Напоминание

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми дошкольного возраста


Автор: Яндубаева Наталия Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №15
Населённый пункт: г.Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ
Наименование материала: Консультация
Тема: Методические рекомендации по работе с одаренными детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации по работе

с одаренными детьми дошкольного возраста.

Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-

педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых

странах. Мы все слышали о вундеркиндах, еще в годы детства поражающих

своими удивительными способностями. История знает случаи, когда многие

выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными способностями.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,

иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки

для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе

имеющей стихийный, самодеятельный характер.

В большинстве своем образовательный процесс в дошкольных

образовательных учреждениях строился без учета индивидуальности

ребенка.

Сейчас, в условиях введения ФГОС ДО, создание условий, способствующих

развитию одаренности детей еще в дошкольном возрасте, развитию их

разнообразных потенциальных возможностей, является одной из

приоритетных задач современного дошкольного образования.

Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в

формировании творческой личности. В семье складывается отношение к

неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии

формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или

пассивную позицию в отношении развития своих способностей.

Зачастую чрезмерная обучающая деятельность, тем более, если она

предполагает выполнение большого количества заданий репродуктивного

типа, негативно сказывается на одаренности ребенка.

Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно

угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается

помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей.

И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального

соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями,

интересами ребенка.

Специалисты отмечают, что ребенок развивается с необычайной скоростью,

поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на

каждой ступени. Одаренные дети чаще всего развиваются с опережением. Их

неординарные способности нередко провоцируют родителей на

форсирование развития потенциала детей.

Свободные игры – такой интересный для ребенка и значимый для его

развития элемент детства, вытесняются из жизни ребенка, и заменяются

родителями «более полезными для развития» занятиями музыкой, танцами,

спортом. Обучение школьным навыкам начинается с 3-4 лет. Детство

сокращается, при форсировании развития не всегда успевают созревать

разнообразные способности ребенка.

Выступая против попыток искусственной акселерации, А. В. Запорожец в

противовес выдвинул идею расширения, углубления тех сторон развития,

которые специфичны именно для дошкольного возраста. По мнению, А. В.

Запорожца, если в детские годы не сформировать должным образом

непосредственное восприятие окружающего и наглядно-образное мышление,

то и дальнейшее развитие может получить чрезмерно отвлеченный,

оторванный от конкретной действительности характер.

Специфические виды детской деятельности – предметная игра, рисование,

конструирование, лепка и др. – не только возможны, но и необходимы для

раскрытия одаренности дошкольника.

Сегодня, в связи с бурным развитием современной компьютерной техники,

возникает потребность ее использования для развития дошкольников.

Здесь можно порекомендовать взвешенное отношение родителей и педагогов

дошкольных образовательных учреждений к взаимодействию ребенка и

компьютера. С одной стороны, неправильно будет ограждать ребенка от

реально существующей информационной цивилизации.

С другой стороны, время нахождения ребенка у компьютера должно быть

строго регламентировано – не более 15 минут в день в младшем дошкольном

возрасте и, доводя до максимальных значений 30-45 минут в день, в старшем

дошкольном возрасте. Следует понимать, что занятия с компьютером не

замещают, а дополняют другие формы развития ребенка.

Одаренный ребенок очень чувствителен к мнениям, оценкам

окружающих. Он предъявляет высокие требования к себе и другим. Иногда

нужно защитить одаренного ребенка от него самого, т. к. его излишняя

требовательность может действовать и разрушительно.

Возраст от 5 до 8 лет Э. Эриксон определяет как период«предприимчивости

против неполноценности».

Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее

воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-

педагогических условий. Среда, в которой одарённость могла бы

актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:

- Высокой степенью неопределенности и потенциальной

многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность

стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых.

Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения.

Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и

его результаты.

- Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие

необходимого (максимального) материального и информационного ресурса,

доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого

их использования. -

Активизация трансформационных возможностей предметно-

пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть

способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.

- Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает

отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности

самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность,

способы ее решения. -

Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее

коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только

в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности. На

основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик

развивающей среды можно предложить следующие рекомендации по

развитию одаренных детей дошкольного возраста: 1)

вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости

деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго

контролируемых условий;

3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды

деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов

(постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет

известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств

осуществления деятельности, а не принятие готовых;

6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и

родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с

взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и

результатов взрослой креативности;

7) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей

среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и

разнообразие предметов в данной микросреде, в т. ч. современные ИКТ,

возможность разнообразного их использования детьми);

8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников,

формирование ответственности за себя и свое поведение;

9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для

награды или осуждения;

10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности

спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

При выполнении вышеперечисленных рекомендаций необходимо не забывать

об определяющем значении для развития одарённости ребенка дошкольного

возраста организации соответствующей развивающей среды, и

целенаправленной поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих

его взрослых.



В раздел образования