Автор: Кошкина Надежда Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ
Населённый пункт: г.Новотроицк ,Оренбургская область
Наименование материала: Программа "Проектная деятельность в начальной школе"
Тема: "Проектная деятельность в начальной школе"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Гимназия№ 1 г.Новотроицка Оренбургской области»
Программа
«Проектная деятельность в начальной школе»
Кошкина Надежда Леонидовна
Новотроицк
2020
Паспорт Программы
Наименование Программы
Проектная деятельность в начальной школе.
Основание для разработки
Программы
-Концепция модернизации российского образования на пе-
риод до 2010 г.
-Постановление правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803 (в
ред. От 05.05.2007 г.) «О федеральной целевой программе
развития образования на 2006-2010 г.г.»
-Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (приказ Министерства об-
разования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009
года №373).
-Примерная основная образовательная программа образова-
тельного учреждения. Серия «Стандарты второго поколе-
ния». - М.: Просвещение, 2010.
-
Заказчик Программы
Муниципальное общеобразовательное автономное учрежде-
ние «Гимназия №1 г.Новотроицка Оренбургской области»
Основной разработчик
Программы
Кошкина Надежда Леонидовна , учитель начальных классов
Цель Программы
Совершенствование
системы
начального
образования;
со-
здание прочного фундамента для последующего обучения;
успешное включение в учебную деятельность; становление
учебной самостоятельности; освоение эффективных спосо-
бов учебной деятельности, развитие способности к сотруд-
ничеству.
Задачи Программы
Изучить педагогические, психологические, методические
литературные источники по проблеме;
Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей шко-
лы;
Выявить наиболее продуктивную технологию для достиже-
ния поставленной цели;
Изучить теоретические основы новой технологии;
Выявить наиболее приемлемую форму введения метода
проектов;
Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через
разработку коллективных учебных проектов во внеклассной
работе;
Исследовать результативность применения метода проектов,
через внеклассную деятельность;
Использовать метод проектов в урочной и внеурочной дея-
тельности.
Сроки и этапы реализации
Сроки реализации Програм-
мы
1 этап (1 и первая половина
второго года реализации про-
граммы) подготовительный
2 этап ( вторая половина
второго года, 3 и первая поло-
вина 4 года реализации про-
граммы) основной
3 этап (вторая половина 4
года реализации программы)
аналитический и рефлексив-
ный)
4 года
Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеуроч-
ной деятельности, в жизненных ситуациях под руко-
водством учителя.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеуроч-
ной деятельности, жизненных ситуациях под руководством
учителя.
Определять, в каких источниках можно найти необходи-
мую информацию для выполнения задания. Ориентиро-
ваться в учебнике и дополнительной литературе.
Корректировать выполнение задания под руководством учи-
теля.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, выска-
зывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять
свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и
про себя тексты учебников, других художественных и
научно-популярных книг, понимать прочитанное.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко
выполнять, возникли сложности при выполнении.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя
и самостоятельно. Находить необходимую информацию,
как в учебнике, так и в словарях, интернете и других источ-
никах.
Корректировать выполнение задания в дальнейшем в соот-
ветствии с планом, условиями выполнения, результатом
действий на определенном этапе.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в сов-
местном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точ-
ку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично от-
носиться к своему мнению. Понимать точку зрения другого
Участвовать в работе группы, распределять роли, договари-
ваться друг с другом.
Определять самостоятельно критерии оценивания, давать
самооценку.
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информа-
цию, преобразовывать её, представлять информацию на
основе схем, моделей, сообщений.
Обработка и интерпретация данных за 4 года. Соотноше-
ние результатов реализации программы с поставленными
целью и задачами. Определение перспектив и путей даль-
нейшего формирования воспитательной системы.
В течение всех четырех лет на каждого ученика оформляет-
ся «Портфолио». Воспитание младших школьников в соот-
ветствии с портретом выпускника.
Ожидаемые результаты
реализации Программы
Повышение степени самостоятельности, инициативности
учащихся и их познавательной мотивированности; разви-
тие социальных навыков школьников в процессе групповых
взаимодействий, приобретение детьми опыта исследова-
тельско-творческой деятельности.
Воспитание младших школьников в соответствии с портре-
том выпускника.
Портрет выпускника начальной школы
—
Умеет учиться, способен организовать свою деятель-
ность, умеет пользоваться информационными источниками;
—
владеет опытом мотивированного участия в конкурсах
и проектах регионального и международного уровней;
— обладает основами коммуникативной культуры (умеет
слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);
—любит свой город, край, свою Родину;
—любознательный, честный, внимательный, толерант-
ный, активно и заинтересованно познающий мир;
—уважает и принимает ценности семьи и общества, го-
тов отвечать за свои поступки перед семьей, школой;
—соблюдает правила здорового образа жизни.
Система организации
контроля за исполнением
Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет заказ-
чик – Совет по реализации проекта по введению ФГОС му-
ниципального
общеобразовательного автономного учре-
ждения «Гимназия №1 г.Новотроицка Оренбургской обла-
сти»
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника.
За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и н
аучиться учиться – стать «профессиональным учеником».
Стратегия, предлагаемая настоящим проектом ФГОС НОО, нацелена на:
– формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения учени -
ка в образовательном процессе;
–
поддержку внеурочных, внешкольных и внеучебных образовательных достижений
школьников, их проектов и социальной практики;
–
непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в
оценке качества получаемого ими образования гражданского родительского) сообщества,
представленного в общественных советах образовательных учреждений.
ФГОС НОО впервые фиксирует в правовых нормах те элементы новой школы, кото -
рые за много лет убедительно доказали свою практическую целесообразность. Инициатив-
ность и самостоятельность участников образовательного процесса становятся основным
ценностно-целевым ориентиром Стандарта.
В проекте ФГОСов задается следующий результат образования на выходе из началь-
ной школы:
«– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоя-
тельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творче-
ской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические рабо-
ты), разыгрывать воображаемые ситуации;
– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения ин-
формации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, ка-
талоге библиотеки;
– определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли
получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудно-
стей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности мо-
гут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;
– учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой
вклад и общий результат деятельности».
Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении
приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, соби-
рать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать пробле-
мы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазви-
тия. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образо-
вания. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через
организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обуче-
ния, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьника-
ми учебного материала в процессе выполнения проектов.
Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели
организации образовательной среды через проектную деятельность.
Задачи проекта:
1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образо-
вательного ресурса в решении управленческо-педагогической задачи организации развивающих
возможностей образовательной среды.
2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через
проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.
3. Определить организационно-педагогические условия реализации разработанной модели
организации образовательной среды школы.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой
лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои
знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого
мышления.
Проект -
это
специально
организованный
учителем
и
самостоятельно
выполняемый
детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающий-
ся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей,
с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, уме-
ний из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном про-
странстве,
развитие
критического
мышления.
Результаты
выполненных
проектов
должны
быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее ре-
шение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Проектная
деятельность
обучающихся
–
это
совместная
учебно-познавательная,
творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы
деятельности, направленная на достижение общего результата.
Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического пред -
метного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень
сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения
требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или
группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному
проекту – совершенно особые.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, ин-
формационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы,
иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и
формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проек-
та, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответствен-
ных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким об -
разом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет об -
работана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям об-
щественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство реше -
ния проблемы.
ООП начального общего образования предназначена для удовлетворения образователь-
ных потребностей и потребностей духовного развития человека младшего школьного возраста и
нацелена на:
подготовку учащихся к обучению в основной школе;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности
учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, матема-
тическом, естественно-научном, гражданском, технологическом);
формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем,
информационно-коммуникационной,
эстетико-технологической, учебной (образовательной) и
компетентности взаимодействия;
развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и собой, предполага -
ющее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а
также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.
Достижение этих целей предполагает:
побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;
обучение навыкам общения и сотрудничества;
поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;
расширение опыта самостоятельного выбора;
формирование учебной самостоятельности (желание и умение учиться, связанные с
расширением границы возможностей обучающихся, в том числе за счет использования инстру-
ментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное
пространство), его духовное развитие;
формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, использование
инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информаци -
онное пространство).
На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с ФГОС, достигаются:
смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально ор-
ганизованному обучению (игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оста -
ваться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетент -
ности);
формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение
принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший
школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их
результат);
выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, тре-
бующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности, любовь к
труду;
эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в доста -
точной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их
необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);
приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость
межличностных и деловых отношений;
усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того,
как оценивают его «значимые другие», которыми являются прежде всего взрослые (особенно учи -
тель).
Основной психологической характеристикой, достигаемой в младшем школьном воз -
расте, является способность к организации своей деятельности на основе внутреннего или внеш -
него побуждения.
Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а
также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью
и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы
должны проявляться, прежде всего, в работе класса и внеклассном учебном общении.
Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопи-
тельно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умствен-
ных и практических действий. То есть во главу угла ставятся сформированность основных типов
ключевых компетенций:
- информационной (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации);
-проектировочной (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков);
- оценочной (способы сравнения результатов с целями, классификации,
абстрагирования,
прогнозирования, систематизации, конкретизации);
- коммуникативной (способы передачи информации и привлечение ресурсов других людей для
достижения своих целей).
Участие в различных видах деятельности и освоение их средств дают возможность млад-
шим школьникам приобрести общественно полезный социальный опыт (СО), в ходе которого
обучающийся:
СО-1 – сотрудничает с другими людьми различного возраста в учебной, игровой и
других видах деятельности;
СО-2 – оценивает собственные действия и действия других людей с точки рения общепри-
нятых норм поведения;
СО-3 – определяет по вербальному и невербальному поведению состояние других людей и
живых существ и адекватно реагировать;
СО-4 – использует высшие виды игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра
по правилам): следует своему замыслу, согласовывает его с партнерами по игре, воплощает в
игровом действии; следует правилам; создает и воплощает собственные творческие замыслы;
СО-5 – проявляет творчество и инициативу в реализации поставленной педагогом за -
дачи, несет ответственность за полученный результат перед собой, своими сверстниками, педаго-
гами и родителями;
СО-6 – выполняет работы по самообслуживанию и выполняет общественно значимые по-
ручения;
СО-7 – применяет навыки самоорганизации, самообладания; управляет проявлениями
своих эмоций;
СО-8 – проявляет толерантность к окружающей действительности (уважительное,
основанное на искреннем стремлении понять и принять людей другой национальности, культу-
ры, религиозного и бытового мироощущения, отношения; готовность и способность входить
с ними в контакт, организовывать продуктивное общение и пр.);
СО-9 – бережно, с пониманием и любовью относится к флоре и фауне, поддержива -
ет чистоту посещаемых мест;
СО-10 – предпринимает действия по сохранению и укреплению своегоздоровья и без-
опасности;
СО-11 – следует ценностям семьи, общества, школы, коллектива.
При выборе форм, способов и методов обучения и воспитания (образовательных техно-
логий) в начальной школе педагог обязан руководствоваться возрастными особенностями
и возможностями младших школьников и должен обеспечивать с учетом этих факторов:
расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное разви -
тие творческой и поисковой активности в учебной и во всех остальных сферах школьной жизни;
организацию образовательного процесса с использованием технологий учебного
сотрудничества, обеспечивающих расширение видов групповой работы обучающихся, их ком -
муникативного опыта в совместной деятельности, как в одновозрастных, так и в разновозраст -
ных группах, широкое использование всех видов коммуникации, в том числе с использова -
нием возможностей информационных и коммуникативных технологий;
использование игровых технологий, способствующих решениюосновных учебных
задач на уроке;
использование во всех классах (годах обучения) начальной школы оценочной си-
стемы, ориентированной на обучение детей само- и взаимооцениванию (выбор конкретной
технологии оценивания осуществляется ОУ).
Ведущие
идеи о р г а н и з а ц и и п р о е к т н о й деятельности обучающихся:
-в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индиви -
дуальности и самореализации;
-образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике дея-
тельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;
-каждому
предоставляется
возможность
свободно
выбирать(тему,
вид,
продолжитель-
ность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее ре -
зультат;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой
уровень развития;
~ проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой
продукт;
- проектированию можно научиться. Для этого необходимо желание что-то сделать само-
стоятельно или вместе с другими осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести
кому-то пользу
Виды проектов
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество ви -
дов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные клас -
сификации. (Сергеев И.С.)
Практико – ориентированный проект (Приложение) нацелен на социальные интересы
самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайо-
на, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета ре-
комендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования
продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования,
обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных ре-
зультатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моде-
лирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с
целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом
такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к
оформлению результатов.Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведе-
ния изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в
нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных
героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судеб -
ное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выде-
лить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области
знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под ру-
ководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут
быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являют-
ся телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаи-
модействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств совре -
менных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда
как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации
осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руково-
дителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный
проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
В н а ч а л ь н о й ш к о л е проектная деятельность осуществляется на уроках, на свобод-
ной самостоятельной работе, во внеурочное время. Длительность выполнения проекта целе-
сообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неде-
лями Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выпол-
ненные. совместно с родителями, индивидуальные проекты.
Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выяв-
ляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно от-
личается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
I. Роль учителя.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над
проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а
обеспечивает деятельность школьника, то есть:
-
консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку
деятельности,
моделируя
различные
ситуации,
трансформируя
образовательную
среду
и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от
подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;
-
мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над
проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед
учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
-
фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче
знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, ми-
нимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над
проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различ ных
этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в дей-
ствиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, раз-
мышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
-
наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получе-
ние им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с
одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетент-
ностей учащихся, с другой.
II. Роль ученика.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они
выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик
становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов дея-
тельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на
всех этапах он:
-
выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое уче
нику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закре-
питься в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
-
выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии
в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую
позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи
заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и
сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной ин -
фантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотруд-
ничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий
конкретное дело и несущий за него ответственность);
-
оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает
«чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с пози-
ций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в про-
цессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необхо
димо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, ка-
ковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное вос-
приятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положи -
тельное педагогическое значение.
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личност-
ных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматри -
вается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность
между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной ча -
сти школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельно-
сти. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать
возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или
из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта тре-
буется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и
значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встре-
титься ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, ма-
лодифференцированы, одноплановы. Тематика проектов может касаться какого-то теоретиче-
ского вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопро-
су, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то
практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему
привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мыш-
ления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интегра-
ция знаний.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников
в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и на-
ходиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может
быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладе-
нию приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам
такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы эти-
ми умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам уме-
ния? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приоб-
ретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя
при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам ин-
формацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выпол-
нить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации
следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экс-
курсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес
опросы,
интервьюирование
учащимися
отдельных
лиц,
для
которых
предназначен
детский
проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов,
как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».
Банк проектов
Учебная деятельность
Предметы
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Русский язык
Азбука.
Как хорошо уметь
грамотно писать.
Строим слова и
предложения.
Волшебница речь.
Математика
Эти удивитель-
ные цифры.
Измерение време-
ни.
Вычислительные
машины.
Свойства площа-
ди.
Литературное
чтение
Устное народ-
ное творчество
Загадка.
Докучные сказки
Басни.
Технология
Панно «Осен-
ний букет»
Рамка для фото-
графий
Мягкая игрушка
«Рыбка»
Салфетка
Изо
Сказочные ге-
рои.
Народное творче-
ство.
Дизайн в нашей
жизни.
Изобразительное
искусство.
Окружающий
мир
Родной город.
Встречаем
зиму.
Домашние пи-
томцы.
Профессии.
Города России.
Страны мира.
Пернатые друзья.
Путешествие
капельки.
Красная книга,
или возьмём под
защиту. Родослов-
ная.
Внеурочная деятельность «Друзья природы»-2 класс
Тема
Теорет
Практич
Я-человек
1ч
1
Писатели-о
красоте при-
роды Природа
и искусство
15ч
10
5
Наш друг-лес
4ч
3
1
Жизнь дана
на добрые
дела
8ч
6
2
Жизнь без
вредных при-
вычек: по-
лезные навы-
ки
2
1
1
Игротека
4ч
1
3
Этапы проектирования.
Таблица 1 Понедельное планирование выполнения проекта
Этапы
проект-
ной деятельно-
сти
Дидактическая, информационная и ма-
териальная обеспеченность проектной
деятельности
Виды
деятельно-
сти учащихся
Деятель-
ность учите-
ля
дидактиче-
ские материа-
лы (список)
доступные
ис-
точ н и к и
и н-
формации
(список)
материалы,
инструменты,
оборудование
В
ш
к
о
л
е
д
о
м
а
Таблица 2 Этапы работы над проектом
Э т а п ы
р а б о т ы
н а д
проектом
Цели и задачи
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
1. Погружение в проект
Цель
–
подготовка
учащихся
к
проект-
ной деятельности.
Задачи:
– определение
проблемы, темы и це-
лей
проекта
в
ходе
совместной
деятель-
ности педагога и обу-
чающихся;
–
создание
группы
(групп) учащихся для
работы над проектом.
Отбирает возможные
темы и предлагает их
учащимся.
Побуждает у учащих-
ся
интерес
к
теме
проекта.
Помогает
сформули-
ровать:
• проблему проекта;
•
сюжетную
ситуа-
цию;
• цель и задачи.
Мотивирует
учащих-
ся к обсуждению, со-
Осуществляют
вжи-
вание в ситуацию.
О б с у ж д а ю т
т е м у
проекта,
предмет
ис-
следования
с
учи-
телем.
Получают
дополни-
тельную
информа-
цию.
Определяют свои по-
требности.
Принимают в составе
группы (или самосто-
зданию проекта.
Организует
поиск
у ч а щ и ми с я
о п т и-
мального способа до-
стижения
поставлен-
ных целей проекта.
Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает,
контролирует.
Консультирует
уча-
щихся при постанов-
ке цели и задач, при
необходимости
кор-
ректирует их форму-
лировку.
Формирует необходи-
мые
специфические
умения
и навыки.
ятельно)
решение
по
поводу темы (подтем)
проекта и аргументи-
руют свой выбор.
Осуществляют:
•
анализ ресурсов и
поиск
оптимального
способа
достижения
цели проекта;
• личностное присвое-
ние проблемы.
Формулируют
(инди-
видуально
или
в
ре-
зультате обсуждения в
группе) цель проекта.
2.Планирование
деятельности
Цель – пооперацион-
ная разработка проек-
та с указанием переч-
ня
конкретных
дей-
ствий
и
результатов,
сроков
и
ответствен-
ных.
Задачи:
– определение источ-
ников
информации,
способов сбора и ана-
лиза
информации,
вида продукта и воз-
можных форм презен-
тации
ре зульт атов
проекта,
сроков
пре-
зентации;
–
установление
про-
цедур
и
критериев
оценки результатов и
процесса;
–
распределение
за-
дач
(обязанностей)
между членами груп-
пы.
Направляет
процесс
поиска
информации
у ч а щ и м и с я
( п р и
необходимости помо-
гает определить круг
источников информа-
ции, рекомендует экс-
пертов).
Предлагает
учащим-
ся:
•
различные вариан-
ты и способы хране-
ния и систематизации
собранной
информа-
ции;
• организовать груп-
пы;
•
распределить роли
в группах;
•
спланировать дея-
тельность
по
реше-
нию задач проекта;
•
продумать возмож-
ные формы презента-
Осуществляют:
•
поиск, сбор, систе-
матизацию
и
анализ
информации;
• разбивку на группы;
•
распределение ро-
лей в группе;
•
планирование рабо-
ты;
•
выбор
формы
и
способа
презентации
предполагаемых
ре-
зультатов;
•
принятие решения
по установлению кри-
териев оценивания ре-
зультатов и процесса.
Продумывают
про-
дукт групповой и/или
индивидуальной дея-
тельности
на
данном
этапе.
ц и и
р е з у л ь т а т о в
проекта;
•
продумать
крите-
рии оценки результа-
тов и процесса.
Формирует необходи-
мые
специфические
умения
и навыки.
Организует
процесс
к о н т р о л я
( с а м о-
контроля)
разрабо-
танного
плана
дея-
тельности и ресурсов
П р о в од я т
о ц е н к у
( с а м о о ц е н к у )
р е-
зультатов данного эта-
па работы.
3.
Осуществление
дея-
тельности
по
решению
проблемы
Цель
–
разработка
проекта.
Задачи:
– самостоятельная ра-
бота
учащихся
по
своим
индивидуаль-
ным
или
групповым
задачам проекта.
– промежуточные об-
суждения
получен-
ных
данных
в
груп-
пах, на консультациях
(на
уроках
и/или
во
внеурочное время).
Наблюдает,
советует,
косвенно
руководит
деятельностью,
отве-
чает на вопросы уча-
щихся.
Контролирует соблю-
дение
правил
техни-
ки безопасности.
Следит за соблюдени-
ем временных рамок
этапов деятельности.
Выполняют
заплани-
рованные
действия
самостоятельно,
в
группе
или
в
комби-
нированном режиме.
При
необходимости
консультируются
с
учителем (экспертом).
Осуществляют проме-
жуточные обсуждения
полученных данных в
группах.
4.Оформление
результатов.
Цель
–
структуриро-
вание полученной ин-
формации и интегра-
ции полученных зна-
ний,
умений,
навы-
ков.
Задачи:
–
анализ
и
синтез
данных;
–
формулирование
выводов.
Наблюдает, советует,
направляет
процесс
анализа.
Помогает в обеспече-
нии проекта.
Мотивирует
учащих-
ся,
создает
чувство
успеха; подчеркивает
социальную
и
лич-
ностную
важность
достигнутого.
Оформляют проект,
изготавливают
про-
дукт.
Участвуют
в
коллек-
т и в н о м
а н а л и з е
проекта,
оценивают
свою роль, анализиру-
ю т
в ы п о л н е н н ы й
про ект,
в ы я с н я ю т
причины успехов, неу-
дач.
Проводят
анализ
до-
стижений
поставлен-
н о й
ц е л и . Делают
выводы
5. Презентация результа-
Цель – демонстрация
Организует презента-
Выбирают
(предлага-
тов
материалов, представ-
ление результатов.
Задачи:
– подготовка презен-
тационных
материа-
лов;
– подготовка публич-
ного выступления;
–
презентация
проекта.
цию.
Продумывает
и
реа-
лизует
взаимодей-
ствие с родителями.
При
необходимости
консультирует
уча-
щихся
по
вопросам
подготовки презента-
ции
и
оформления
портфолио.
Репетирует
с
учени-
ками
предстоящую
п р е з е н т а ц и ю
р е-
зультатов
проектной
деятельности.
Выступает в качестве
эксперта.
Принимает отчет:
•
обобщает и резю-
мирует
полученные
результаты;
•
подводит
итоги
обучения;
•
оценивает умения:
общаться,
слушать,
обосновывать
свое
мнение,
толерант-
ность и др.;
•
акцентирует внима-
ние
на
воспитатель-
ном моменте: умении
работать в группе на
общий
результат
и
др.
ют)
форму
презента-
ции.
Готовят презентацию.
Продолжают
оформ-
лять портфолио.
При
необходимости
консультируются
с
учителем (экспертом).
Осуществляют
защи-
ту проекта.
Отвечают на вопросы
слушателей.
Демонстрируют:
•
понимание пробле-
мы, цели и задач;
•
умение планировать
и осуществлять рабо-
ту;
•
найденный способ
решения проблемы;
•
рефлексию деятель-
ности и результата.
Выступают в качестве
эксперта,
т.е.
задают
вопросы и высказыва-
ют критические заме-
чания
(при
презента-
ции
других
групп
\
учащихся)
на
основе
установленных крите-
риев
оценивания
ре-
зультатов и процесса.
Презентация проектов.
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности
– презентация (защита) проекта.
Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор фор-
мы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весь -
ма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным уче-
том индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных,
конструкторско-технических, организационных и т.п.)
Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь
учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам
подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его вы-
полнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе.
Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почув-
ствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных техноло-
гий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный са-
мим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою дея -
тельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятель-
ной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно
они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению кото-
рого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализа -
ции и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстра -
ции своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования
определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму
проведения презентации.
Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презента -
тивных умений и навыков. К ним относятся умения:
- кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке
и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач
проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности
уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.
Оценка выполненных проектов.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулиру-
ющий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно от-
метить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть по-
ощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презента-
цию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и по-
стараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут
быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект»
и т.д.
Критерии внешней оценки проекта
1.
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
2.
Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых ре-
зультатов.
3.
Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможно-
стями.
4. Коллективный характер принимаемых решений.
5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
6.
Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из
других областей.
7.
Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выво-
ды.
8. Эстетика оформления результатов проекта.
9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или иссле-
дования
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать,
что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (ус -
пешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых ре-
зультатов. Оценивание степени сформированное™ умений и навыков проектной и исследова-
тельской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей
компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
-
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
-
степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
-
количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
-
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
-
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
-
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта,
обеспечения объектами наглядности;
- владение рефлексией;
-
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого разви-
тия учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает тео -
рию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к
большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего
прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Формирование УУД
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навы-
ки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая зна-
ния из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специали-
ста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать
вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Заключение
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное само -
стоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, поз-
воляющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и пока-
зать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной
проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой дея-
тельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное
прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать
проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы
путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуа-
ции.
Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправлен -
ная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между
собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Список литературы.
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. -
№6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. //
Директор школы. – 1995. - №6.
5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Мате-
риалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализа-
ции старшеклассника. – Краснодар, 2001.
8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.
// Нач.школа. – 2004. - №2.
9.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразова-
ния). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.
10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. об -
разование. – 2000. - №7.
12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред.
И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
13.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
14. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журна -
ла “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.
– М., 1998.
17. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника.
//Сельская школа. – 2004. - №2.
18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
19.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. –
1999. - №6.
20.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
21.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
22.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего
оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.