Напоминание

Нравственно-духовное воспитание личности на уроке литературы и во внеурочное время


Авторы: Ольга Георгиевна Савина, Савина Ольга Георгиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Промышленновская СОШ №56"
Населённый пункт: пгт Промышленная, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Нравственно-духовное воспитание личности на уроке литературы и во внеурочное время
Раздел: полное образование





Назад




Нравственно-духовное воспитание личности на уроке литературы

и во внеурочное время

О.Г.Савина,

п.г.т. Промышленная, Кемеровская обл.

Не будет корней в родной местности,

в родной стране - будет много людей,

подобным степному растению

перекати – поле.

Д.С.Лихачёв.

Современное развитие отечественного образования отражает общие

тенденции

социокультурной

ситуации

в

стране.

Одним

из

принципов

государственной

политики

в

области

образования

я вл я е т с я

«гуманистический

характер

образования,

приоритет

общечеловеческих

ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности,

сочетающий

профессиональную

компетентность

с

духовной

и

гражданской ответственностью, воспитание любви к Родине».

В наше сложное время утраты духовных ценностей и ориентиров

проблема

нравственности

усложнилась

и

актуализировалась,

вызывая

тревогу за судьбы наших детей.

Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже

сегодня

ребёнок

мог

отличить

добро

от

зла,

противостоять

в

нашем

обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только

человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.

В современных условиях на литературу как на учебный предмет

возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности.

В своей педагогической деятельности, которая насчитывает уже более

30 лет, я руководствуюсь советами В.А.Сухомлинского: «Если вы хотите,

чтобы

ваши

питомцы

стремились

к

добру,-

воспитывайте

тонкость,

эмоциональную чуткость юного сердца»

Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному

русскому языку, потому что память основа на благодарности, на даре блага

и добра.

А процветание любой нации неразрывно связано с почитанием

традиций,

наличием

духовной

преемственности,

подлинным

знанием

родной истории.

Без уважительного отношения к памяти предков, благодарности к их

духовно

нравственному

наследию,

к

труду

наших

родителей,

к

православным традициям, невозможно воспитать настоящего человека.

Память – основа совести и нравственности, память – основа духовной

культуры. «Хранить память, беречь память, - как писал Д.С.Лихачёв, - это

наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память –

наше богатство».

Вот это богатство я и пытаюсь донести до своих учеников на уроках

литературы и во внеурочное время.

Огромным влиянием на детей оказывают сказки, они хорошо

воспринимаются

и

усваиваются

детьми

и

в

среднем

звене.

Уроки,

посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Как

в русских народных сказках, так и в литературных заложен христианский

смысл. Сказки учат читателей следовать заповедям, данными человеку

Богом,

жить

в

гармонии

с

собой

и

миром.

При

чтении

сказок

А.С.Пушкина, учащиеся делают выводы о том, что добром воздаётся тем,

кто живёт, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и

мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушит заповеди, приходит

возмездие.

Много уделяю внимания в своей работе исследованию народного

творчества Сибири и Кузбасса, которое содержит неоценимое значение

для воспитательных традиций.

Народная мудрость и жизненный опыт породили неписаные законы:

«Не

смейся

над

престарелыми,

инвалидами»;

«Старайся

сделать

что-

нибудь доброе нищему, слепому, немому, хромому -

не обижай их

и

уступай им дорогу, если трудно, то помоги им»; «Не дразни малышей, не

обижай их»; «Всегда оберегай замёрзших, накорми голодных, приюти

бездомных»; «Не злорадствуй над больными, не смейся над сиротами»;

«Не принуждай жаловаться старых, не заставляй плакать младших»; «Не

смейся над чужой бедой»; «Ротозея не обманывай, нерасторопного не

расстраивай»; «Кто в горе, того не огорчай».

Из истории, литературы подбираю произведения, в которых можно

найти материал, раскрывающий христианские ценности – размышления о

главных

вопросах

бытия,

об

отношении

каждого

человека

к

Богу,

пробуждение интереса к главному, что есть у нас в душе…

Из книги мариинского писателя В.Чивилихина «Память» узнаём о

многих традициях коренных сибиряков. По сибирским деревням издавна

существовал обычай выставлять на ночь за окно молоко, хлеб, иногда и

мясо для бродяг. До революции сибирские крестьяне также оставляли еду

и питьё у специально открытого окошечка с тем, чтобы человек, бежавший

из царской ссылки или с каторги, мог утолить голод или жажду.

Ещё в 1911 году, в журнале «Живая старина» бывший политический

ссыльный, впоследствии почётный академик Э.К.Пекарский писал, что

«…неизвестно ещё случая, когда тунгус погиб из-за того, что не нашёл

своевременной поддержки

у родственников и сородичей». А у якутов,

бурятов,

тувинцев,

шорцев

принят

такой

обычай:

старика,

старушку,

инвалида, сироту содержат за счет того рода, к которому они принадлежат.

Примеры, которые находим из исторического прошлого народов

Сибири, поистине уникальны. И это в наш век разобщенности и потери

духовных ценностей!

Мы все сейчас говорим о понятии «Новая школа» - с личностно-

ориентированным подходом к каждому ребёнку, с новым содержанием и

методами воспитания и обучения.

Новое в воспитании! Это хорошо. Это нужно. Но что оно без

старого, это новое? Без преемственности поколений?

Без неё мы подрываем корни, которые держат нас. Мы

собственными

руками

расправляемся

сами

с

собой

и

становимся

«иванами,

родства

не

помнящими»,

так

приходит

расплата

за

пренебрежение к духовным народным традициям в воспитании – в этом

мы убеждаемся

всё чаще. Недаром же народная мудрость гласит: «Не

стреляй в свое прошлое из пистолета – будущее выстрелит в тебя из

пушки».

Литература

1.

Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки. – М. 1957.

2.

Власова. И.В.Семья и семейный быт сибирского крестьянства. – М. 1981.-

С. 9-56.

3.

Лихачев, Д.С. Письма о добром.- СПб, 2007.- С. 256.

4.

Пропп, В.Я. Поэтика фольклора.- М., «Лабиринт», 1998. С. 28-69.

5.

Соловцова, И.А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного

воспитания»,

Соловцова,

И.А.

«Проблемы

духовного

воспитания»:

Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября

2005 г./ Сост. И. С. Соловцова, под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград: ТЦ

«ОПТИМ», 2006.



В раздел образования