Напоминание

«Человек: культура здоровья»


Автор: Светлана Маликовна Амирова
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Рабочая программа предпрофильного модуля для учащихся 8 классов
Тема: «Человек: культура здоровья»
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 100» г. Перми

Утверждаю

_______________Н.Р.Трушина

директор МАОУ

«СОШ № 100» г. Перми

Рабочая программа

предпрофильного модуля

для учащихся 8 классов

«Человек: культура здоровья»

Разработчик программы:

Амирова Светлана

Маликовна,

учитель первой категории

Рассмотрено на заседании

методического совета школы

17.06.2019

Руководитель

методического совета

Е.Э.Киркина

Пермь 2019

Пояснительная записка

Программа предпрофильного модуля «Человек: культура здоровья» предназначена

для

обучающихся

8

класса,

проявляющих

интерес

к

естественным

наукам

и

ориентирующихся

на

естественно-научный

профиль

в

старшей

школе.

Актуальность

программы определяется прежде всего тем, что она направлена на развитие практических

умений

и

навыков,

расширяет

и

углубляет

знания

учащихся

по

биологии

в

разделе

«Человек»,

формирует

познавательную

самостоятельность,

учитывает

и

развивает

индивидуальные

способности

обучающихся,

позволяет

сделать

осознанный

выбор

профильных предметов при поступлении в старшую школу. Практическая направленность

курса

проявляется

в

том,

что

теоретический

материал

постигается

учащимися

через

различные виды деятельности, связанные с выполнением практических, лабораторных и

проектно-исследовательских работ.

Основной идеей предпрофильного модуля является поддержка и развитие интереса

учащихся

к

основам

анатомии,

физиологии

и

гигиены

человека

через

такие

виды

образовательной

деятельности,

которые

невозможно

осуществить

в

рамках

основных

рабочих программ по данным предметам. Таким образом, программа создает условия для

реализации деятельностного подхода к изучению основ анатомии, физиологии и гигиены,

культуры здоровья человека.

Ключевые компетенции предпрофильного модуля

Содержание

курса

отобрано

и

структурировано

на

основе

компетентностного

подхода. В соответствии с этим у обучающихся формируются и развиваются ценностно-

смысловая, учебно-познавательная и коммуникативная компетенции.

Ценностно-смысловая

компетенция

- приобщение

к

культуре

здоровья,

к

достижениям мирового опыта в данной сфере, что способствует выработке стремления к

физическому и духовному самосовершенствованию; формирование способности видеть и

понимать сущность и важность ответственного отношения к своему здоровью как к

достоянию не только личному, но и общественному.

Учебно-познавательная

компетенция

-

изучение

строения

и

процессов

жизнедеятельности организма человека как объекта живой природы и как социального

существа; формирование навыков определения основных этапов работы на практических

и

лабораторных

занятиях,

навыков

составления

алгоритма

выполнения

проектно-

исследовательских работ, умения корректировать или изменять алгоритм в зависимости от

условий, применение умений и навыков в жизненных ситуациях.

Коммуникативная компетенция - овладение навыками работы в коллективе, в группе

через

различную

деятельность:

интеллектуальную,

игровую,

исследовательскую;

формирование умения правильно задать вопрос, вести дискуссию, организовать работу

группы, анализировать результаты деятельности.

Цели предпрофильного модуля:

постижение

сущности

и

структуры

культуры

здоровья

человека

через

расширение и углубление знаний, развитие практических умений и навыков

по самонаблюдению в разделе «Человек»;

сохранение и развитие интереса к биологии через развитие универсальных

учебных

действий,

способствующих

формированию

личностного,

профессионального самоопределения.

Задачи предпрофильного модуля:

1.

Развивать познавательный интерес к биологии через организацию проектно-

исследовательской деятельности, проведение лабораторных и практических

работ, развитие умений и навыков самонаблюдения.

2.

Содействовать

выбору

учащимися

профильного

уровня

обучения

по

естественнонаучным дисциплинам в старшей школе.

3.

Создавать условия для усвоения понятия «культура здоровья» как важной

составляющей полноценного развития человека, сохранения и укрепления

его здоровья.

4.

Создавать

условия

для

формирования

понятий,

умений

и

навыков

по

пропаганде здорового образа жизни.

5.

Совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения

Основное содержание курса составляют лабораторные и практические работы,

соответствующие темам занятий основной программы по биологии раздела «Человек и его

здоровье».

Значительное внимание в содержании программы уделено формированию

практических

навыков

при

создании

учащимися

собственных

«продуктов».

В

конце

каждой четверти предусмотрен зачет: обучающиеся представляют свои работы в виде

презентации или мини-реферата по изученным темам. В конце года каждый обучающийся

защищает

итоговый

учебно-исследовательский

проект,

основывающийся

на

теоретическом

и

практическом

материале

изучаемого

курса

и

результатах

самонаблюдений. Примерные темы для проектов: «Я и мое здоровье», «Мое здоровье – в

моих руках», «Исследование уровня физического развития математическими методами»,

«Факторы, влияющие на мое здоровье», «Культура здоровья – залог успеха» и др.

Занятия проводятся один раз в неделю (1ч).

В результате обучения по данной программе ученик должен

- осознанно выбирать естественнонаучный профиль обучения;

-

уверенно

владеть

рядом

всех

групп

биологических

понятий:

простых

и

сложных,

специальных и общебиологических;

- выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии

и поведению человека;

-

называть

и

аргументировать

основные

принципы

здорового

образа

жизни,

методы

защиты и укрепления здоровья человека: сбалансированное питание, соблюдение правил

личной гигиены, занятия физкультурой и спортом, рациональная организация труда и

полноценного отдыха, укрепление иммунитета, позитивное эмоционально-психическое

состояние;

-

использовать

приобретенные

знания

и

умения

в

практической

деятельности

и

повседневной

жизни

с

целью

исключения

факторов

риска

для

здоровья

человека:

утомления,

стресса,

гиподинамии,

переохлаждения,

инфекционных

и

простудных

заболеваний,

ВИЧ-инфекции,

нарушения

осанки,

зрения,

слуха;

отказа

от

вредных

привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

-

владеть

приемами

оказания

первой

помощи

человеку

при

отравлении,

утоплении,

кровотечении,

травмах

мягких

тканей,

костей

скелета,

органов

чувств,

ожогах

и

обморожениях;

- использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать организм человека и

процессы

его

жизнедеятельности;

проводить

простейшие

исследования

организма

человека и объяснять их результаты;

- создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая информацию из

нескольких

источников,

грамотно

используя

понятийный

аппарат

и

сопровождая

выступление презентацией;

- осуществлять проектно-исследовательскую деятельность

Тематическое планирование (34 ч)

Название раздела, тема занятия

Лабораторные и практические

работы

1 четверть (8 ч)

1

Введение. Культура здоровья как часть

общечеловеческой культуры. Здоровье.

Здоровый образ жизни

2

Культура физического здоровья. Красота

человеческого тела. Показатели физического

развития. Конституция человека (рост, масса

тела)

л/р Антропометрия. Оценка

физического развития человека

3

Организм человека как сложная биологическая

система.

Составление плана работы над итоговым

учебно-исследовательским проектом

п/р Этапы работы над проектом

4

Эндокринная система. Болезни, вызываемые

гипер- и гипофункцией ЖВС и меры их

предупреждения. Забота о состоянии ЭС –

основа здорового образа жизни

5

Нервная система – основа целостности

организма, поддержания здорового состояния

всех органов и тканей

6

Головной мозг, его отделы. Спинной мозг.

Рефлекс. Рефлекторная дуга

л/р Наблюдение и изучение коленного

рефлекса

л/р Рефлексы мозжечка, продолговатого

и среднего мозга

7

Наследственные и приобретенные нарушения

функций нервной системы. Стресс. Депрессии

п/р Определение факторов, влияющих

на деятельность нервной системы

п/р Выявление способов выхода из

стрессовой ситуации

8

Презентация работ по выбранной теме

2 четверть (8 ч)

9

Зрительный анализатор. Наследственные и

приобретенные заболевания глаз. Гигиена

зрения

л/р Определение остроты зрения

л/р Работа хрусталика

10

Слуховой анализатор. Гигиена органа слуха

л/р Определение остроты слуха

л/р Влияние давления в ротовой и

носовой полостях на давление в

среднем ухе

11

Органы равновесия, осязания и вкуса

л/р Изучение функций органов

равновесия, осязания и вкуса

12

Типы костей, их состав и строение

л/р Химический состав кости

13

Скелет и мышцы. Влияние наследственности,

факторов среды и образа жизни на развитие

скелета и мышц

п/р Определение местоположения

костей и мышц при внешнем осмотре

14

Мышечная активность и ее влияние на

развитие и функции других органов.

л/р Утомление при статической и

динамической работе

15

Правильная осанка, ее значение для здоровья.

Плоскостопие. Предупреждение нарушения

осанки и плоскостопия

л/р Определение нарушения осанки и

плоскостопия

п/р Первая помощь при травмах скелета

16

Презентация работ по выбранной теме

3 четверть (10 ч)

17

Кровь. Форменные элементы крови.

Свертывание крови, гемолиз, СОЭ

л/р Иследование особенностей строения

форменных элементов крови под

микроскопом

18

Влияние факторов среды и вредных привычек

(курение, алкоголизм, наркомания) на состав и

функции крови

п/р Изучение анализа крови на основе

знаний о составе крови

19

ВИЧ-инфекция. Пути передачи, группы риска.

Профилактика СПИДа

п/р Составление памятки

«Профилактика СПИДа»

20

Артериальное давление. Гипертония и

гипотония. Регуляция работы сердца и сосудов

л/р Функциональные пробы (ЧСС)

п/р Измерение артериального давления

21

Виды кровотечений

л/р Первая помощь при кровотечениях

22

Органы дыхания. Жизненная емкость легких и

ее зависимость от регулярных занятий

физкультурой и спортом.

л/р Определение жизненной емкости

легких

л/р Функциональные возможности

дыхательной системы

23

Правильное дыхание – основа здоровья и

долголетия. Болезни органов дыхания и их

предупреждение. Первая помощь при

поражении органов дыхания

п/р Оказание первой помощи при

поражении органов дыхания

24

Питание. Культура питания. Экологическая

чистота пищевых продуктов – важный фактор

здоровья. Трансгенные продукты

п/р Оценка качества продукта по

информации, указанной на упаковке

25

Барьерная роль печени для сохранения

здоровья. Заболевания ЖКТ и их

предупреждение

п/р Составление суточного пищевого

рациона

26

Презентация работ по выбранной теме

4 четверть (8 ч)

27

Кожа. Внешний вид кожи – показатель

здоровья. Гигиена кожи

28

Половое созревание юношей и девушек.

Соблюдение правил личной гигиены, высокого

уровня культуры – залог сохранения

репродуктивного здоровья и здоровья

будущего потомства. Биологическая и

социальная зрелость

п/р Составление памятки личной

гигиены

29

Сознание и мышление

л/р Изучение особенностей мышления,

п/р Определение доминирующего

полушария головного мозга

30

Память. Виды памяти

л/р Исследование различных видов

памяти

п/р Способы развития памяти

31

Типы нервной деятельности. Темперамент и

характер. Эмоции

л/р Определение темперамента по

методике А. Белова

п/р Составление памятки «Как

управлять своими эмоциями»

32

Человек и его здоровье. Физиологические

показатели

п/р Самооценка текущего состояния

здоровья по результатам объективных и

субъективных показателей

33

Подготовка итоговых проектов к защите.

Консультации

34

Защита проектов

Список литературы

1.ФГОС ООО (Приказ Министерства образования Российской Федерации об

утверждении от от 17.12.2010г. N 1897);

2.Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс. Учебник. Издательство "Дрофа"

2015г.

3.Программы основного общего образования по биологии для общеобразовательных

учреждений /Москва.: Дрофа, 2015г.



В раздел образования