Напоминание

Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства начальной школе с использованием интерактивного оборудования.


Автор: Худякова Ольга Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 45»
Населённый пункт: городской округ Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства начальной школе с использованием интерактивного оборудования.
Раздел: начальное образование





Назад




Применение игровых технологий на уроках

изобразительного искусства начальной школе с

использованием интерактивного оборудования.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

образования является формирование универсальных учебных действий на уроках

изобразительного искусства.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели.

Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения

учиться.

Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. Одним из методов

достижения данных умений могут быть применение игровых технологий на уроках

изобразительного искусства, так как игры - это активный и веселый способ достичь

многих образовательных целей. Игра - превосходный способ подстегнуть учеников,

заставить их активно работать на уроке.

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на

уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель

формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная

задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения

учащимися материала.

Целью игровых технологий является снижение утомляемости учащихся на

уроке.

С

помощью

игровых

моментов

сделать

обучение

более

доступным

и

комфортным.

Игры

и

упражнения

могут

быть

ещё

одной

формой

проверки

и

закрепления

знаний

по

изобразительному

искусству.

Игровая

форма

на

уроках

создаётся

при

помощи

игровых

приёмов

и

ситуаций,

которые

выступают

как

средство

пробуждения,

стимулирования

учащихся

к

учебной

деятельности.

Для

поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока

следует

вводить

в

их

деятельность

различные

познавательные

ситуации,

игры-

занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы

разные

анализаторы.

Реализация

игровых

приёмов

и

ситуаций

на

уроках

происходит по основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный

материал

используется

в

качестве

её

средства,

в

учебную

деятельность

вводится

элемент

соревнований,

который

переводит

дидактическую задачу в игровую;

успешное

выполнение

дидактического

задания

связывается

с

игровым

результатом.

Игровые

занятия

по

изобразительному

искусству

помогают

привить

интерес

к

творчеству. С помощью игры дети учатся наблюдать, анализировать, сравнивать,

выражать

свои

мысли,

получать

необходимые

навыки

в

рисовании,

но

лишь

в

непринужденной, комфортной обстановке

В игре дети получают массу положительных эмоций:

радость творчества,

сотрудничества, общения,

сопереживания,

азарта,

чувство победы,

возможность проявить свои таланты.

Игровая форма на уроках создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций,

которые выступают как средство пробуждения, стимулирования учащихся к учебной

деятельности.

1

В процессе игры дети учатся правильному восприятию формы предмета, его

цвета,

величины,

пропорций,

положения

в

пространстве

относительно

других

предметов. Такие уроки дети захотят посещать вновь и вновь, а их глаза будут

излучать радость творчества. Радость и счастье в глазах ребят – лучшая награда

для учителя!

Основной тип игры на уроке это предметный. Именно посредством игры на

уроке происходит развитие познавательных интересов учащихся.

Художественные игры и упражнения могут предварять новый материал, побуждая у

учащихся

желания

овладеть

им,

закреплять

пройденное,

служить

повторением.

Художественно-дидактические игры можно разделить на несколько видов:

игры путешествия или экскурсии,

игры соревнования или эстафеты,

игры загадки, игры лото, композиционные игры.

Игровая деятельность состоит из набора развивающих игр, которые при всём

своём

многообразии

исходят

из

общей

идеи

и

обладают

характерными

особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач, которые учащиеся

решают с помощью карточек, узоров, рисунков, модели и т.д. задачи даются в устной

и практической форме. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет

уч-ся

идти

вперед

и

совершенствоваться

самостоятельно,

т.

е.

развивать

свои

творческие способности.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность

восприятия,

легкость

вхождения

в

образы,

дети

легко

вовлекаются

в

игровую

деятельность.

При

этом

игровой

сюжет

развивается

параллельно

основному

содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд

учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов

– забота каждого учителя начальной школы. На уроках изобразительного искусства

игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:

внимание;

развивающие глазомер;

тренирующие наблюдательность;

развивающие творческие способности;

воздействующие на эмоции и чувства;

раскрывающие личностные возможности ребенка.

Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в

позицию субъекта деятельности, в позицию творца. Чередование в течение урока

всех

видов

деятельности

дает

возможность

более

рационально

использовать

учебное

время,

повышать

интенсивность

работы

школьников,

обеспечивать

непрерывное

усвоение

нового

и

закрепление

пройденного

материала.

Результативность игр зависит от систематического их использования.

На уроках изобразительного искусства игры способствуют развитию связной речи,

направлены

на

развитие

памяти,

внимания,

наблюдательности,

воображения,

фантазии. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее

определенную

часть

учебного

процесса

и

объединённое

общим

содержанием,

сюжетом, персонажем. По форме упражнения могут быть:

изобразительными (рисунок, живопись, лепка);

устными (ответы по теоретическим вопросам);

письменными (анализ произведений искусства).

В

неё

включаются

последовательно

игры

и

упражнения,

формирующие

умения

выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по его определенным признакам; группы игр

воспитывающих художественный вкус.

Игровые моменты с использованием интерактивного оборудования

2

С приходом в школу компьютерных технологий у нас появилась возможность

делать уроки более разнообразными. Когда в нашей школе впервые появилась

интерактивная доска, мне самой стало интересно, как я могу применить её на своих

уроках. Позже на одном из школьных семинаров я познакомилась с

еще одной

новинкой,

это

была

документ-камера,

мне

захотелось

и

её

применить

в

своей

работе. Забегая вперед, скажу, что результаты превзошли все мои ожидания.

Свой первый урок с документ-камерой я провела с четвёртым классом по

теме «Праздничный пир в палатах». Это был обобщающий урок второго раздела:

«Древние

города

нашей

земли»

по

программе

Б.М.

Тогда

я

решила

поэкспериментировать и сделать урок необычным, тем более что урок был в конце

декабря. Вместо композиции на тему мы с ребятами делали оригами для украшения

праздничного

новогоднего

стола

подставку

под

стакан.

В

начале

урока

я

поговорила с детьми, подвела их к теме, а потом предложила им сделать поделку в

технике модульного оригами, демонстрируя способы изготовления модулей через

документ-камеру. Ребята смотрели видео и выполняли шаги вместе со мной.

Все вы прекрасно знаете, как можно использовать интерактивную доску, но

мне захотелось попробовать что-нибудь необычное и на обобщающем уроке по теме

«Каждый человек Художник» с ребятами из третьего класса мы решили использовать

интерактивную

доску

по-новому.

Сначала

ученики

должны

были

составить

композиции разных жанров на интерактивной доске, а потом выполнить творческие

работы.

Такая

игра

развивает

композиционное

мышление,

умение

находить

оптимальные

решения.

Уроки

с

использованием

интерактивного

оборудования

повышают интерес детей к предмету и помогают лучше закрепить

изученный

материал. А дети получают удовольствие от творческого процесса и улучшают свои

результаты.

Составление композиции на интерактивной доске приёмом перетаскивания.

3

Целевая ориентация игр

Дидактические:

расширение

кругозора,

познавательная

деятельность,

применение

ЗУН

в

практической

деятельности,

формирование

определенных

умений

и

навыков,

необходимых

в

практической

деятельности;

развитие

обще

учебных

умений

и

навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие:

воспитание

самостоятельности,

воли;

формирование

определенных

подходов,

позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание

сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие:

развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих

способностей, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии,

оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие:

приобщение

к

нормам

и

ценностям

общества;

адаптация

к

условиям

среды;

стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия.

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему

педагогических

ситуаций,

вызывают

у

детей

особый

интерес

к

познанию

окружающего

мира,

что

положительно

сказывается

на

их

продуктивно-

изобразительной деятельности и отношении к занятиям.

Варианты игр и упражнений, используемых на уроках

Задания № 1

Составьте изображения отдельных предметов из

геометрических фигур.

Используя изображенные на доске геометрические

фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы

(как вариант этого упражнения — индивидуальные

задания каждому ученику).

Задания № 2

4

Игра-головоломка. Составьте из геометрических

фигур изображения животных. Задание носит

творческий характер.

Задания № 3

Выполните аппликацию, состоящую из деталей

разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название

работе. Развивает умение компоновать. Способствует

развитию чувства формообразования в плоском

изображении. В дальнейшем это упражнение может

быть использовано для выполнения заданий в

технике разрезной мозаики.

Задания № 4

Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?»

Из

готовых

силуэтов

составьте

натюрморт.

Игра

может

проводиться

в

виде

соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной или интерактивной

доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные

решения.

Задание № 5

Решение кроссвордов с использованием

интерактивной доски.

Задание № 6

Изготовление поделок с использованием документ-

камеры.

Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных

особенностей

формы

предметов,

формируют

умение

сопоставлять,

находить

оптимальные

решения,

развивают

мышление,

внимание,

воображение.

Таким

образом,

использование

игровых

технологий

у

младших

школьников

на

уроках

изобразительного искусства создает внешние и внутренние условия, позволяющие

снять эмоциональную напряженность, повысить уверенность в собственных силах

ученика, вызвать познавательный интерес, что способствует проявлению творческих

способностей. А также игровая технология позволяет сформировать такие качества,

5

как положительное отношение к школе, к учебному предмету; умение и желание

включаться

в

коллективную

учебную

работу;

умение

слушать

друг

друга;

добровольное

желание

расширять

свои

возможности;

раскрытие

собственных

творческих способностей; самовыражение, самоутверждение.

Включение

в

урок

приемов,

которые

делают

процесс

обучения

интересным

и

занимательным,

создаёт

у

детей

бодрое

рабочее

настроение,

облегчает

преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые

действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и

усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что

учатся.

6



В раздел образования