Автор: Морозова Валентина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1 им.Н.А.Некрасова"
Населённый пункт: г.Чудово Новгородская область
Наименование материала: методический материал
Тема: Из опыта работы учителя русского языка и литературы.О технологиях.
Раздел: полное образование
Из опыта работы
учителя русского языка и литературы
Морозовой Валентины Васильевны.
О педагогических технологиях.
Любая
технология
обучения
включает
в
себя
целевую
направленность;
научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и
учащегося;
критерии
оценки
результата;
результаты;
ограничения
в
использовании.
Таким
образом,
современную
технологию
обучения
характеризуют
следующие позиции:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел,
в основе её лежит определённая методологическая, философская
позиция автора;
-
технологическая
цепочка
действий,
операций,
коммуникаций
выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими
форму конкретного ожидаемого результата:
-
функционирование
технологии
предусматривает
взаимосвязанную
деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с
учётом
принципов
индивидуализации
и
дифференциации,
оптимальную
реализацию человеческих и технических возможностей, использование
диалога, общения;
- поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов
педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены
любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение
планируемых результатов всеми учащимися;
- органической частью педагогической технологии являются
диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и
инструментарий измерения результатов деятельности.
В своей педагогической деятельности я ориентируюсь на то, чтобы
обеспечить учащихся необходимыми условиями для развития личности. В
связи
с
этим
я
изучила
и
применяю
элементы технологии личностно -
ориентированного обучения И. С. Якиманской: «Любить + понимать +
принимать
+
сострадать
+
помогать»,
когда
учитываются
особенности
характера ребёнка, его ценностные ориентации и личные убеждения. Создаю
и организую такую
образовательную среду, которая позволяет ученику
опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения.
Также я использую элементы технологии интенсификации обучения
на
основе
схемных
и
знаковых
моделей
учебного
материала
В.
Ф.
Шаталова. На уроках русского языка оформляю материал в виде опорных
схем - конспектов, таблиц. Учащиеся, начиная с 5 класса, ведут справочники,
куда
записывают
таблицы,
схемы,
алгоритмы
и
другой
справочный
материал, которым пользуются в течение всего курса обучения. Материал по
некоторым
темам
берётся
блоками.
Например,
при
изучении
темы
«Односоставные
предложения»
даётся
таблица
со
всеми
видами
односоставных предложений, где указываются их особенности, приводятся
примеры. Затем этот материал отрабатывается в течение нескольких уроков.
При этом использую различные формы контроля: письменный по
опорным
конспектам,
самостоятельные
работы,
устный
опрос,
парный
взаимоконтроль, групповой самоконтроль, самооценка.
В 9-х классах на уроках русского языка материал обязательно даю
блоками.
Это даёт возможность более эффективно повторять изученный
ранее материал, особенно при подготовке к ГИА, ЕГЭ. Например,
при
повторении
темы «Правописание
Ь на конце слов после шипящих»
мы
составляем
таблицу,
записываем
в
справочник
и
пользуемся
ею
при
повторении материала, при работе с тестами.
Ь пишется
Ь не пишется
1.существительные 3 скл. (дочь, речь)
1.существительные мн. ч., Р.п. (задач,
дач)
2.глаголы неопределённой формы
(беречь)
2.краткие прилагательные (могуч,
хорош)
3.глаголы повелительного наклонения
(ешь)
3.наречия, оканчивающиеся на Ж (уж,
замуж, невтерпёж)
4.глаголы 2 лица, ед. числа (думаешь)
5.наречия, оканчивающиеся на Ч, Щ, Ш
(сплошь, навзничь: искл. настежь)
При работе с обучающимися среднего звена использую игровые
технологии Б. П. Никитина, К. Гросса, Ф. Шиллера, П.П. Блонского и
др. Провожу уроки-путешествия, уроки-смотры знаний. Часто использую
тематические викторины, кроссворды, загадки. Игровые методы помогают
вовлечь обучаемых в творческую деятельность на уроке.
Для активизации деятельности учащихся, развития их
самостоятельности, творческих способностей применяю технологию
проблемного обучения, В основу проблемного обучения легли идеи
американского психолога, философа и педагога Дж.Дьюи (1859-1952),
который в 1894 году основал в г. Чикаго опытную школу, в которой основу
обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.
Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой
школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде
концепции, но получили распространение в 20-30 годах ХХ века.
В разработке принципиальных положений концепции проблемного
обучения активное участие принимали: Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М.
Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, М.Н. Скаткин и другие. Суть
проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний
в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая
искать пути и средства их решения.
Сегодня в нашей школьной практике произошли большие изменения,
но по-прежнему центральное место в деятельности учителя занимает урок.
От его организации, от того, какие формы обучения и общения выберет
учитель, зависит многое. Я считаю, что источником повышения
эффективности урока являются:
интерес к учению,
самостоятельная работа на уроке,
умелое использование оборудования,
сотрудничество учителя и учащиеся,
ежедневный контроль знаний, умений, навыков,
своевременный активный отдых на уроке.
развитие творческих способностей.
.
Данная технология является результативной, потому что обеспечивает
высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта
и творческих способностей учащихся, воспитание активной личности
обучающихся, развитие универсальных учебных действий.
4 уровня проблемного обучения
1. Уровень несамостоятельной (обычной) активности: восприятие
учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного
действия в условиях проблемной ситуации, выполнение
самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.
2. Уровень полусамостоятельной активности: применение
усвоенных знаний в новой ситуации и участие учащихся в совместном с
педагогом поиске способа решения поставленной проблемы.
3. Уровень самостоятельной активности: выполнение
самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда
обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет
усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи
среднего уровня сложности, путём логического анализа доказывает гипотезы
с незначительной помощью педагога.
4. Уровень творческой активности: выполнение самостоятельных
работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытие
нового способа решения, самостоятельного доказательства. На
этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения; здесь же
имеет место и художественное творчество.
В ходе проблемного обучения формируются 2 вида мыслительной
деятельности:
1. аналитический: учащиеся осознают затруднения, анализируют
проблемную ситуацию, формулируют проблему и находят поиск решения
путём применения известных алгоритмов решения.
2. эвристический: : учащиеся осознают затруднения, анализируют
проблемную
ситуацию, формулируют проблему и решают путём выдвижения
гипотез, проверяя правильность гипотез.
Создание на уроке учителем проблемной ситуации – непременное
условие проблемного обучения.
Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального
затруднения, когда необходимо решать какую-то проблему (задачу),
следовательно, проблемный урок направлен на получение знаний.
Учитель создаёт на уроке проблемную ситуацию и управляет
деятельностью учащихся по освоению проблемных знаний, при этом сначала
формулируется проблема, а потом учащиеся находят поиск решения.
В ходе проблемного урока формируются три типа знаний:
1. факт - единичная, не содержащая обобщения информация;
2. правило – алгоритм действия, указание, как поступить;
3. понятие – выделение существенных признаков предмета,
следовательно, закономерность отражения связей
между понятиями.
Приёмы создания проблемной ситуации.
Тип ситуации:
1. с затруднением (возникают противоречия между необходимостью и
невозможностью выполнить задание учителя), когда даётся невыполнимое
практическое задание, сходное с предыдущим;
2. с удивлением (возникают противоречия между двумя положениями,
между научным фактом и житейскими представлениями учеников).
Для решения проблемной ситуации можно использовать диалог:
- Что удивило?
-Что интересного заметили?
-Почему не смогли выполнить данное задание?
Например, при изучении темы «Слитное и раздельное написание НЕ с
причастиями» даётся следующее задание:
Слитно или раздельно?
(Не)обходимые аргументы; (не)настная погода, (не)уверенные шаги;
правило (не) выучено; (не)скучная история; вовсе (не)скучная история;
(не)выполненная
работа;
(не)
покрашенный
папой
пол,
(не)решённая
задача; (не)скошенная трава; (не)доумевающий взгляд.
Возникают вопросы:
-Почему нелегко оказалось выполнить задание?
-Какие слова вызвали затруднение?
-Почему не смогли объяснить правописание этих слов?
Далее учитель побуждает учащихся к формулированию учебной проблемы:
-Какой возникает вопрос?
-Какова будет тема урока?
Подводящий
диалог
–
это
система
посильных
вопросов
и
заданий,
завершающихся формулировкой темы.
Мотивирующие приёмы:
1. «Яркое пятно» (легенды, шутки, загадки, связанные с темой урока):
Например,
при
изучении
темы
«Отрицательные
местоимения»
можно
использовать стихотворение « Жило – было НИЧЕГО, не умело
ничего, не хотело ничего. Ничего не замечало, лучше всех себя считало...» и
т.д.
2. Актуальность (обнаружение смысла, значимости).
Заканчивается урок выражением нового решения, которое формулируется в
ходе проблемно-диалогического обучения учащихся с помощью
учителя.
Вывод:
Использование
проблемного
подхода
в
обучении
позволяет
мне
достигнуть определённых результатов:
-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без
которой сложно учиться, тем более с интересом;
-формируется
положительная
мотивация
к
изучению
литературы
и
русского языка, увеличивается интерес к предметам;
-возросла
эффективность
развития
интеллектуальных
и
творческих
способностей учащихся;
-коммуникативный
режим
проблемного
обучения
позволяет
рационально организовывать и воспитывать культуру
умственного труда.