Напоминание

Словарная работа-основная часть современного урока башкирского языка и литературы


Автор: Кильчурина Фаима Равиловна
Должность: учитель башкирского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №5"
Населённый пункт: г.Стерлитамак Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Словарная работа-основная часть современного урока башкирского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Кильчурина Фаима Равиловна, учитель башкирского языка и

литературы МАОУ «Гимназия №5» г.Стерлитамак

СЛОВАРНАЯ РАБОТА- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО

УРОКА БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

При изучении языка основной частью была и остается словарная

работа.

Воспитание и развитие культуры речи учащихся на уроках

башкирского языка и литературы является главной задачей учителя

родного языка. А претворение этих задач зависит от правильной

организации работы по развитию речи учащихся. Одно из важных

направлений при изучении башкирского языка - заучивание большого

количества лексики, расширение словарного запаса – одно из важных

направлений при изучении башкирского языка.

Нельзя забывать, что наряду с грамматическими темами

необходимо проводить на уроках обучение правильному и красивому

произношению слов.

Организация урока по развитию речи требует от учителя творческой

работы. Словарная работа преследует различные цели и имеет разное

содержание. Такая работа позволяет совершенствовать написание слов

с различными видами орфограмм. Словарно

– орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию

правил правописания слов и бесконечной тренировке их написания.

Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и

обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том

случае, если применять разнообразные приёмы изучения и

закрепления их.

Накопление словаря начинается с объяснения значения новых

слов. Можно объяснить наглядно: показать сам предмет, рисунок, с

помощью перевода на русский язык. Иногда можно объяснить их при

помощи антонимов, синонимов.

Для усвоения новых слов недостаточно только понимания их

значения. Усвоенным слово можно считать тогда, когда учащиеся

сознательно употребляют его в своей речи. Основное условие

прочного запоминания слова – это их частая повторяемость.

Для исправления грамматических ошибок можно проводить

такие виды работ:

а) с помощью опорных слов придумать предложения;

б) вместо точек в предложениях вставить нужные слова; в) данные

слова заменить синонимами, антонимами.

Такие упражнения прводятся в 5-6 классах, в старших классах

упражнения усложняются, включаются такие виды работ: придумать

конец рассказа, сказки, в стихотворении вместо точек вставить

нужные слова.

При изучении различных грамматических тем, в частности

«Части речи», «Простые и сложные предложения» детям можно

давать такие формы работ , как дописать четверостишие.

Для лучшего усвоения слов и их применения в речи помогают

следующие виды работ:

1) Словарный диктант. Показываются картины по изученным темам,

дети записывают слова в тетрадь.

2) Перевод. Слова произносятся на русском языке, учащиеся пишут

их перевод на башкирском языке.

3) Найти антонимы слов.

Например, ҡояшлы, бәләкәй, аҡ, ҙур, ҡара, болотло

4) Придумать слова с данным слогом.

Например, ал (алма, алтын), ҡо (ҡолаҡ, ҡолон ) и т.д.

5) Сюжетно-ролевые игры способствуют закреплению изученных

слов, тем, особенно в младших классах, например, “Мин –уҡыусы”,

"Яулыҡ йәшерәм", "Магазинда",”Табипта”.

6) Составление диалогов. Предлагаются такие виды работы, как

составить диалог на заданную тему; закончить диалог; найти

пропущенные слова в данном диалоге и т. д.

8) Работа со словарями. Дети учатся находить слова в русско-

башкирском или башкирско-русском словарях для перевода

предложений, текстов.

Работа со словарём обогащает активный словарный запас

учеников, развивает самостоятельную деятельность учащихся на

уроке и умение находить нужную информацию. В результате

целенаправленной работы улучшается качество знаний по

башкирскому языку.

Таким образом, все приведённые приёмы работы способствуют

развитию у учащихся любознательности, повышают интерес к слову,

воспитывают у них любовь к башкирскому языку, к родному краю,

развиваем чувство дружбы, уважения.



В раздел образования