Автор: Бобёр Светлана Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Благовещенск
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: «Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников»
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа № 16 г. Благовещенска»
Амурской области
Программа исследовательской работы
Тема исследования:
«Работа со словарями на уроках русского языка как средство
развития речи школьников»
Учителя начальных классов
Бобёр С.Г
2018-2019 уч.год
Этапы работы
1. Диагностический
- изучение литературы;
- диагностика обучающихся
2. Прогностический
- прогнозирование результатов
3. Практический
- тестирование обучающихся;
- реализация работы со словарями на уроках русского языка с целью развития речи,
обогащения словарного запаса школьников.
4. Обобщающий
- обработка данных;
- сравнительный анализ;
- подготовка отчета (сообщение, презентация)
Тема исследования: «Работа со словарями на уроках русского языка
как средство развития речи школьников»
Цель исследования:
получить знания о сущности проблемы работы над словом с
использованием словарей, о путях эффективного ее совершенствования и реализовать
модель словарной работы на уроках русского языка в основной общеобразовательной
школе.
Объект:
процесс
работы
по
развитию
речи,
по
обогащению
словарного
запаса
учащихся основной общеобразовательной школы.
Предмет:
методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка с целью
развития речи, обогащения словарного запаса школьников.
Задачи:
- Провести анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования.
-
Рассмотреть
теоретические
аспекты
обогащения
и
уточнения
словарного
запаса
школьников.
- Изучить закономерности и особенности развития речи младшем школьном возрасте.
Выявить
влияние
учебной
деятельности
на
формирование
словарного
запаса
школьников.
- Подобрать диагностический материал для изучения словарного запаса младших
школьников.
-
Изучить
возможности
и
особенности
организации
использования
словарей
в
начальной школе.
-
Апробировать
методы
в
работе
с
младшими
школьниками,
направленные
на
обогащение и уточнение словарного запаса школьников.
Гипотеза: при условии систематического использования на уроках русского языка
словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса
школьников, повысить уровень их речевого развития.
Формы работы:
индивидуальные
групповые
Методы работы:
- теоретические (изучение и анализ литературы, сопоставление)
- практические
изучение, анализ, обобщение опыта работы учителей;
классификация изученного материала, индукция и дедукция;
моделирование;
наблюдение за работой учащихся;
индивидуальные беседы с учащимися;
анкетирование, тестирование учащихся;
диагностирующие контрольные работы;
педагогический эксперимент.
Подведение итогов в форме:
реферат
Презентация
1.
Тема исследования: «Работа со словарями на уроках русского языка и чтения как
средство развития речи школьников»
Цель исследования:
получить знания о сущности проблемы работы над словом с ис-
пользованием
словарей, о путях эффективного ее совершенствования и реализовать модель
словарной работы на уроках русского языка в основной общеобразовательной школе.
Объект:
процесс работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса уча-
щихся основной
общеобразовательной школы.
Предмет:
методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка и чтения с
целью
развития речи и обогащения словарного запаса школьников.
Задачи:
- Провести анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования.
-
Рассмотреть
теоретические
аспекты
обогащения и уточнения словарного запаса
школьников.
- Изучить закономерности и особенности развития речи младшем школьном возрасте.
Выявить
влияние учебной деятельности на формирование словарного запаса школьников.
- Подобрать диагностический материал для изучения словарного запаса младших
школьников.
- Изучить возможности и особенности организации использования словарей в началь-
ной школе.
- Апробировать методы в работе с младшими школьниками, направленные на
обогаще-
ние и
уточнение словарного запаса школьников.
Гипотеза: при условии систематического использования на уроках русского языка и
чтения
словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса
школьников,
повысить уровень их речевого развития.
Формы работы:
индивидуальные
групповые
Методы работы:
- теоретические (изучение и анализ литературы, сопоставление)
- практические
изучение, анализ, обобщение опыта работы учителей;
классификация изученного материала, индукция и дедукция;
моделирование;
наблюдение за работой учащихся;
индивидуальные беседы с учащимися;
анкетирование, тестирование учащихся;
диагностирующие контрольные работы;
педагогический эксперимент.
Подведение итогов в форме:
сообщение
презентация
2.
1.Введение
Всем известно, что образование, получаемое в начальной школе, является базой,
фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается умения
владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией, т.е. русский язык
– это и предмет изучения и средство обучения другим дисциплинам. И чем лучше
ребёнок владеет русским языком, тем легче ему даются другие науки.
2. Современные проблемы в преподавании русского языка.
К.Д. Ушинский писал, что «дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова,
темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет
страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».
Каждый учитель в своей практике сталкивался с тем, что ученик не понимает и не
может объяснить значение простых и, казалось бы, общеизвестных для взрослого че-
ловека слов или понимают его наоборот.
Многие из вас могли бы привести подобные примеры, достойные не «Толкового», а
«Бестолкового словаря», например: упражнение из учебника «Русский язык» Закожур-
никовой – Зимой ребята жили в интернате, пишут – «в интернете»; летом работали на
ферме, пишут – «на фирме».
Объясняют дети или «Объяснялки»:
1) Дети: Церемониться – выступать, психовать, закатывать истерику, это какое-то
открытие.
ЦЕРЕМ’ОНИТЬСЯ, -нюсь, -нишься; несов. (разг.).
1. Быть церемонным (во 2 знач.), стесняться. Прошу не ц.
2. с кем (чем). Проявлять излишнюю мягкость, стеснение. Нечего ц. с негодяем.
2) Дети: Полдень – 12 часов, прошло полдня, начало вечера,…это когда луна заходит.
полдень
П’ОЛДЕНЬ, полудня и полдня, м.
1. Середина дня, время высшего стояния солнца над горизонтом, соответствующее
обычно 12 часам. Ровно в п. Жаркий п. После полудня. За ~ и за ~ (после полудня).
Перед полуднем. К полудню.
2. То же, что юг (в 1 знач.) (устар. высок.). Гонец повернул на п.
прил. полдневный, -ая, -ое и полуденный, -ая, -ое. П. зной. П. край.
3) Дети: Проспект – квадратные метры, место назначения; это такая улица, называется
проспект.
проспект
ПРОСП’ЕКТ, -а, м. Большая широкая и прямая улица. Невский п. в Санкт-Петербурге.
II. ПРОСП’ЕКТ, -а, м.
1. Программа, план какого-н. издания, сочинения. П. нового учебника.
2. Справочное издание рекламного характера. План-п. (представляемый автором по-
дробный план будущего издания).
прил. ~овый, -ая, -ое и ~ный, -ая, -ое.
4) Дети: Потолок – это верхняя стена.
потолок
ПОТОЛ’ОК, -лка, м.
1. Верхнее внутреннее покрытие помещения. Лампа под потолком. Ростом под п.
(очень высок; разг.).
2. Предельная высота подъёма летательного аппарата (спец.). Статический п. (при дли-
тельном полёте с установившейся скоростью). Динамический п. (достигаемый после
разгона до большой скорости).
3. перен. Предел, предельная степень чего-н. (разг.). Такая норма выработки ещё не п.
• С потолка (взять что-н.) (разг. неодобр.) ни на чём не основываясь. Цифры взяты с
потолка.
5) Дети: Каталог – журнал, где заказывают вещи…
каталог
КАТАЛ’ОГ, -а, м.
1. Составленный в определённом порядке перечень каких-н. однородных предметов
(книг, экспонатов, товаров). Библиотечный к. Издательский план-к.
2. Вообще перечень, список, исчисляющий какие-н. предметы, явления. К. ледников.
К. тайфунов. Звёздный к. Строительные детали унифицированного ~а.
прил. каталожный, -ая, -ое (к 1 знач.).
6) Дети: С ним каши не сваришь – нет еды…
7) Дети: Кот наплакал – немного воды, денег нет…
8) Дети: Флигель – фонари, факелы…
ФЛИГЕЛЬ
флигеля,
мн.
флигели-флигеля,
м.
(нем. Flugel, букв. крыло). 1. Жилая
пристройка сбоку главного здания или отдельно стоящая дополнительная постройка;
дом во дворе большого здания. На дворе во флигеле. 2. (флигели). Старинное название
рояля (муз.).
Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности в
использовании справочной литературы. Работа со словарём, способствует повышению
не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры.
Словари заслуженно называют спутниками цивилизации, это – сокровища наци-
онального языка, наши друзья и помощники. Чем раньше школьник заведет дружбу с
ними, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее знания.
Наш долг – помочь ему в этом.
3.
Не секрет, что словарный запас младшего школьника не велик, поэтому одно из
важнейших направлений работы учителя, это обогащение и расширение «словаря»
учащихся. Большое внимание этому виду работы уделяю и я, т.к. в одной из своих ста-
тей известный методист, языковед Н.С.Рождественский писал: «Чем богаче словарь
ребенка, тем точнее употребляет он слова в своей речи; чем больше родственных
связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамот-
ности».
Большое внимание на уроках русского языка уделяется работе со словарями. Школь-
ный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уро-
ке русского языка.
В своей практике я использую следующие словари и справочники (личные и библио-
течные):
1)
электронные толковые словари С.И.Ожегова и Д.Н.Ушакова.
2)
Толковый словарь русского языка (современная версия). В.И.Даль.
3)
Школьный словарь строения слов русского языка. З.А.Потиха.
4)
Словарь трудностей русского языка. Розенталь Д.Э. и Теленкова М.А.
5)
Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков.
6)
Орфографический словарик. П.А.Грушников.
7)
Словарные слова. 3 – 4 класс. О.В. Узорова, Е.А.Нефёдова.
8)
Словарь по русскому языку (ФГОС). Т.В.Игнатьева, Л.Е.Тарасова.
9)
Серия «Словарик школьника» О.Д.Ушакова.
10)
Серия брошюр «500 загадок» и др.
Такие словари составляются на основе тщательного отбора лексического материала: в
них содержатся наиболее употребительные слова, а также слова, чаще других встреча-
ющиеся в речевой практике учащихся.
3. Цели использования орфографических словарей на уроках русского языка и
чтения в начальной школе.
«Для всего, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, до-
ждя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть
великое множество хороших слов и названий». Эти слова К.Г. Паустовского долж-
ны помочь ребятам осознать один важный момент: слово – инструмент познания мира.
Словарная работа проводится с целью обогащения, уточнения, активизации и
“пассивизации” словаря учащихся.
Обогащение словаря заключается в знакомстве детей с новыми для них слова-
ми: к примеру, с историзмами, архаизмами или неологизмами, с общественно-
политической, деловой, терминологической или поэтической лексикой, с заим-
ствованными, метафоричными, синонимичными и иными словами или группи-
ровками слов.
Уточнение словаря состоит в анализе и упражнениях с теми словами, в которых
дети допускают различные ошибки, прежде всего лексические.
4.
Активизация словаря заключается в переводе слов из пассивного запаса в ак-
тивный на основе использования упражнений конструктивного характера (по-
строение словосочетаний, предложений, связных текстов и т.п.).
“Пассивизация” словаря состоит в переводе неупотребительных в литератур-
ном языке слов (диалектизмов, вульгаризмов, просторечий и т.п.) из активного
словаря в пассивный на основе подбора и освоения синонимичной литературной
лексики.
Списки слов, которые должны быть известны детям, называют орфогра-
фическими и лексическими “минимумами”.
Обучая детей русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, мы
обязаны:
а) максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их активный
словарь;
б) учить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее под-
ходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;
в) помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-простореч-
ные, жаргон.
При организации работы над словарём современная методика русского языка ре-
комендует исходить из следующих принципиальных положений:
- Работа над словарём имеет большое воспитательно - образовательное значе-
ние для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения
ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.
-Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хоро-
шо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная
со всеми разделами курса русского языка.
На уроках грамматики при объяснении нового материала обычно вводится (как и
по другим предметам) новая специальная терминология (например: существительное,
прилагательное, глагол, часть речи, член предложения и др.), а в примеры, иллю-
стрирующие грамматические правила, вводятся новые слова, обогащающие речь уча-
щихся.
5.
4. Система методических приёмов и упражнений, направленных на овладение
учащимися словарным богатством русского языка
В методике различают словарно - семантическое и словарно - орфографическое
направления словарной работы. Рассмотрим словарную работу, как единство этих
двух видов.
Работу по изучению слов с непроверяемыми написаниями («словарных слов»)
провожу по плану:
I. На первом этапе подготовки:
1)
Систематизирую слова по классам по темам: «Растения», «Животные», «Шко-
ла», «Народ», «Работа» и другие;
2)
Планирую ознакомление со словами на весь учебный год ;
3)
Учу детей пользоваться словарями и составлять свои словарики; - закладки!
II этап – знакомство со словом провожу, так:
1)
Загадываю загадку или показываю иллюстрацию изучаемого слова : «Для убор-
ки урожая на поля я выезжаю и за несколько машин там работаю один» (ком-
байн).
2)
Находим слово в словаре, читаем слово орфографически и орфоэпически; уста-
навливаем разницу в произношении и в написании: например, говорим [дарога],
пишем: дорога.
3)
Проговариваем слово (хором или индивидуально) с целью определения места,
ударения и количества слогов; букв и звуков; (дорога - 3 слога, 6 б., 6 зв.).
4)
Решаем орфографическую задачу: какую букву надо проверять при письме и по-
чему? Как? И можно ли эту букву проверить? (или нужно запомнить).
5)
Записываем слово в свой словарик с выделением орфограммы.
6)
- Часто изучаем слова в сравнении, например: УЧЕНИК/УЧИТЕЛЬ,
СОЛОВЕЙ/ВОРОБЕЙ, КИЛОГРАММ/КИЛОМЕТР и т.д.
- Чем похожи и чем различаются?
7)
Подбираем синонимы (или антонимы): сверкать – сиять, блестеть, гореть, пере-
ливаться.
III этап работы со словом - тренировочно-закрепительный.
Уроки русского языка начинаю с орфографической разминки:
а) часто использую игры «Подскажи словечко», шуточные вопросы и загадки:
1). - Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней… Кто же это? (соловей)
2).Окраска – сероватая.
Повадка – вороватая.
Крикунья хрипловатая –
Известная персона…
Кто она? (ворона)
б) в 3-4 классе работаем над словом по «Игровому словарику Баевой Т.В.»
(по методике Зайцева В.Н.).
в) в уголке класса вывешиваю плакаты по русскому языку под рубрикой "Запомни эти
слова". На нем помещаю только те слова, которых нет в "Словаре" учебника, и которые
ученики нашли в другом тексте, книге, статье. Вот примерный список этих слов: аква-
риум, аккуратно (аккуратный), апельсин, аппарат, аппетит, асфальт, велосипед,
витрина, бетон, ворота, гардероб, гостиница, демонстрация, диван, еще, железо,
женщина, забота, здание, здешний, здоровье, иней, исчез, канава, капитан, кар-
ман, километр, коллекция, корабль, корзина, кровать, лимон, лучше, математи-
ка, матрас, мотоцикл, мужество, мужчина, облако, огромный, опять, офицер, па-
латка, памятник, пенсионер, плакат, планета, праздник, прибор, приветствие,
прилагательное, природа, приставка, программа, профессия, равнина, ромашка,
рябина, салат, санаторий, сирень, скамейка, смородина, соревнование, сочинение,
старание, таблица, тайга, телевизор, ураган, фиолетовый, флакон, фонтан, фо-
нарь, халат, характер, хоккей, цемент, чувство, шеренга, шиповник, юный и т.д.
Для обогащения словаря учащихся часто использую следующие упражне-
ния:
1.
Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование).
2.
Диктант «Угадай словечко!» (учитель даёт толкование, дети записывают само
слово)
-дорога с твёрдым покрытием (шоссе)
-мир, вселенная(космос);
-специалист с высшим техническим образованием (инженер);
3.
Орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке
слов).
4.
Зрительные диктанты (вставь пропущенную букву)
5.
Задание «Объясни разницу» – работа с парами слов, сходных по звучанию, но
разных по значению (представить – предоставить, надеть – одеть); она помогает
предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их
точного значения.
6.
Перед контрольным диктантом объясняю непонятные для учащихся слова; да-
вая задание на дом по учебнику, проверяю, всё ли понятно, все ли слова, встре-
чающиеся в тексте, известны учащимся или даю задание посмотреть в словаре.
Можно работу над трудными словами проводить в минуты, отведенные на чистописа-
ние.
Проверку проводим по "Словарю" учебника или по индивидуальному словарику; часто
проводим
взаимопроверку - ученики меняются тетрадями, проверяя друг друга, подчеркивают
карандашом ошибку, оценивают работу товарища.
Читаю ребятам рассказ К. Паустовского о встрече с лесником, который любил искать
словам объяснение, и которому это занятие доставляло большую радость. Помните:
Род, родня, родной, родник, народ – Родина! "Найдешь слову объяснение и радуешь-
ся", - говорил он писателю. Учимся наблюдать и разгадывать тайны происхождения
слова.
6.
"Почему некоторые растения, птицы, животные называются именно так?", - интере
суются дети. Учащиеся, рассматривая рисунки с изображением гвоздики, малины, ши-
повника, синицы, медведя, делают свои первые "открытия": - "Гвоздику так назвали
потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина как бы со-
стоит из малых ягод, синица – синяя, медведь любит мед и поэтому знает (ведает) где
его искать". Читают стихи, загадки и тоже наблюдают. Таким образом, идёт усвоение
лексико-семантического уровня слова.
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйся дикими
Алыми… (гвоздиками)
Е. Серова
IV этап – контрольный (проверка ЗУН)
Проверочные словарные диктанты провожу 1-2 раза в месяц.
(Результаты прилагаются)
V этап – аналитический (анализ ошибок и планирование дальнейшей работы).
5. Как проходит словарно-орфографическая работа на уроках русского языка:
Для знакомства с новым словом ученикам можно предложить иллюстрацию, ребус
или загадку: «Живёт в нём вся вселенная, а вещь обыкновенная» (телевизор)
В следующем упражнении «Узнавание слова» слово прочитывается орфоэпически,
орфографически, ставится ударение, объясняется и выделяется подчеркиванием буква,
которую надо запомнить. Слово записывается на доске и в тетрадях. На следующем
уроке предлагается употребить слово в тексте:
В процессе работы с орфографическим словарем, ученикам можно давать и такие зада-
ния:
1.
Составьте кроссворд, подбирая загадки к словарным словам.
2.
Вставьте подходящие по смыслу слова из словаря.
3.
Спишите текст, вставив словарное слово.
4.
Составьте и запишите рассказ на заданную тему, используя слова из словаря:
Отрывок из сочинения ученицы 4 «б» класса по теме «Моё свободное время»:
В пятницу после уроков я играю с бабушкой в настольные игры.
В субботу после завтрака люблю играть с младшим братом, потому что он счастливый
и весёлый.
После обеда мою посуду и иду гулять. В воскресенье бабушка учит меня шитью, а
мама не врать.
(Стилистическая ошибка)
7.
На уроках стараемся рассмотреть слово одновременно с четырёх сторон: орфоэпи-
ческой, лексико-семантической, орфографической и синтаксической.
Следуя принципу A.M. Пешковского , утверждавшего, что «сперва услышать, а за-
тем смотреть, как это писано», учитель вначале знакомит учеников с орфоэпиче-
ским обликом слова. Написанное на доске слово должно прозвучать. Дети должны
услышать и запомнить, как оно произносится. Затем ученики под руководством учите-
ля пытаются выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, снача-
ла самостоятельно:
- Как вы понимаете это слово? Что оно обозначает? (опираясь на знания учащихся,
предположения, ассоциации), потом с помощью толкового словаря или объяснения
учителя.
сверкать
СВЕРК’АТЬ, -аю, -аешь; несов.
1. Ярко сиять переливчатым светом. Сверкает молния. Сверкают языки огня.
2. Блестеть, выражая сильные чувства, страсть (обычно о глазах). Глаза сверкают гне-
вом. В глазах сверкает радость.
3.
Выражать,
обнаруживать
какие-н.
яркие,
впечатляющие
качества.
С.
талантом,
остроумием.
однокр. сверкнуть, -ну, -нёшь. Сверкнула мысль, догадка, надежда (перен.: внезапно
появилась).
сущ. сверкание, -я, ср. С. снегов.
Выяснив семантику слова, необходимо отметить его однозначность или много-
значность, подобрать близкие по значению слова и только после знакомства с произно-
шением и семантикой переходить к усвоению орфографии данного слова. Ведь практи-
чески всегда звучание таких слов не совпадает с написанием. Поэтому, зная, как слово
произносится, говорится, ученики начинают учиться его писать. На доске чётко и ак-
куратно написано слово, выделены орфограммы, поставлено ударение. Работа над ор-
фографией начинается с проговаривания по слогам.
Далее идет осознание и запоминание орфограммы.
После составляем словосочетание или предложение. Но этим работа над освоением
слова не завершается:
-Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного сло-
ва, соответствующего стилю высказывания,
-творческие задания,
-словарные диктанты из слов с одной определённой орфограммой,
-с разными орфограммами, блоками орфограмм;
-орфографический разбор;
-тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся;
-работа над ошибками,
-орфографический диктант – это тоже работа со словом.
8.
В 4 классе уже возможно использовать всесторонний анализ слова как один из
приёмов обучения русскому языку.
Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические,
лексические, грамматические, стилистические и иные свойства и признаки, а затем
установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные
слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и т.д. Всесторонний анализ
слова – качественно новый вид разбора.
В течение учебного года ведем учет пробелов в знаниях учащихся, анализиру-
ем ошибки, проводим работу над ними.
На практике убедилась, что такая работа над словом развивает внимание, память, логи-
ческое мышление и, конечно же, обогащает и уточняет словарный запас учащихся.
Улучшается орфографическая зоркость, снижается количество ошибок, повышается
грамотность письма.
9.
6.Заключение.
Таким образом, благодаря систематической словарной работе на уроках русского
языка у учащихся появляется интерес к словарной работе и к русскому языку в целом.
Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная сло-
варная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфогра-
фическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повыше-
нию языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к род-
ному языку.
К.Г. Паустовский писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без
любви к своему языку».
Очень часто на уроках русского языка и литературного чтения нас интересуют не
только словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о
которых Вадим Шефнер писал так:
«Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв.
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни
Дети тоже пробуют писать стихи:
Свою я Родину люблю
И скоро в Армию пойду!
Её я буду охранять –
Ведь Родина – вторая мать!
Она балует иногда,
а может строго наказать.
Но всё равно от всех врагов
Её я буду защищать!
Андрей, 2 «Г» класс.
10.
Литература:
1.
С.Н. Лысенкова. Учение с увлечением. Москва «Просвещение». 1989 г.
2.
З.В. Дубовец. Словарная работа и орфографическое чтение - залог повышения грамотности и
развития речи. Ж-л «Начальная школа», 2004 г., № З
3.
Охлопкова М.Ю. Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского
языка//Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября»,
2004. С. 184.
4. Молокова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой
культуры учащихся // «Русский язык в школе». - 1998. - № 2. С. 32–35.
5. Пономаренко О.В. Виды словарной работы на уроках русского языка //Начальная школа. - №5. –
2001. С. 17.
6. Вакулина И. А. Пути формирования орфографической зоркости //Материалы научно-практической
конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. С. 58.
7. Болтасева Т. А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. - №8. – 1999.
С. 23.
8. Аргунова В. И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обо -
гащения словарного запаса учащихся//Материалы научно-практической конференции. – М.: Изда -
тельский дом «Первое сентября», 2009. Н.М. Золотых. Приемы и формы работы над словарным сло-
вом на уроках русского языка.
Ж-л «Начальная школа», 2001 г., №3