Автор: Мосеева Екатерина Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №64 г. Иркутска
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Раздел: начальное образование
Система
оценки
достижения
планируемых
результатов
освоения
предмета.
Критерии оценивания 1 класс.
В
1
классе
домашние
задания
не
задаются.
Учитель
планирует
свою
работу
так,
чтобы
обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний, умений и навыков только на
уроке.
В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или
несоответствие
требованиям
программы.
Оценки
фиксируются
и
накапливаются
в
таблицах
образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфолио.
Метапредметные
диагностические
работы
(один
раз
в
год
–
обязательно).
Предметные
контрольные работы (один раз в четверть - обязательно).
Используется «Алгоритм самооценки». В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:
1.
Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)
2.
Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
3.
Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
4.
Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)
После проведения итоговых контрольных работ по предметам и диагностик метапредметных
результатов используются таблицы результатов, в которые учитель выставляет отметка за каждое из
заданий в таблицу результатов. Отметки в таблицы результатов выставляются в 1 классе в виде «+»
(зачет, решение задачи, выполнение задания) или «-» ( задача не решена, задание не выполнено).
Математика 2-4 класс
СИСТЕМА
ОЦЕНКИ
ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
Контрольная работа.
Работа, состоящая из примеров:
Оценка «5» – работа без ошибок.
Оценка «4» –1 грубая и 1–2 негрубые ошибки.
Оценка «3» – 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
Оценка «2» – 4 и более грубых ошибок.
Работа, состоящая из задач:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» – 1–2 негрубых ошибки.
Оценка «3» – 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки.
Оценка «2» – 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)
Оценка "5" ставится:
вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
Оценка "4" ставится: допущены 1-2вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится: допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех
остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки, при этом ход решения задачи должен
быть верным.
Оценка "2" ставится: допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка
или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
Комбинированная работа (2 задачи и примеры)
Оценка "5" ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится: допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится: допущены ошибки в ходе решения одной из задач или
- допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Оценка "2" ставится: допущены ошибки в ходе решения 2-ух задач или
- допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 3-4 вычислительные ошибки.
Грубые ошибки:
1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).
4. Не решенная до конца задача или пример.
5. Невыполненное задание.
6. Ошибки при выполнении чертежа.
Негрубые ошибки:
1. Неверно сформулированный ответ задачи.
2. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
3.Недоведение до конца преобразований.
4.Нерациональный прием вычислений.
5. Неправильно поставленный вопрос к действию при решении задачи.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу оценка по математике может быть снижается на 1 балл, но не ниже
«3».
6.2.2.Математический диктант
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
Оценка "3" ставится:
- не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.
Оценка "2" ставится:
- не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
6.2.3.Тест по таблице умножения и деления.
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий
Оценказа исправления не снижается. Учитывается только последнее написание
6.2.4. Самостоятельная работа.
Носит обучающий характер.
Цель - выявить и своевременно устранить имеющиеся проблемы в знаниях.
На выполнение самостоятельной работы отводится:
2 класс – 15-20 мин., 3-4 класс – 10-15 мин.
Оценка «5» - если работа содержит не более 2 недочётов.
Оценка «4» - если сделано не менее 75% объёма работы.
Оценка «3» - если сделано не менее 50% объёма работы
Русский язык 2-4 класс
Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен
иметь в виду следующее:
-
повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик
дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);
- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;
- если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошиб ка, она считается
как одна;
-
ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки
(например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове
«повозка»);
- при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант
« 5 » -
ставится,
если
нет
ошибок
и
исправлений;
работа
написана
аккуратно
в
соответствии
с
требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или
одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие
отклонения от каллиграфических норм.
« 3 » -
ставится,
если
допущено
3-5
орфографических
ошибок
или
3-4
орфографиче ских
и
3
пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.
«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» - ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Грамматическое задание
« 5 » - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное
усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в
ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не меж 3/4 заданий;
«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в
работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
« 2 » -
ставится,
если
ученик
обнаруживает
плохое
знание
учебного
материала,
справляется
с
большинством грамматических заданий;
«1» - ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Контрольное списывание
Словарный диктант
Тест
«5» - ставится за безошибочное
аккуратное выполнение работы
«5» - без ошибок.
«5» - верно выполнено более
5/6 заданий.
«4» - ставится, если в работе 1
орфографическая
ошибка
и
1
исправление
« 4 »
- 1
ошибка
и
1
исправление
«4» - верно выполнено 3/4
заданий.
« 3 » - ставится, если в работе
допущены
2
орфографические
ошибки и 1 исправление.
« 3 » - 2
ошибки
и
1
исправление
« 3 » - верно выполнено 1/2
заданий
« 2 » - ставится, если в работе
допущены
3
орфографические
ошибки.
«2» - 3-5 ошибок.
«2» - верно выполнено ме-
нее 1/2 заданий.
Изложение
«5»
- правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых орфографических
ошибок, допущено 1-2 исправления.
« 4 » -
незначительно
нарушена
последовательность
изложения
мыслей,
имеются
единичные
(1-2)
фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 и правления.
«3»
- имеются
некоторые
отступления
от
авторского
текста,
допущены
отдельные
нарушения
в
последовательности
изложения
мыслей,
в
построении
двух-трёх
предложений,беден
словарь,
3-6
орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2»
- имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной
части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь
между
частями,
отдельными
предложениями,
крайне
однообразен
словарь,
7-8
орфографических
ошибок, 3-5 исправлений.
Сочинение
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографическ1 ошибок, допущено 1-2
исправления.
«4»
- незначительно
нарушена
последовательность
изложения
мыслей,
имеются
единичные
(1-2)
фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности
изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2
исправления.
«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной
мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует ( связь между частями,
отдельными
предложениями,
крайне
однообразен
словарь,
7-8
орфографических
ошибок,
3-5
исправлений.
Примечание:
Учитывая,
что
изложения
и
сочинения
в
начальной
школе
носят
обучающий
характер,
неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Окружающий мир 2-4 классы
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные
работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических
работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых
осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический
контроль по
окружающему
миру
проводится
в
устной
форме.
Для
тематических
проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием
для
выставления итоговой
оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за
повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой
диагностической работы.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
-
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является
существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания
того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие
высказанное суждение;
-
отсутствие
умения
выполнять
рисунок,
схему;
неправильное
заполнение
таблицы;
неумение
подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов
(природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицатель-: на результат работы;
отсутствие обозначений и подписей;
-
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта не приводящие к
неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляема» после наводящих
вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие
ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу: не более одного недочета;
логичность и полнота изложения.
«4»
(«хорошо») -
уровень
выполнения
требований
выше
удовлетворительного:
использование
дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; caмостоятельность суждений,
отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по
текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
незначительные
нарушения
логики
изложения
материала;
использование
нерациональных
приемов
решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3»
(«удовлетворительно») -
достаточный
минимальный
уровень
выполнения
требований,
предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному
материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу;
отдельные нарушения логики изложения материала; неполно
-
; раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок
или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному
материалу;
нарушение
логики;
неполнота,
не
раскрытость
обсуждаемого
вопроса,
отсутствие
аргументации либо ошибочность ее основных положени
Литературное чтение 2-4 класс
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение»
направлены
на
достижение
личностных
результатов
освоения
программы.
Формируется
умение
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный
метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание
ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на
формирование
умения
планировать
учебную
работу,
используя
различные
справочные
материалы
(таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального
устного
опроса:
чтение
текста,
пересказ
содержания
произведения
(полно,
кратко,
выборочно),
выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных
произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему
(ответы
на
вопросы,
описание
героя
или
события),
а
также
самостоятельные
работы
с
книгой,
иллюстрациями
и
оглавлением.
Целесообразно
для
этого
использовать
и
тестовые
задания
типа
«закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический
контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в
устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых
заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются
доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет
количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел
между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка
навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает
индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими,
а
могут
быть
дифференцированными.
Для
учета
результатов
проверки
навыка
чтения
учитель
пользуете? соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
-
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении
вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
-
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения,
подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
-
неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования
средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Критерии сформированностинавыка чтения третьеклассников:
- умение читать текст бегло, выразительно;
-
осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 80-90
слов в минуту (на конец года);
-
умение
использовать
паузы,
соответствующие
знакам
препинания,
интонации,
пе редающие
характерные особенности героев;
- безошибочность чтения.
К
итоговому
контролю
относятся
и
комплексные
работы.
Структура
контрольно-измерительных
материалов
соответствует
структуре
ЕГЭ.
Данные
работы
позволяют
быстро
проверить
усвоение
материала
у
большого
количества
учащихся,
объективно
оценить
результаты
работы,
повторить
пройденный
материал,
углубить
и
систематизировать
знания
учащихся.
На
выполнение
работы
отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.