Напоминание

Технологическая карта урока по теме «Рокировка»


Автор: Петухова Ирина Игоревна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№101"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Шахматы в школе
Тема: Технологическая карта урока по теме «Рокировка»
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока Шахматы в школе, по теме «Рокировка»

Автор: Петухова Ирина Игоревна, учитель математики МАОУ «СОШ №101» г Перми

Технологическая карта урока «Шахматы в школе»

Предмет-Шахматы в школе

Тема –Рокировка

Класс 7 «В»

Тип урока-урок открытия нового знания на основе практических умений

Технологии Проблемно - диалогическая, наблюдение

Ресурсы: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, экран с проектором, комплект шахмат для каждого

ученика, диаграммы

Организация пространства: Фронтальная работа, работа в паре.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-личностная мотивация к познавательной деятельности;

- осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с

одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной

форме о значении шахмат в жизни человека

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в

соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его

оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать результаты своей деятельности.

Предметные: научить ориентироваться на шахматной доске, познакомиться с правилами рокировки

Место проведения- класс

Время занятия-40 минут

Часть урока

Технология проведения

Содержание и ход урока

Дозировка

(мин)

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельност

ь ученика

Подготовит

ельная

Самоопределение к

деятельности.

(Организационный

момент.)

Микроцель:

- обеспечение

мотивации и

организация внимания

учащихся.

Учитель: Давайте

улыбнемся, друг другу, я

рада вновь видеть ваши

лица, ваши улыбки и

сегодняшний день

принесет нам радость

общения друг с другом.

Успехов вам и удач!

Желают друг

другу и

учителю

успехов

1мин

Положительное

отношение к школе

(Личностные УУД)

Актуализация знаний.

Цели:

-создание условий для

возникновения у

учеников внутренней

потребности включения

в учебную

деятельность;

Повторение

пройденного материала

Работа над ключевыми

терминами. Учитель задает

вопросы

– Объясните слово

“шах”? (Угроза Королю.)

– Кому объявляют

шах? (Королю.)

– В шахматной игре мат –

это? (Конец игры, когда нет

ни одной защиты Королю

от шаха.)– Какая фигура

может сделать

“вилку”? (Любая.) Какая

фигура на доске самая

сильная? (Ферзь.)

Какая фигура может

поставить шах и мат

Дети

отвечают

2-3 мин

Используют

имеющиеся опыт и

знания

Королю? (любая, даже

пешка.)

Какие бывают слоны и

почему они так

называются? (Чернопольны

е и белопольные, одни

ходят по белым полям, а

другие по чёрным.)

Патовое положение на

доске. (Ничья.)

Кто попадает на поле

превращения? (Пешка.)

Основная

Открытие новых

знаний. Цели: Ввести

понятие об особом ходе

- рокировке.

Учитель дает понятие

рокировки, показывает на

демонстрационной доске

короткую и длинную

рокировку, объясняет когда

ее можно делать, а когда

нет, учит делать записи

короткой и длинной

рокировки

Дети

слушают

учителя,

повторяют за

ним на своих

досках,

учатся

записывать

короткую и

длинную

рокировку

10 мин

Перерабатывать

полученную

информацию:

находить ответы на

вопросы

(Познавательные УУД

Практическая часть.

Цель Отработать

правила и условия

рокировки. Закрепить

правила передвижения

1.Учитель на экран

выводит упражнения №1

(см приложение)

Дети

совместно

ищут ответы

на

поставленны

10 мин

Перерабатывать

полученную

информацию:

находить ответы на

вопросы

фигуры король на

шахматной доске.

е вопросы

(Познавательные

УУД).

2 Учитель раздает ребятам

диаграммы с примерами

когда рокировку делать

нельзя. Контролирует,

смотрит за работой ребят.

Упражнения №2(см

приложение)

В конце занятия можно

провести блиц-опрос:

1.Выбери правильный

ответ:

1). Рокировка- это, когда:

а) ладья движется через

клетку в сторону

короля, а затем король её

перепрыгивает.

б) король и ладья меняются

местами;

в) король движется через

клетку в сторону

ладьи, а затем ладья его

перепрыгивает.

2).Рокировка бывает

а) худая и толстая;

б) большая и маленькая;

в) короткая и длинная.

Дети

,работая в

паре,

анализируют,

почему

нельзя делать

рокировку

10 мин

осуществлять

взаимный контроль в

совместной

деятельности.

(Коммуникативные

УУД).

2. Могут ли белые, черные

сделать короткую или

длинную рокировку в

следующих позициях?( См

приложение)

Заключи

тельная

Подведение итогов,

оценки, рефлексия.

Микроцель:

-дать оценку работе

класса и отдельных

учеников, контроль и

самоконтроль

Узнали, что такое

рокировка

Я: Узнал и могу показать,.

Запомнил

Повторил

Затрудняюсь

-Оцените свою работу на

уроке.

Я понял и могу рассказать

другим

Я понял, но не могу

объяснить

Я не понял

Учащиеся

продолжают

начатое

высказывани

е

Прогнозируют

результаты уровня

усвоения изученного

материала(Регулятивн

ые УУД)

Оформлять свои

мысли в устной

форме

(Коммуникативные

УУД).

Приложения:

Упражнения №1

1. Белые и черные начали делать рокировку в короткую сторону, но не закончили её до конца.

Закончите рокировку – сходите ладьёй.

1)

2

) 3)

4)

5)

2. Белые и черные начали делать рокировку в длинную сторону, но не закончили её до конца. Закончите рокировку –

сходите ладьёй.

3. Белые и черные сделали рокировку, но уронили королей на пол. Поставьте их на место.

4. Правильно ли сделали рокировку в короткую сторону белые и черные?

5. Правильно ли сделали рокировку в длинную сторону белые и черные?

Упражнения№2

Примеры, когда рокировку делать нельзя:

1. Белые не могут делать рокировку ни в короткую, ни в длинную сторону, так как их королю шах от ферзя.

1)

2)

3)

4)

2. Белые не могут делать рокировку в короткую сторону, так как их король ходил. Черные не могут делать рокировку в

длинную сторону, так как их ладья ходила.

3. Белые не могут делать рокировку в длинную сторону, так как между их королём и ладьёй стоит фигура – конь.

Черные не могут делать рокировку в короткую сторону, так как между их королём и ладьёй стоит слон.

4. Белые не могут делать рокировку в короткую сторону, так как после рокировки их король попадает под удар слона

(шах). Черные не могут делать рокировку в длинную сторону, так как после рокировки их ладья попадает под удар.

5. Могут ли белые, черные сделать короткую или длинную рокировку в следующих позициях?



В раздел образования