Автор: Петухова Ирина Игоревна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№101"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Шахматы в школе
Тема: Технологическая карта урока по теме «Рокировка»
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока Шахматы в школе, по теме «Рокировка»
Автор: Петухова Ирина Игоревна, учитель математики МАОУ «СОШ №101» г Перми
Технологическая карта урока «Шахматы в школе»
Предмет-Шахматы в школе
Тема –Рокировка
Класс 7 «В»
Тип урока-урок открытия нового знания на основе практических умений
Технологии Проблемно - диалогическая, наблюдение
Ресурсы: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, экран с проектором, комплект шахмат для каждого
ученика, диаграммы
Организация пространства: Фронтальная работа, работа в паре.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-личностная мотивация к познавательной деятельности;
- осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с
одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной
форме о значении шахмат в жизни человека
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать результаты своей деятельности.
Предметные: научить ориентироваться на шахматной доске, познакомиться с правилами рокировки
Место проведения- класс
Время занятия-40 минут
Часть урока
Технология проведения
Содержание и ход урока
Дозировка
(мин)
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельност
ь ученика
Подготовит
ельная
Самоопределение к
деятельности.
(Организационный
момент.)
Микроцель:
- обеспечение
мотивации и
организация внимания
учащихся.
Учитель: Давайте
улыбнемся, друг другу, я
рада вновь видеть ваши
лица, ваши улыбки и
сегодняшний день
принесет нам радость
общения друг с другом.
Успехов вам и удач!
Желают друг
другу и
учителю
успехов
1мин
Положительное
отношение к школе
(Личностные УУД)
Актуализация знаний.
Цели:
-создание условий для
возникновения у
учеников внутренней
потребности включения
в учебную
деятельность;
Повторение
пройденного материала
Работа над ключевыми
терминами. Учитель задает
вопросы
– Объясните слово
“шах”? (Угроза Королю.)
– Кому объявляют
шах? (Королю.)
– В шахматной игре мат –
это? (Конец игры, когда нет
ни одной защиты Королю
от шаха.)– Какая фигура
может сделать
“вилку”? (Любая.) Какая
фигура на доске самая
сильная? (Ферзь.)
Какая фигура может
поставить шах и мат
Дети
отвечают
2-3 мин
Используют
имеющиеся опыт и
знания
Королю? (любая, даже
пешка.)
Какие бывают слоны и
почему они так
называются? (Чернопольны
е и белопольные, одни
ходят по белым полям, а
другие по чёрным.)
Патовое положение на
доске. (Ничья.)
Кто попадает на поле
превращения? (Пешка.)
Основная
Открытие новых
знаний. Цели: Ввести
понятие об особом ходе
- рокировке.
Учитель дает понятие
рокировки, показывает на
демонстрационной доске
короткую и длинную
рокировку, объясняет когда
ее можно делать, а когда
нет, учит делать записи
короткой и длинной
рокировки
Дети
слушают
учителя,
повторяют за
ним на своих
досках,
учатся
записывать
короткую и
длинную
рокировку
10 мин
Перерабатывать
полученную
информацию:
находить ответы на
вопросы
(Познавательные УУД
Практическая часть.
Цель Отработать
правила и условия
рокировки. Закрепить
правила передвижения
1.Учитель на экран
выводит упражнения №1
(см приложение)
Дети
совместно
ищут ответы
на
поставленны
10 мин
Перерабатывать
полученную
информацию:
находить ответы на
вопросы
фигуры король на
шахматной доске.
е вопросы
(Познавательные
УУД).
2 Учитель раздает ребятам
диаграммы с примерами
когда рокировку делать
нельзя. Контролирует,
смотрит за работой ребят.
Упражнения №2(см
приложение)
В конце занятия можно
провести блиц-опрос:
1.Выбери правильный
ответ:
1). Рокировка- это, когда:
а) ладья движется через
клетку в сторону
короля, а затем король её
перепрыгивает.
б) король и ладья меняются
местами;
в) король движется через
клетку в сторону
ладьи, а затем ладья его
перепрыгивает.
2).Рокировка бывает
а) худая и толстая;
б) большая и маленькая;
в) короткая и длинная.
Дети
,работая в
паре,
анализируют,
почему
нельзя делать
рокировку
10 мин
осуществлять
взаимный контроль в
совместной
деятельности.
(Коммуникативные
УУД).
2. Могут ли белые, черные
сделать короткую или
длинную рокировку в
следующих позициях?( См
приложение)
Заключи
тельная
Подведение итогов,
оценки, рефлексия.
Микроцель:
-дать оценку работе
класса и отдельных
учеников, контроль и
самоконтроль
Узнали, что такое
рокировка
Я: Узнал и могу показать,.
Запомнил
Повторил
Затрудняюсь
-Оцените свою работу на
уроке.
Я понял и могу рассказать
другим
Я понял, но не могу
объяснить
Я не понял
Учащиеся
продолжают
начатое
высказывани
е
Прогнозируют
результаты уровня
усвоения изученного
материала(Регулятивн
ые УУД)
Оформлять свои
мысли в устной
форме
(Коммуникативные
УУД).
Приложения:
Упражнения №1
1. Белые и черные начали делать рокировку в короткую сторону, но не закончили её до конца.
Закончите рокировку – сходите ладьёй.
1)
2
) 3)
4)
5)
2. Белые и черные начали делать рокировку в длинную сторону, но не закончили её до конца. Закончите рокировку –
сходите ладьёй.
3. Белые и черные сделали рокировку, но уронили королей на пол. Поставьте их на место.
4. Правильно ли сделали рокировку в короткую сторону белые и черные?
5. Правильно ли сделали рокировку в длинную сторону белые и черные?
Упражнения№2
Примеры, когда рокировку делать нельзя:
1. Белые не могут делать рокировку ни в короткую, ни в длинную сторону, так как их королю шах от ферзя.
1)
2)
3)
4)
2. Белые не могут делать рокировку в короткую сторону, так как их король ходил. Черные не могут делать рокировку в
длинную сторону, так как их ладья ходила.
3. Белые не могут делать рокировку в длинную сторону, так как между их королём и ладьёй стоит фигура – конь.
Черные не могут делать рокировку в короткую сторону, так как между их королём и ладьёй стоит слон.
4. Белые не могут делать рокировку в короткую сторону, так как после рокировки их король попадает под удар слона
(шах). Черные не могут делать рокировку в длинную сторону, так как после рокировки их ладья попадает под удар.
5. Могут ли белые, черные сделать короткую или длинную рокировку в следующих позициях?