Автор: Серова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 48
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание детей раннего возраста (2 – 3 лет)
Раздел: дошкольное образование
Экологическое воспитание детей раннего возраста (2 – 3 лет)
Серова Анна Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 48
Мурманская область город Апатиты
С ранних лет дети проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес
проявляется к природе. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познания
окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании
осознанного поведения в природной среде.
Цель экологического воспитания:
Формировать знания о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
Развивать эстетические чувства: любовь, уважение, бережное отношение к миру
природы;
Побуждать в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять
природные богатства.
Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста начинается со
знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый
день.
Очень
важно
заинтересовать
ребенка,
чтобы
у
него
появилось
желание
участвовать
в
исследованиях
выполнять
различные
задания.
Например,
ухаживая
за
комнатными
растениями
можно
предложить
детям
различные
виды
деятельности
порыхлить
землю,
протереть листочки от пыли, полить растения. Каждый ребенок с большим удовольствием
выберет себе занятие по душе и с увлечением его выполнит. В процессе работы необходимо
говорить о том, что благодаря нашему уходу за растениями они растут такими яркими и
красивыми, но если перестать за ними ухаживать они быстро погибнут. В младшем возрасте
дети
очень
эмоциональны
и
восприимчивы,
они
начинают
сочувствовать
растению
и
сообщать о замеченных неполадках или наоборот радуются распустившимся цветкам.
Наблюдения проводятся и на территории детского сада. Дети
знакомятся с конкретными
видами деревьев, кустарников, растениями сада, огорода, узнают их названия, характерные
признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и
назначение всех органов. Узнают, что все растения – живые существа, что для жизни, роста,
созревания семян они должны сохранять свою целостность, что им нужны определенные
условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. При наблюдениях, детям необходимо
предоставлять
свободу
выбора,
не
ограничивая
выполнением
конкретных
заданий.
В
процессе наблюдений за конкретным деревом некоторые ребята переключали внимание на
другие деревья или кустарники и самостоятельно рассказывали об увиденном. К любым
наблюдениям ребят необходимо относиться серьезно, хвалить их как можно чаще за то что
увидели какое - либо изменение в природе.
В процессе исследований необходимо задействовать все органы чувств: и зрение, и обоняние,
и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к
природе. В процессе изучения дерева, на которое ребенок раньше не обращал внимания, он
открывает много неожиданного, нового. Оказывается, дерево может быть разным в разную
погоду, в разное время года на нем обитает множество жильцов (насекомых, птиц).
При
знакомстве
детей
с
зимующими
и
перелетными
птицами
узнали
их
названия,
характерные особенности внешнего облика, поведения. Выясняли, чем питаются. Узнали, что
зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в
светлое время птицы не успевают прокормиться). Разные птицы по-разному приспособились
к жизни в зимнее время: одни, которые кормятся насекомыми, улетают в теплые края, где нет
снега и морозов, это перелетные птицы; другие на юг не улетают, кормятся семенами
растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью, это зимующие птицы.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми
существами может быть полноценно осуществлено при взаимодействии детского сада и
семьи. Детский сад ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включая в
нее работу с семьей. Для родителей оформляются различные стенды с информацией о
воспитании экологической культуры детей, проводятся родительские собрания. Родители
приняли активное участие в акции «Как мы птицам зимой помогаем», вместе с детьми они
строили кормушки, кормили птиц, наблюдали за тем, какие птицы прилетали к кормушкам,
делали фотографии. Ребята с удовольствием делились своими впечатлениями о проделанной
работе с родителями. В детском саду так же с ребятами повесили кормушку, подкармливаем
птиц крошками хлеба, семенами различных растений, проводим ежедневные наблюдения.
Успех
экологического
воспитания
детей
2-3
лет
обеспечивается
пониманием
психофизиологических
особенностей.
Экологическое
воспитание
осуществляется
с
помощью
различных
методов
и
форм
работы. Воспитатель осуществляет экологическое
воспитание
детей
младшего
возраста
при
помощи
дидактических
игр
с
игрушками
изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые
обучающие ситуации. Благодаря игре ребенок усваивает новую информацию о природном
мире,
развивается
память
и
восприятие,
рассуждает
о
жизни
животных
и
растений,
развивается мышление и речь.
Экологическое воспитание детей является важным звеном в дошкольном воспитании, именно
в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме,
накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического
мышления, сознания и культуры.
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.
Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
2. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических
представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика -
Синтез, 2008.
3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.:
Мозаика – Синтез, 2002.
4.Николаева, С. Н. «Как приобщить ребенка к природе». – М., 1993.