Автор: Костюченко Светлана Генриховна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №15"
Населённый пункт: г.Славгород Алтайского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по теме "Бюджет семьи"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15»
Технологическая карта урока по технологии в 8классе
по теме
« Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета»
Выполнила: учитель технологии г. Славгорода МБОУ «СОШ №15»
Костюченко Светлана Генриховна
2019
Тема
«Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета»
Цель урока
.
Познакомить учащихся с понятиями «Доходы и расходы» и его составляющими
Задачи
Образовательные:
рассмотреть понятие «семейный бюджет» и источники его формирования;
познакомить учащихся с основными статьями доходов и расходов семьи;
формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету.
Развивающие:
развивать умения работать в группе;
развивать позитивное, логическое мышление;
научить ориентироваться в доходной и расходной частях семейного бюджета;
развивать творческую активность;
Воспитательные:
способствовать экономическому воспитанию школьников на основе полученных знаний;
формирование уважения к родителям, через знакомство с трудностями современной жизни;
формирование внимания и уважения к чужому решению;
Основное
содержание урока,
тип урока
,термины и
понятия
Изучение нового материала.
Понятия и термины: семейный бюджет, статьи доходов, статьи расходов семьи, накопление денежных
средств, экономия финансов.
Планируемый
результат
Предметные умения
УДД
П р е д м е т н ы е
о б р а з о в а т е л ь н ы е
результаты
изучить и систематизировать знания по
Личностные:
воспитание
рационального
отношения
к
семейному бюджету,
формирование
социальной
активности
и
т е м е «Бюджет
семьи.
Доходная
и
расходная части семейного бюджета»,
ознакомить с понятиями бюджет семьи,
статьи
доходов,
расходов,
бюджетная
корзина;
понимание
о сновных
п р и н ц и п о в
формирования доходов и расходов семьи.
самостоятельности, навыков в мире финансовых
отношений,
выработка навыков культурного общения.
Метапредметные:
умение
выбирать
действия
в
соответствии
с
поставленной задачей,
в ы д в и г ат ь
ве рс и и ,
в ы б и рат ь
с р е д с т в а
достижения цели в группе и индивидуально,
высказывать и аргументировать свою позицию,
прослеживать причинно-следственные связи,
развитие коммуникативной культуры учащихся.
Регулятивные:
осознание возникшей проблемы, составление
плана и последовательности действий для
решения возникшей проблемы
работать по предложенному учителем плану,
проговаривая последовательность действий;
умение формулировать вопрос, проблему,
затруднения, с которыми столкнулись учащиеся;
- оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Познавательные:
моделирование ситуации из жизни, постановка и
формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера,
выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий,
рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
переработка полученной информации,
преобразование информации из одной формы в
другую;
обобщение полученной информации;
давать оценку своим действиям, оценивать
результат;
находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную
на уроке.
Коммуникативные
Умение:
оформлять свою мысль в устной речи
высказывать свою точку зрения, формулировать
высказывание;
сотрудничать, договариваться о
последовательности действий и результате,
учиться представлять другим ход работы и ее
результат, слушать мнение других;
адекватно использовать речевые средства для
дискуссии и аргументации своей позиции.
Методы и приёмы
наглядный, частично – поисковый, практический.
(Игровое и практическое моделирование; работа с понятиями; мозговой штурм; работа в группах)
Основная
форма
организации
учебной
деятельности
Познавательная деловая игра с элементами практикума
Оборудование,
материал,
используемый
на
уроке:
демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для игры и
практической работы,
3 коробки из-под подарков (для копилок), «банкноты» достоинством от 50 до 500
рублей, банкноты красного, желтого и синего цветов, распечатки
задач для каждой семьи ( 3 шт. на
каждую), раздаточный материал для кластера «Доходы семьи», таблица «Расходы семьи и карточки к ней,
материал для составлений коллажа.
Оформление доски
понятия « Семейный бюджет», «Доходы», «Расходы».
Технологическая карта
(с использованием видов оценивания )
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Мотивация
к учебной
деятельности
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг
другу и с хорошим настроением начнем наш
урок.
В каждой семье есть мечты, и есть планы,
Чтоб их исполнить, помни о главном:
Четко
просчитывать
нужно
доходы,
Соизмерять
только с ними расходы.
Подготовка класса к работе.
Ребята рассуждают, анализируют,
формулируют ответ
на вопрос
учителя…
В ы п о л н я ю т
л о г и ч е с к у ю
Личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные:
умение слушать ответы своих
одноклассников; оформлять свою
мысль в устной речи, высказывать
свою точку зрения,
формулировать высказывание;
В жизнь воплотишь самый дерзкий проект,
Если рассчитан точно бюджет».
Проанализируйте данное выражение.
Жизнь семьи складывается из множества мелочей, но
ничто так не влияет на ее достаток и благополучие,
как содержание в порядке семейной кассы, т.е. умение
и привычка учитывать денежные средства семьи.
деятельность, приводят примеры
из своей жизни.
Самооценка готовности класса,
с а м о о п р е д е л е н и е
к
деятельности,
самооценка
имеющихся
личных
знаний
и
понимание уровня незнания.
познавательные:
перерабатывать полученную
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в
другую; обобщать полученную
информацию; находить ответы на
вопросы, используя свой
жизненный опыт или новую
информацию, умение её обобщать
2.
Построение
цели и задач
урока.
Ребята, а кто может назвать тему нашего урока?
Чему мы будем учиться на уроке?
Оценка
позитивного
настроя
ребят,
усиленная
активация, призыв на результат.
Выполняют
анализ
полученной
информации, методом логического
мышления приходят к теме нового
урока. Озвучивают тему урока.
3. Начальное
погружение в
получение
новых знаний
вместе с
учителем
Частная ситуация.
«У моего друга современный смартфон. Ему подарили
родители. А у моих родителей нет такой возможности.
Они всегда отвечают: «Нет денег». В очередную
заработную плату мне родители сказали, что они мне
купят смартфон, но более дешёвый, так как такой они
не могут позволить купить. Почему родители мне так
сказали?
Ребята обсуждают ситуацию,
р а с суж д а ю т,
а н а л и з и р у ю т,
формулируют ответ на вопрос
Личностные:
- Проявление творческого
отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-
ценностного отношения к
учебной проблеме.
Что такое семейный бюджет?
Что формирует семейный бюджет?
Что такое бюджетная корзина?
Включение в деловой ритм.
Оценка
позитивного
настроя
ребят,
усиленная
активация, призыв на результат.
Расшифровывают ключевое слово
б юд ж е т,
р а з б и р а ют
с м ы с л
понятий доход и расход бюджета,
бюджетная корзина.
С а м о о ц е н к а
п о л у ч е н н ы х
знаний, умение их обобщать.
4.
Построение
алгоритма
действий
получения
знаний.
Ребята, я попрошу вас подойти к столу, на котором лежат
части картинок. Возьмите одну из них, которая вас
заинтересовала. Попробуйте собрать из частей общую
картинку.
У кого части совпали, вы группируетесь в группу (семья)
(Картинка делится пополам. Ребята разбиваются по
группам)
И так, ваш выбор поможет нам определить, в какой семье
вы будете работать.
Деловая игра.
Каждой семье даётся задание.
Оценка позитивного настроя ребят, усиленная
активация, призыв на результат
Ребята подходят к столу, каждый из
них
выбирает
понравившуюся
часть.
Пытаются собрать части в единое
целое.
Формируются
группы
(семьи).
Коммуникативные:
у м е н и е
с
д о с т а т о ч н о й
п о л н о т о й
и
точностью выражать свои мысли,
оп и ра яс ь
н а
о п р е д е л е н и я ,
и м е ю щ и е с я
з н а н и я ;
умение
слушать
ответы
своих
одноклассников; оформлять свою
м ы с л ь
в
у с т н о й
р е ч и ,
высказывать свою точку зрения,
формулировать
высказывание
Р е г у л я т и в н ы е :
у м е н и е
регулировать
свои
действия,
не
перебивать одноклассников.
Познавательные:
умение давать оценку своим
действиям, оценивать результат;
5.
Самостояте
льное
погружение
в получение
новых
знаний
1.
Даю
настрой
на
работу
каждой
семье.
;задание
выполняется 4 минуты).
Подготовить выступление по заданию 2. (Приложение 1)
Работа в семьях. Учитель контролирует.
Оценка позитивного настроя ребят, усиленная
активация, призыв на результат.
оценка работы в команде(активность, навыки
групповой работы, время работы). Оценка
мыслительной деятельности ребят, выдвижение
гипотез, решение проблемных ситуаций. Оценка
позитивного настроя на дальнейшую работу.
-Как вы считаете, выгодно ли семьям 1 и 3 нанять
няню, если оплата ее услуг ежемесячно стоит 40.000
руб.?
2.Выполнить задание 2 (Приложение 2)
Работа в семьях. Учитель контролирует.
Оценка
позитивного
настроя
ребят,
усиленная
активация, призыв на результат.
оценка
работы
в
команде(активность,
навыки
групповой
работы,
время
работы).
Оценка
мыслительной деятельности ребят, выдвижение
гипотез,
решение
проблемных
ситуаций.
Оценка
Ученики
делают
необходимые
записи, которые им помогут при
выступлении. Готовят спикера для
выступления.
Самооценка настроя на работу,
оценка
ребятами
алгоритма
в ы п о л н е н и я
з а д а н и я .
С а м о о ц е н к а
п о л у ч е н н ы х
знаний, умение их обобщать.
Ребята обсуждают,
анализируют, формулируют ответ
на вопрос.
Каждая семья дает ответ.
Делают вывод.
Самооценка настроя на работу,
оценка
ребятами
алгоритма
в ы п о л н е н и я
з а д а н и я .
С а м о о ц е н к а
п о л у ч е н н ы х
знаний, умение их обобщать.
Личностные:
- Проявление творческого
отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-
ценностного отношения к
учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
Умения:
- перерабатывать полученную
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в
другую;
- обобщать полученную
информацию;
- давать оценку своим действиям,
оценивать результат;
- находить ответы на вопросы,
используя новую информацию.
Регулятивные
Умения:
- работать по предложенному
учителем плану, проговаривая
позитивного настроя на дальнейшую работу
На что семья тратит денежные средства?
Какие виды расходов вы бы добавили в
таблицу?
Заполните таблицу, обращая внимание на
совокупный доход членов семьи.
На какой из пунктов тратится больше всего
денежных средств семьи?
Как рационально распорядиться своими
доходами?
Вывод: необходимо научиться управлять финансами.
Ребята обсуждают,
анализируют, формулируют ответ
на вопрос.
Делают вывод.
последовательность действий;
- формулировать вопрос,
проблему, затруднения, с
которыми столкнулись учащиеся;
оценивать сложившуюся
учебную ситуацию.
Коммуникативные
Умения:
- оформлять свою мысль в устной
речи, высказывать свою точку
зрения, формулировать
высказывание;
- сотрудничать, договариваться о
последовательности действий и
результате, учиться представлять
другим ход работы и ее результат,
слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые
средства для дискуссии и
аргументации своей позиции.
Предметные
- усвоить , как делать расчёты в
электронных таблицах,
анализировать данные;
- умения правильно оформлять
заголовки, конструировать
таблицу;
- умения объяснять полученные
результаты
- усвоить, как правильно создать
алгоритм решения задачи в
электронных таблицах;
6.Защита
своих работ.
Внедрение
знаний
учителя
3.Выполнить задание 3 (Приложение 3)
Работа в семьях. Учитель контролирует.
Оценка
позитивного
настроя
ребят,
усиленная
активация, призыв на результат.
оценка работы в команде(активность, навыки
групповой работы, время работы). Оценка
мыслительной деятельности ребят, выдвижение
гипотез, решение проблемных ситуаций. Оценка
позитивного настроя на дальнейшую работу
Расчитайте, какова должно быть площадь
квартиры для каждой из семей с учетом
тарифов на ЖКХ?
Какими правомерными способами можно
снизить потребление холодной и горячей воды,
электричества?
-Озвучьте, пожалуйста, ваши результаты работ.
С а м о о ц е н к а
п о л у ч е н н ы х
р е з у л ь т а т о в ,
у м е н и е
и х
обобщать.
оценка
причин
ошибочного
решения
и
как
улучшить
результат.
Оценку
учителя
занесли
в
оценочную
таблицу.
Ребята обсуждают, делают расчеты,
анализируют, формулируют ответ
на вопрос.
Делают вывод.
Спикеры выступают.
Метапредметные
Познавательные:
Умения:
- перерабатывать полученную
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в
другую;
- обобщать полученную
информацию;
- давать оценку своим действиям,
оценивать результат;
Регулятивные
Умения:
- формулировать вопрос,
проблему, затруднения, с
которыми столкнулись учащиеся;
оценивать сложившуюся
учебную ситуацию.
Коммуникативные
Умения:
- сотрудничать, договариваться о
последовательности действий и
результате, учиться представлять
другим ход работы и ее результат,
слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые
средства для дискуссии и
аргументации своей позиции.
Предметные
- усвоить , что входит в
финансовую грамотность;
- умения правильно строить
таблицы, делать расчёты;
8.
Рефлексия
деятельност
и на уроке.
Домашнее
задание.
Почему важно вести личный и семейный
бюджет?
Какую полезную информацию вы получили на
сегодняшнем занятии?
Где полученные знания вам могут пригодиться
в жизни?
Какое посильное участие вы можете внести в
сохранение семейного бюджета?
Домашнее задание. Подумайте, как вы можете помочь
своему семейному бюджету?
(задание на использование полученных знаний).
Ребята отвечают на поставленные
вопросы.
Каждая
семья
даёт
самооценку
Выражают впечатления от работы
в команде.
Ребята
записывают
домашнее
задание.
9.
Закреплени
е рефлексии
Какие рекомендации вы бы дали своим близким и
друзьям по планированию семейного бюджета?
Каждая семья разрабатывает
памятку по экономии и
сбережению семейного бюджета.
Личностные:;
- Проявление эмоционально-
ценностного отношения к
учебной проблеме;
Оценка позитивного настроя.
Оценка деятельности ребят на уроке, подведение
итогов, оценка уровня результатов знаний;
Итоговая отметка (переведённая из баллов-
оценок) с выставлением в журнал и
озвучивание отметки, вместе с оценкой
успехов на уроке этих ребят.
Спикер зачитывает рекомендации.
Итоговая оценка=отметка за
урок
смыслообразование.
Метапредметные
Познавательные:
Умения:
- обобщать полученную
информацию;
- давать оценку своим действиям,
оценивать результат;
Регулятивные
Умения:
- формулировать вопрос
проблему, затруднения, с
которыми столкнулись учащиеся;
оценивать сложившуюся
учебную ситуацию.
Коммуникативные
Умения:
- оформлять свою мысль в устной
речи, высказывать свою точку
зрения, формулировать
высказывание;
- сотрудничать, договариваться о
последовательности действий и
результате, учиться представлять
другим ход работы и ее результат,
слушать мнение других;
Приложение 1
Задание 1
Таблица 1: «Состав семьи и ее доходы»
Семья 1
Семья 2
Семья 3
Мама – доход 20.000 руб.
Мама – доход 40.000 руб.
Мама – не работает
Папа - доход 36.000 руб.
Папа - доход 50.000 руб.
Папа – доход 220.000
Сын школьник
Сын школьник
Сын не работает
Дочь посещает детский сад (расход 2.000 руб.)
Дочь школьница
Дочь посещает детский сад (расход 2.000 руб.)
Бабушка – доход 40.000 руб.
Бабушка – не работает
Дочь школьница
Сколько человек в каждой из семей получает доход?
Назовите, в какой из семей больше всего совокупный доход?
Как вы считаете, выгодно ли семьям 1 и 3 нанять няню, если оплата ее услуг ежемесячно стоит 40.000 руб.?
Приложение 2
Задание 2
Таблица 2: «Расходы семьи»
Семья 1
Семья 2
Семья 3
Продукты питания и безалкогольные напитки
Алкогольные напитки, табачные изделия
Одежду, обувь
Жилищные услуги, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива
Предметы домашнего обихода, бытовую технику и уход за домом
Здравоохранение
Организацию отдыха и культурные мероприятия
Образование
Как рационально распорядиться своими доходами?
На что семья тратит денежные средства?
Какие виды расходов вы бы добавили в таблицу?
Заполните таблицу, обращая внимание на совокупный доход членов семьи.
На какой из пунктов тратится больше всего денежных средств семьи?
Приложение 3
Задание 3.
№
п/п
Виды услуг
Ед.
изм.
Объем оказ. услуг
Тариф
на
оказ.
услугу
Итого к
оплате за
расчетны
й период,
руб.
Индив.
потреб.
Общедом
.
нужды
1
2
3
4
5
6
7
1
Содержание и
ремонт
м2
0,00
36,03
2
Отопление
Гкал
0,00
1 811,51
3
ХВС норма
м3
0,00
38,34
4
ГВС норма
м3
0,00
139,78
5
Водоотведени
е
м3
0,00
34,66
6
Электричеств
о
кВт.
ч
0,00
3,37
7
Электричеств
о ОДН
кВт.
ч
0,00
0,00
Итого за отчетный период
Расчитайте, какова должно быть площадь квартиры для каждой из семей с учетом тарифов на ЖКХ?
Какими правомерными способами можно снизить потребление холодной и горячей воды, электричества?
Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися
Этап
Ожидаемые результаты
Типы заданий
контрольно-
измерительных процедур
1.
Организационный
момент
Настройка обучающихся на урок
Определение темы урока.
---------
2. Повторение-обобщение
изученного материала
Формирование команд,
распределение ролей.
------
2.1 Разминка
Знание основного понятия
бюджет, семейный бюджет.
Проведение расчетов и
закрепление понятий
(Приложение 1)
2.2 Беседа
Знание структуры семейного
бюджета; знание источников
сбережения.
Устный опрос
2.3 Решение задач
Умение подсчитывать расходы и
доходы семейного бюджета,
формулировка советов своей
семье.
Заполнение таблицы
(Приложение 2 ). Решение
проблемной ситуации.
Проведение расчетов
(Приложение 3)
3. Подведение итогов
Умение составлять на бумаге или
с помощью компьютера
простейший бюджет семьи.
Формулирование советов
по планированию
семейного бюджета
4.Рефлексия
Оценка доли обучающихся,
усвоивших материал занятия.
Самооценка с помощью
приложения (Приложение
4)
5.Домашнее задание
Записанное домашнее задание
Составить бюджет своей
семьи на 1 месяц, создать
памятку «На чём можно
сэкономить», составить
синквейн «Семейный
бюджет».