Автор: Поддубная Марина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Федоровская СОШ №5"
Населённый пункт: пгт Федоровский, Сургутский район, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Тропинка к своему Я"
Раздел: начальное образование
Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования (приказ №____от __________г.)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания методического
объединения учителей от _______ 201__ г.
№______________________
Руководитель МО
__________/_________________ /
Протокол заседания методического совета
от_________________201____г.
№____________________
Заместитель директора
__________/_________________ /
Приказом от ______________ 201__ г.
№ ________________________
Директор школы
__________/_____________________ /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По курсу «Тропинка к своему Я»
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень обучения: начальный общий
Количество часов: 33
Уровень: базовый
Разработчики: Поддубная Марина Викторовна, педагог-психолог
ФИО, должность
Программа разработана на основе программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4)».
4-е изд. - М.: Генезис, 2011. – 344 с.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
на 2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая
рабочая
программа
разработана
в
соответствии
с
основными
положениями
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 №373, с
изменениями и дополнениями), со статьей 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» закона
Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями),
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования" (с изменениями и дополнениями); с СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями); планируемыми результатами начального
общего образования, основной образовательной программы школы; Положением «О рабочей программе» школы, учебно-воспитательным
планом МБОУ «Федоровская СОШ № 5», образовательными потребностями и запросами обучающихся и родителей, на основе программы
О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4)». - М.: Генезис, 2011.
Рабочая программа представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические
игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий
природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во
взаимодействие
с
окружающим
миром.
Учащиеся
разного
возраста
пытаются
как-то
разобраться
в
самих
себе.
Но
их
интерес
к
самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о
психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность
этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.
Курс «Тропинка к своему Я» поможет
ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания,
представления о своем дальнейшем жизненном пути.
Приобщение к знаниям о человеке имеет важное значение на начальных этапах
школьного
образования,
когда
основные
свойства
познавательной
деятельности
и
качества
личности
находятся
в
периоде
своего
осмысленного становления.
Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной
задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Цели программы: формирование позитивного отношения к себе и школе, профилактика школьной дезадаптации.
Задачи:
1.Формировать позитивное отношение к своему «Я».
2.Повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность.
3.Способствовать развитию способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
4. Развивать навыки саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
5.Способствовать развитие познавательной мотивации.
6. Способствовать снижению тревожности и страхов детей.
7.Знакомить с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.
8.Способствовать развитию у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со
сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
9.Способствовать
развитию
адекватной
оценочной
деятельности,
направленной
на
анализ
собственного
поведения
и
поступков
окружающих людей.
10.Способствовать развитию навыков социального поведения.
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Тропинка к своему Я»
Одним из результатов освоение курса «Тропинка к своему Я» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися
системы ценностей.
1.Ценность добра – осознание себя как части мира.
2.Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
3.Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих
элементов культуры.
4.Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания
закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
5.Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного
отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
6.Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности,
самостоятельности, ценностного отношения к труду.
7.Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
8.Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса
которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Программа строится с учетом следующих методологических принципов:
1.Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития младшего школьника;
2.Конкретность и образность в обучении;
3.Закрепление всего изучаемого материала на практических заданиях;
4.Систематичность в повторении психологических понятий и закономерностей;
5.Ориентированность преподавания на практические цели познания других людей, самопознание и саморазвитие;
6.Межпредметные связи при изучении психологии в начальной школе;
7.Широкое использование игровых форм и методов.
Организационно-содержательное построение занятия
Занятия строятся по определенной схеме, имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, в зависимости от
этапа работы, его целей и задач, от индивидуальных особенностей учащихся. Опираясь на данную схему
можно составить любое
коррекционно-развивающее занятие.
1 часть. Подготовительная - 10 минут.
Цель:
снять
психоэмоциональное
напряжение,
настроить
детей
на
активную
работу,
привлечь
внимание
и
интерес
к
совместной
деятельности, установить эмоциональный контакт между участниками.
- ритуал начала занятия;
- игры и упражнения на расслабление/ активацию: дыхательная гимнастика, снятие мышечного напряжения, привлечение внимания.
2 часть. Основная - 20 минут.
Цель: в зависимости от этапа реализации программы и календарно-тематического планирования.
- речедвигательная активность учащихся;
- продуктивная деятельность.
3 часть. Завершающая - 10 минут.
Цель: обобщение полученных знаний и навыков, закрепление положительного эффекта.
- обратная связь;
- ритуал окончания занятия.
Примечание: начало занятия придумывается педагогом-психологом и должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли
настроиться на совместную работу; ритуал можно менять, но не слишком часто, учитывая пожелания детей. Переход от одной части занятия
к другой должен быть быстрым и органичным, чтобы внимание учащихся не рассеивалось и не уходило из-под контроля педагога-психолога.
В программе использованы элементы:
- сказкотерапии,
- игровой терапии,
- психогимнастики,
- телесно-ориентированной терапии.
Планируемый результат: адаптированность к социуму, то есть к условиям школьного обучения, сформированность соответствующих
возрасту новообразований, улучшение качества основных видов деятельности – учёбы, общения и пр.
Место предмета в учебном плане на уровень обучения
Программа данного курса представляет систему развивающих занятий для обучающихся первых классов. Курс включает 33 занятия в
год по 1 занятию в неделю
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В
сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная
мотивация
учебной
деятельности,
включая
учебные
и
познавательные
мотивы,
ориентация
на
моральные
нормы
и
их
выполнение,
способность к моральной децентрации.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты,
овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.
В
сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника
(партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать
информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются
тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости
учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего
ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в
общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения
сущностной связи;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться
на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир
для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание курса
1 класс
Основная задача – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учиться выполнять.
Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности
получать удовлетворение от процесса познания.
Ребенок убежден в том, что
у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно
переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологиче6ских занятиях значительное место отводиться
заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость.
В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания. Первоклассники еще не могут контролировать свои действия.
Поэтому главной задачей занятий становиться содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных
состояний.
Предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и
доступных детям формах, прежде всего в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность
осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются
на реальные
школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать
проблемы героя с собственными. В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.
Для первоклассников самой значимой фигурой становиться учитель. Его похвала или порицание часто более важны, чем тот же отзыв,
полученный от родителей. Детям кажется, что они занимают центральное место в жизни педагога, что все его беды и радости связаны только
со школой и с ними. Поэтому полезно включать в занятия задания, которые дают возможность понять, что радовать и огорчать учителя
могут не только их успехи или дисциплина на уроке, но и чтение книг, к примеру, или общение с собственными детьми. Это поможет
учащимся справиться с возможным страхом перед учителем. Другая важная задача в работе с первоклассниками – установление атмосферы
дружелюбия.
№
Название
Цель
Задачи
1
Тема I.
Я – школьник.
Развитие
межличностных
взаимоотношений учащихся
первых классов.
1.
Содействовать осознанию позиции школьника.
2.
Способствовать формированию дружеских отношений в классе.
3.
Развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.
2
Тема II.
Мои чувства.
Развитие
и
формирование
э м о ц и о н а л ь н о й
и
л и ч н о с т н о й
с ф е р ы
первоклассников
1.
Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева.
2.
Обучать распознанию и описанию своих чувств и чувств других людей.
3.
Помочь детям осознать относительность оценки чувств.
4.
Способствовать снижению уровня страхов.