Автор: Саушкина Лариса Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №159
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Роль дошкольного учреждения в духовно-нравственном становлении личности ребенка.
Раздел: дошкольное образование
Роль дошкольного учреждения в духовно-нравственном
становлении личности ребенка.
The role of preschool education in the spiritual and moral
development of the child.
__________________________________________________________
Аннотация: Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего
поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное
место
и
становится
одной
их
актуальных.
На
духовно-нравственное
воспитание
оказывает
влияние
воспитательно-образовательный
процесс
детского сада, социальное окружение и характер общественных отношений,
стиль жизни семьи, семейные традиции. В настоящее время в нашей стране
воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из
приоритетных
государственных
задач. В
статье
представлена
теория
по
обеспечению
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
будущего
гражданина
России
в
сотрудничестве
с
родителями,
педагогическим коллективом.
_________________________________________________________________
Abstract: The problem of spiritual and moral education of the younger generation in the history
of Russian pedagogy has always occupied a worthy place and becomes actual . Educational and
learning process of kindergarten , social environment and the nature of social relations , family
lifestyle , family traditions affect the spiritual and moral development. In our country education
of highly moral, patriotic personality is one of the prior tasks of the state . The article presents a
theory of spiritual and moral development and education of a future citizen of Russia , in
collaboration with parents and teaching staff.
____________________________________________________________________________
Ключевые
слова:
педагогический
коллектив,
актуальность,
духовно-
нравственное
воспитание,
инновационная
деятельность,
приоритетное
направление, работа с родителями
Keywords: pedagogical staff, relevance, spiritual and moral education, innovation, priority,
collaboration of parents and teaching staff.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,
а
настоящая,
яркая,
самобытная,
неповторимая
жизнь.
И
от
того,
как
прошло
детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира, от этого в решающей степени зависит каким человеком станет
сегодняшний малый».
В.А .Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
Детство - это важнейший период в жизни человека. Ребенок делает
первые шаги, познает окружающий мир. Важно помочь ребенку узнать его с
прекрасной стороны, самостоятельно увидеть и научиться распознавать
добро и зло, научиться любить природу, родной край, Отечество.
Фраза «Все начинается с детства» - достаточно четко определяет
актуальность темы обсуждаемой в современном образовании. Духовно-
нравственное становление ребенка в дошкольном возрасте, подготовка его к
самостоятельной жизни, есть важнейшая составляющая развития общества и
государства. Кризис нравственности и бездуховности молодежи, дисбаланс
социальных идеалов и ценностей в обществе ставит эту задачу как основную,
как важнейший приоритет безопасности страны.
История духовности развития народа России, становление его
нравственности, культуры, семьи, быта, государственности всегда были
связаны с православной христианской верой. Около 85% населения
Российской Федерации по этническим, нравственным, культурным,
духовным и семейным традициям тяготеют к Православному Христианству.
С начала 90-х годов, разные виды дошкольных учреждений:
государственные, муниципальные, конфессионные, с этнокультурным
компонентом, ставят целью воспитательно - образовательного процесса
подготовку духовно-воспитанных, культурных и образованных будущих
граждан Отечества.
В рамках инновационной деятельности педагогический коллектив
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №
159» имени пр. Сергия Радонежского г. Оренбурга в течении 20 лет работает
над проблемой «Духовно-нравственного становления личности ребенка через
слияние светской педагогики с православной».
Изучение образовательных потребностей и желаний родителей,
возможностей коллектива педагогов работать в инновационном режиме
способствовали определению долгосрочной стратегической цели
деятельности приоритета дошкольного учреждения «Начало духовно-
нравственного становления личности ребенка». В дошкольном учреждении
учитываются историческая преемственность многовекового опыта
православной педагогики и христианской практики воспитания, а так же
педагогическая преемственность и логическая непротиворечивость с
существующими государственными образовательными стандартами и
типовыми программами.
Мы считаем, что воспитывая детей, важно показать ребенку, что наряду
с внешним окружающим его миром есть и другой, внутренний мир человека
– мир желаний, переживаний, чувств, которые содействуют, прежде всего,
духовному развитию ребенка. Общечеловеческие ценности современного
общества имеют несколько уровней. Педагоги обращаются к ценностям более
высоким, к достаточно общим понятиям, ориентация на которые и должна
рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности: Земля,
Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
Приоритетное направление реализуется в вариативной части учебного
плана и обеспечено вариативными программами имеющими гриф
Министерства образования РФ. В вариативной части учебного плана в
старших группах, по желанию родителей, действует факультатив «Основы
православной культуры» два раза в неделю во 2-ой половине дня, согласно
планированию. Планирование создано педагогическим коллективом
самостоятельно с учетом возрастных особенностей детей. Приобретенные
знания: по храмовой архитектуре, живописи, о Защитниках Земли Русской
(Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Федор Ушаков),
способствуют становлению нравственности ребенка дошкольного возраста.
Познавая основы православия, у ребенка формируются такие нравственные
качества, как любовь к ближнему, родной природе, Отчизне, почитание
старших, стремление к добродетели, милосердию, чувству долга,
порядочности, скромности, послушанию и т.д.
Условия, созданные в ДОУ, способствуют формированию у детей
духовно-нравственного воспитания, патриотических чувств, основ
гражданственности. Сформирован уклад жизни дошкольного учреждения в
соответствии с духовно-нравственными традициями православной
педагогики, годовым кругом праздников церковного и гражданского
календаря, включающего: Рождество, Пасху, Праздник славянской
письменности, Троицу, Яблочный Спас.
Велика роль семейного духовно-нравственного воспитания в
стабилизации духовных процессов в социуме, в духовном возрождении,
воссоздании ценностной сферы жизни всего общества и отдельного
человека. Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а
именно, в совместной деятельности. Эта задача вполне решаема, если
объединить усилия всех педагогов дошкольного учреждения, родителей и
детей.
Взаимодействие с родителями условно состоит из трех блоков:
информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ
сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а
также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного
учреждения.
Задачи, которые решают в этом блоке, определяют методы и формы
дальнейшей работы педагогов:
опрос,
анкетирование,
патронаж,
интервьюирование,
наблюдение,
изучение медицинских карт
специальные диагностические методики, используемые в основном
психологами.
Второй блок условно назван практическим, потому что в нем содержится
информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со
здоровьем детей и их развитием. Формы и методы работы используются
медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами и
зависят от информации, которую они получают при анализе ситуации в
рамках первого блока. Работа с родителями строится по двум
взаимосвязанным направлениям.
Первое направление – педагогическое сопровождение родителей
представляет собой передачу им необходимой информации по тому или
иному вопросу. Для решения которых используются разные формы:
наглядно-информационные
выпуск газет,
паспорт здоровья,
листы-памятки,
открытые занятия для родителей,
мини-библиотека,
информационные стенды,
дни открытых дверей,
выставка пособий,
библиотека игр и упражнений и т.д.
познавательные
практикумы,
индивидуальное и подгрупповое консультирование,
нетрадиционные родительские собрания,
устные журналы,
экскурсии;
видеотека,
аудиотека и т.д.
Второе направление – организация продуктивного общения всех
участников образовательного пространства, с этой целью планируются и
проводятся мероприятия, предполагающие непосредственное общение
взрослых с детьми.
Соответственно решению данной задачи выбираются и формы
взаимодействия:
игротеки,
выставки выходного дня,
театральная пятница,
встречи с интересными людьми,
праздники,
издание семейных газет,
журналов,
защита семейных проектов,
ведение домашних читательских дневников,
походы и многое другое.
К сожалению, формы и методы работы сами по себе не могут
способствовать развитию сознательности и активности у родителей.
С целью эффективного решения этой проблемы был введен третий блок
– контрольно-оценочный.
Блок предполагает анализ эффективности мероприятий, которые
проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие
с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия
используются:
опрос,
книги отзывов,
оценочные листы,
экспресс-диагностику и другие методы,
собеседование с детьми,
наблюдения,
не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
Работа с родителями в этом направлении позволяет структурировать
деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и
на уровне отдельной группы детского сада.
В дошкольном учреждении сложился системный подход, состоящий из
пяти направлений, которые определяют содержание работы с семьей.
ознакомление родителей с содержанием образовательного
процесса;
педагогическое просвещение;
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
корректировка воспитания в семьях отдельных детей;
организация работы с родительским активом и взаимодействие с
общественными организациями.
В результате совместной деятельности: формируется активная
родительская позиция и адекватная самооценка, обогащение опыта
семейного воспитания, развиваются дружеские взаимоотношения между
семьями, что позволяет реализовывать свои педагогические знания в
воспитании детей.
Инновационный потенциал дошкольного учреждения позволяет
интегрировать и развивать образовательный процесс, осуществлять
фундаментальную подготовку педагогических кадров, развивать личность
ребенка с признанием его индивидуальной неповторимости, развивать
духовно-нравственные начала у детей.
Список литературы:\
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р. С., Година
Г. Н., Шатова А. Д. и др.; Под. ред. Виноградовой А.М.
2. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в современном мире». //Д/в № 9 – 2001.
3. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2004 –
96 с.
4. Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети»
5. В. Маркова «Нравственное воспитания с точки зрения отечественной педагогики» Д/в
№ 12 2006 год
6. Н. Султанова, Н. Цилько «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Д/в №5
2004 год.
7. Алексий II, бывший Патриарх Московский и Всея Руси. О духовном образовании и
духовном воспитании. \\ Православное слово. №1 М.,2005 г.
8. Борытко Н. М. Онтологический подход в воспитании. Сб. Духовно-нравственное
воспитание: от методологии педагогической деятельности. Волгоград 2005.
9. Кураев А. Взрослым о детской вере. М. Паломник, 2003
10. Максимова Г. П. Методика церкви и проблема методов православного воспитания. Сб.
Духовно-нравственное воспитание: от методологии к педагогической деятельности.
Волгоград 2005.
11. Шестун Е., протоирей «Православная культура», М., 2003\\«Педагогика русской
цивилизации»
12. Абраменкова В.В. Духовно нравственное развитие современного ребенка в различных
общностях и социальных группах. М., 2001
13. Петракова Т.И. Духовность и нравственность базовые характеристики личности. //
Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие - М.: Импэто, 2004
14. Склярова Т.В. Духовно-нравственное воспитание. Сборник статей / Составление и
общая редакция - М.Н. Лазутова, Т.И.Петракова. - М.: Импэто, 2004., с.37)
15. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду, как форма работы с детьми и
родителями [Текст] / Н.А. Рыжова. М.: Педагогический университет «Первое
сентября», 2010. — 96 с.
16. Гладких Л. П. Основы православной культуры : науч.-метод. пособие для педагогов
детских садов. –Курск, 2008.
References:
___________________________________________________________________________
1. Educating Moral Sentiments older preschoolers : 2nd ed . / / Bure RS, Godin GN, Shatova AD
and others; Under. Ed. Vinogradova AM
2 . Mulko JF Socio- moral education of preschool children 5-7 years. - M., 2004 - 96 .
3 . Bure RS, LF Ostrovskaja " Teacher and children"
4. NV Sultanov , N. Zielke "Spiritual and moral education of preschoolers ' D / number in May
2004 .
5. Borytko NM ontological approach in education. Sat Spiritual and moral education : the
methodology of pedagogical activity . Volgograd in 2005 .
6 . Maximova GP Methodology church and problem methods Orthodox upbringing . Sat
Spiritual and moral education : from methodology to teaching . Volgograd in 2005 .
7. Shestun E., archpriest "Orthodox culture" , Moscow, 2003 \ \ "Pedagogy of Russian
civilization"
8. Petrakova TI Spirituality and morality basic personality characteristics . / / Spiritual and moral
education : Continuity and Development - M. Impeto 2004
9. Sklyarov TV Spiritual and moral education . Collection of articles / Preparation and general
editing - MN Lazutova , T.I.Petrakova . - M.: Impeto 2004 . , P.37 )
10. Smooth LP Fundamentals of Orthodox Culture : scientific- method . allowance for
kindergarten teachers . - Kursk, 2008 .