Напоминание

Предметные тренинги и игровые формы обучения


Автор: Рыбчинская Елена Виталиевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Лицей"Солярис""
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Методический практикум
Тема: Предметные тренинги и игровые формы обучения
Раздел: среднее образование





Назад




«Методический

практикум.

Предметные

тренинги

и

игровые

формы

обучения».

Рыбчинская

Е.В.,

учитель

истории

и

обществознания

МАОУ

«Лицей

«Солярис»» г. Саратова

Аннотация.

В

статье

ставится

задача

рассмотреть

эффективность

применения

игровых форм для формирования исторического мышления,

предметные тренинги для формирования правовой культуры.

Ключевые

слова:

активизация

мыслительной

деятельности,

игровые

технологии, педагогическая игра.

Текст статьи.

Методический практикум – система практических работ по

совершенствованию методического мастерства. Отличительной чертой

методического практикума является его четко осознанная методическая

направленность.

Организационные формы методического практикума: методический

диалог, деловая игра, педагогический ринг, тренинг и т. п.

Структура методического практикума:

введение участников в методическую проблему, обоснование

актуальности данной проблемы;

практическая работа;

защита выполненной работы;

выработка методических рекомендаций.

Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания

с целью повышения качества образования

Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная

мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит

возбуждение познавательного интереса отчасти потому, что человеку по

своей природе нравится играть. Другой причиной является то, что

мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

В игре активизируются психические процессы участников игровой

деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую

сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

В игре возможно вовлечение каждого ученика в активную работу, это

форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В

процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнять

такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной

учебной ситуации.

Игра создаёт особые условия, при которых может развиваться

творчество. Суть этих условий заключается в общении "на равных", где

исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т.е. в игре

происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра

является классическим способом обучения действием. В игре органично

заложена познавательная задача. В игре ребёнок может осуществлять

самостоятельный поиск знаний.

В игре также происходит воспитательная работа, что неоднократно

рассматривалось в трудах многих ведущих педагогов. В игре же "именно

овладение знаниями становится новым уникальным условием

сплачиванием сверстников, условием приобретения интереса и уважения

друг к другу, а по ходу - и "обретения себя" (В.М.Букатов)

В заключение, хотелось бы привести слова Анатолия Гина:

"Идеальное управление - когда управления нет, а его функции

выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому

что хочет этого сам".

"Идеальная дидактика - это её отсутствие. Ученик сам стремится к

знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет - он

будет читать при свечах".

На мой взгляд, тема очень актуальна сегодня. Посмотрим на

учащихся сегодня:

– низкая мотивация учения;

– нет активности обучения;

– нет потребности, усваивать знания и умения;

– невысокий процент качества полученных знаний;

– атрибуты современной действительности – легкие деньги без

умственного и физического труда;

– потерянные нравственные ценности общества;

– в подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в

создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости,

бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных

групповых игр;

– новые современные технологии, которые не всегда влияют

положительно на подростка.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является

нацеленность на самоутверждение перед обществом,

юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на

коммуникативную деятельность. Игра наряду с трудом и учением –

один из основных видов деятельности человека. Значение игры

невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями.

В этом и состоит феномен, что являлось развлечением, отдыхом, она

способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель

типа человеческих отношений. Игру как метод обучения

использовали с древности. Игра – специальный вид деятельности,

свойственный человеку на всех этапах его жизненного пути.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает

существенным признаком – четко поставленной целью обучения и

соответствующим ей педагогическим результатом, который

характеризуется учебно-познавательной направленностью. В

процессе игрового обучения происходит живое отображение черт

исторической реальности, по – особому строится взаимодействие

участников образовательного процесса. Обучение истории

становится для учащихся эмоционально более привлекательным,

обращение к историческому материалу становится не обязанностью,

а перерастает в увлечение. В процессе игры между преподавателем

и учащимся строятся налаживание культурно-смысловых связей,

позволяющих обрести личностный смысл при изучении истории,

осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру

истории[1,с.35].

Учитывая особенности предмета истории можно выделить несколько

уровней исторического мышления:

1. Игры направленные на элементарные исторические знания,

лежащие в основе структуры истории как учебного предмета.

Например: игры – тесты, составление опорных конспектов, игры по

типу Что? Где? Когда?, Поле чудес с историческим уклоном.

2. Игры направленные только на хронологию. Так называемые

исторические задачи в рамках урока – игры.

3. Игры направленные на знания об основных сферах жизни

общества, знания исторической личности. Например: игры –

реконструкции, игровое моделирование , проблемная игра, игра –

дискуссия, игра – имитация.

4. Игры направленные на знания о внутреннем, духовном мире

исторического человека, конкретных исторических событий.

Например: психодрама, ролевая игра, социодрама.

Остановимся на дидактической игре. Дидактическая игра может

быть проведена как повторительно-обобщающий итоговый урок,

неделя истории ОУ, олимпиады, внеклассные мероприятия. Игру

можно разбить на несколько этапов:

1. Игровой замысел – выражен в названии игры (заложен в

дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе),

придает игре познавательный характер, предъявляет участникам

игры требования в отношении знаний.

2. правила – порядок действия и поведение учащегося в процессе

игры. Правила игры воспитывают умения управлять своим

поведением. Правила разрабатываются с учетом цели урока и

индивидуальных особенностей учащихся

.

3. Игровые действия – регламентируются правилами игры, дают

возможность учащимся проявлять свои способности, применить

имеющиеся знания и умения, навыки для достижения целей игры.

Преподаватель направляет игру в нужное русло, следит за

правилами игры. Также в игру вводятся дополнительные люди:

жюри, зрители.

4. Познавательное содержание – заключается в условии тех ЗУН,

которые применяются при решении учебной программы,

поставленной игрой.

5. Оборудование – средства наглядности, атрибуты игры,

современные технологии, раздаточный, контролирующий,

обучающий материал.

6. Результат – финал игры, выступает в форме решения

поставленной задачи. Итогом является для учащегося – моральное и

умственное удовлетворение; для преподавателя – результат игры

является показателем уровня достижений учащихся, или в усвоении

знаний и их применений.

В конце урока – игры, нужно получить обратную связь, поэтому

можно составить карту самоконтроля учащегося.

Например:

1.

Момент урока, вызвавший интерес?

2.

Что не понравилось на уроке?

3.

Моя активность по 10 бальной шкале.

4.

Оценка преподавателю по 10 бальной шкале.

5.

Предложения.

Пример уроков по истории (названия):

1.

Социализация личности в историко-правовом пространстве.

2.

Поликомпетентность как современное требование к

успешности и социализации личности.

3.

Хочу все знать.

4.

За, что я люблю свой город?

5.

Восстание С.Разина.

6.

Суд над И.В. Сталины и аналогичный урок с Петром Первым.

7.

Прощай ХХ век.

8.

Итоги ВОВ. Человек ВОВ.

9.

Внешняя политика в годы правления Александра Второго.

10.

Символы России.

В целом подводя некоторый итог использование игры на уроках

истории, можно выделить положительные и отрицательные

моменты:

Отрицательные: игра для преподавателя – большая нагрузка,

подготовка к игровому уроку требует гораздо больше времени, чем к

традиционному. Эмоциональное состояние преподавателя должно

соответствовать той деятельности, в которой он участвует.

Преподаватель играет многоплановую роль.

Положительные: заметно повышается успеваемость по предмету,

ответы становятся более глубокими, продуманными, практически

всегда высказывается личная точка зрения учащегося. Изменяется

микроклимат на уроке, появляется взаимопонимание. Повышается

интерес к истории.

Приёмы активизации мыслительной деятельности

Исторический «Снежный ком»: дополняя друг друга по предложению,

дети должны составить логический рассказ по изученному материалу.

Это может быть абсолютно любая тема («Средневековый город»,

«Религия Египта», «Олимпийские игры», «Реформы Петра Ι»,

«Куликовская битва» и т.д.). Приём позволяет охватить большую часть

класса.

«Историческая

азбука»:

ребятам

предлагается

за

определённый

временной промежуток написать список

из слов, тесно связанных с

изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те),

чей список окажется самым правильным и длинным.

«Отгадай героя»: к доске приглашается один из учеников (обычно

более

сильный),

который

загадывает

про

себя

имя

какого-то

исторического персонажа; остальные дети должны задавать вопросы с

целью

отгадать

имя

загаданного

героя.

Сложность

заключается

в

правильности

постановки

вопросов,

т.к.

ведущий

ученик

может

отвечать на вопросы

только «да» или «нет», и в ограниченности

количества вопросов - не более 10.

«Турнир»: к доске приглашаются 2 ученика; дополняя друг друга по

предложению,

они

составляют

рассказ

по

изученному

материалу.

Побеждает (и получает оценку) тот, чьё предложение будет последним.

«Аукцион имён»: Ι вариант - сразу назвать имена, которые

можно

отнести к изученной теме; ΙΙ вариант – на работу в тетради даётся 5

минут. Кто больше? Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее

полными.

«Имя, дата, событие».

Разгадывание с классом недостающих звеньев в логической цепочке на

доске.

Дмитрий Донской → ? → Куликовская битва

? → 1242 → Ледовое побоище

Христофор Колумб → 1492 → ? и т.д.

Пример ассоциации может быть представлен такой схемой:

Государство

Территория Правитель ?

Законы ?

Активный

метод

-

форма

взаимодействия

учащихся

и

учителя,

при

которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и

учащиеся

здесь

не

пассивные

слушатели,

а

активные

участники

урока.

Активные методы обучения необходимое условие для создания интереса у

учащихся

к

содержанию

обучения

и

к

самой

учебной

деятельности

возможность

проявить

в

учении

умственную

самостоятельность

и

инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать

ими

учащихся.

Основное

средство

воспитания

устойчивого

интереса

к

учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует

от

учащихся

активной

поисковой

деятельности;

создание

проблемной

ситуации,

сочетание

трудности

учебного

материала

и

учебной

задачи

с

посильностью: большую роль в формировании интереса к учению играет

создание

проблемной

ситуации,

столкновение

учащихся

с

трудностью,

которую

они

не

могут

разрешить

при

помощи

имеющихся

знаний;

сталкиваясь с трудностью, учащиеся убеждаются в необходимости получения

новых знаний или применение старых в новой ситуации. [2,с.14 ]

На уроках права

для формирования познавательного интереса уместно

использовать тренинги.

Тренинг «Административное задержание несовершеннолетнего»

На этом занятии рассматриваются разные причины доставления подростка

в отделение полиции, как должны вести себя полицейские и подростки при

задержании,

какие

права

есть

у

задержанных.

Роль

полицейского

может

играть учитель. На роль подростка вызываются добровольцы из учащихся.

Будет лучше , если каждый раз в сценке участвует новый ученик. Говорить

участникам названия сценок не нужно.

Первый

этап.

Задержание.

Сценка

1.

«Неправомерное

задержание

подростка , не достигшего возраста административной ответственности».

Инструкция учащемуся. Вам 13 лет. Вечером в 21.30 мама послала вас за

хлебом в магазин, работающий круглосуточно. Купив хлеб, вы идете по

переулку домой.

Слова полицейского. «Остановись! Почему так поздно ходишь по улицам?

Сколько лет? Про комендантский час знаешь? Пошли в отделение, составим

протокол, родителей вызовем.»

Дополнительные инструкции полицейскому. Не представляться, играть по

ситуации, действовать жестко. Не разрешать звонить родителям.

Методический комментарий к сценке 1:

В этой сценке административного правонарушения нет, хотя формально

комендантский час нарушен. Полицейский должен был немедленно сообщить

родителям о том , что ребенок находится на улице в неположенное врем, но

вместо этого задерживает ребенка.[3,с.238]

Обучающиеся должны владеть правовой культурой. Тренинги подобного

типа помогают формировать правовые знания и их применение на практике.

Для

старшеклассников

10-11

классов

возможно

предлагать

тематические

тексты по праву в формате ЕГЭ, обсуждение вопросов к текстам.

Список литературы:

1.

Кочетов Н.С. История России. Методическое обеспечение

уроков – 11 класс. Изд. “Учитель”, Волгоград,2001 г.

2.

Лунников К.В. Игры на уроках истории 10–11 классы. Изд. “

русское слово”, 2002 г.

3.

Обществознание и права человека. Методический конструктор.

Том 1. Право, Москва, Книгодел, 2016г.,с.238



В раздел образования