Автор: Яндубаева Наталия Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №15
Населённый пункт: г.Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ
Наименование материала: Консультация
Тема: Методические рекомендации по работе с одаренными детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации по работе
с одаренными детьми дошкольного возраста.
Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-
педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых
странах. Мы все слышали о вундеркиндах, еще в годы детства поражающих
своими удивительными способностями. История знает случаи, когда многие
выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными способностями.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки
для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе
имеющей стихийный, самодеятельный характер.
В большинстве своем образовательный процесс в дошкольных
образовательных учреждениях строился без учета индивидуальности
ребенка.
Сейчас, в условиях введения ФГОС ДО, создание условий, способствующих
развитию одаренности детей еще в дошкольном возрасте, развитию их
разнообразных потенциальных возможностей, является одной из
приоритетных задач современного дошкольного образования.
Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в
формировании творческой личности. В семье складывается отношение к
неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии
формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или
пассивную позицию в отношении развития своих способностей.
Зачастую чрезмерная обучающая деятельность, тем более, если она
предполагает выполнение большого количества заданий репродуктивного
типа, негативно сказывается на одаренности ребенка.
Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно
угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается
помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей.
И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального
соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями,
интересами ребенка.
Специалисты отмечают, что ребенок развивается с необычайной скоростью,
поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на
каждой ступени. Одаренные дети чаще всего развиваются с опережением. Их
неординарные способности нередко провоцируют родителей на
форсирование развития потенциала детей.
Свободные игры – такой интересный для ребенка и значимый для его
развития элемент детства, вытесняются из жизни ребенка, и заменяются
родителями «более полезными для развития» занятиями музыкой, танцами,
спортом. Обучение школьным навыкам начинается с 3-4 лет. Детство
сокращается, при форсировании развития не всегда успевают созревать
разнообразные способности ребенка.
Выступая против попыток искусственной акселерации, А. В. Запорожец в
противовес выдвинул идею расширения, углубления тех сторон развития,
которые специфичны именно для дошкольного возраста. По мнению, А. В.
Запорожца, если в детские годы не сформировать должным образом
непосредственное восприятие окружающего и наглядно-образное мышление,
то и дальнейшее развитие может получить чрезмерно отвлеченный,
оторванный от конкретной действительности характер.
Специфические виды детской деятельности – предметная игра, рисование,
конструирование, лепка и др. – не только возможны, но и необходимы для
раскрытия одаренности дошкольника.
Сегодня, в связи с бурным развитием современной компьютерной техники,
возникает потребность ее использования для развития дошкольников.
Здесь можно порекомендовать взвешенное отношение родителей и педагогов
дошкольных образовательных учреждений к взаимодействию ребенка и
компьютера. С одной стороны, неправильно будет ограждать ребенка от
реально существующей информационной цивилизации.
С другой стороны, время нахождения ребенка у компьютера должно быть
строго регламентировано – не более 15 минут в день в младшем дошкольном
возрасте и, доводя до максимальных значений 30-45 минут в день, в старшем
дошкольном возрасте. Следует понимать, что занятия с компьютером не
замещают, а дополняют другие формы развития ребенка.
Одаренный ребенок очень чувствителен к мнениям, оценкам
окружающих. Он предъявляет высокие требования к себе и другим. Иногда
нужно защитить одаренного ребенка от него самого, т. к. его излишняя
требовательность может действовать и разрушительно.
Возраст от 5 до 8 лет Э. Эриксон определяет как период«предприимчивости
против неполноценности».
Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее
воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-
педагогических условий. Среда, в которой одарённость могла бы
актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:
- Высокой степенью неопределенности и потенциальной
многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность
стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых.
Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения.
Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и
его результаты.
- Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие
необходимого (максимального) материального и информационного ресурса,
доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого
их использования. -
Активизация трансформационных возможностей предметно-
пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть
способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.
- Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает
отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности
самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность,
способы ее решения. -
Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее
коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только
в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности. На
основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик
развивающей среды можно предложить следующие рекомендации по
развитию одаренных детей дошкольного возраста: 1)
вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости
деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго
контролируемых условий;
3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды
деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов
(постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет
известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств
осуществления деятельности, а не принятие готовых;
6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и
родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с
взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и
результатов взрослой креативности;
7) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей
среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и
разнообразие предметов в данной микросреде, в т. ч. современные ИКТ,
возможность разнообразного их использования детьми);
8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников,
формирование ответственности за себя и свое поведение;
9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для
награды или осуждения;
10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности
спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.
При выполнении вышеперечисленных рекомендаций необходимо не забывать
об определяющем значении для развития одарённости ребенка дошкольного
возраста организации соответствующей развивающей среды, и
целенаправленной поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих
его взрослых.