Напоминание

«Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников»


Автор: Бобёр Светлана Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Благовещенск
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: «Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников»
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Школа № 16 г. Благовещенска»

Амурской области

Программа исследовательской работы

Тема исследования:

«Работа со словарями на уроках русского языка как средство

развития речи школьников»

Учителя начальных классов

Бобёр С.Г

2018-2019 уч.год

Этапы работы

1. Диагностический

- изучение литературы;

- диагностика обучающихся

2. Прогностический

- прогнозирование результатов

3. Практический

- тестирование обучающихся;

- реализация работы со словарями на уроках русского языка с целью развития речи,

обогащения словарного запаса школьников.

4. Обобщающий

- обработка данных;

- сравнительный анализ;

- подготовка отчета (сообщение, презентация)

Тема исследования: «Работа со словарями на уроках русского языка

как средство развития речи школьников»

Цель исследования:

получить знания о сущности проблемы работы над словом с

использованием словарей, о путях эффективного ее совершенствования и реализовать

модель словарной работы на уроках русского языка в основной общеобразовательной

школе.

Объект:

процесс

работы

по

развитию

речи,

по

обогащению

словарного

запаса

учащихся основной общеобразовательной школы.

Предмет:

методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка с целью

развития речи, обогащения словарного запаса школьников.

Задачи:

- Провести анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования.

-

Рассмотреть

теоретические

аспекты

обогащения

и

уточнения

словарного

запаса

школьников.

- Изучить закономерности и особенности развития речи младшем школьном возрасте.

Выявить

влияние

учебной

деятельности

на

формирование

словарного

запаса

школьников.

- Подобрать диагностический материал для изучения словарного запаса младших

школьников.

-

Изучить

возможности

и

особенности

организации

использования

словарей

в

начальной школе.

-

Апробировать

методы

в

работе

с

младшими

школьниками,

направленные

на

обогащение и уточнение словарного запаса школьников.

Гипотеза: при условии систематического использования на уроках русского языка

словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса

школьников, повысить уровень их речевого развития.

Формы работы:

индивидуальные

групповые

Методы работы:

- теоретические (изучение и анализ литературы, сопоставление)

- практические

изучение, анализ, обобщение опыта работы учителей;

классификация изученного материала, индукция и дедукция;

моделирование;

наблюдение за работой учащихся;

индивидуальные беседы с учащимися;

анкетирование, тестирование учащихся;

диагностирующие контрольные работы;

педагогический эксперимент.

Подведение итогов в форме:

реферат

Презентация

1.

Тема исследования: «Работа со словарями на уроках русского языка и чтения как

средство развития речи школьников»

Цель исследования:

получить знания о сущности проблемы работы над словом с ис-

пользованием

словарей, о путях эффективного ее совершенствования и реализовать модель

словарной работы на уроках русского языка в основной общеобразовательной школе.

Объект:

процесс работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса уча-

щихся основной

общеобразовательной школы.

Предмет:

методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка и чтения с

целью

развития речи и обогащения словарного запаса школьников.

Задачи:

- Провести анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования.

-

Рассмотреть

теоретические

аспекты

обогащения и уточнения словарного запаса

школьников.

- Изучить закономерности и особенности развития речи младшем школьном возрасте.

Выявить

влияние учебной деятельности на формирование словарного запаса школьников.

- Подобрать диагностический материал для изучения словарного запаса младших

школьников.

- Изучить возможности и особенности организации использования словарей в началь-

ной школе.

- Апробировать методы в работе с младшими школьниками, направленные на

обогаще-

ние и

уточнение словарного запаса школьников.

Гипотеза: при условии систематического использования на уроках русского языка и

чтения

словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса

школьников,

повысить уровень их речевого развития.

Формы работы:

индивидуальные

групповые

Методы работы:

- теоретические (изучение и анализ литературы, сопоставление)

- практические

изучение, анализ, обобщение опыта работы учителей;

классификация изученного материала, индукция и дедукция;

моделирование;

наблюдение за работой учащихся;

индивидуальные беседы с учащимися;

анкетирование, тестирование учащихся;

диагностирующие контрольные работы;

педагогический эксперимент.

Подведение итогов в форме:

сообщение

презентация

2.

1.Введение

Всем известно, что образование, получаемое в начальной школе, является базой,

фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается умения

владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией, т.е. русский язык

– это и предмет изучения и средство обучения другим дисциплинам. И чем лучше

ребёнок владеет русским языком, тем легче ему даются другие науки.

2. Современные проблемы в преподавании русского языка.

К.Д. Ушинский писал, что «дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова,

темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет

страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».

Каждый учитель в своей практике сталкивался с тем, что ученик не понимает и не

может объяснить значение простых и, казалось бы, общеизвестных для взрослого че-

ловека слов или понимают его наоборот.

Многие из вас могли бы привести подобные примеры, достойные не «Толкового», а

«Бестолкового словаря», например: упражнение из учебника «Русский язык» Закожур-

никовой – Зимой ребята жили в интернате, пишут – «в интернете»; летом работали на

ферме, пишут – «на фирме».

Объясняют дети или «Объяснялки»:

1) Дети: Церемониться – выступать, психовать, закатывать истерику, это какое-то

открытие.

ЦЕРЕМ’ОНИТЬСЯ, -нюсь, -нишься; несов. (разг.).

1. Быть церемонным (во 2 знач.), стесняться. Прошу не ц.

2. с кем (чем). Проявлять излишнюю мягкость, стеснение. Нечего ц. с негодяем.

2) Дети: Полдень – 12 часов, прошло полдня, начало вечера,…это когда луна заходит.

полдень

П’ОЛДЕНЬ, полудня и полдня, м.

1. Середина дня, время высшего стояния солнца над горизонтом, соответствующее

обычно 12 часам. Ровно в п. Жаркий п. После полудня. За ~ и за ~ (после полудня).

Перед полуднем. К полудню.

2. То же, что юг (в 1 знач.) (устар. высок.). Гонец повернул на п.

прил. полдневный, -ая, -ое и полуденный, -ая, -ое. П. зной. П. край.

3) Дети: Проспект – квадратные метры, место назначения; это такая улица, называется

проспект.

проспект

ПРОСП’ЕКТ, -а, м. Большая широкая и прямая улица. Невский п. в Санкт-Петербурге.

II. ПРОСП’ЕКТ, -а, м.

1. Программа, план какого-н. издания, сочинения. П. нового учебника.

2. Справочное издание рекламного характера. План-п. (представляемый автором по-

дробный план будущего издания).

прил. ~овый, -ая, -ое и ~ный, -ая, -ое.

4) Дети: Потолок – это верхняя стена.

потолок

ПОТОЛ’ОК, -лка, м.

1. Верхнее внутреннее покрытие помещения. Лампа под потолком. Ростом под п.

(очень высок; разг.).

2. Предельная высота подъёма летательного аппарата (спец.). Статический п. (при дли-

тельном полёте с установившейся скоростью). Динамический п. (достигаемый после

разгона до большой скорости).

3. перен. Предел, предельная степень чего-н. (разг.). Такая норма выработки ещё не п.

• С потолка (взять что-н.) (разг. неодобр.) ни на чём не основываясь. Цифры взяты с

потолка.

5) Дети: Каталог – журнал, где заказывают вещи…

каталог

КАТАЛ’ОГ, -а, м.

1. Составленный в определённом порядке перечень каких-н. однородных предметов

(книг, экспонатов, товаров). Библиотечный к. Издательский план-к.

2. Вообще перечень, список, исчисляющий какие-н. предметы, явления. К. ледников.

К. тайфунов. Звёздный к. Строительные детали унифицированного ~а.

прил. каталожный, -ая, -ое (к 1 знач.).

6) Дети: С ним каши не сваришь – нет еды…

7) Дети: Кот наплакал – немного воды, денег нет…

8) Дети: Флигель – фонари, факелы…

ФЛИГЕЛЬ

флигеля,

мн.

флигели-флигеля,

м.

(нем. Flugel, букв. крыло). 1. Жилая

пристройка сбоку главного здания или отдельно стоящая дополнительная постройка;

дом во дворе большого здания. На дворе во флигеле. 2. (флигели). Старинное название

рояля (муз.).

Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности в

использовании справочной литературы. Работа со словарём, способствует повышению

не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры.

Словари заслуженно называют спутниками цивилизации, это – сокровища наци-

онального языка, наши друзья и помощники. Чем раньше школьник заведет дружбу с

ними, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее знания.

Наш долг – помочь ему в этом.

3.

Не секрет, что словарный запас младшего школьника не велик, поэтому одно из

важнейших направлений работы учителя, это обогащение и расширение «словаря»

учащихся. Большое внимание этому виду работы уделяю и я, т.к. в одной из своих ста-

тей известный методист, языковед Н.С.Рождественский писал: «Чем богаче словарь

ребенка, тем точнее употребляет он слова в своей речи; чем больше родственных

связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамот-

ности».

Большое внимание на уроках русского языка уделяется работе со словарями. Школь-

ный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уро-

ке русского языка.

В своей практике я использую следующие словари и справочники (личные и библио-

течные):

1)

электронные толковые словари С.И.Ожегова и Д.Н.Ушакова.

2)

Толковый словарь русского языка (современная версия). В.И.Даль.

3)

Школьный словарь строения слов русского языка. З.А.Потиха.

4)

Словарь трудностей русского языка. Розенталь Д.Э. и Теленкова М.А.

5)

Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков.

6)

Орфографический словарик. П.А.Грушников.

7)

Словарные слова. 3 – 4 класс. О.В. Узорова, Е.А.Нефёдова.

8)

Словарь по русскому языку (ФГОС). Т.В.Игнатьева, Л.Е.Тарасова.

9)

Серия «Словарик школьника» О.Д.Ушакова.

10)

Серия брошюр «500 загадок» и др.

Такие словари составляются на основе тщательного отбора лексического материала: в

них содержатся наиболее употребительные слова, а также слова, чаще других встреча-

ющиеся в речевой практике учащихся.

3. Цели использования орфографических словарей на уроках русского языка и

чтения в начальной школе.

«Для всего, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, до-

ждя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть

великое множество хороших слов и названий». Эти слова К.Г. Паустовского долж-

ны помочь ребятам осознать один важный момент: слово – инструмент познания мира.

Словарная работа проводится с целью обогащения, уточнения, активизации и

“пассивизации” словаря учащихся.

Обогащение словаря заключается в знакомстве детей с новыми для них слова-

ми: к примеру, с историзмами, архаизмами или неологизмами, с общественно-

политической, деловой, терминологической или поэтической лексикой, с заим-

ствованными, метафоричными, синонимичными и иными словами или группи-

ровками слов.

Уточнение словаря состоит в анализе и упражнениях с теми словами, в которых

дети допускают различные ошибки, прежде всего лексические.

4.

Активизация словаря заключается в переводе слов из пассивного запаса в ак-

тивный на основе использования упражнений конструктивного характера (по-

строение словосочетаний, предложений, связных текстов и т.п.).

Пассивизация” словаря состоит в переводе неупотребительных в литератур-

ном языке слов (диалектизмов, вульгаризмов, просторечий и т.п.) из активного

словаря в пассивный на основе подбора и освоения синонимичной литературной

лексики.

Списки слов, которые должны быть известны детям, называют орфогра-

фическими и лексическими “минимумами”.

Обучая детей русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, мы

обязаны:

а) максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их активный

словарь;

б) учить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее под-

ходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;

в) помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-простореч-

ные, жаргон.

При организации работы над словарём современная методика русского языка ре-

комендует исходить из следующих принципиальных положений:

- Работа над словарём имеет большое воспитательно - образовательное значе-

ние для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения

ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.

-Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хоро-

шо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная

со всеми разделами курса русского языка.

На уроках грамматики при объяснении нового материала обычно вводится (как и

по другим предметам) новая специальная терминология (например: существительное,

прилагательное, глагол, часть речи, член предложения и др.), а в примеры, иллю-

стрирующие грамматические правила, вводятся новые слова, обогащающие речь уча-

щихся.

5.

4. Система методических приёмов и упражнений, направленных на овладение

учащимися словарным богатством русского языка

В методике различают словарно - семантическое и словарно - орфографическое

направления словарной работы. Рассмотрим словарную работу, как единство этих

двух видов.

Работу по изучению слов с непроверяемыми написаниями («словарных слов»)

провожу по плану:

I. На первом этапе подготовки:

1)

Систематизирую слова по классам по темам: «Растения», «Животные», «Шко-

ла», «Народ», «Работа» и другие;

2)

Планирую ознакомление со словами на весь учебный год ;

3)

Учу детей пользоваться словарями и составлять свои словарики; - закладки!

II этап – знакомство со словом провожу, так:

1)

Загадываю загадку или показываю иллюстрацию изучаемого слова : «Для убор-

ки урожая на поля я выезжаю и за несколько машин там работаю один» (ком-

байн).

2)

Находим слово в словаре, читаем слово орфографически и орфоэпически; уста-

навливаем разницу в произношении и в написании: например, говорим [дарога],

пишем: дорога.

3)

Проговариваем слово (хором или индивидуально) с целью определения места,

ударения и количества слогов; букв и звуков; (дорога - 3 слога, 6 б., 6 зв.).

4)

Решаем орфографическую задачу: какую букву надо проверять при письме и по-

чему? Как? И можно ли эту букву проверить? (или нужно запомнить).

5)

Записываем слово в свой словарик с выделением орфограммы.

6)

- Часто изучаем слова в сравнении, например: УЧЕНИК/УЧИТЕЛЬ,

СОЛОВЕЙ/ВОРОБЕЙ, КИЛОГРАММ/КИЛОМЕТР и т.д.

- Чем похожи и чем различаются?

7)

Подбираем синонимы (или антонимы): сверкать – сиять, блестеть, гореть, пере-

ливаться.

III этап работы со словом - тренировочно-закрепительный.

Уроки русского языка начинаю с орфографической разминки:

а) часто использую игры «Подскажи словечко», шуточные вопросы и загадки:

1). - Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней… Кто же это? (соловей)

2).Окраска – сероватая.

Повадка – вороватая.

Крикунья хрипловатая –

Известная персона…

Кто она? (ворона)

б) в 3-4 классе работаем над словом по «Игровому словарику Баевой Т.В.»

(по методике Зайцева В.Н.).

в) в уголке класса вывешиваю плакаты по русскому языку под рубрикой "Запомни эти

слова". На нем помещаю только те слова, которых нет в "Словаре" учебника, и которые

ученики нашли в другом тексте, книге, статье. Вот примерный список этих слов: аква-

риум, аккуратно (аккуратный), апельсин, аппарат, аппетит, асфальт, велосипед,

витрина, бетон, ворота, гардероб, гостиница, демонстрация, диван, еще, железо,

женщина, забота, здание, здешний, здоровье, иней, исчез, канава, капитан, кар-

ман, километр, коллекция, корабль, корзина, кровать, лимон, лучше, математи-

ка, матрас, мотоцикл, мужество, мужчина, облако, огромный, опять, офицер, па-

латка, памятник, пенсионер, плакат, планета, праздник, прибор, приветствие,

прилагательное, природа, приставка, программа, профессия, равнина, ромашка,

рябина, салат, санаторий, сирень, скамейка, смородина, соревнование, сочинение,

старание, таблица, тайга, телевизор, ураган, фиолетовый, флакон, фонтан, фо-

нарь, халат, характер, хоккей, цемент, чувство, шеренга, шиповник, юный и т.д.

Для обогащения словаря учащихся часто использую следующие упражне-

ния:

1.

Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование).

2.

Диктант «Угадай словечко!» (учитель даёт толкование, дети записывают само

слово)

-дорога с твёрдым покрытием (шоссе)

-мир, вселенная(космос);

-специалист с высшим техническим образованием (инженер);

3.

Орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке

слов).

4.

Зрительные диктанты (вставь пропущенную букву)

5.

Задание «Объясни разницу» – работа с парами слов, сходных по звучанию, но

разных по значению (представить – предоставить, надеть – одеть); она помогает

предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их

точного значения.

6.

Перед контрольным диктантом объясняю непонятные для учащихся слова; да-

вая задание на дом по учебнику, проверяю, всё ли понятно, все ли слова, встре-

чающиеся в тексте, известны учащимся или даю задание посмотреть в словаре.

Можно работу над трудными словами проводить в минуты, отведенные на чистописа-

ние.

Проверку проводим по "Словарю" учебника или по индивидуальному словарику; часто

проводим

взаимопроверку - ученики меняются тетрадями, проверяя друг друга, подчеркивают

карандашом ошибку, оценивают работу товарища.

Читаю ребятам рассказ К. Паустовского о встрече с лесником, который любил искать

словам объяснение, и которому это занятие доставляло большую радость. Помните:

Род, родня, родной, родник, народ – Родина! "Найдешь слову объяснение и радуешь-

ся", - говорил он писателю. Учимся наблюдать и разгадывать тайны происхождения

слова.

6.

"Почему некоторые растения, птицы, животные называются именно так?", - интере

суются дети. Учащиеся, рассматривая рисунки с изображением гвоздики, малины, ши-

повника, синицы, медведя, делают свои первые "открытия": - "Гвоздику так назвали

потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина как бы со-

стоит из малых ягод, синица – синяя, медведь любит мед и поэтому знает (ведает) где

его искать". Читают стихи, загадки и тоже наблюдают. Таким образом, идёт усвоение

лексико-семантического уровня слова.

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйся дикими

Алыми… (гвоздиками)

Е. Серова

IV этап – контрольный (проверка ЗУН)

Проверочные словарные диктанты провожу 1-2 раза в месяц.

(Результаты прилагаются)

V этап – аналитический (анализ ошибок и планирование дальнейшей работы).

5. Как проходит словарно-орфографическая работа на уроках русского языка:

Для знакомства с новым словом ученикам можно предложить иллюстрацию, ребус

или загадку: «Живёт в нём вся вселенная, а вещь обыкновенная» (телевизор)

В следующем упражнении «Узнавание слова» слово прочитывается орфоэпически,

орфографически, ставится ударение, объясняется и выделяется подчеркиванием буква,

которую надо запомнить. Слово записывается на доске и в тетрадях. На следующем

уроке предлагается употребить слово в тексте:

В процессе работы с орфографическим словарем, ученикам можно давать и такие зада-

ния:

1.

Составьте кроссворд, подбирая загадки к словарным словам.

2.

Вставьте подходящие по смыслу слова из словаря.

3.

Спишите текст, вставив словарное слово.

4.

Составьте и запишите рассказ на заданную тему, используя слова из словаря:

Отрывок из сочинения ученицы 4 «б» класса по теме «Моё свободное время»:

В пятницу после уроков я играю с бабушкой в настольные игры.

В субботу после завтрака люблю играть с младшим братом, потому что он счастливый

и весёлый.

После обеда мою посуду и иду гулять. В воскресенье бабушка учит меня шитью, а

мама не врать.

(Стилистическая ошибка)

7.

На уроках стараемся рассмотреть слово одновременно с четырёх сторон: орфоэпи-

ческой, лексико-семантической, орфографической и синтаксической.

Следуя принципу A.M. Пешковского , утверждавшего, что «сперва услышать, а за-

тем смотреть, как это писано», учитель вначале знакомит учеников с орфоэпиче-

ским обликом слова. Написанное на доске слово должно прозвучать. Дети должны

услышать и запомнить, как оно произносится. Затем ученики под руководством учите-

ля пытаются выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, снача-

ла самостоятельно:

- Как вы понимаете это слово? Что оно обозначает? (опираясь на знания учащихся,

предположения, ассоциации), потом с помощью толкового словаря или объяснения

учителя.

сверкать

СВЕРК’АТЬ, -аю, -аешь; несов.

1. Ярко сиять переливчатым светом. Сверкает молния. Сверкают языки огня.

2. Блестеть, выражая сильные чувства, страсть (обычно о глазах). Глаза сверкают гне-

вом. В глазах сверкает радость.

3.

Выражать,

обнаруживать

какие-н.

яркие,

впечатляющие

качества.

С.

талантом,

остроумием.

однокр. сверкнуть, -ну, -нёшь. Сверкнула мысль, догадка, надежда (перен.: внезапно

появилась).

сущ. сверкание, -я, ср. С. снегов.

Выяснив семантику слова, необходимо отметить его однозначность или много-

значность, подобрать близкие по значению слова и только после знакомства с произно-

шением и семантикой переходить к усвоению орфографии данного слова. Ведь практи-

чески всегда звучание таких слов не совпадает с написанием. Поэтому, зная, как слово

произносится, говорится, ученики начинают учиться его писать. На доске чётко и ак-

куратно написано слово, выделены орфограммы, поставлено ударение. Работа над ор-

фографией начинается с проговаривания по слогам.

Далее идет осознание и запоминание орфограммы.

После составляем словосочетание или предложение. Но этим работа над освоением

слова не завершается:

-Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного сло-

ва, соответствующего стилю высказывания,

-творческие задания,

-словарные диктанты из слов с одной определённой орфограммой,

-с разными орфограммами, блоками орфограмм;

-орфографический разбор;

-тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся;

-работа над ошибками,

-орфографический диктант – это тоже работа со словом.

8.

В 4 классе уже возможно использовать всесторонний анализ слова как один из

приёмов обучения русскому языку.

Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические,

лексические, грамматические, стилистические и иные свойства и признаки, а затем

установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные

слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и т.д. Всесторонний анализ

слова – качественно новый вид разбора.

В течение учебного года ведем учет пробелов в знаниях учащихся, анализиру-

ем ошибки, проводим работу над ними.

На практике убедилась, что такая работа над словом развивает внимание, память, логи-

ческое мышление и, конечно же, обогащает и уточняет словарный запас учащихся.

Улучшается орфографическая зоркость, снижается количество ошибок, повышается

грамотность письма.

9.

6.Заключение.

Таким образом, благодаря систематической словарной работе на уроках русского

языка у учащихся появляется интерес к словарной работе и к русскому языку в целом.

Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная сло-

варная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфогра-

фическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повыше-

нию языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к род-

ному языку.

К.Г. Паустовский писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без

любви к своему языку».

Очень часто на уроках русского языка и литературного чтения нас интересуют не

только словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о

которых Вадим Шефнер писал так:

«Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв.

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни

Дети тоже пробуют писать стихи:

Свою я Родину люблю

И скоро в Армию пойду!

Её я буду охранять –

Ведь Родина – вторая мать!

Она балует иногда,

а может строго наказать.

Но всё равно от всех врагов

Её я буду защищать!

Андрей, 2 «Г» класс.

10.

Литература:

1.

С.Н. Лысенкова. Учение с увлечением. Москва «Просвещение». 1989 г.

2.

З.В. Дубовец. Словарная работа и орфографическое чтение - залог повышения грамотности и

развития речи. Ж-л «Начальная школа», 2004 г., № З

3.

Охлопкова М.Ю. Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского

языка//Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября»,

2004. С. 184.

4. Молокова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой

культуры учащихся // «Русский язык в школе». - 1998. - № 2. С. 32–35.

5. Пономаренко О.В. Виды словарной работы на уроках русского языка //Начальная школа. - №5. –

2001. С. 17.

6. Вакулина И. А. Пути формирования орфографической зоркости //Материалы научно-практической

конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. С. 58.

7. Болтасева Т. А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. - №8. – 1999.

С. 23.

8. Аргунова В. И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обо -

гащения словарного запаса учащихся//Материалы научно-практической конференции. – М.: Изда -

тельский дом «Первое сентября», 2009. Н.М. Золотых. Приемы и формы работы над словарным сло-

вом на уроках русского языка.

Ж-л «Начальная школа», 2001 г., №3



В раздел образования