Автор: Раговец Мария Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: п Тазовский
Наименование материала: конспект занятия во 2 группе раннего развития
Тема: Башня
Раздел: дошкольное образование
Раговец Мария Павловна
МБДОУ д/с «Радуга»
15.12.1990 г.
Составление рассказа по картинке с использованием
опорных картинок
Цели.
1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Фрукты».
2. Развитие связной речи. Обучение составлению рассказа по картинке с использованием
опорных картинок. Формирование планирующей функции речи.
3. Практическое употребление существительных в косвенных падежах.
4. Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, логического мышления, памяти.
Оборудование. Картинка «Ежик в саду», картинки к загадкам о ежике, яблоке,
предметные картинки к игре «Что ест ежик»: грибы, червяки, комары, яблоки, мышь,
рыба, печенье; опорные картинки для рассказа: Сад, яблоки под яблоней в траве, ежик,
ежик с яблоком на спине, норка под пеньком.
Ход занятия
Организационный момент. Развитие слухового внимания, логического, мышления.
Воспитатель. Топните ногой, если услышите название неживого, хлопните в ладоши -
если живого: трава, белка, книга, груша, рыба, пирожное, ежик, яблоко.
Введение в тему. Развитие логического мышления, зрительного внимания.
Воспитатель. Отгадайте загадки, найдите среди картинок отгадки (груша, слива, белка,
яблоко, ежик).
Загадки
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
(Ежик)
Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые, любят меня детки.
(Яблоко)
Картинки-отгадки выставляются на фланелеграфе.
Воспитатель. Мы сегодня будем составлять рассказ о ежике.
Повторение пройденного. Расширение словаря существительных, глаголов,
прилагательных. Практическое употребление существительных в косвенных падежах.
Воспитатель. Кто вспомнит больше слов-определений? (За каждое слово дается фишка.)
Какие бывают яблоки?
Дети. Спелые, сочные, красные, крупные, душистые.
Воспитатель. Что яблоки делают?
Дети. Растут, зреют, вянут, гниют, пахнут, падают и т. Д.
Воспитатель. Кто победил? (Определяется победитель.)
Игра «Чем питается ежик». На ковре раскладываются картинки, а на фланелеграфе
прикрепляется картинка с изображением ежика. Дети выкладывают отобранные картинки
вокруг ежика.
Примерные ответы:
Ежик ест мышей.
Ежик питается насекомыми.
Ежик любит мясо. (И т. д.)
Воспитатель уточняет у детей, для чего нужны ежику иголки.
Изучение нового материала. Формирование планирующей функции речи. Обучение
составлению небольшого связного высказывания с наглядной опорой в виде картинок,
отображающих последовательность событий.
Воспитатель выставляет картинку «Ежик в саду».
План рассказа:
Куда пришел ежик?
Что он увидел в траве под яблоней?
Что ежик сделал с яблоком?
Зачем ежику яблоко?
Куда он потащил яблоко?
Воспитатель напоминает детям, что красивый рассказ получается только тогда, когда в нем
есть начало, середина и конец, а события следуют по порядку.
Воспитатель. Нам помогут составить красивый рассказ опорные картинки. Рассмотрите
их, поставьте по порядку. Дети выкладывают опорные картинки в линейный ряд
на фланелеграфе: ежик, Сад, яблоко под яблоней в траве, ежик с яблоком на спине, норка
под пеньком.
Примерный рассказ по цепочке:
Ежик пришел в сад. Под яблоней в траве он увидел яблоки.
Ежик наколол одно яблоко на иголки и понес его к себе в норку.
Физкультминутка.
В густом лесу под елкой Руки подняты вверх, покачались из стороны в сторону.
Лежит клубок с иголками. Присели, обняли себя руками за плечи.
Сердитый недотрога Шипят
Осыпан весь листвой,
Иголок очень много, Встают, «ловят» листья
А нитки ни одной.
Показывают жестом
Закрепление. Воспитатель предлагает пересказать рассказ одному-двум детям. Потом
опорные картинки убираются. Дети составляют рассказ по памяти, глядя на картинку
«Ежик в саду».
Итог. Воспитатель обсуждает с детьми, что делали на занятии.
Тема «Посуда»
Падежные конструкции. Творительный падеж
существительных в единственном числе без предлога
Цели.
1. Уточнение и расширение словаря прилагательных по
теме «Посуда».
2. Образование существительных в творительном падеже
без предлога от существительных именительного падежа.
3. Согласование прилагательных в роде, числе, падеже.
4. Развитие фразовой речи.
5. Развитие слухового, зрительного внимания, памяти,
логического мышления, тактильных ощущений, мелкой ис
торики рук.
Оборудование. Предметные картинки к чайному, столово
му, кофейному сервизам; разрезные картинки с изображения
ми предметов посуды; предметы посуды из разного материа
ла: деревянное блюдо, пластмассовый стакан, алюминиевая
кружка, стеклянный стакан, бумажное блюдце, фаянсовая,
фарфоровая чашки; желтые треугольники, фланелеграф.
Ход занятия
Организационный момент. Развитие слухового внима
ния, логического мышления.
Игра «Что лишнее, почему?»
Логопед называет цепочки слов и предлагает детям вы
брать лишнее слово.
Слова:
./ чашка, стакан, яблоко, блюдо;
./ сковорода, кастрюля, картошка, стакан. (И т. д.)
Введение в тему. Развитие логического мышления, мел
кой моторики рук.
Игра «Собери разрезную картинку».
Логопед. Соберите разрезные картинки, они подскажут,
о чем мы будем говорить на занятии.
34
Дети выполняют задание. Логопед задает вопросы.
Логопед. Какую картинку ты собрал? Чем ты любуешь
ся? А ты? Чем вы любуетесь?
Дети. Мы любуемся чашкой, кастрюлей, сковородой,
стаканом, чайником.
Логопед. Как все эти предметы назвать одним словом?
Дети. Посуда.
Логопед. О чем мы будем говорить на занятии?
Дети. На занятии мы будем говорить о посуде.
Повторение пройденного. Расширение словаря прилага-
тельных по теме «Посуда». Развитие тактильных ощущений.
На столе стоят предметы посуды. Логопед предлагает
детям потрогать их, пощупать, погладить, взвесить, посту
чать по предметам посуды и описать свои ощущения.
Игра «Назови слово» (каждый ребенок свое слово вы
кладывает в линейный ряд на фланелеграфе в виде желтого
треугольника).
Логопед. Какая бывает посуда?
Дети. Посуда бывает красивая. Посуда бывает прочная.
Посуда бывает гладкая. Посуда бывает стеклянная. (И т. д.)
Изучение нового материала. Образование существитель
ных творительного падежа от существительных именитель
ного падежа без предлогов. Согласование прилагательных с
существительными в роде, числе, падеже.
Логопед. Что стоит на столе? Чем мы любуемся? Какой
чашкой мы любуемся?
При мерные ответы детей:
./ На столе стоят чашка, кастрюля, блюдо, стакан.
./ Мы любуемся чашкой, кастрюлей, блюдом, стаканом.
./ Мы любуемся красивой, белой, фаянсовой, маленькой
чашкой .
Физкультминутка .
Игра «Прошагай-ка».
Логопед предлагает детям прошагать столько шагов,
сколько слогов в слове.
Предлагаемые слова: чаш-ка, кув-шин, та-рел-ка, ско
во-род-ка (и т. д.).
35
Закрепление.
Игра «Перепутанница» .
Логопед предлагает детям разложить чайную, кофей
ную, столовую посуду.
Логопед. Чем мы любуемся?
Дети. Мы любуемся чайным, кофейным, столовым сер
визами.
Логопед. Чем ты любуешься?
Ребенок. Я любуюсь кофейником, сахарницей, чашкой,
блюдцем. (И т. д.)
Итог. Оценка работы детей.
()бразование относительных прилагательных
Цели.
1. Расширение словаря сушествительных, прилагатель
ных, антонимов по теме «Посуда».
2. Образование относительных прилагательных.
3. Практическое употребление предложений, распро
страненных определениями.
4. Употребление сушествительных в косвенных падежах.
5. Согласование прилагательных с сушествительными в
роде, числе, падеже.
6. Развитие зрительного восприятия, слухового внима
ния, памяти, логического мышления, мелкой моторики
рук, пантомимики, тактильных ощущений.
Оборудование. Предметы посуды из разного материала:
чашки из фаянса, фарфора, керамики; стаканы из стекла,
дерева, пластмассы, бумаги; кружка из алюминия; картинки
с изображениями предметов посуды без каких-либо дета
лей: чашка без ручки, чайник без носика, кастрюля без
крышки, стакан без дна, сковорода без ручки.
Ход занятия
Организационный момент. Развитие слухового внима
ния, вербальной памяти.
36
Игра «Запомни, повтори».
Логопед произносит предложения и предлагает детям по
памяти повторить их.
Логопед. Белая, фаянсовая, красивая чашка. Черная, чу
гунная, тяжелая сковорода. Прозрачный, стеклянный, лег
кий стакан и т. д.
Введение в тему. Упражнение в употреблении сущест
вительных в косвенных падежах.
Задание «Дорисуй» (детям предлагается дорисовать не
достающие части посуды).
Логопед. Посмотрите на ваши картинки и скажите, что
забыл дорисовать художник? Чего не хватает у твоей
чашки? Без чего твоя чашка? Что ты нарисуешь у чашки?
А теперь с чем твоя чашка? Как назвать одним словом все
ваши картинки? О чем мы будем говорить сегодня на за
нятии?
(Ответы детей.)
Изучение нового материала. Образование относительных
прилагательных, развитие тактильных ощущений, расшире
ние словаря прилагательных.
На столе стоят предметы посуды из разного материала.
Логопед предлагает детям рассмотреть их, потрогать, пощу
пать, погладить, взвесить, постучать по ним.
Логопед. Что одинаковое? Что разное? (Ответы детей.)
Какая чашка?
Дети. Чашка белая, гладкая, легкая, блестящая, малень-
кая.
Логопед. Из чего сделана чашка?
Дети. Чашка сделана из фарфора.
Логопед. Значит, какая чашка?
Дети. Чашка фарфоровая (фаянсовая, алюминиевая, де
ревянная, пластмассовая, керамическая, золотая, серебря
ная, хрустальная).
Физкультминутка. Имитация движений.
./ Дети моют посуду.
./ Дети наливают воду в чайник .
./ Зажигают спичкой газовую конфорку.
37
./ Ставят чайник на плиту.
./ Чайник кипит.
./ Дети выключают газ.
Закрепление.
Игра «Угадай на ощупь».
Логопед предлагает угадать на ощупь, из какого мате
риала сделаны чашки: ребенку предлагаются две чашки из
разного материала, которые укрыты салфеткой.
Логопед. Что одинаковое? Чем отличаются? Из чего сде
ланы? Значит, какие они?
(Дети отвечают на вопросы логопеда.)
Итог. Оценка работы детей.
Введение в тему .
Логопед. Соберите разрезные картинки, они подскажут,
о чем мы будем говорить на занятии.
(Дети выполняют задание.)
Повторение пройденного. Уточнение, расширение слова
ря глаголов, развитие вербальной памяти.
Логопед. Что можно делать с посудой? Кто больше
вспомнит слов-действий?
Дети по очереди вспоминают слова и выкладывают их
в виде белых треугольников на фланелеграфе в линейный
ряд.
Дети. Посуду можно мыть. Посуду можно чистить (по
купать, продавать, разбивать, ставить, дарить, убирать,
переставлять, любить, вытирать и т. д.).
Изучение нового материала. Учить образовывать и диф
ференцировать по смыслу приставочные глаголы.
Логопед. Сегодня мы будем учиться изменять слова при
помощи маленьких кусочков слов - приставок (присоеди
нять, приставлять к словам маленькие кусочки слов).
Логопед приглашает детей сесть вокруг стола и пона-
блюдать внимательно за действиями.
Логопед. Из банки в тазик воду лила.
Из чашки в банку воды налила.
Из банки в кастрюлю воду вылила.
Из банки в банку перелила.
В стакан воды недолила.
Лишнюю воду из кастрюли слила.
(Эти предложения логопед произносит одновременно с со-
ответствующими действиямил
Логопед. Что я вначале делала?
Я воду из банки в тазик лила.
Потом из чашки в банку налила (вылила, перелила, не
долила и т. д.).
Логопед повторяет глаголы, выделяя голосом при
ставки.
Логопед. Что я делала вначале, а что потом? (Ответы
детей.)
Приставочные глаголы
Цели.
1. Уточнение и расширение словаря глаголов по теме
«Посуда» .
2. Образование приставочных глаголов.
3. Развитие фразовой речи.
4. Развитие слухового внимания, зрительного воспри
ятия, памяти, логического мышления, мелкой моторики
рук.
Оборудование. Предметы посуды: тазик, чашка, стакан,
кастрюля; белые треугольники - графическое изображение
слов-действий, мячик, разрезные картинки с изображения
ми предметов посуды.
Ход занятия
Организационный момент. Развитие слухового внима
ния, логического мышления.
Логопед. Назови только овощи.
Назови только фрукты.
Назови только ягоды.
Назови только цветы.
Назови только деревья.
38
39
"1
Логопед. Наливает воду в чашку, потом выливает. Пра
вильно, действия разные. Налила, вьmила, перелила, отлила
и т. Д. ЧТО изменяет слова-действия? Слова-действия изме
няют маленькие кусочки слов. (Дети по одному выполняют
действия, а другие их называютл
Физкультмииyrка.
Игра «Добавь слово».
Логопед предлагает детям добавлять к кусочкам слов,
которые она будет произносить, слово «моет».
Девочка посуду по ... моет.
Бабушка всю посуду пере ... моет.
Таня чашку вы ... моет.
Соня грязную сковородку от ... моет.
Дети выполняют задание педагога.
Закрепление. Логопед предлагает детям придумать пред
ложения о посуде с заданным словом (чистила, отчистила,
почистила, вычистила и т. д.).
Затем предлагает придумать самостоятельно предложе
ние с любым предметом посуды, который стоит на столе.
В предложении обязательно должно быть слово с приста
вочным глаголом.
Итог. Оценка работы детей.
Организационный момент. Развитие слухового внима
ния, логического мышления. Логопед вносит кукол.
Логопед. Мальвина и Буратино открыли свой магазин и
приглашают вас в гости. Они загадают вам загадки, которые
подскажут, что продается в их магазине.
Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко.)
Белый сладкий камень в чашке нашей тает. (Сахар.)
Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна.
(Соль.)
6. Развитие слухового восприятия, зрительного внима
ния, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук.
Оборудование. Предметные картинки: колбаса, сосиски,
сардельки, котлеты, сметана, кефир, творог, масло, йогурт,
молоко, булка, хлеб, баранки, печенье, торт, пирожное;
крупные картинки: пакет молока, мешок муки, кусок мяса;
блюдца с перемешанными сыпучими продуктами, коробоч
ки из-под «киндер-сюрпризов. по числу круп, на каждого
ребенка мячик, конфеты, печенье; куклы Буратино и Маль
вина.
Ход занятия
Тема «ПРОДУКТЫ витания»
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Относительные прилагательиые
(.ХЛеб)
Висят на вилке, свесив ножки. (Макароны.)
Дети отгадывают загадки, логопед выставляет на набор
ном полотне предметные картинки: пакет молока, сахар,
соль, хлеб, макароны.
Логопед. Как назвать одним словом: молоко, сахар, соль
и т.д.?
Дети. Продукты.
Логопед. Что продается в магазине у Буратино и Маль
вины?
Дети. У Буратино и Мальвины продаются продукты.
Цели.
1. Уточнение, расширение словаря существительных,
прилагательных по теме «Продукты питания».
2. Образование относительных прилагательных.
3. Согласование прилагательных с существительными в
роде, числе, падеже.
4. Образование существительных с уменьшительно-лас
кательными суффиксами.
5. Развитие фразовой речи.
40
41
Логопед. Правильно! Сегодня мы будем говорить о про
дуктах.
Повторение пройденного. Расширение словаря сушест
вительных. Образование существительных с уменьшитель
но-ласкательными суффиксами.
Логопед приглашает детей вместе с куклами в «мага
зин». (На ковре лежат картинки с изображениями продуктов
питаниял
Логопед. Буратино и Мальвина, что с вами? Почему вы
плачете? (Продолжает за кукол.) КТО-ТО забрался ночью в
магазин и перепутал все продукты! (Буратино и Мальвина
просят у детей помощи - необходимо разложить все продук
ты по отделам.)
Логопед закрепляет на фланелеграфе три картинки
пакет молока, кусок мяса, мешок муки - и просит детей
разложить продукты по признаку - что из чего сделано.
Логопед. Что сделано из молока?
Дети. Из молока сделана сметана. Из молока сделано
масло. (И т. д.)
Логопед. Что сделано из муки?
Дети. Из муки сделан хлеб. Из муки сделаны баранки.
(И т.д.)
Логопед. Что сделано из мяса?
Дети. Из мяса сделаны котлеты. Из мяса сделана кол
баса. (И т. д.)
Физкулътминутка.
Логопед произносит слова и бросает мяч одному из
детей, ребенок изменяет слово «ласково» И возвращает мяч
логопеду. Игра повторяется несколько раз. Примеры слов:
Игра с мячом «Назови ласково»:
./ котлета - котлетка;
./ колбаса - колбаска;
./ булка - булочка. (И т. д.)
Изучение нового материала. Образование относительных
прилагательных.
Логопед хвалит детей за помощь, приглашает к флане
леграфу и задает вопросы:
Продукты из муки - какие продукты? (Мучные.)
Продукты из молока - какие продукты? (Молочные.у
Продукты из мяса - какие продукты? (Мясные.)
Буратино и Мальвина, почему вы грустные? (Карабас
Барабас перепутал все крупы.)
Игра «Кто быстрее».
Логопед приглашает детей сесть за столы, перед каждым
ребенком стоят блюдце со смешанными сыпучими продук
тами (горохом, гречей, рисом, перловкой) и четыре коро
бочки из- под «киндер-сюрпризов». Дети сортируют крупы.
Логопед задает вопросы:
Крупа из гречки - какая крупа? (Гречневаял
- Крупа из риса - какая крупа? (Рисовая.)
- Какой суп можно сварить из гороха? (Гороховый.)
(Рисовый, гречневый, перловый; каша манная, пшеничная,
пшенная и т. д.).
Итог. Буратино и Мальвина благодарят за помощь
и угощают детей конфетами и печеньем из своего ма
газина.
Антонимы
Цели.
1. Расширение словаря антонимов по теме «Продукты
питания».
2. Обучение практическому использованию в речи
сложносочиненных предложений с союзом «а».
З. Упражнение в употреблении глаголов настоящего,
прошедшего и будущего времени.
4. Развитие фразовой речи .
5. Развитие слухового, зрительного внимания, памяти,
логического мышления, мелкой моторики рук, вкусовых,
тактильных ощущений.
Оборудование. Карточки для задания «Заштрихуй»: (по
два предмета в контурном изображении: большой батон и
маленький, толстая колбаса и тонкая, широкое пирожное
и узкое, круглое печенье и квадратное; натуральные
42
43