Автор: Сопова Оксана Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №14
Населённый пункт: город Белово, пгт Новый - Городок, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Индивидуальное логопедическое занятие с элементами театрализации для детей с нарушением речи и зрения
Раздел: дошкольное образование
Конспект
индивидуального занятия по звукопроизношению
с элементами театрализации
для детей с нарушением речи и зрения
Тема: Автоматизация звука Л в слогах и в словах
Цель: правильно и четко произносить звук Л в слогах и словах.
Задачи:
обучающие:
Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности
артикуляции звука Л;
Формировать навыки образования прилагательных от
существительных.
коррекционные:
Автоматизировать звук Л в слогах и словах.
Укреплять глазные мышцы и снять напряжение глаз.
развивающие:
Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль;
Развивать внимание, память, мышление.
воспитательные:
Воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь
логопеда.
Методические приемы:
игровая мотивация;
подражательно-исполнительские и речевые упражнения;
игры;
поощрения.
Материалы и оборудование:
Фигурки
настольного
театра
«Колобок»,
карточки
для
игры
«Четвертый – лишний», предметные картинки: бокал, мяч, мел, шар,
пенал, вилка, чашка, карандаш, карточки для игры
«Четвертый –
лишний», картинки для игры «Какой? Какая? Какое?»
Предварительная работа:
Формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для
правильного произнесения звука Л.
Отработка упражнений мелкой моторики.
Отработка опорных звуков.
Постановка звука Л.
Последующая работа:
Автоматизация звука Л в чистоговорках, во фразах, в связной речи.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: - Сегодня к нам на занятие пришла сказка, а вот какая, поймешь,
когда отгадаешь загадку:
Он по коробу скребен,
По сусеку он метен,
У него румяный бок,
Он веселый… (Колобок)
II. Основная часть.
Логопед: - Итак, 1, 2, 3, 4, 5 – будем сказку мы играть.
В одной избушке на краю деревушки жили – были дед да бабка. Попросил
дед бабку испечь колобка. Бабуля и постаралась. Поможем ей?
1. Пальчиковая гимнастика с совместным проговариванием «Колобок»
Лепим, лепим колобка,
(имитация лепки)
Тесто месим мы слегка.
(сжимаем и разжимаем пальцы)
А потом его катаем,
(катаем)
На окошко сажаем.
(раскрывают ладони)
Он с окошка прыг, да прыг,
(хлопают в ладони)
Укатился озорник!
(вращение кистями)
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: - Лежит колобок на окошке, остывает. Давай подуем на него,
чтобы быстрее остыл (ребенок дует на кусочек ваты).
Проснулся колобок – улыбнулся.
Упр. «Улыбка»
Открыл рот – позевал.
Упр. «Окошко»
Посмотрел вправо – влево,
Упр. «Часики»
Вверх – вниз.
Упр. «Качели»
Как красиво вокруг.
Упр. «Улыбка»
И покатился по дорожке.
Упр. «Лошадка»
3. Сообщение цели занятия.
- Сегодня мы вместе с Колобком будем повторять в слогах и словах звук Л.
Вспомни, с помощью чего произносится этот звук.
Давай дадим характеристику звуку Л – согласный, звонкий, твердый.
4. Проговаривание слогов.
- Покатился колобок по дорожке и запел песенку: ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЫ, ЛО
– ЛЫ – ЛУ – ЛА, ЛУ – ЛО – ЛЫ – ЛА, АЛ – ОЛ – ЫЛ – УЛ, ОЛ –ЫЛ – УЛ –
АЛ.
5. Игра «Подбери картинки со звуком Л».
Подбор картинок на
заданный звук. (игра у доски)
- Вдруг навстречу ему скачет Зайка и говорит: - Колобок, Колобок, я тебя
съем!
- Не ешь меня, Зайка, я тебе песенку спою.
- Не нужна мне твоя песенка. Мне Лиса – учительница задание задала, а я
не могу его выполнить. Поможешь мне, я тебя отпущу. Выбери картинки
со звуком Л.
Поблагодарил Зайка Колобка. Покатился колобок дальше. А по дороге
упражнения выполняет.
6. Физминутка для глаз
«Колобок»
Колобок, колобок, тёплый и
румяный.
Моргание глазами
Прыг да скок, прыг да скок,
припустился наш дружок,
Линии вверх - вниз
То направо повернул,
то налево он свернул,
Линии вправо - влево
То с листочком закрутился,
Круговые вращения глазами вправо
то с бельчонком подружился.
Круговые вращения глазами влево
Покатился по дорожке,
Потереть ладошки
и попал ко мне в ладошки.
Прикрыть ладошками глаза
7. Проговаривание слов. Игра «Четвертый – лишний» (игра за столом)
- Вдруг навстречу ему идет Волчонок и говорит: - Колобок, Колобок, я
тебя съем!
- Не ешь меня, Волчонок, я тебе песенку спою.
- Не нужна мне твоя песенка. Мне Лиса – учительница задание задала, а я
никак не могу с ним справиться. Поможешь мне, я тебя отпущу. Найди в
каждой карточке лишний предмет и объясни почему ты так думаешь.
Поблагодарил Волчонок Колобка. Покатился колобок дальше.
8. Игра «Какой, какая, какое». Образование прилагательных от
существительных. (Игра на полу)
- Вдруг навстречу ему идет Медвежонок и говорит: - Колобок, Колобок, я
тебя съем!
- Не ешь меня, Медвежонок, я тебе песенку спою.
- Не нужна мне твоя песенка. Мне Лиса – учительница задание задала, а я
никак не могу с ним справиться. Поможешь мне, я тебя отпущу. Помоги
ответить на вопрос одним словом? ( Шляпа из соломы – какая?
(соломенная).
Поблагодарил Медвежонок Колобка. Покатился колобок дальше.
9.Проговаривание чистоговорок. (Игра за столом)
- Вдруг навстречу ему идет Лиса и говорит: - Колобок, Колобок, я тебя
съем!
- Не ешь меня, Лиса, я тебе песенку спою. Не нужна мне твоя песенка,
лучше чистоговорки расскажи.
Ла-ла-ла - лопата и пила.
Ла-ла-ла - лавка и юла.
Ло-ло-ло - ложка и стекло.
Ло-ло-ло - лошадь и седло.
Лы-лы-лы - вилы и голы.
Лы-лы-лы - чистые полы.
Лу-лу-лу- мы сидели на полу
Лу-лу-лу- я ищу пилу
III. Итог занятия и оценка деятельности ребенка.
Логопед: Наше занятие закончено. Какой звук мы сегодня учились
правильно произносить? Ты сегодня хорошо занимался. Давай
попрощаемся с Колобком. Как думаешь, почему Колобок сегодня остался
цел? Правильно, потому что он помогал зверятам.