая, сухарик жареный» и начала ссорится.

Как поступили эти девочки?

Как их можно назвать?

Можно ли так относится к товарищам?

К кому еще надо относится заботливо, чутко?

А теперь прочитаем знакомую вам книгу "Вовка-добрая душа".

Вопросы:

1. О какой черте поведения мы говорили?

2. Что такое доброта?

З. Что такое чуткость?

4. Почему нужно относится чутко к людям?

Сделать вывод.

БЕСЕДА О ПРАВДИВОСТИ

Цель: обобщить и закрепить представления детей о справедливости.

Показать привлекательность правдивости как нормы поведения.

Воспитывать отрицательное отношение к обману.

Ход беседы:

Дети, мы с Вами много раз говорили о том, что такое дружба, чуткость,

доброта, скромность. Сегодня мы поговорим еще об одном важном качестве

человека – о правдивости. Но вначале послушайте рассказ. «Что легче» В.

Осеевой.

Вопросы после чтения:

1. Кто из мальчиков вам больше понравился, почему?

2. Как можно назвать мальчика, который сказал маме правду? Какой он?

З. Что такое правдивость? (опросить несколько детей).

Обобщить их ответы: «Правдивость – это такое поведение, когда дети и

взрослые говорят правду, никогда не обманывают, говорят правду даже тогда,

когда сказать ее неприятно и трудно.

4. Почему нужно быть правдивым? Почему нельзя обманывать людей?

5. Как относятся к людям, которые всегда говорят правду?

Да, надо всегда говорить правду, всегда быть правдивым. Это красиво,

хорошо.

Правдивых

людей

любят.

Детям

и

взрослым

бывает

приятно,

радостно, когда им говорят правду. Можно привести пословицу: «Правда

светлее солнца, правда чище ясного неба». Обманывать некрасиво, нехорошо,

это неприятно людям. Им бывает обидно, когда их обманывают. Обман и

ложь могут привести к беде.

Сейчас

мы

прочитаем

рассказ

Л.Н.

Толстого

«Корова».

Вы

его

послушайте внимательно, а потом скажите, почему случилось несчастье в

крестьянской семье. /Чтение рассказа/.

Вопросы после чтения:

1. Почему случилась беда в крестьянской семье?

2. Как надо было поступить Мише?

Сделать

вывод:

Беда

случилась

потому,

что

у

Миши

не

хватило

смелости сказать правду. Если бы он не испугался и не бросил стекла в

лохань, корова осталась бы жива.

Надо всегда говорить правду, даже тогда, когда говорить ее трудно,

неприятно.

БЕСЕДА О ПРАВДИВОСТИ X?

Цель:

Обобщить

представление

о

правдивости,

продолжать

формировать оценочные суждения, проверить, умеют ли дети пользоваться

термином «правдивость».

Ход беседы: Сегодня мы будем читать произведения, беседовать о них и

ваших поступках, а затем мы вспомним, о чем же мы с вами беседовали.

Сначала я вам прочитаю рассказ «Косточка» Л.Н. Толстого.

Вопросы после чтения:

1. Почему Ваня заплакал?

2. Почему ему стало стыдно за свой поступок? Как он поступил?

3. Как надо было поступить Ване?

4. Были ли в вашей жизни такие случаи, когда вам было стыдно за

обман? Расскажите о них?

Заслушав

несколько

рассказов

детей,

сделать

вывод

о

том,

что

обманывать стыдно, это некрасиво, это неприятно. Если говорить правду, то и

самому и другим людям бывает хорошо.

А теперь прочитаем рассказ Носова «Карасик». Подумайте, почему же

Виталику стало хорошо?

Вопросы после чтения:

1. Почему же Виталику стало хорошо?

2. Почему надо всегда говорить правду? Почему нельзя обманывать?

3. О какой черте поведения мы говорим сегодня? Как она называется?

4. Что такое правдивость?

5. Как относятся к правдивым людям?

6. Как надо вести себя, чтобы быть правдивым?

Конец

беседы:

дать

анализ,

вспомнить

пословицу:

«Лучше

горькая

правда, чем сладкая ложь», «Правда светлее солнца, правда чище ясного

неба».

БЕСЕДА О ПРАВДИВОСТИ

Цель: закрепить и обобщить представления детей о том, почему нужно

быть

правдивым,

учить

и

понимать

основную

мысль

художественного

произведения В. Осеева «Что легче?», Л. Толстой «Лгун».

Воспитывать

положительное

отношение

к

правдивости,

как

норме

поведения.

Ход беседы: Вы уже слышали много рассказов о чутких, скромных

правдивых людях, как о взрослых, так и о детях. Какие рассказы вы помните?

Затем читаю рассказ В. Осеевой «Что легче?»

Вы послушайте, а потом ответьте, почему писательница так назвала

свое произведение.

Вопросы после чтения:

1.

Почему писательница Осеева свой рассказ «Что легче?» так назвала.

2. Что же оказалось легче?

3. Почему

вы

думаете,

что

правду

сказать

лучше,

чем

обмануть?

Привести пословицу: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». /Можно

спросить как говорят об этом люди/.

4.

Почему надо всегда говорить правду?

Обобщить ответы детей: привести пословицу: «Соврешь – не помрешь,

но потом не поверят».

Читаю

рассказ

Толстого,

названия

произведения

не

называть.

Вы

послушайте рассказ, а потом сами назовите этот рассказ.

Значит чуткость и правдивость не только разные качества, но они

похожи друг на друга: быть чутким это хорошо и быть правдивым это тоже

хорошо. Поэтому всегда надо быть чутким и правдивым.

5. Только ли к родителям надо быть чутким и правдивым? К кому надо

относится

чутко?

товарищам,

к

малышам,

ко

всем

людям,

даже

незнакомым/.

6. Расскажите, как Вы относитесь к людям?

Во время рассказа детей спросить: а можно ли обманывать товарищей,

почему нельзя? Можно ли хвастать перед друзьями? Почему нельзя?

Можно

вспомнить

какие-нибудь

положительные

и

отрицательные

поступки и обсудить их.

7. Расскажите, как вы относитесь к малышам?

8. Расскажите, как вы относитесь ко взрослым?

9. Дать детям задачи, например:

а) вы сидите в трамвае /автобусе/, вдруг в вагон входит старушка или

старичок, или женщина с маленьким ребенком на руках. Что нужно сделать?

б) вы входите в помещение, в дверях сталкиваетесь с кем-нибудь. Что

сделайте Вы?

в) вы входите в группу и видите, что кто-нибудь плачет. Что сделаете

вы?

Сделать вывод, что к людям нужно относится так, чтобы всем было

приятно, хорошо и родителям, и друзьями, и малышам, и другим людям.

Можно применить пословицы: «всякому уважению нужно».

10. Чуткость и скромность это одно и то же или нет?

11. Как называется рассказ про Колю и его папу?

12. Кто написал этот рассказ? Рассказ Горской "Колин папа”.

13. Почему Колю и его папу можно назвать скромными?

14. Про

какого

скромного

человека

мы

еще

читали?

/рассказ

о

неизвестном герое С. Маршака /Почему никто не узнал имени героя? Почему

он остался неизвестным?

15. Что такое скромность? Это такое поведение, когда взрослые и дети

делают хорошее, но не хвастают этим, умеют себя сдерживать. Они не

говорят: «Это я», «Я лучше сделал», хотя иногда и хочется сказать об этом.

Хвастаться

не

красиво,

не

хорошо,

это

неприятно

другим

людям.

Нескромных людей, хвастунов не любят, это вы вое поймете, когда я вам

прочитаю рассказ «Заячья шапка». Написала этот рассказ В. Осеева.

Вопросы после чтения:

1. На ком же из вас иногда бывает «заячья шапка»?

2. Как

же

надо

вести

себя,

чтобы

тебя

любили,

с

тобой

играли

товарищи?

Сделать вывод.

БЕСЕДА О СКРОМНОСТИ

Цель

беседы:

обобщить

и

закрепить

представления

детей

о

скромности, выявить умение пользоваться термином «скромность».

Ход беседы: Дети, мы с вами очень много читали различных

произведений, написанных разными авторами: Б. Литковым, А. Барто,

К. Чуковским, С. Маршаком, С. Михалковым и др.

1. Какие

произведения

вам

запомнились

и

по

чему?

/опросить

нескольких детей/.

2. Какие произведения С. Маршака вам нравятся? Прочитаю вам еще

одно произведение С. Маршака «Мастер-ломастер».

Вопросы после чтения:

1. Почему С.Я. Маршак назвал так свое произведение?

2. Какого качества не хватало мальчику?

3. Что такое скромность?

4. Как же надо было вести себя мальчику, чтобы быть скромным?

А сейчас прочитаем знакомый вам рассказ о скромных людях «Колин

папа» Т. Горской

Вопросы после чтения:

1 Почему мы учимся у героев этого рассказа?

После

ответов

нескольких

детей,

сделать

вывод

и

дать

правила

поведения:

у

героев

мы

учимся

быть

чуткими,

внимательными

и

заботливыми к людям. Это доставляет им радость. Быть грубым некрасиво.

Хвастунов не любят. Надо всегда быть скромным, уметь сдерживать себя,

когда захочется сказать о себе что-нибудь хорошее...

РАССКАЗЫ-ЗАГАДКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

ДЛЯ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД

Вежливость

признак

культуры,

качества

личности,

общая

форма

общения. Это внешнее выражение уважения и доброжелательного отношения

к

окружающим

людям.

Вежливость

надо

воспитывать

с

детского

сада,

формировать опыт вежливого поведения со взрослыми и детьми.

Речь, жесты, мимика – важные показатели в проявлениях вежливости.

Для

упражнения

в

нравственных

поступках,

оценки

поведения,

хорошо

использовать задачи не на сложение, а на уважение.

1. Два мальчика встретились в дверях: одному 3 года другому 12 лет.

Как ой мальчик должен уступить дорогу?

2. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите сколько сейчас часов?!». Он

сделал три ошибки, какие?

3. Одна

девочка

жаловалась

мне:

«Во

дворе

мальчишка

такой

невежливый, зовет меня Галькой!», «А ты как его зовешь?» – спросила мама.

«А я его вообще никак не зову, я ему кричу: «Эй ты!». Кто же из этих детей

вежливый?

4. Шли два прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в

руках было 5 предметов: портфель, три книги и большой сверток. Одна из

книг упала. «У вас упала книга» – закричал мальчик, догоняя прохожего.

«Разве?» – удивился тот. «Конечно, у вас же был портфель, три книги и

большой сверток, а теперь осталось только четыре предмета?». «Я вижу ты

хорошо знаешь вычитание и сложение» – сказал прохожий, – «Однако есть

правила, которые ты еще не усвоил». Какие правила не усвоил мальчик и как

он должен был поступить?

5. Саша и Оля играли в мячик. Вдруг мячик покатился под горку. Саша

бросился за ним и сшиб Олю. Оля упала и заплакала. Когда Саша вернулся,

он стал дразнить Олю «рёвушкой». Правильно ли поступил Саша? Какие он

сделал ошибки?

6. Мальчик шести лет вошел в трамвай с бабушкой. «Подвинься» –

сказал он мужчине и сел рядом с ним. Бабушка осталась стоять рядом с

внуком. Какие ошибки допустил мальчик?

7. В трамвае много народа. Вовке нужно подойти к выходу. Он стал

расталкивать всех и говорить «простите». Правильно ли он поступил?

8. Саша пришел в детский сад. Войдя в группу, он поздоровался с

воспитателем и пошел играть с детьми. Что забыл сделать Сала?

9. Вова ехал с горки на санках и сшиб Таню. Таня упала и заплакала.

Вова подошел к Тане и оказал: «Вставай, а то мешаешь кататься». Как

должен был поступить Вова?

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ

(Старшая и подготовительная группы)

Тема беседы: «Мы все будем работать»

Цель: Сформировать представления детей о трудолюбии. Воспитывать

желание

работать,

помогать

взрослым,

правильно

понимать

понятие

«помощники». Учить правильно оценивать трудолюбивых и лодырей.

ХОД БЕСЕДЫ.

Воспитатель произносит поговорку: «Кто не работает, тот не ест».

Почему

так

говорят

в

народе?

Чем

занимаются

ваши

родители?

Где

работают? Вспомните, где мы были с вами на экскурсии? Для чего взрослые

работают? Зачитывает стихотворение Лебедева-Кумача:

Слава полям, и садам, и заводам,

Слава комбайнам и слава станкам,

Слава большому успеху, народов.

Слава рабочим рукам!

Дети, а вы как помогаете дома своим родителям? Дети рассказывают.

Рассматривают картину «Дружна я семья».

Чтение стихотворения "Помощник".

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА.

Девочка стояла во дворе и смотрела вокруг. За что ей взяться? Но

почему-то никакой работы не видела. Если бы ей бросилась в глаза метла, она

бы подмела двор. Попался бы совок – убрала бы мусор. Тряпка – помыла

посуду (Ш. Сагдулла «Куда работа прячется»). Как называется этот рассказ?

Что

обещала

девочка

маме?

Выполнила

ли

она

своё

обещание?

Почему

девочка не одержала слова? А как вы, дети тоже ждёте пока вам родители

подскажут, что нужно сделать?

Дети из какой сказки эти слова:

«Поработай, побегай, а потом уж обедай»,

«Сделаешь всю работу, то и поспишь в охоту». (Кот и пёс).

Почему пёс так ответил коту? Дети, подумайте и расскажите, как вы

помогаете няне и воспитателю в детском саду?

Дети читают стихотворение Н. Затлы «Дежурная».

Из какого рассказа эти слова?

«Ну

как

тебе

не

было

скучно?

спрашивает

Светлану

Зинаида

Федоровна. – Нет – отвечает Светлана, – мы с Ниной Марковной работали».

(Баруздин «Когда не бывает скучно»)

Почему Светлане не было скучно? Как помогала девочка няне? Когда

человеку не бывает скучно?

Дети,

почему

в

поговорках

говориться:

«Поспешишь

людей

насмешишь», «Делано наспех – сделано на смех».

Как нужно работать?

Вспоминают поговорку: «Семь раз отмерь – один раз отрежь».

Какой вы знаете рассказ, в котором мальчик очень спешил закончить

работу.

(Г.

Пермяк

«Торопливый

ножик»).

Почему

ножик

не

слушался

мальчика? Какой совет дал ему отец? Кто в нашей группе всегда все сделать

быстро и неаккуратно.

Дети вспоминают поговорки о труде.

Воспитатель: «Запомните, дети, все взрослые люди работают на благо

нашей Родины. Дети должны помогать им: мыть посуду, убирать в комнате,

ухаживать за младшими братьями и сёстрами, убирать за собой. Работать

нужно старательно, не спеша».

Какие поговорки о чуткости и внимательности вы знаете? Воспитатель

читает отрывок из стихотворения М. Пригары «Обещальник».

Митрофанка в школе, дома

Обещальником зовут

Да а как его не звать?

Любит мальчик обещать.

Только то, что обещает

Он ведь сразу забывает.

Как можно назвать тех детей, которые обещают и сразу забывают об

этом? Какие вы ещё произведения знаете о тех, кто любит толь ко обещать?

Кто в нашей группе обещает и не сдерживает слова?

Закончить беседу можно инсценировкой «Чуткий мальчик».

Принимают участие: Костя (чуткий мальчик); Мария Петровна (его

соседка), бабушка (уголок двора в большом доме).

На скамейке сидит бабушка. Входит Костя. Костя (себе) Сегодня 8-ое

Марта.

Буду

ко

воем

женщинам

вежливее

и

внимательнее

всех

наших

мальчиков. Вот сидит на лавке бабушка. Пусть она только уронит свою

палочку, я сразу же подниму её. Вот она и расскажет всем «Какой у нас

Костик чуткий и воспитанный!» (Ждет). Почему же она не роняет палочку?

Так целый день можно прождать. Во дворе появляется соседка Кости –

Мария Петровна с хозяйственной сумкой. О! Лучше я ей помогу. (Подбегает к

Марии Петровне). «С магазина?». Соседка: «Да. Купила к празднику».

Костя. «Ладно, так и быть, поднесу вам сумму к подъезду! Тут совсем

близко. Давайте, что ли. А то, вы кряхтите как маневровый паровоз (Костя

протягивает руку за сумкой, но соседка отстраняет его руку и идет дальне.)

Бабушка (себе). Ой, какой грубый, невоспитанный мальчик. И чему его

только в школе учат?

Костя. Это я невоспитанный? (бабушке). Вы что, ослепли, что ли? Я же

только что, на ваших глазах .... Ну, нет, больше ни за что никому не буду

помогать.

Ни

за

что!

Хватит

с

меня!

Спасибо!

(Бежит,

подбивая

ногой

бабушкину палочку. Она укоризненно качает ему вслед головой).

Вопросы: Что можно сказать о поведении Кости? Почему бабушка

сказала о нём, что ом невоспитанный? Как отреагировал на это Костя? А вы

знаете таких детей, как Костя?

Моральная позиция: Запомните дети, нужно быть всегда чутким и

внимательным, своевременно приходить на помощь к старшим и младшим, и

ровесникам – не ждать, когда тебя об этом попросят.

СКРОМНОСТЬ УКРАШАЕТ ЧЕЛОВЕКА.

Цель:

Воспитывать

чувства

скромности,

умение

сдерживать

свои

желания,

не

хвастаться

своими

умениями.

Обобщить

представления

о

скромности.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Кто же,

Откуда

И что он за птица

Парень,

Которого

Ищет столица?

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Что натворил он

И в чем виноват?

Вот что в народе

О нем говорят.

- Что же совершил этот герой?

- Почему его ищут и пожарники, и милиция?

- Как можно назвать этого героя?

- Почему его имя осталось неизвестным9

Послушайте еще один отрывок: «Если боишься гусака, не хвались, что

ты храбрый, не нужно. Нет у тебя храбрости!».

В каком произведении это говорится? Как вёл себя мальчик? Какой

можно сделать вывод? (Маршак «Рассказ о неизвестном герое»). П. Ключина

«Мальчик и гусь».

Читает стихотворение Ю. Ярмыша «Апельсин и солнце».

Как вел себе апельсин? К чему приводит зазнайство, хвастовство?

Дети

слушают

стихотворение

Н.

Кульской

«Комар-хвастун»,

вспоминают и поговорки о скромности.

Как называют детей, которые все время хвастаются? Кто среди вас так

ведёт себя?

Дети и воспитатель читают стихи «Никогда не хвастай», «Совет отца»,

«Компаниец», «Колосок».

Вывод: Разъяснения воспитателя, как быть скромным.

- Научись правильно и честно оценивать свой труд и труд других. Не

переоценивай свои знания и умения. Не хвали сам себе, пусть тебя похвалят

другие.

Помни: Скромность украшает человека.

Тема беседы: «Будь чутким и внимательным»

Цель: Уточнить представления детей о чуткости и внимании

К взрослым, товарищам, мальчикам. Формировать понятие о том, что

взрослых надо уважать, заботиться о них, не обещать того, чего не сможешь

выполнить. Воспитывать чуткость, внимательность.

ХОД БЕСЕДЫ.

Воспитатель читает отрывок ив рассказа Б. Комара «Две груши и одна»

Вопросы: Что случилось со старенькой бабушкой? Кто помог бабушке?

Как помог Сергей бабушке? Как вела себя Леся? Как отблагодарила

бабушка детей? Справедливо ли отблагодарила бабушка детей? Почему? О

ком

из

них

можно

оказать

чуткий,

внимательный?

Рассматривают

иллюстрацию к рассказу В. Осеевой «Просто бабушка» К какому рассказу

этот рисунок? Что случилось с бабушкой? Как вели себя дети? Кто из них

проявил

чуткость,

внимательность?

Кого

мы

называем

чутким,

внимательным?

Дети читают стихотворение Бойко «Сашко».

Как вёл себя Сашко? Как можно оценить его поведение?

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА.

Девочка идет вдоль сквера. Вот и угол дома. Но что это? Перед ней на

тротуаре лежит человек. От страха она остановилась. Ноги у неё задрожали,

по спине пробежал неприятный холод. Она посмотрела по сторонам, хотела

кого-то позвать, но вокруг никого.

- Подождите, я сейчас, только не умирайте.

Скорая помощь! Скорая помощь! - Крича она, пока не услышала:

- «Скорая помощь слушает»… Как звали эту девочку? Какой рассказ

написан о ней? Что проявила Светлана?

МОРАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: Впереди вас идет старенький дедушка. В

одной руке у него тяжелая сумка, в другой палочка. Дедушка остановился

отдохнуть, поставил сумку и палочку. Вдруг палочка упала. Вы проходили

мимо и все видели. Что вы должны сделать?

Во дворе игрался маленький мальчик. Его мама сидела на скамейке и

вязала шапочку. Мальчик побежал за мячом, упал, поранил колено, лежит и

плачет. Вы сидели напротив и все видели. Что бы вы сделали?

ПОГОВОРКА. «Жизнь дана для хороших дел», «Кто быстро помог, тот

дважды помог»!

СМЕЛОСТЬ И ХРАБРОСТЬ

Цель:

Закрепить

преставления

детей

о

смелости,

решительности,

мужестве. Воспитывать отрицательное отношение к трусости.

Формировать умения оценивать поведение товарищей и литературных

героев. Воспитывать желание быть смелыми.

ХОД БЕСЕДЫ

Воспитатель начинает занятие беседой о смелости:

«Кого

мы

называем

смелыми,

решительными?

Как

вы

понимаете,

«быть смелым?». Читает рассказ Б. Житкова «Красный командир».

-Что совершил командир? Как можно назвать его поведение?

Почему командир сразу же уехал? Что мы можем сказать о командире?

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА.

- Дети послушайте отрывок из знакомого вам произведения, вспомните,

как называется это произведение? Кто автор?

Много столпилось

Людей на панели.

Люди в тревоге

Даром минуты одной

Не теряя,

Бросился парень

Под крышу смотрели:

Там из окошка

Сквозь огненный дым

Руки

Ребенок

Протягивал к ним.

С площадки трамвая

Автомобилю

Наперерез

И по трубе

Водосточной

Полез.

Как

можно

назвать

поступок

героя?

Почему

герой

остался

неизвестным? Что общего у этих двух героев: неизвестного парня из рассказа

Маршака и красного командира?

Моральная задача: «Представьте себе, что вы гуляете по улице. Вдруг

из окна соседнего дома увидели дым? Как бы вы поступили в этом случае?

Еще один зачитываете отрывок:

Без шапки, босой,

Ок бежал через лес.

Он полз под кустами,

Овраг перелез

Бежал он боясь

оглянуться назад,

И сосны, казалось, Ветвями грозят.

(«На заставе» А. Барто).

Как называется это произведение?

Что

совершил

мальчик?

Как

можно

назвать

его

поступок?

Почему

мальчик так поступил?

Воспитатель:

«Дети,

вспомните,

какое

произведение

оканчивается

такими словами: «Вот теперь видно, что ты мальчик смелый. Ведь нас о

тобой волны могли смыть в море, а ты не испугался».

– Сначала я испугался, – признался мальчик.

Боцман погладил его и ласково сказал: «В этом и состоит храбрость,

чтобы преодолеть страх! («Храбрый Сашко» Д. Ткач)

– Как звали этого мальчика? Как назван рассказ?

– Почему Сашко прозвали храбрым? Какие поговорки о смелости и

храбрости вы знаете?

Вспомните в каких рассказах говориться о смелости и храбрости? (о

смелых, храбрых, мужественных).

– Как можно назвать поступок Юры из рассказа Осеевой «Не берегу

речки»?

– Что сделал Юра? Что можно оказать о поведении Толи? Кто из

мальчиков вам больше нравится? Почему? Как вы относитесь к тем детям,

которые всего боятся?

Вспомните в каких произведениях говорится о трусах? Кого боялся

Петька? Что ему помогло преодолеть страх? (по содержанию стихотворения

С. Маршака «Чего боялся Петя?»)

Из какого произведения эти строчки?

Хочет яблочко она

Только темнота страшна

Может там скребётся мышка

Может волк сидит под

Может там залез под стул

Острозубый крокодил.

Как звали девочку? Что вы можете сказать о поведении Марийки?

Почему

в

поговорках

так

говорится:

«У

страха

глаза

велики»,

«Трусливому зайцу и олененок – волк»?

Есть

ли

в

нашей

группе

дети,

которые

всего

боятся?

Кого

можно

назвать трусливым? Кто в нашей группе смелый и решительный? Расскажите

о них?

Моральные задачи: Во дворе игралась маленькая девочка. Вдруг к ней

подбежал большой пес. Девочка испугалась и расплакалась. Её плач услыхал

Саша, ученик первого класса.

– Что должен был сделать Саша? А как ты поступил бы?

Зачитывает отрывок из рассказа С. Баруздина «Самая смелая».

Тема беседы: «Каждой вещи своё место».

Цель: Уточнить и обобщить знания детей о том, что все свои вещи и

игрушки надо убирать на место. Приучать детей к порядку. Воспитывать

аккуратность, бережливое отношение к вещам, учить самообслуживанию.

ХОД БЕСЕДЫ.

Воспитатель: «Дети, послушайте, я расскажу вам о том, что случилось

в одном детском саду:

Саша и Андрей игрались на ковре с игрушками. Няня накрыла на стол и

пригласила детей в умывальную комнату. Саша и Андрей первыми побежали

мыть руки и сели за стол. Воспитатель Ирина Петровна подошла к ковру и

увидала разбросанные игрушки. Она покачала головой и что-то сказала.

– Как вы думаете, дети, что она сказала? Кто в нашей группе похож на

Сашу и Андрея? Почему? Как нужно обращаться со своими вещами? Как

называют детей, которые всегда и во всем соблюдают порядок, следят за

своими вещами? А что говорят о тех детях, которые никогда не знают, где они

положили свои вещи и игрушки?

Вывешивают

иллюстрацию

с

произведением

К.

Чуковского

«Мойдодыр».

Как называют людей, которые не содержат свои вещи в чистоте и

порядке, не хотят мыться?

Дети, а как вы обращаетесь со своими вещами? Кто у нас не умеет

убирать свои вещи?

Читает рассказ Кашаускаса «О книге которая говорит».

Почему книга плакала и не да зала мальчику спать? Кто из ваших детей

не кладёт книги на место? Как нужно обращаться с книгами? Где у нас

сохраняются книги? А где у вас дома лежат книги?

Моральное правило: «Знаете, дети, все вещи нужно класть на свое

место». Это правило помните и всегда соблюдайте.

Тема беседы: «Честность и правдивость»

Цель: Уточнить знания детей о честности и правдивости.

Учить

оценивать

положительные

и

отрицательные

поступки

литературных героев, товарищей и свои собственные. Воспитывать честность

и правдивость.

ХОД БЕСЕДЫ.

Воспитатель читает рассказ В. Осеевой «Что легче?». Какой мальчик

вам понравился?

Чем он зам понравился?

Как сказал мальчик о правде?

Почему нельзя говорить неправду?

Вспомните, какие ещё рассказы вам читали о честности и правдивости?

Кого мы называем честным и правдивым?

Как мы убеждаемся, что какой-то человек неправдивый?

Вспомните, в каких рассказах мы читаем о детях, которые говорят

неправду. («Врун», «Косточка», «Огурцы» Носова)

Какие

вы

ещё

знаете

поговорки

о

честности

и

правдивости?

Послушайте поговорки:

«Кто честный, тот всегда впереди идёт»,

«С правдой весь свет пройдёшь»,

«Лучше не обещать, чем слова не сдержать».

Воспитатель предлагает детям литературную викторину.

Теперь посмотрите на эти картинки-загадки. Герои каких рассказов на

них изображены? («Корова» Л. Толстого, «Огурцы» Носова, «Почему» В.

Осеевой.)

Что общего у всех этих героев?

Какими нас учат быть литературные произведения? Подумайте, дети, а

вы всегда бываете честными и правдивыми? Вспомните случаи из вашей

жизни. (Рассказы детей)

Обобщающий рассказ воспитателя.

И так, дети, запомните, что людей нельзя обманывать. Нужно всегда

говорить только правду.

В народе говорят: «Правда светлее солнца, чище светлого неба».

Пусть вашим правилом жизни будет поговорка: «Лучше горькая правда,

чем сладкая ложь».

Помните это правило и соблюдайте его.

Тема беседы: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Дать обобщённое представление о поступках, изучить правильно их

оценивать. Воспитывать у детей желание и стремление поступать всегда

хорошо, выполнять нормы и правила поведения.

ХОД БЕСЕДЫ.

Воспитатель читает стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо

и что такое плохо?»

- О чём спросил мальчик папу?

- Что значить поступать хорошо?

- Как ответил ему отец?

- Какие поступки являются плохими?

- К какому выводу пришёл мальчик?

- Как об этом говорится в стихотворении?

«Мальчик радостный пошёл,

И решила кроха:

«Буду делать хорошо

И не буду плохо»

Воспитатель

показывает

иллюстрацию

к

рассказу

В.

Осеевой

«Сыновья»

- Из какого произведения эти герои?

- Кто из мальчиков поступил хорошо, а кто плохо? Почему?

Как дедушка оценил поведение мальчиков?

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА.

-

Как вам не стыдно?

-

«А почему стыдно? Мы ничего не сделали» - удивились мальчики.

-

«Вот что и плохо!» - гневно ответила женщина.

Из кок ого рассказа эти слова?

Почему так ответила женщина мальчикам?

Почему рассказ называется «Плохо»?

Как вы относитесь к животным, птицам?

Воспитатель

предлагает

детям

вспомнить

стихотворение

А.

Барто

«Вовка – добрая душа». Зачитывает отрывки из этого произведения.

-

Какие добрые дела совершил Вовка?

-

А теперь вспомните, какие хорошие дела совершили вы и расскажите

о них. (Рассказы детей.)

-

Сейчас будем играть. Я буду зачитывать отрывки из стихотворений, а

вы будете говорить, хорошо это или плохо.

Ни дома, ни в школе,

Нигде, никому

Не верил упрямый Фома

Ничему.

(«Фома» С. Михалков. )

У хлопчика - невелички

Потерялись рукавички

Дал Андрей ему свои

- Пока возьми мои!

(К. Яковлев)

Сестричка чулочек ему натянула,

А Слава смеётся: «Не гнётся нога»

(«Неумейка» Я. Аким.)

Запомните дети: плохо - быть грязнулей, неопрятным и хорошо - быть

чистым, аккуратным; плохо - обижать младших и хорошо - помогать слабым,

старым, взрослым; плохо - быть невежливым, трусливым и хорошо - быть

смелым.

Старайтесь всегда поступать хорошо.

М. л.

«Плохо» Осеевой, «Если бы люди знали» В. Иванов.

Тема беседы: " Дружба и товарищество."

Цель: Дать детям обобщённое представление о дружбе и товариществе.

Помочь осознать понятие дружбы в простых ситуациях. Воспитывать дружбу

и товарищество.

Вопросы: У кого есть друг? Расскажите, как вы дружите.

Кого мы называем другом, товарищем?

Для чего человеку нужен надёжный товарищ и друг?

Почему в народной поговорке говорится: «Друзья познаются в беде»?

Воспитатель вывешивает иллюстрацию к рассказу В. Осеевой «Три

товарища». Что изображено на картинке?

Из какого произведения эти мальчики?

Кто из них поступил как настоящий друг?

Что можно сказать о поведении Коли и Миши?

Какие вы знаете рассказы о настоящем друге?

Кого

из

мальчиков,

Васю

или

Сергея,

можно

назвать

настоящим

другом? Почему? Как мы можем оценить поведение Васи? А как нужно было

поступить Васе?

С кем из этих мальчиков вы хотели бы дружить? Почему?

Задание на моральную тему:

«На участке дети работают дружно. Все стараются хорошо выполнить

работу. Тарас тоже старается. Но почему-то отстаёт от своих товарищей. Все

дети уже почти закончили копать» Тарасу ещё очень много работы. «Что же

делать? Когда я успею всё сделать?» - подумал мальчик.

Как вы думаете, дети, когда Тарас закончил свою работу? Что должны

были сделать его товарищи? Как вы бы поступили в этом случае? Как

поступают настоящие друзья?

Послушайте ещё один случай.

«На

занятии

по

конструированию

все

дети

принесли

картон

для

вырезания ёлочных игрушек, а Павлик - забыл. Посмотрел на детей - вес

работают, а он сидит без дела».

Что должны были сделать его товарищи?

Как бы вы поступили? Почему товарища нужно всегда выручать?

А какое произведение вы знаете, в котором рассказывается о девочке,

которая не захотела поделится карандашом со своей подругой?

(«Синие листочки» В. Осеевой.)

(Иллюстрация

к

сказке

«Лиса

и

Журавль»)

К

какой

сказке

эта

иллюстрация?

Что можно сказать о дружбе Лисицы и Журавля?

Как должны относится товарищи и друзья друг к другу?

А как относятся дети в нашей группе друг к другу?

Кто у нас всегда делится с товарищем?

О ком из наших детей мы можем сказать: «Он настоящий, надёжный

товарищ»?

Воспитатель

предлагает

вспомнить

поговорки

о

дружбе

и

товариществе.

«Друга ищи, а найдешь – береги», «Дружба дороже денег», «Дружба –

самое дорогое сокровище»

Воспитатель: «А сейчас мы скажем, как нужно относиться к товарищам

и друзьям. Запомните эти правила и соблюдайте их:

помогай товарищу, не жди, пока он попросит тебя о помощи. Делись с

товарищем игрушками, книгами, карандашами, если у него их нет. Останови

товарища, если он поступает плохо».

М.П. к беседе.

«Три товарища» Осеевой

«Два товарища» Л. Толстой

Тема беседы: «Буль чистым и опрятным»

Цель: Уточнить и закрепить навыки личной гигиены, учить выполнять

режим дня, делать зарядку. Воспитывать желание быть чистым и опрятным.

ХОД ЕЕСЕДЫ.

Воспитатель зачитывает письмо от Мойдодыра.

«Дорогие

дети!

Я

и

мои

товарищи

организовали

общество

друзей

чистоты. Членами этого общества, могут быть только те дети, у кого есть

мыло, зубная щётка, зубной порошок (или паста), расчёска и которые умеют

ими пользоваться. Ходят всегда чистыми и опрятными.

Мойдодыр.

-

Кого мы из наших детей запишем в общество друзей чистоты?

(На столе лежат мыло, расчёска, зубная щётка)

-

Для чего нужно мыло?

-

Как им пользоваться?

-

Для чего нужна расчёска?

-

Кто покажет, как ей пользоваться?

-

Что делают зубной щёткой?

-

Когда чистить зубы?

-

Кто покажет, как пользоваться зубной щёткой?

Рассматривают плакаты из серии "Твой режим дня»

Вопросы:

Когда вы встаёте?

Что нужно сначала сделать?

Какими должны быть ваши руки, лицо, одежда?

Что для этого нужно делать?

Все ли наши дети всегда ходят чистыми и опрятными?

Кто не любит мыть мылом руки, чистить зубы?

Зачитывает юморески:

Увидев в зоопарке жирафа, Слава: сказал:

- «Вот хорошо, что я на неё не похож.

-

А почему?

-

Ага, пришлось бы каждый день мыть такую длинную шею? Хочешь

кушать - мойся! Я не буду, мама, мыться.

-

Кто из наших детей никогда не бывает похожим на этих героев?

-

Кто у нас всегда чистый и опрятный?

Дети читают стихи: «Девочка грязнуля» Бейко

Воспитатель читает рассказ В. Карасева «Разговорчивый передничек».

-

Почему передничек был разговорчивым?

-

Откуда Наташа узнала о том, что Люся делала в детском саду?

-

Как называют плохих детей?

-

Дети, поднимите руки, у кого есть носовые платочки?

-

Для чего нужен носовой платок?

-

Как им пользоваться?

Инсценировка по произведению Н. Чуковского «Мойдодыр».

Выходит грязнуля и говорит:

Одеяло убежало

Улетела простыня

И полушка, как лягушка ускакала от меня.

Я за свечку – свечка в печку.

Я за книжку – та бежать

И в припрыжку под кровать!

Я хочу напиться чаю

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Ускакал, как от огня.

Дети, почему от Грязнули убегают вещи?

Появляется умывальник:

- «Ах ты, гадкий, ах ты грязный неумытый поросёнок»

Воспитатель зачитывает правила членов общества друзей чистоты

-

Каждый день вставай в одно и тоже время, проветривай комнату,

делай зарядку.

-

Каждое утро умывайся, чисть зубы, мой уши и шею.

-

Перед сном нужно умываться, хорошо проветривать комнату

-

Всегда мой руки перед едой, после работы и посещения туалета.

-

Коротко стриги ногти на руках и ногах.

-

Пользуйся носовым платком, следи, чтобы нос всегда был чистым.

-

Когда

чихаешь

или

кашляешь,

прикрывай

нос

и

рот

носовым

платочком.

Держи в порядке волосы, они должны быть всегда причёсаны

-

Каждый день нужно чистить свою обувь.

В конце беседы все дети хором произносят:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам....

В конце беседы воспитатель говорит поговорки:

«Аккуратность - залог здоровья»

«Неаккуратность - хуже неумения»

«У аккуратного - всё аккуратное»

«Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным»

Запомните, дети, эти поговорки и старайтесь быть всегда аккуратными.

Тема, беседы: «О вежливости»

Цель: Уточнить представления детей о вежливости, учить пользоваться

вежливыми формами (пожалуйста, извините, добрый день, до свидания).

Воспитывать адекватную оценку и самооценку.

ХОД БЕСЕДЫ.

Сегодня мы поговорим о вежливости как должны вести себя дети со

взрослыми, товарищами, родителями, посторонними людьми.

-

Подумайте, что означает слово «вежливый»?

Послушайте, я прочитаю стихотворение Погореловского «Вежливый».

-

Можно ли назвать мальчика вежливым?

-

Почему?

-

Кого же можно назвать вежливым?

Вспомните,

какие

ещё

читали

произведения

о

вежливости?

(«Волшебное слово» Осеевой).

-

Почему мальчику все отказывали в его просьбе?

-

Кто помог ему стать вежливым?

- Когда нужно употреблять «волшебное слово»?

Вспомните, какие ещё вежливые слове вы знаете?

-

Дети, я вам расскажу об одном случае с мальчиком Витей и его

сестричкой Олей, а вы подумайте, как можно оценить поведение мальчика

Придя из школы, Витя сел читать книжку.

К нему подошла сестричка Оля.

-

Витя, достань, пожалуйста, из шкафа мою книжку.

-

Не мешай! - крикну на неё Витя - Ты что не видишь, что мне

некогда?

-

Извини, Витя, я больше не буду мешать, -сказала Оля и пошла в

комнату к своим игрушкам.

Как вёл себя Витя? Как он должен был поступить?

Послушайте, как отнеслась Галя к своей маме?

Сегодня мама поздно вернулась с работы, т.к. задержалась на собрании.

Она зашла в комнату и заметила чёрные следы. Галя сидела в кресле отца и

читала книгу. Около кресла стояли её грязные туфли, а на столе лежали

книги, хлеб, печенье.

-

Галя, почему ты не вытерла ноги? Почему не убрала со стола? -

спросила мама.

-

Мне некогда. Не мешай мне. Я читаю интересную книгу.

-

Галя, убери здесь, а я приготовлю чай.

-

А что, ты завтра работаешь? Завтра же выходной?

Как можно оценить поведение Гали?

Что должна была сделать Галя?

Кто в нашей группе самый выносливый?

Сейчас

проверим.

Выйди,

Галинка,

в

коридор,

а

потом

зайди,

и,

соблюдая

правила

вежливости,

попроси

книгу.

(Галя

выполняет

задание.

Дети анализируют её поведение).

Послушайте несколько заданий и выполните их:

1) Воспитатель дает задание Юре.

-

Пойди, пожалуйста к Педагогу и принеси куклу.

-

Покажи, как это нужно сделать.

2) Олегу нужно срочно обратиться к воспитательнице,» она в это время

разговаривает с отцом Лены. Что нужно сделать?

3) Игорь столкнулся в дверях с Тёмой. Что он должен сделать?

-Теперь мы поиграем с вами в игру «Дошкольники - вежливые ребята»

Я буду говорить текст, а вы хором вставляйте вежливые олова:

Мама послала Маринку к тёте Лиде за книгой. Маринка позвонила в

дверь, зашла в комнату и сказала... (Добрый день) Тётя Лида в это время

отдыхала, девочке стало неудобно, и она сказала... (Извините пожалуйста).

Тётя Лида дала девочке книгу, та сказала... (Спасибо, до свидания) и пошла

домой.

- Давайте дети, выполним правила вежливости и будем их соблюдать.

(Дети вместе с воспитателем вспоминают правила вежливости).

- Вежливый человек не причиняет другим обид и неприятностей.

- Вежливый человек не даёт прозвищ своим товарищам, не отвечает на

грубость грубостью, помогает другим, не дерется, не ссорится по пустякам.

Нужно быть вежливым в словах, жестах, поступках.

М. Л. к беседе: Осеева «Волшебное слово».

Тема беседы: «Береги свои и общественные вещи»

Цель: Уточнить и закрепить представления детей о том, что каждая

вещь - это результат коллективного труда. Воспитывать бережное отношение

к своим и чужим вещам, общественному имуществу.

ХОД БЕСЕДЫ.

Воспитатель:

В

нашей

стране

ежедневно

отроятся

новые

заводы,

фабрики, детские сады, школы, жилые дома, стадионы. Всё это делается для

того,

чтобы

людям

жилось

лучше.

Все

богатства,

которыми

располагает

страна,

созданы

руками

трудящихся»

Сегодня

мы

поговорим

о

том,

как

нужно обращаться с вещами.

-

Внимательно осмотрите комнату и скажите, что вы видите вокруг.

Дети называют стол, шкафы, стулья, игрушки, кровати и т. д.

-

Для чего нужны столы? Стулья? Игрушки?

-

Дети, а кто заботится о том, чтобы в детском саду всегда было вес

необходимое детям?

Обобщая

ответы

детей,

воспитатель

подчёркивает,

постоянно

заботиться о юном поколении, о детях.

- А теперь девайте подумаем, как же нужно относится к домашнему

имуществу. (Не портить, не ломать, не пачкать и т. д.)

Этими

вещами

пользуются

множество

детей.

Сейчас

вы

в

подготовительной группе, а з следующем году в эту комнату придут другие

дети, которые тоже хотят сидеть за красивыми столами, играться игрушками

рассматривать книги. Знаете ли вы, откуда появились стол, стул, доска и

другие предметы. Известный писатель С. Я. Маршак рассказывает об этом в

стихотворении «Откуда стол пришел?».

Воспитатель читает стихотворение и задаёт вопросы:

-

Дети,

кто

же

сделал

стол

и

стулья?

Люди

каких

профессий

принимали участие в их изготовлении?

Дети напевают (маляры, лесорубы, маляры)

Воспитатель

уточняет

ответы,

сопровождая

рассказ

показыванием

иллюстраций.

Зачитывает отрывки из стихотворения.

-

Что нужно делать, чтобы как можно дольше сохранить чистыми и

красивыми столы, стулья, шкафчики?

Заключительная беседа воспитания.

На столе выставляются целые и поломанные игрушки. Воспитатель

обращает внимание на поломанные игрушки:

-

Дети, посмотрите, на эти игрушки, что можно сказать? Как оценить

поведение детей, которые пользовались ими? Почему нужно беречь игрушки?

На столе лежат книги? Воспитатель загадывает загадку Г. Бойко о книге.

Очень я нужна веем

И взрослым, и детям

Всех я разуму учу,

А сама всегда молчу.

Какие книги есть, у нас в группе? Как нужно обращаться с ними?

Рассматривает

вместе

с

детьми

порванные

книги

и

чистые,

новые.

Анализируют отношение детей к книгам.

Читает рассказ «Любить книгу».

Вопросы: Как относится Вася к книге?

Что приснилось ему?

Какой лозунг сказал Вася?

- Запомните, дети, и вы его: «Берегите книгу - это твой друг»

По просьбе воспитателя кто-нибудь из детей читает стихотворение М.

Пригары «Про книжку» и С. Маршака. «Книга о книге»

Воспитатель предлагает запомнить правила обращения с книгой:

-

Береги

книгу

свою,

библиотечную

или

ту,

что

взял

почитать

у

товарища!

-

«Мой руки перед чтением»

-

«Не пиши на страницах книги, не заламывай уголков»

-

«Не слюнявь пальцы, когда переворачиваешь страницы»

-

«Оберни книгу в бумагу»

-

«Сохраняй книгу в шкафу или на книжных полках»

-

«Разорванную книгу – подклей»

В конце беседы воспитатель подводит итог, выводит моральное правило

о необходимости беречь свои и общественные вещи.

Примерная тематика уроков доброты

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Что значит быть

добрым?

Как ты

чувствуешь

любовь близких?

Как ты

проявляешь

любовь к

животным?

Любить – это

значит?

Октябрь

Когда я был

добрым по

отношению к

природе?

Нужны ли в жизни

правило?

«Украшение

Земли». Что ты

чувствуешь когда

ступаешь на

землю?

Что ты

чувствуешь, когда

обнимаешь

дерево?

Ноябрь

Кто может

считаться

заботливым?

Кто такой

отзывчивый?

Как заботиться о

комнатных

растениях?

Что рассказала

тебе природа?

Декабрь

Что такое

бережливость?

Когда можно

сказать, что р-к

бережно

относится к

природе?

Что такое красота?

Красота человека

Что рассказала

тебе «Жалобная

книга природы?»

Январь

Что такое красота?

Чем красива

природа?

Что ты

чувствуешь, когда

смотришь в небо?

Что ты

чувствуешь, когда

обнимаешь

дерево?

Что рассказала

тебе природа? Чем

красив мир?

Февраль

«Гармония».

Гармоничное

развитие ребенка.

Гармония красок

Гармония звуков

Гармония «Чем

красив цветок?»

Март

О маме. Хорошо

иметь маму? Что

значит быть

ответственным?

Нужны ли в жизни

правила?

Как ты

чувствуешь

любовь своих

родных и

близких?

Как ты

проявляешь

любовь к родным

и близким?

Апрель

Что такое страх?

Как ведут себя

животные не

испытывающие

страха?

Когда они

(животные)

боятся?

Что нужно делать,

чтобы не пугать

животных?

Май

Как ты

проявляешь

любовь к

животному?

Любить – что это

значит? (Украшать

землю добром,

добрыми

поступками?)

Чем удивительна

лягушка?

Что рассказала

тебе природа?



В раздел образования