Напоминание

Экологическое воспитание детей раннего возраста (2 – 3 лет)


Автор: Серова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 48
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание детей раннего возраста (2 – 3 лет)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое воспитание детей раннего возраста (2 – 3 лет)

Серова Анна Владимировна,

воспитатель МБДОУ № 48

Мурманская область город Апатиты

С ранних лет дети проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес

проявляется к природе. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познания

окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании

осознанного поведения в природной среде.

Цель экологического воспитания:

Формировать знания о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;

Развивать эстетические чувства: любовь, уважение, бережное отношение к миру

природы;

Побуждать в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять

природные богатства.

Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста начинается со

знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый

день.

Очень

важно

заинтересовать

ребенка,

чтобы

у

него

появилось

желание

участвовать

в

исследованиях

выполнять

различные

задания.

Например,

ухаживая

за

комнатными

растениями

можно

предложить

детям

различные

виды

деятельности

порыхлить

землю,

протереть листочки от пыли, полить растения. Каждый ребенок с большим удовольствием

выберет себе занятие по душе и с увлечением его выполнит. В процессе работы необходимо

говорить о том, что благодаря нашему уходу за растениями они растут такими яркими и

красивыми, но если перестать за ними ухаживать они быстро погибнут. В младшем возрасте

дети

очень

эмоциональны

и

восприимчивы,

они

начинают

сочувствовать

растению

и

сообщать о замеченных неполадках или наоборот радуются распустившимся цветкам.

Наблюдения проводятся и на территории детского сада. Дети

знакомятся с конкретными

видами деревьев, кустарников, растениями сада, огорода, узнают их названия, характерные

признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и

назначение всех органов. Узнают, что все растения – живые существа, что для жизни, роста,

созревания семян они должны сохранять свою целостность, что им нужны определенные

условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. При наблюдениях, детям необходимо

предоставлять

свободу

выбора,

не

ограничивая

выполнением

конкретных

заданий.

В

процессе наблюдений за конкретным деревом некоторые ребята переключали внимание на

другие деревья или кустарники и самостоятельно рассказывали об увиденном. К любым

наблюдениям ребят необходимо относиться серьезно, хвалить их как можно чаще за то что

увидели какое - либо изменение в природе.

В процессе исследований необходимо задействовать все органы чувств: и зрение, и обоняние,

и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к

природе. В процессе изучения дерева, на которое ребенок раньше не обращал внимания, он

открывает много неожиданного, нового. Оказывается, дерево может быть разным в разную

погоду, в разное время года на нем обитает множество жильцов (насекомых, птиц).

При

знакомстве

детей

с

зимующими

и

перелетными

птицами

узнали

их

названия,

характерные особенности внешнего облика, поведения. Выясняли, чем питаются. Узнали, что

зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в

светлое время птицы не успевают прокормиться). Разные птицы по-разному приспособились

к жизни в зимнее время: одни, которые кормятся насекомыми, улетают в теплые края, где нет

снега и морозов, это перелетные птицы; другие на юг не улетают, кормятся семенами

растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью, это зимующие птицы.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми

существами может быть полноценно осуществлено при взаимодействии детского сада и

семьи. Детский сад ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включая в

нее работу с семьей. Для родителей оформляются различные стенды с информацией о

воспитании экологической культуры детей, проводятся родительские собрания. Родители

приняли активное участие в акции «Как мы птицам зимой помогаем», вместе с детьми они

строили кормушки, кормили птиц, наблюдали за тем, какие птицы прилетали к кормушкам,

делали фотографии. Ребята с удовольствием делились своими впечатлениями о проделанной

работе с родителями. В детском саду так же с ребятами повесили кормушку, подкармливаем

птиц крошками хлеба, семенами различных растений, проводим ежедневные наблюдения.

Успех

экологического

воспитания

детей

2-3

лет

обеспечивается

пониманием

психофизиологических

особенностей.

Экологическое

воспитание

осуществляется

с

помощью

различных

методов

и

форм

работы. Воспитатель осуществляет экологическое

воспитание

детей

младшего

возраста

при

помощи

дидактических

игр

с

игрушками

изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые

обучающие ситуации. Благодаря игре ребенок усваивает новую информацию о природном

мире,

развивается

память

и

восприятие,

рассуждает

о

жизни

животных

и

растений,

развивается мышление и речь.

Экологическое воспитание детей является важным звеном в дошкольном воспитании, именно

в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме,

накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического

мышления, сознания и культуры.

Список литературы:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.

Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.

2. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических

представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика -

Синтез, 2008.

3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.:

Мозаика – Синтез, 2002.

4.Николаева, С. Н. «Как приобщить ребенка к природе». – М., 1993.



В раздел образования