Авторы: Прокофьева Ольга Игоревна, Фролова Ольга Александровна
Должность: педагог-психолог, старший воспитатель
Учебное заведение: МОУ Центра развития ребенка №14 Красноармейского района Волгограда
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей дошкольников с помощью техники эбру.
Раздел: дошкольное образование
Развитие творческих способностей дошкольников
с помощью техники эбру.
Современное общество требует формирования творческой личности,
которая
обладает
креативным мышлением
и способностью
эффективно,
нестандартно
решать
новые
жизненные
проблемы.
В
связи
с
эти
перед
педагогами становится задача поиска вариативных форм, способов, методов
и средств творческого развития детей.
Творческие способности - это синтез свойств и особенностей личности,
характеризующих степень их соответствия требованиям определённого вида
творческой деятельности и обусловливающих уровень её результативности.
Одним из наиболее доступных способов развития творческих способностей
в детском саду является изобразительная деятельность.
Рисуя, ребёнок проявляет свое стремление к познанию окружающего
мира и в определенной степени уровень этого познания. Чем более развито у
детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем
полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем
богаче,
выразительнее
их
рисунки.
В
изобразительной
деятельности
дошкольника находят отражение не только специфические особенности его
мышления,
восприятия,
памяти,
воображения,
но
и
интересы
ребенка,
темперамент, некоторые половые различия.
В приобщении дошкольников к искусству, занятиям изобразительным и
художественным
творчеством
заложен
мощный
потенциал
развития
личности, сохранения и укрепления детского психологического здоровья.
Особенно
сильное
влияние
на
развития
творческих
способностей
оказывают нетрадиционные техники рисования.
Нетрадиционные
техники
–
это
толчок
к
развитию
воображения,
творчества,
проявлению
самостоятельности,
инициативы,
выражения
индивидуальности.
Они
позволяют
не
навязывать
ребенку
определенных
штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности,
свою уникальность в изодеятельности, получают удовлетворение от работы.
Одной из нетрадиционных техник является эбру. Эбру - старинная,
восточная
техника
рисования
на
воде.
Рисование
на
воде
качественно
отличается от других видов творчества. Кроме того, эбру приносит и сугубо
практическую пользу: развивает моторику рук, терпение и выдержку, а также
оказывает успокоительный эффект, дают возможность безопасному выходу
эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий
потенциал,
укрепляется
вера
в
собственные
силы,
развивается
индивидуальность, автономность.
Техника
эбру
используется с
целью обучить способу деятельности
(рисованию
на
воде)
с
помощью
новых
художественных
материалов
и
способствовать
самореализации
личности
(развитию
мышления
и
формированию творческих способностей).
Задачи:
образовательные: создать
для
детей
ситуацию
рисования
новым
способом – эбру (масляными красками на воде с загустителем), обучить
способу работы рисования на воде, учить терпению и выдержке при работе с
жидкими красками, наборе краски из пипетки «капельками».
развивающие:
развивать
фантазию,
воображение,
мыслительную
и
речевую деятельность, слуховое и зрительное восприятие, умение сравнивать
и анализировать, развитие мелкой моторики рук.
воспитательные: во спитывать
терпение,
с а м о с тоя т е л ь н о с т ь ,
активность,
инициативность;
повысить
личностную
самооценку
ребенка:
дать
ему
почувствовать
себя
режиссером,
художником
и
исполнителем
волшебной
сказки,
воспитывать
чувство
радости,
сопричастности
к
уникальному и неповторимому творчеству.
Предполагаемый результат
1.
Владение техническим навыками рисования на воде;
2.
Развитие координации и мелкой моторики (развитие точности,
координации рук);
3.
Развитие
психических
процессов
(внимание,
логическое
мышление,
воображение,
зрительное
и
слуховое
восприятие,
умение
действовать словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжить,
придумать рисунок, выполнение задуманной цели, контроль за собственными
действиями).
4.
Нахождение
материалов
для
рисования
(использование
предложенных педагогом и собственных).
Организация
образовательной
деятельности по
художественному
творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует:
1.
Снятию
детских
страхов
и
развитию
психических
процессов
(воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления).
2.
Развитию познавательного интереса. Все необычное привлекает
внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы
педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
3.
Развитию
ориентировочно–исследовательской
деятельности,
дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования
(смешивание краски, использование разных диаметров «шила» и т. д.).
4.
Развитию
мелкой
моторики
пальцев
рук,
что
положительно
влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
5.
Развитию тактильной чувствительности (при непосредственном
контакте пальцев рук с водой и листом дети познают их свойства: густоту,
твердость, вязкость).
Список источников
1.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском
саду».М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2014г.
2.
Никитина А.В Нетрадиционные техники рисования в детском
саду. – СПб.: КАРО, 2010
3.
Окульская
Л.
В.
Нетрадиционная
техника
рисования
эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV
междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2016. — С. 62-65