Напоминание

Роль дошкольного учреждения в духовно-нравственном становлении личности ребенка.


Автор: Саушкина Лариса Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №159
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Роль дошкольного учреждения в духовно-нравственном становлении личности ребенка.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль дошкольного учреждения в духовно-нравственном

становлении личности ребенка.

The role of preschool education in the spiritual and moral

development of the child.

__________________________________________________________

Аннотация: Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего

поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное

место

и

становится

одной

их

актуальных.

На

духовно-нравственное

воспитание

оказывает

влияние

воспитательно-образовательный

процесс

детского сада, социальное окружение и характер общественных отношений,

стиль жизни семьи, семейные традиции. В настоящее время в нашей стране

воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из

приоритетных

государственных

задач. В

статье

представлена

теория

по

обеспечению

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

будущего

гражданина

России

в

сотрудничестве

с

родителями,

педагогическим коллективом.

_________________________________________________________________

Abstract: The problem of spiritual and moral education of the younger generation in the history

of Russian pedagogy has always occupied a worthy place and becomes actual . Educational and

learning process of kindergarten , social environment and the nature of social relations , family

lifestyle , family traditions affect the spiritual and moral development. In our country education

of highly moral, patriotic personality is one of the prior tasks of the state . The article presents a

theory of spiritual and moral development and education of a future citizen of Russia , in

collaboration with parents and teaching staff.

____________________________________________________________________________

Ключевые

слова:

педагогический

коллектив,

актуальность,

духовно-

нравственное

воспитание,

инновационная

деятельность,

приоритетное

направление, работа с родителями

Keywords: pedagogical staff, relevance, spiritual and moral education, innovation, priority,

collaboration of parents and teaching staff.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,

а

настоящая,

яркая,

самобытная,

неповторимая

жизнь.

И

от

того,

как

прошло

детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из

окружающего мира, от этого в решающей степени зависит каким человеком станет

сегодняшний малый».

В.А .Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

Детство - это важнейший период в жизни человека. Ребенок делает

первые шаги, познает окружающий мир. Важно помочь ребенку узнать его с

прекрасной стороны, самостоятельно увидеть и научиться распознавать

добро и зло, научиться любить природу, родной край, Отечество.

Фраза «Все начинается с детства» - достаточно четко определяет

актуальность темы обсуждаемой в современном образовании. Духовно-

нравственное становление ребенка в дошкольном возрасте, подготовка его к

самостоятельной жизни, есть важнейшая составляющая развития общества и

государства. Кризис нравственности и бездуховности молодежи, дисбаланс

социальных идеалов и ценностей в обществе ставит эту задачу как основную,

как важнейший приоритет безопасности страны.

История духовности развития народа России, становление его

нравственности, культуры, семьи, быта, государственности всегда были

связаны с православной христианской верой. Около 85% населения

Российской Федерации по этническим, нравственным, культурным,

духовным и семейным традициям тяготеют к Православному Христианству.

С начала 90-х годов, разные виды дошкольных учреждений:

государственные, муниципальные, конфессионные, с этнокультурным

компонентом, ставят целью воспитательно - образовательного процесса

подготовку духовно-воспитанных, культурных и образованных будущих

граждан Отечества.

В рамках инновационной деятельности педагогический коллектив

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №

159» имени пр. Сергия Радонежского г. Оренбурга в течении 20 лет работает

над проблемой «Духовно-нравственного становления личности ребенка через

слияние светской педагогики с православной».

Изучение образовательных потребностей и желаний родителей,

возможностей коллектива педагогов работать в инновационном режиме

способствовали определению долгосрочной стратегической цели

деятельности приоритета дошкольного учреждения «Начало духовно-

нравственного становления личности ребенка». В дошкольном учреждении

учитываются историческая преемственность многовекового опыта

православной педагогики и христианской практики воспитания, а так же

педагогическая преемственность и логическая непротиворечивость с

существующими государственными образовательными стандартами и

типовыми программами.

Мы считаем, что воспитывая детей, важно показать ребенку, что наряду

с внешним окружающим его миром есть и другой, внутренний мир человека

– мир желаний, переживаний, чувств, которые содействуют, прежде всего,

духовному развитию ребенка. Общечеловеческие ценности современного

общества имеют несколько уровней. Педагоги обращаются к ценностям более

высоким, к достаточно общим понятиям, ориентация на которые и должна

рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности: Земля,

Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.

Приоритетное направление реализуется в вариативной части учебного

плана и обеспечено вариативными программами имеющими гриф

Министерства образования РФ. В вариативной части учебного плана в

старших группах, по желанию родителей, действует факультатив «Основы

православной культуры» два раза в неделю во 2-ой половине дня, согласно

планированию. Планирование создано педагогическим коллективом

самостоятельно с учетом возрастных особенностей детей. Приобретенные

знания: по храмовой архитектуре, живописи, о Защитниках Земли Русской

(Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Федор Ушаков),

способствуют становлению нравственности ребенка дошкольного возраста.

Познавая основы православия, у ребенка формируются такие нравственные

качества, как любовь к ближнему, родной природе, Отчизне, почитание

старших, стремление к добродетели, милосердию, чувству долга,

порядочности, скромности, послушанию и т.д.

Условия, созданные в ДОУ, способствуют формированию у детей

духовно-нравственного воспитания, патриотических чувств, основ

гражданственности. Сформирован уклад жизни дошкольного учреждения в

соответствии с духовно-нравственными традициями православной

педагогики, годовым кругом праздников церковного и гражданского

календаря, включающего: Рождество, Пасху, Праздник славянской

письменности, Троицу, Яблочный Спас.

Велика роль семейного духовно-нравственного воспитания в

стабилизации духовных процессов в социуме, в духовном возрождении,

воссоздании ценностной сферы жизни всего общества и отдельного

человека. Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а

именно, в совместной деятельности. Эта задача вполне решаема, если

объединить усилия всех педагогов дошкольного учреждения, родителей и

детей.

Взаимодействие с родителями условно состоит из трех блоков:

информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ

сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а

также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного

учреждения.

Задачи, которые решают в этом блоке, определяют методы и формы

дальнейшей работы педагогов:

опрос,

анкетирование,

патронаж,

интервьюирование,

наблюдение,

изучение медицинских карт

специальные диагностические методики, используемые в основном

психологами.

Второй блок условно назван практическим, потому что в нем содержится

информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со

здоровьем детей и их развитием. Формы и методы работы используются

медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами и

зависят от информации, которую они получают при анализе ситуации в

рамках первого блока. Работа с родителями строится по двум

взаимосвязанным направлениям.

Первое направление – педагогическое сопровождение родителей

представляет собой передачу им необходимой информации по тому или

иному вопросу. Для решения которых используются разные формы:

наглядно-информационные

выпуск газет,

паспорт здоровья,

листы-памятки,

открытые занятия для родителей,

мини-библиотека,

информационные стенды,

дни открытых дверей,

выставка пособий,

библиотека игр и упражнений и т.д.

познавательные

практикумы,

индивидуальное и подгрупповое консультирование,

нетрадиционные родительские собрания,

устные журналы,

экскурсии;

видеотека,

аудиотека и т.д.

Второе направление – организация продуктивного общения всех

участников образовательного пространства, с этой целью планируются и

проводятся мероприятия, предполагающие непосредственное общение

взрослых с детьми.

Соответственно решению данной задачи выбираются и формы

взаимодействия:

игротеки,

выставки выходного дня,

театральная пятница,

встречи с интересными людьми,

праздники,

издание семейных газет,

журналов,

защита семейных проектов,

ведение домашних читательских дневников,

походы и многое другое.

К сожалению, формы и методы работы сами по себе не могут

способствовать развитию сознательности и активности у родителей.

С целью эффективного решения этой проблемы был введен третий блок

– контрольно-оценочный.

Блок предполагает анализ эффективности мероприятий, которые

проводятся специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие

с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия

используются:

опрос,

книги отзывов,

оценочные листы,

экспресс-диагностику и другие методы,

собеседование с детьми,

наблюдения,

не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

Работа с родителями в этом направлении позволяет структурировать

деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и

на уровне отдельной группы детского сада.

В дошкольном учреждении сложился системный подход, состоящий из

пяти направлений, которые определяют содержание работы с семьей.

ознакомление родителей с содержанием образовательного

процесса;

педагогическое просвещение;

вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

корректировка воспитания в семьях отдельных детей;

организация работы с родительским активом и взаимодействие с

общественными организациями.

В результате совместной деятельности: формируется активная

родительская позиция и адекватная самооценка, обогащение опыта

семейного воспитания, развиваются дружеские взаимоотношения между

семьями, что позволяет реализовывать свои педагогические знания в

воспитании детей.

Инновационный потенциал дошкольного учреждения позволяет

интегрировать и развивать образовательный процесс, осуществлять

фундаментальную подготовку педагогических кадров, развивать личность

ребенка с признанием его индивидуальной неповторимости, развивать

духовно-нравственные начала у детей.

Список литературы:\

1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р. С., Година

Г. Н., Шатова А. Д. и др.; Под. ред. Виноградовой А.М.

2. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в современном мире». //Д/в № 9 – 2001.

3. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2004 –

96 с.

4. Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети»

5. В. Маркова «Нравственное воспитания с точки зрения отечественной педагогики» Д/в

№ 12 2006 год

6. Н. Султанова, Н. Цилько «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Д/в №5

2004 год.

7. Алексий II, бывший Патриарх Московский и Всея Руси. О духовном образовании и

духовном воспитании. \\ Православное слово. №1 М.,2005 г.

8. Борытко Н. М. Онтологический подход в воспитании. Сб. Духовно-нравственное

воспитание: от методологии педагогической деятельности. Волгоград 2005.

9. Кураев А. Взрослым о детской вере. М. Паломник, 2003

10. Максимова Г. П. Методика церкви и проблема методов православного воспитания. Сб.

Духовно-нравственное воспитание: от методологии к педагогической деятельности.

Волгоград 2005.

11. Шестун Е., протоирей «Православная культура», М., 2003\\«Педагогика русской

цивилизации»

12. Абраменкова В.В. Духовно нравственное развитие современного ребенка в различных

общностях и социальных группах. М., 2001

13. Петракова Т.И. Духовность и нравственность базовые характеристики личности. //

Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие - М.: Импэто, 2004

14. Склярова Т.В. Духовно-нравственное воспитание. Сборник статей / Составление и

общая редакция - М.Н. Лазутова, Т.И.Петракова. - М.: Импэто, 2004., с.37)

15. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду, как форма работы с детьми и

родителями [Текст] / Н.А. Рыжова. М.: Педагогический университет «Первое

сентября», 2010. — 96 с.

16. Гладких Л. П. Основы православной культуры : науч.-метод. пособие для педагогов

детских садов. –Курск, 2008.

References:

___________________________________________________________________________

1. Educating Moral Sentiments older preschoolers : 2nd ed . / / Bure RS, Godin GN, Shatova AD

and others; Under. Ed. Vinogradova AM

2 . Mulko JF Socio- moral education of preschool children 5-7 years. - M., 2004 - 96 .

3 . Bure RS, LF Ostrovskaja " Teacher and children"

4. NV Sultanov , N. Zielke "Spiritual and moral education of preschoolers ' D / number in May

2004 .

5. Borytko NM ontological approach in education. Sat Spiritual and moral education : the

methodology of pedagogical activity . Volgograd in 2005 .

6 . Maximova GP Methodology church and problem methods Orthodox upbringing . Sat

Spiritual and moral education : from methodology to teaching . Volgograd in 2005 .

7. Shestun E., archpriest "Orthodox culture" , Moscow, 2003 \ \ "Pedagogy of Russian

civilization"

8. Petrakova TI Spirituality and morality basic personality characteristics . / / Spiritual and moral

education : Continuity and Development - M. Impeto 2004

9. Sklyarov TV Spiritual and moral education . Collection of articles / Preparation and general

editing - MN Lazutova , T.I.Petrakova . - M.: Impeto 2004 . , P.37 )

10. Smooth LP Fundamentals of Orthodox Culture : scientific- method . allowance for

kindergarten teachers . - Kursk, 2008 .



В раздел образования