Напоминание

"Проектная деятельность в начальной школе"


Автор: Кошкина Надежда Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ
Населённый пункт: г.Новотроицк ,Оренбургская область
Наименование материала: Программа "Проектная деятельность в начальной школе"
Тема: "Проектная деятельность в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия№ 1 г.Новотроицка Оренбургской области»

Программа

«Проектная деятельность в начальной школе»

Кошкина Надежда Леонидовна

Новотроицк

2020

Паспорт Программы

Наименование Программы

Проектная деятельность в начальной школе.

Основание для разработки

Программы

-Концепция модернизации российского образования на пе-

риод до 2010 г.

-Постановление правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803 (в

ред. От 05.05.2007 г.) «О федеральной целевой программе

развития образования на 2006-2010 г.г.»

-Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования (приказ Министерства об-

разования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009

года №373).

-Примерная основная образовательная программа образова-

тельного учреждения. Серия «Стандарты второго поколе-

ния». - М.: Просвещение, 2010.

-

Заказчик Программы

Муниципальное общеобразовательное автономное учрежде-

ние «Гимназия №1 г.Новотроицка Оренбургской области»

Основной разработчик

Программы

Кошкина Надежда Леонидовна , учитель начальных классов

Цель Программы

Совершенствование

системы

начального

образования;

со-

здание прочного фундамента для последующего обучения;

успешное включение в учебную деятельность; становление

учебной самостоятельности; освоение эффективных спосо-

бов учебной деятельности, развитие способности к сотруд-

ничеству.

Задачи Программы

Изучить педагогические, психологические, методические

литературные источники по проблеме;

Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей шко-

лы;

Выявить наиболее продуктивную технологию для достиже-

ния поставленной цели;

Изучить теоретические основы новой технологии;

Выявить наиболее приемлемую форму введения метода

проектов;

Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через

разработку коллективных учебных проектов во внеклассной

работе;

Исследовать результативность применения метода проектов,

через внеклассную деятельность;

Использовать метод проектов в урочной и внеурочной дея-

тельности.

Сроки и этапы реализации

Сроки реализации Програм-

мы

1 этап (1 и первая половина

второго года реализации про-

граммы) подготовительный

2 этап ( вторая половина

второго года, 3 и первая поло-

вина 4 года реализации про-

граммы) основной

3 этап (вторая половина 4

года реализации программы)

аналитический и рефлексив-

ный)

4 года

Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеуроч-

ной деятельности, в жизненных ситуациях под руко-

водством учителя.

Определять план выполнения заданий на уроках, внеуроч-

ной деятельности, жизненных ситуациях под руководством

учителя.

Определять, в каких источниках можно найти необходи-

мую информацию для выполнения задания. Ориентиро-

ваться в учебнике и дополнительной литературе.

Корректировать выполнение задания под руководством учи-

теля.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, выска-

зывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять

свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих

учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и

про себя тексты учебников, других художественных и

научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко

выполнять, возникли сложности при выполнении.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя

и самостоятельно. Находить необходимую информацию,

как в учебнике, так и в словарях, интернете и других источ-

никах.

Корректировать выполнение задания в дальнейшем в соот-

ветствии с планом, условиями выполнения, результатом

действий на определенном этапе.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в сов-

местном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точ-

ку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично от-

носиться к своему мнению. Понимать точку зрения другого

Участвовать в работе группы, распределять роли, договари-

ваться друг с другом.

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать

самооценку.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информа-

цию, преобразовывать её, представлять информацию на

основе схем, моделей, сообщений.

Обработка и интерпретация данных за 4 года. Соотноше-

ние результатов реализации программы с поставленными

целью и задачами. Определение перспектив и путей даль-

нейшего формирования воспитательной системы.

В течение всех четырех лет на каждого ученика оформляет-

ся «Портфолио». Воспитание младших школьников в соот-

ветствии с портретом выпускника.

Ожидаемые результаты

реализации Программы

Повышение степени самостоятельности, инициативности

учащихся и их познавательной мотивированности; разви-

тие социальных навыков школьников в процессе групповых

взаимодействий, приобретение детьми опыта исследова-

тельско-творческой деятельности.

Воспитание младших школьников в соответствии с портре-

том выпускника.

Портрет выпускника начальной школы

Умеет учиться, способен организовать свою деятель-

ность, умеет пользоваться информационными источниками;

владеет опытом мотивированного участия в конкурсах

и проектах регионального и международного уровней;

— обладает основами коммуникативной культуры (умеет

слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);

—любит свой город, край, свою Родину;

—любознательный, честный, внимательный, толерант-

ный, активно и заинтересованно познающий мир;

—уважает и принимает ценности семьи и общества, го-

тов отвечать за свои поступки перед семьей, школой;

—соблюдает правила здорового образа жизни.

Система организации

контроля за исполнением

Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет заказ-

чик – Совет по реализации проекта по введению ФГОС му-

ниципального

общеобразовательного автономного учре-

ждения «Гимназия №1 г.Новотроицка Оренбургской обла-

сти»

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника.

За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и н

аучиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Стратегия, предлагаемая настоящим проектом ФГОС НОО, нацелена на:

– формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения учени -

ка в образовательном процессе;

поддержку внеурочных, внешкольных и внеучебных образовательных достижений

школьников, их проектов и социальной практики;

непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в

оценке качества получаемого ими образования гражданского родительского) сообщества,

представленного в общественных советах образовательных учреждений.

ФГОС НОО впервые фиксирует в правовых нормах те элементы новой школы, кото -

рые за много лет убедительно доказали свою практическую целесообразность. Инициатив-

ность и самостоятельность участников образовательного процесса становятся основным

ценностно-целевым ориентиром Стандарта.

В проекте ФГОСов задается следующий результат образования на выходе из началь-

ной школы:

«– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоя-

тельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творче-

ской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические рабо-

ты), разыгрывать воображаемые ситуации;

– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения ин-

формации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, ка-

талоге библиотеки;

– определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли

получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудно-

стей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности мо-

гут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;

– учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой

вклад и общий результат деятельности».

Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении

приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, соби-

рать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать пробле-

мы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазви-

тия. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образо-

вания. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через

организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обуче-

ния, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьника-

ми учебного материала в процессе выполнения проектов.

Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели

организации образовательной среды через проектную деятельность.

Задачи проекта:

1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образо-

вательного ресурса в решении управленческо-педагогической задачи организации развивающих

возможностей образовательной среды.

2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через

проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.

3. Определить организационно-педагогические условия реализации разработанной модели

организации образовательной среды школы.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой

лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои

знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого

мышления.

Проект -

это

специально

организованный

учителем

и

самостоятельно

выполняемый

детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающий-

ся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей,

с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, уме-

ний из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений

самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном про-

странстве,

развитие

критического

мышления.

Результаты

выполненных

проектов

должны

быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее ре-

шение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Проектная

деятельность

обучающихся

это

совместная

учебно-познавательная,

творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы

деятельности, направленная на достижение общего результата.

Основные требования к проекту.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического пред -

метного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень

сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения

требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или

группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному

проекту – совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, ин-

формационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы,

иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и

формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проек-

та, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответствен-

ных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким об -

разом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет об -

работана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям об-

щественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство реше -

ния проблемы.

ООП начального общего образования предназначена для удовлетворения образователь-

ных потребностей и потребностей духовного развития человека младшего школьного возраста и

нацелена на:

подготовку учащихся к обучению в основной школе;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности

учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;

овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, матема-

тическом, естественно-научном, гражданском, технологическом);

формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем,

информационно-коммуникационной,

эстетико-технологической, учебной (образовательной) и

компетентности взаимодействия;

развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и собой, предполага -

ющее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а

также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.

Достижение этих целей предполагает:

побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;

обучение навыкам общения и сотрудничества;

поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;

расширение опыта самостоятельного выбора;

формирование учебной самостоятельности (желание и умение учиться, связанные с

расширением границы возможностей обучающихся, в том числе за счет использования инстру-

ментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное

пространство), его духовное развитие;

формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, использование

инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информаци -

онное пространство).

На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с ФГОС, достигаются:

смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально ор-

ганизованному обучению (игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оста -

ваться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетент -

ности);

формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение

принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший

школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их

результат);

выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, тре-

бующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности, любовь к

труду;

эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в доста -

точной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их

необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость

межличностных и деловых отношений;

усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того,

как оценивают его «значимые другие», которыми являются прежде всего взрослые (особенно учи -

тель).

Основной психологической характеристикой, достигаемой в младшем школьном воз -

расте, является способность к организации своей деятельности на основе внутреннего или внеш -

него побуждения.

Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а

также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью

и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы

должны проявляться, прежде всего, в работе класса и внеклассном учебном общении.

Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопи-

тельно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умствен-

ных и практических действий. То есть во главу угла ставятся сформированность основных типов

ключевых компетенций:

- информационной (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации);

-проектировочной (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков);

- оценочной (способы сравнения результатов с целями, классификации,

абстрагирования,

прогнозирования, систематизации, конкретизации);

- коммуникативной (способы передачи информации и привлечение ресурсов других людей для

достижения своих целей).

Участие в различных видах деятельности и освоение их средств дают возможность млад-

шим школьникам приобрести общественно полезный социальный опыт (СО), в ходе которого

обучающийся:

СО-1 – сотрудничает с другими людьми различного возраста в учебной, игровой и

других видах деятельности;

СО-2 – оценивает собственные действия и действия других людей с точки рения общепри-

нятых норм поведения;

СО-3 – определяет по вербальному и невербальному поведению состояние других людей и

живых существ и адекватно реагировать;

СО-4 – использует высшие виды игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра

по правилам): следует своему замыслу, согласовывает его с партнерами по игре, воплощает в

игровом действии; следует правилам; создает и воплощает собственные творческие замыслы;

СО-5 – проявляет творчество и инициативу в реализации поставленной педагогом за -

дачи, несет ответственность за полученный результат перед собой, своими сверстниками, педаго-

гами и родителями;

СО-6 – выполняет работы по самообслуживанию и выполняет общественно значимые по-

ручения;

СО-7 – применяет навыки самоорганизации, самообладания; управляет проявлениями

своих эмоций;

СО-8 – проявляет толерантность к окружающей действительности (уважительное,

основанное на искреннем стремлении понять и принять людей другой национальности, культу-

ры, религиозного и бытового мироощущения, отношения; готовность и способность входить

с ними в контакт, организовывать продуктивное общение и пр.);

СО-9 – бережно, с пониманием и любовью относится к флоре и фауне, поддержива -

ет чистоту посещаемых мест;

СО-10 – предпринимает действия по сохранению и укреплению своегоздоровья и без-

опасности;

СО-11 – следует ценностям семьи, общества, школы, коллектива.

При выборе форм, способов и методов обучения и воспитания (образовательных техно-

логий) в начальной школе педагог обязан руководствоваться возрастными особенностями

и возможностями младших школьников и должен обеспечивать с учетом этих факторов:

расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное разви -

тие творческой и поисковой активности в учебной и во всех остальных сферах школьной жизни;

организацию образовательного процесса с использованием технологий учебного

сотрудничества, обеспечивающих расширение видов групповой работы обучающихся, их ком -

муникативного опыта в совместной деятельности, как в одновозрастных, так и в разновозраст -

ных группах, широкое использование всех видов коммуникации, в том числе с использова -

нием возможностей информационных и коммуникативных технологий;

использование игровых технологий, способствующих решениюосновных учебных

задач на уроке;

использование во всех классах (годах обучения) начальной школы оценочной си-

стемы, ориентированной на обучение детей само- и взаимооцениванию (выбор конкретной

технологии оценивания осуществляется ОУ).

Ведущие

идеи о р г а н и з а ц и и п р о е к т н о й деятельности обучающихся:

-в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индиви -

дуальности и самореализации;

-образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике дея-

тельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;

-каждому

предоставляется

возможность

свободно

выбирать(тему,

вид,

продолжитель-

ность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее ре -

зультат;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой

уровень развития;

~ проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой

продукт;

- проектированию можно научиться. Для этого необходимо желание что-то сделать само-

стоятельно или вместе с другими осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести

кому-то пользу

Виды проектов

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество ви -

дов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные клас -

сификации. (Сергеев И.С.)

Практико – ориентированный проект (Приложение) нацелен на социальные интересы

самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайо-

на, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета ре-

комендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования

продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования,

обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных ре-

зультатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моде-

лирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с

целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом

такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к

оформлению результатов.Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведе-

ния изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в

нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных

героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судеб -

ное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выде-

лить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области

знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под ру-

ководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут

быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являют-

ся телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаи-

модействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств совре -

менных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда

как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации

осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руково-

дителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный

проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

В н а ч а л ь н о й ш к о л е проектная деятельность осуществляется на уроках, на свобод-

ной самостоятельной работе, во внеурочное время. Длительность выполнения проекта целе-

сообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неде-

лями Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выпол-

ненные. совместно с родителями, индивидуальные проекты.

Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выяв-

ляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно от-

личается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над

проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а

обеспечивает деятельность школьника, то есть:

-

консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку

деятельности,

моделируя

различные

ситуации,

трансформируя

образовательную

среду

и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от

подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

-

мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над

проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед

учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

-

фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче

знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, ми-

нимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над

проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различ ных

этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в дей-

ствиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, раз-

мышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

-

наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получе-

ние им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с

одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетент-

ностей учащихся, с другой.

II. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они

выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик

становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов дея-

тельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на

всех этапах он:

-

выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое уче

нику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закре-

питься в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

-

выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии

в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую

позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи

заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и

сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной ин -

фантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотруд-

ничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий

конкретное дело и несущий за него ответственность);

-

оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает

«чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с пози-

ций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в про-

цессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необхо

димо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, ка-

ковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное вос-

приятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положи -

тельное педагогическое значение.

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личност-

ных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматри -

вается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность

между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной ча -

сти школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельно-

сти. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать

возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или

из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта тре-

буется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и

значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встре-

титься ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, ма-

лодифференцированы, одноплановы. Тематика проектов может касаться какого-то теоретиче-

ского вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопро-

су, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то

практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему

привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мыш-

ления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интегра-

ция знаний.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников

в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и на-

ходиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может

быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладе-

нию приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам

такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы эти-

ми умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам уме-

ния? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приоб-

ретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя

при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам ин-

формацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выпол-

нить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации

следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экс-

курсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес

опросы,

интервьюирование

учащимися

отдельных

лиц,

для

которых

предназначен

детский

проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов,

как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

Банк проектов

Учебная деятельность

Предметы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

Азбука.

Как хорошо уметь

грамотно писать.

Строим слова и

предложения.

Волшебница речь.

Математика

Эти удивитель-

ные цифры.

Измерение време-

ни.

Вычислительные

машины.

Свойства площа-

ди.

Литературное

чтение

Устное народ-

ное творчество

Загадка.

Докучные сказки

Басни.

Технология

Панно «Осен-

ний букет»

Рамка для фото-

графий

Мягкая игрушка

«Рыбка»

Салфетка

Изо

Сказочные ге-

рои.

Народное творче-

ство.

Дизайн в нашей

жизни.

Изобразительное

искусство.

Окружающий

мир

Родной город.

Встречаем

зиму.

Домашние пи-

томцы.

Профессии.

Города России.

Страны мира.

Пернатые друзья.

Путешествие

капельки.

Красная книга,

или возьмём под

защиту. Родослов-

ная.

Внеурочная деятельность «Друзья природы»-2 класс

Тема

Теорет

Практич

Я-человек

1

Писатели-о

красоте при-

роды Природа

и искусство

15ч

10

5

Наш друг-лес

3

1

Жизнь дана

на добрые

дела

6

2

Жизнь без

вредных при-

вычек: по-

лезные навы-

ки

2

1

1

Игротека

1

3

Этапы проектирования.

Таблица 1 Понедельное планирование выполнения проекта

Этапы

проект-

ной деятельно-

сти

Дидактическая, информационная и ма-

териальная обеспеченность проектной

деятельности

Виды

деятельно-

сти учащихся

Деятель-

ность учите-

ля

дидактиче-

ские материа-

лы (список)

доступные

ис-

точ н и к и

и н-

формации

(список)

материалы,

инструменты,

оборудование

В

ш

к

о

л

е

д

о

м

а

Таблица 2 Этапы работы над проектом

Э т а п ы

р а б о т ы

н а д

проектом

Цели и задачи

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1. Погружение в проект

Цель

подготовка

учащихся

к

проект-

ной деятельности.

Задачи:

– определение

проблемы, темы и це-

лей

проекта

в

ходе

совместной

деятель-

ности педагога и обу-

чающихся;

создание

группы

(групп) учащихся для

работы над проектом.

Отбирает возможные

темы и предлагает их

учащимся.

Побуждает у учащих-

ся

интерес

к

теме

проекта.

Помогает

сформули-

ровать:

• проблему проекта;

сюжетную

ситуа-

цию;

• цель и задачи.

Мотивирует

учащих-

ся к обсуждению, со-

Осуществляют

вжи-

вание в ситуацию.

О б с у ж д а ю т

т е м у

проекта,

предмет

ис-

следования

с

учи-

телем.

Получают

дополни-

тельную

информа-

цию.

Определяют свои по-

требности.

Принимают в составе

группы (или самосто-

зданию проекта.

Организует

поиск

у ч а щ и ми с я

о п т и-

мального способа до-

стижения

поставлен-

ных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует

уча-

щихся при постанов-

ке цели и задач, при

необходимости

кор-

ректирует их форму-

лировку.

Формирует необходи-

мые

специфические

умения

и навыки.

ятельно)

решение

по

поводу темы (подтем)

проекта и аргументи-

руют свой выбор.

Осуществляют:

анализ ресурсов и

поиск

оптимального

способа

достижения

цели проекта;

• личностное присвое-

ние проблемы.

Формулируют

(инди-

видуально

или

в

ре-

зультате обсуждения в

группе) цель проекта.

2.Планирование

деятельности

Цель – пооперацион-

ная разработка проек-

та с указанием переч-

ня

конкретных

дей-

ствий

и

результатов,

сроков

и

ответствен-

ных.

Задачи:

– определение источ-

ников

информации,

способов сбора и ана-

лиза

информации,

вида продукта и воз-

можных форм презен-

тации

ре зульт атов

проекта,

сроков

пре-

зентации;

установление

про-

цедур

и

критериев

оценки результатов и

процесса;

распределение

за-

дач

(обязанностей)

между членами груп-

пы.

Направляет

процесс

поиска

информации

у ч а щ и м и с я

( п р и

необходимости помо-

гает определить круг

источников информа-

ции, рекомендует экс-

пертов).

Предлагает

учащим-

ся:

различные вариан-

ты и способы хране-

ния и систематизации

собранной

информа-

ции;

• организовать груп-

пы;

распределить роли

в группах;

спланировать дея-

тельность

по

реше-

нию задач проекта;

продумать возмож-

ные формы презента-

Осуществляют:

поиск, сбор, систе-

матизацию

и

анализ

информации;

• разбивку на группы;

распределение ро-

лей в группе;

планирование рабо-

ты;

выбор

формы

и

способа

презентации

предполагаемых

ре-

зультатов;

принятие решения

по установлению кри-

териев оценивания ре-

зультатов и процесса.

Продумывают

про-

дукт групповой и/или

индивидуальной дея-

тельности

на

данном

этапе.

ц и и

р е з у л ь т а т о в

проекта;

продумать

крите-

рии оценки результа-

тов и процесса.

Формирует необходи-

мые

специфические

умения

и навыки.

Организует

процесс

к о н т р о л я

( с а м о-

контроля)

разрабо-

танного

плана

дея-

тельности и ресурсов

П р о в од я т

о ц е н к у

( с а м о о ц е н к у )

р е-

зультатов данного эта-

па работы.

3.

Осуществление

дея-

тельности

по

решению

проблемы

Цель

разработка

проекта.

Задачи:

– самостоятельная ра-

бота

учащихся

по

своим

индивидуаль-

ным

или

групповым

задачам проекта.

– промежуточные об-

суждения

получен-

ных

данных

в

груп-

пах, на консультациях

(на

уроках

и/или

во

внеурочное время).

Наблюдает,

советует,

косвенно

руководит

деятельностью,

отве-

чает на вопросы уча-

щихся.

Контролирует соблю-

дение

правил

техни-

ки безопасности.

Следит за соблюдени-

ем временных рамок

этапов деятельности.

Выполняют

заплани-

рованные

действия

самостоятельно,

в

группе

или

в

комби-

нированном режиме.

При

необходимости

консультируются

с

учителем (экспертом).

Осуществляют проме-

жуточные обсуждения

полученных данных в

группах.

4.Оформление

результатов.

Цель

структуриро-

вание полученной ин-

формации и интегра-

ции полученных зна-

ний,

умений,

навы-

ков.

Задачи:

анализ

и

синтез

данных;

формулирование

выводов.

Наблюдает, советует,

направляет

процесс

анализа.

Помогает в обеспече-

нии проекта.

Мотивирует

учащих-

ся,

создает

чувство

успеха; подчеркивает

социальную

и

лич-

ностную

важность

достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают

про-

дукт.

Участвуют

в

коллек-

т и в н о м

а н а л и з е

проекта,

оценивают

свою роль, анализиру-

ю т

в ы п о л н е н н ы й

про ект,

в ы я с н я ю т

причины успехов, неу-

дач.

Проводят

анализ

до-

стижений

поставлен-

н о й

ц е л и . Делают

выводы

5. Презентация результа-

Цель – демонстрация

Организует презента-

Выбирают

(предлага-

тов

материалов, представ-

ление результатов.

Задачи:

– подготовка презен-

тационных

материа-

лов;

– подготовка публич-

ного выступления;

презентация

проекта.

цию.

Продумывает

и

реа-

лизует

взаимодей-

ствие с родителями.

При

необходимости

консультирует

уча-

щихся

по

вопросам

подготовки презента-

ции

и

оформления

портфолио.

Репетирует

с

учени-

ками

предстоящую

п р е з е н т а ц и ю

р е-

зультатов

проектной

деятельности.

Выступает в качестве

эксперта.

Принимает отчет:

обобщает и резю-

мирует

полученные

результаты;

подводит

итоги

обучения;

оценивает умения:

общаться,

слушать,

обосновывать

свое

мнение,

толерант-

ность и др.;

акцентирует внима-

ние

на

воспитатель-

ном моменте: умении

работать в группе на

общий

результат

и

др.

ют)

форму

презента-

ции.

Готовят презентацию.

Продолжают

оформ-

лять портфолио.

При

необходимости

консультируются

с

учителем (экспертом).

Осуществляют

защи-

ту проекта.

Отвечают на вопросы

слушателей.

Демонстрируют:

понимание пробле-

мы, цели и задач;

умение планировать

и осуществлять рабо-

ту;

найденный способ

решения проблемы;

рефлексию деятель-

ности и результата.

Выступают в качестве

эксперта,

т.е.

задают

вопросы и высказыва-

ют критические заме-

чания

(при

презента-

ции

других

групп

\

учащихся)

на

основе

установленных крите-

риев

оценивания

ре-

зультатов и процесса.

Презентация проектов.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности

– презентация (защита) проекта.

Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор фор-

мы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весь -

ма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным уче-

том индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных,

конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь

учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам

подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его вы-

полнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почув-

ствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных техноло-

гий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Научная конференция.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.

- Экскурсия.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный са-

мим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою дея -

тельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятель-

ной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно

они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению кото-

рого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализа -

ции и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстра -

ции своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования

определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму

проведения презентации.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презента -

тивных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке

и решении задачи проекта;

- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач

проекта, выбранный путь решения;

- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

- демонстрировать найденное решение;

- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности

уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

Оценка выполненных проектов.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулиру-

ющий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно от-

метить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть по-

ощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презента-

цию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и по-

стараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут

быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект»

и т.д.

Критерии внешней оценки проекта

1.

Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.

2.

Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых ре-

зультатов.

3.

Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможно-

стями.

4. Коллективный характер принимаемых решений.

5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

6.

Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из

других областей.

7.

Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выво-

ды.

8. Эстетика оформления результатов проекта.

9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или иссле-

дования

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать,

что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (ус -

пешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых ре-

зультатов. Оценивание степени сформированное™ умений и навыков проектной и исследова-

тельской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей

компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

-

степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

-

степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

- практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

-

количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

- степень осмысления использованной информации;

-

уровень сложности и степень владения использованными методиками;

- оригинальность идеи, способа решения проблемы;

-

осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

-

уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта,

обеспечения объектами наглядности;

- владение рефлексией;

-

творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

- социальное и прикладное значение полученных результатов.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого разви-

тия учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает тео -

рию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к

большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего

прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Формирование УУД

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навы-

ки:

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая зна-

ния из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специали-

ста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать

вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Заключение

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное само -

стоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, поз-

воляющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и пока-

зать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной

проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой дея-

тельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное

прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать

проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы

путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуа-

ции.

Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправлен -

ная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между

собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Список литературы.

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. -

№6.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. //

Директор школы. – 1995. - №6.

5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Мате-

риалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализа-

ции старшеклассника. – Краснодар, 2001.

8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.

// Нач.школа. – 2004. - №2.

9.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразова-

ния). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. об -

разование. – 2000. - №7.

12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред.

И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

13.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

14. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журна -

ла “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.

– М., 1998.

17. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника.

//Сельская школа. – 2004. - №2.

18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

19.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. –

1999. - №6.

20.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

21.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

22.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего

оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.



В раздел образования