Автор: Прокофьева Василина Георгиевна
Должность: учитель изобразительного искусства и мхк
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 пгт Ленино
Населённый пункт: пгт Ленино Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Букет для ветерана"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка
преподавателя изобразительного искусства Прокофьевой В.Г.
Пояснительная записка
Сценарий урока разработан мною для использования на практических
занятиях по изобразительному искусству, внеурочной деятельности, для
изостудий и организаций дополнительного образования.
Так же может использоваться в ДОУ для детей старшего дошкольного
возраста при условии разделения занятия на две части с обязательной
физкультминуткой.
Возрастная группа детей- от 6 до 18 лет.
При подготовке к занятию следует уделить особое внимание
музыкальному ряду.(Удачно подобранная музыка не только создает приятную
атмосферу, но и влияет на скорость, которая нужна нам для исполнения
рисунка в данной технике. Я советую выбрать радостный послевоенный
вальс.)
Если урок или занятие проводится ранней весной, когда еще нет сирени и
других цветов, можно создать весеннее настроение с помощью
ароматических масел. Но аромат должен быть очень легким, едва уловимым
для детей. Вместо живых цветов можно использовать качественные
флористические композиции из искусственных растений.
Торжественную атмосферу создают и поэтические строки военных лет,
особенно, если ребята сами выбирают стихи и читают их перед товарищами.
При подборе видео-контента лучше использовать жизнеутверждающие
ролики или слайд-шоу.
Совместное исполнения песни «День Победы» преподавателя вместе с
детьми закрепит воспитательный эффект от данного урока , сплотит
коллектив юных художников, и придаст корпоративный дух данному
мероприятию.
Конспект занятия
(сценарий урока-практикума по живописи)
преподавателя изобразительного искусства
Прокофьевой Василины Георгиевны
«Сирень Победы».
класс: Дата:
Цели:
Развивающие: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования
предметов-пуантилизм. Изготовить поздравительные открытки для ветеранов
с изображением сирени и других весенних цветов по желанию детей.
Воспитательные: Воспитывать в детях чувства уважения, благодарности
к ветеранам Великой Отечественной Войны. Прививать любовь к поэзии.
УУД: Освоить новую технику рисования, используя ПЯТНО как основное
средство выразительного изображения предмета.
Регулятивные: Учить более смелому мазку и поиску новых оттенков
путем смешивания на палитре различных видов краски.
Познавательные: Учить передавать объем предмета в рисунке.
Образовательные: Создать для учеников ситуацию успеха на пути
изображения цветов, используя простые инструменты и материалы.Создать
благоприятную творческую атмосферу в студии.
Коммуникативные: прививать навыки культурного слушания.
Способствовать получению удовольствия от коллективного исполнения
песен. Учить выражать благодарность на словах, составлять поздравления.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, колонки, мольберт.
Звуковой ряд: «Не спешите уйти, ветераны войны»-песня в исполнении
детского хора, «Сирень»- вальс (Марк Тишман), «День Победы»-(Кобзон).
Видео-ряд: презентация о Победе и ветеранах на усмотрение преподавателя
Материалы: Гуашь или акрил-по выбору детей, белила цинковые, ватные
палочки, салфетки, палитры, стаканчики с водой, кисти круглые №4 и
№6,цветной картон, цветная бумага, белая бумага, клей-карандаш, ножницы.
Масло сирени.
Наглядные пособия : Рисунки с изображением сирени, фотоальбомы с
репродукциями импрессионистов ( Ренуар, Моне и др.), букет сирени или
других цветов для украшения класса и возможности рисования с натуры.
Предварительная работа с детьми : подбор и разучивание стихотворений о
ветеранах, рассматривание картин импрессионистов.
Релаксация : ароматическая композиция с запахом сирени «весенние цветы»,
коллективное исполнение песни.
Ассоциативный ряд :сирень-запах весны,мира,добра,счастья -запах Победы
План проведения занятия
(на демонстрационном столе находится букет цветов ,ароматическая
подушечка с легким запахом сирени, открытки с изображением букетов,
символы Победы, книги о войне, сборники стихов)
1.Организационный момент.
2.Звучит отрывок из песни «Не спешите уйти, ветераны войны»
3. Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы станем сегодня говорить?
(ответы детей). Сегодня мы собрались для того, чтобы вспомнить ветеранов
войны, почтить их память, и подумать, как мы можем их порадовать в
весенний замечательный праздник -День Победы . Как вы думаете, почему
нужно чтить память, и что это значит?
За что мы всегда будем в вечном неоплатном долгу перед ними ?
( ответы детей) Как люди поздравляют ветеранов в праздник Победы?
Давайте мы тоже в честь ветеранов прочитаем стихи на военную тему.
( дети зачитывают отрывки из сборников стихов о войне)
А какие весенние цветы обычно преподносят в этот день? Чувствуете
их запах? Можно ли по запаху определить цветок, который мы сегодня
нарисуем? ( дети высказывают предположения). Символом Победы для всех
стала сирень.(Почему?)- ответы детей.(ассоциации: запах добра,мира и т.д)
4.Давайте посмотрим небольшую презентацию о ветеранах( «Букет сирени»)
5.Я сегодня предлагаю внести вклад в чествование ветеранов. Их осталось
так мало. И будет очень здорово, если мы сможем обрадовать их своими
открытками .Предлагаю порадовать их небольшими букетами сирени.
Сегодня я покажу вам интересный способ, использованный
импрессионистами, картины которых мы с вами уже рассматривали. Эти
художники придумали интересный способ изображения-пуантилизм .Суть
метода в том, что мазок мы делаем одним небольшим пятном, не растягивая
его. Это точка. Сначала твердым графитным карандашом делаем набросок,
затем по контуру прорабатывает изображение красками. Не забываем про
придание объема. Для этого положим первый слой краски- с голубым
оттенком, второй- немного теплее, третий- сиреневый, детали прорабатываем
темно-сиреневым цветом. Не забываем смешивать краски на палитре,
добавляя красный цвет-так мы добьемся нужного разнообразия оттенков.
Контур цветочков не имеет резкого очертания. Пятна наносим смелым
быстрым движением. Прорисовываем коричневой краской веточку и
обозначаем листики с помощью кисти.(Преподаватель показывает на
мольберте способы изображения сирени
( Можно предложить детям использовать простой лист белой плотной
бумаги или фактурный картон. Для старших учащихся и лучше взять
загрунтованный холст и акриловые краски).Это существенно облегчает
работу младшим ребятам, и помогает сэкономить время, если вы в нем
ограничены.)
(звучит вальс «Сирень», дети работают над созданием рисунка. Темп музыки
задает ритм и скорость в исполнении рисунка).
Второй этап: лист цветного картона сгибам пополам и наклеиваем свою
миниатюру так, чтобы по краям осталось место для рамочки. Затем делаем
поздравительную надпись. Можно еще вставить белый лист формата А4
внурь открытки, закрепить его с помощью клея.
И третьим этапом мы напишем слова благодарности и пожелания нашим
дорогим ветеранам. За что же мы хотим сказать им «Спасибо!»? ( Дети
предлагают тексты поздравлений)
Заключительная часть- выставка детских работ
Рефлексия
-Какое доброе дело мы сегодня сделали вместе?
-Как мы будем поздравлять ветеранов?
-Кому понравились стихотворения на военную тему?
-Кто считает, что освоил новую технику живописи? Кто желает продолжить
изучать технику ПУАНТИЛИЗМ?
-Кто считает, что ему удалось справиться с задачей по изготовлению
открытки?
-Какие моменты занятия вам понравились больше всего?
Заключительное слово преподавателя
-Ребята, я благодарю вас за нашу дружную работу. Ваши рисунки я передам
ветеранам. Их осталось мало. А некоторые так и не увидели Победу , но
обеспечили всем мирную счастливую жизнь. Мы всегда их будем помнить.
Закончить занятие я хочу словами поэта Роберта Рождественского:
«Помните! Через века, через года- помните о тех, кто уже не придет никогда!
Помните! Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучат, помните, какою ценой завоевано счастье-
пожалуйста, помните!!»
( Звучит песня «День Победы», дети подпевают вместе с учителем)
Фотосессия с удачно выполненными работами- непременный атрибут
изостудии.
Преподаватель по желанию детей может ароматизировать открытки с
помощью капли ароматического масла с запахом весенних цветов.
Вот что получилось у нас в школе.
А теперь посмотрим на работу детей в изостудии ДОУ,которые с усердием
готовились к своей первой ответственной «выставке импрессионистов»…
ВЫСТАВКА РИСУНКОВ «БУКЕТ ДЛЯ ВЕТЕРАНА»
Наша выставка «Букет для ветерана» в ДОУ получилась не хуже
школьной. Дети ,начиная осваивать новые техники рисования, использовали
яркие, сочные оттенки. Удачно освоили и композиционные тонкости.
Формат работ-А2 и А3 очень подходит для создания галереи.
С размахом ребята выполнили свои первые цветочные натюрморты.
Выставка у нас получилась праздничная, веселая и жизнерадостная.
Приятные сочетания цветов, использование интересной палитры и
новой нетрадиционной техники рисования дали замечательный результат.
Теперь ребята смогут нарисовать не только сирень, но и другие цветы
в своей замечательной детской интерпретации.
ЛИТЕРАТУРА