Автор: Светлана Маликовна Амирова
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Рабочая программа предпрофильного модуля для учащихся 8 классов
Тема: «Человек: культура здоровья»
Раздел: полное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 100» г. Перми
Утверждаю
_______________Н.Р.Трушина
директор МАОУ
«СОШ № 100» г. Перми
Рабочая программа
предпрофильного модуля
для учащихся 8 классов
«Человек: культура здоровья»
Разработчик программы:
Амирова Светлана
Маликовна,
учитель первой категории
Рассмотрено на заседании
методического совета школы
17.06.2019
Руководитель
методического совета
Е.Э.Киркина
Пермь 2019
Пояснительная записка
Программа предпрофильного модуля «Человек: культура здоровья» предназначена
для
обучающихся
8
класса,
проявляющих
интерес
к
естественным
наукам
и
ориентирующихся
на
естественно-научный
профиль
в
старшей
школе.
Актуальность
программы определяется прежде всего тем, что она направлена на развитие практических
умений
и
навыков,
расширяет
и
углубляет
знания
учащихся
по
биологии
в
разделе
«Человек»,
формирует
познавательную
самостоятельность,
учитывает
и
развивает
индивидуальные
способности
обучающихся,
позволяет
сделать
осознанный
выбор
профильных предметов при поступлении в старшую школу. Практическая направленность
курса
проявляется
в
том,
что
теоретический
материал
постигается
учащимися
через
различные виды деятельности, связанные с выполнением практических, лабораторных и
проектно-исследовательских работ.
Основной идеей предпрофильного модуля является поддержка и развитие интереса
учащихся
к
основам
анатомии,
физиологии
и
гигиены
человека
через
такие
виды
образовательной
деятельности,
которые
невозможно
осуществить
в
рамках
основных
рабочих программ по данным предметам. Таким образом, программа создает условия для
реализации деятельностного подхода к изучению основ анатомии, физиологии и гигиены,
культуры здоровья человека.
Ключевые компетенции предпрофильного модуля
Содержание
курса
отобрано
и
структурировано
на
основе
компетентностного
подхода. В соответствии с этим у обучающихся формируются и развиваются ценностно-
смысловая, учебно-познавательная и коммуникативная компетенции.
Ценностно-смысловая
компетенция
- приобщение
к
культуре
здоровья,
к
достижениям мирового опыта в данной сфере, что способствует выработке стремления к
физическому и духовному самосовершенствованию; формирование способности видеть и
понимать сущность и важность ответственного отношения к своему здоровью как к
достоянию не только личному, но и общественному.
Учебно-познавательная
компетенция
-
изучение
строения
и
процессов
жизнедеятельности организма человека как объекта живой природы и как социального
существа; формирование навыков определения основных этапов работы на практических
и
лабораторных
занятиях,
навыков
составления
алгоритма
выполнения
проектно-
исследовательских работ, умения корректировать или изменять алгоритм в зависимости от
условий, применение умений и навыков в жизненных ситуациях.
Коммуникативная компетенция - овладение навыками работы в коллективе, в группе
через
различную
деятельность:
интеллектуальную,
игровую,
исследовательскую;
формирование умения правильно задать вопрос, вести дискуссию, организовать работу
группы, анализировать результаты деятельности.
Цели предпрофильного модуля:
постижение
сущности
и
структуры
культуры
здоровья
человека
через
расширение и углубление знаний, развитие практических умений и навыков
по самонаблюдению в разделе «Человек»;
сохранение и развитие интереса к биологии через развитие универсальных
учебных
действий,
способствующих
формированию
личностного,
профессионального самоопределения.
Задачи предпрофильного модуля:
1.
Развивать познавательный интерес к биологии через организацию проектно-
исследовательской деятельности, проведение лабораторных и практических
работ, развитие умений и навыков самонаблюдения.
2.
Содействовать
выбору
учащимися
профильного
уровня
обучения
по
естественнонаучным дисциплинам в старшей школе.
3.
Создавать условия для усвоения понятия «культура здоровья» как важной
составляющей полноценного развития человека, сохранения и укрепления
его здоровья.
4.
Создавать
условия
для
формирования
понятий,
умений
и
навыков
по
пропаганде здорового образа жизни.
5.
Совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения
Основное содержание курса составляют лабораторные и практические работы,
соответствующие темам занятий основной программы по биологии раздела «Человек и его
здоровье».
Значительное внимание в содержании программы уделено формированию
практических
навыков
при
создании
учащимися
собственных
«продуктов».
В
конце
каждой четверти предусмотрен зачет: обучающиеся представляют свои работы в виде
презентации или мини-реферата по изученным темам. В конце года каждый обучающийся
защищает
итоговый
учебно-исследовательский
проект,
основывающийся
на
теоретическом
и
практическом
материале
изучаемого
курса
и
результатах
самонаблюдений. Примерные темы для проектов: «Я и мое здоровье», «Мое здоровье – в
моих руках», «Исследование уровня физического развития математическими методами»,
«Факторы, влияющие на мое здоровье», «Культура здоровья – залог успеха» и др.
Занятия проводятся один раз в неделю (1ч).
В результате обучения по данной программе ученик должен
- осознанно выбирать естественнонаучный профиль обучения;
-
уверенно
владеть
рядом
всех
групп
биологических
понятий:
простых
и
сложных,
специальных и общебиологических;
- выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии
и поведению человека;
-
называть
и
аргументировать
основные
принципы
здорового
образа
жизни,
методы
защиты и укрепления здоровья человека: сбалансированное питание, соблюдение правил
личной гигиены, занятия физкультурой и спортом, рациональная организация труда и
полноценного отдыха, укрепление иммунитета, позитивное эмоционально-психическое
состояние;
-
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности
и
повседневной
жизни
с
целью
исключения
факторов
риска
для
здоровья
человека:
утомления,
стресса,
гиподинамии,
переохлаждения,
инфекционных
и
простудных
заболеваний,
ВИЧ-инфекции,
нарушения
осанки,
зрения,
слуха;
отказа
от
вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
-
владеть
приемами
оказания
первой
помощи
человеку
при
отравлении,
утоплении,
кровотечении,
травмах
мягких
тканей,
костей
скелета,
органов
чувств,
ожогах
и
обморожениях;
- использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать организм человека и
процессы
его
жизнедеятельности;
проводить
простейшие
исследования
организма
человека и объяснять их результаты;
- создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая информацию из
нескольких
источников,
грамотно
используя
понятийный
аппарат
и
сопровождая
выступление презентацией;
- осуществлять проектно-исследовательскую деятельность
Тематическое планирование (34 ч)
№
Название раздела, тема занятия
Лабораторные и практические
работы
1 четверть (8 ч)
1
Введение. Культура здоровья как часть
общечеловеческой культуры. Здоровье.
Здоровый образ жизни
2
Культура физического здоровья. Красота
человеческого тела. Показатели физического
развития. Конституция человека (рост, масса
тела)
л/р Антропометрия. Оценка
физического развития человека
3
Организм человека как сложная биологическая
система.
Составление плана работы над итоговым
учебно-исследовательским проектом
п/р Этапы работы над проектом
4
Эндокринная система. Болезни, вызываемые
гипер- и гипофункцией ЖВС и меры их
предупреждения. Забота о состоянии ЭС –
основа здорового образа жизни
5
Нервная система – основа целостности
организма, поддержания здорового состояния
всех органов и тканей
6
Головной мозг, его отделы. Спинной мозг.
Рефлекс. Рефлекторная дуга
л/р Наблюдение и изучение коленного
рефлекса
л/р Рефлексы мозжечка, продолговатого
и среднего мозга
7
Наследственные и приобретенные нарушения
функций нервной системы. Стресс. Депрессии
п/р Определение факторов, влияющих
на деятельность нервной системы
п/р Выявление способов выхода из
стрессовой ситуации
8
Презентация работ по выбранной теме
2 четверть (8 ч)
9
Зрительный анализатор. Наследственные и
приобретенные заболевания глаз. Гигиена
зрения
л/р Определение остроты зрения
л/р Работа хрусталика
10
Слуховой анализатор. Гигиена органа слуха
л/р Определение остроты слуха
л/р Влияние давления в ротовой и
носовой полостях на давление в
среднем ухе
11
Органы равновесия, осязания и вкуса
л/р Изучение функций органов
равновесия, осязания и вкуса
12
Типы костей, их состав и строение
л/р Химический состав кости
13
Скелет и мышцы. Влияние наследственности,
факторов среды и образа жизни на развитие
скелета и мышц
п/р Определение местоположения
костей и мышц при внешнем осмотре
14
Мышечная активность и ее влияние на
развитие и функции других органов.
л/р Утомление при статической и
динамической работе
15
Правильная осанка, ее значение для здоровья.
Плоскостопие. Предупреждение нарушения
осанки и плоскостопия
л/р Определение нарушения осанки и
плоскостопия
п/р Первая помощь при травмах скелета
16
Презентация работ по выбранной теме
3 четверть (10 ч)
17
Кровь. Форменные элементы крови.
Свертывание крови, гемолиз, СОЭ
л/р Иследование особенностей строения
форменных элементов крови под
микроскопом
18
Влияние факторов среды и вредных привычек
(курение, алкоголизм, наркомания) на состав и
функции крови
п/р Изучение анализа крови на основе
знаний о составе крови
19
ВИЧ-инфекция. Пути передачи, группы риска.
Профилактика СПИДа
п/р Составление памятки
«Профилактика СПИДа»
20
Артериальное давление. Гипертония и
гипотония. Регуляция работы сердца и сосудов
л/р Функциональные пробы (ЧСС)
п/р Измерение артериального давления
21
Виды кровотечений
л/р Первая помощь при кровотечениях
22
Органы дыхания. Жизненная емкость легких и
ее зависимость от регулярных занятий
физкультурой и спортом.
л/р Определение жизненной емкости
легких
л/р Функциональные возможности
дыхательной системы
23
Правильное дыхание – основа здоровья и
долголетия. Болезни органов дыхания и их
предупреждение. Первая помощь при
поражении органов дыхания
п/р Оказание первой помощи при
поражении органов дыхания
24
Питание. Культура питания. Экологическая
чистота пищевых продуктов – важный фактор
здоровья. Трансгенные продукты
п/р Оценка качества продукта по
информации, указанной на упаковке
25
Барьерная роль печени для сохранения
здоровья. Заболевания ЖКТ и их
предупреждение
п/р Составление суточного пищевого
рациона
26
Презентация работ по выбранной теме
4 четверть (8 ч)
27
Кожа. Внешний вид кожи – показатель
здоровья. Гигиена кожи
28
Половое созревание юношей и девушек.
Соблюдение правил личной гигиены, высокого
уровня культуры – залог сохранения
репродуктивного здоровья и здоровья
будущего потомства. Биологическая и
социальная зрелость
п/р Составление памятки личной
гигиены
29
Сознание и мышление
л/р Изучение особенностей мышления,
п/р Определение доминирующего
полушария головного мозга
30
Память. Виды памяти
л/р Исследование различных видов
памяти
п/р Способы развития памяти
31
Типы нервной деятельности. Темперамент и
характер. Эмоции
л/р Определение темперамента по
методике А. Белова
п/р Составление памятки «Как
управлять своими эмоциями»
32
Человек и его здоровье. Физиологические
показатели
п/р Самооценка текущего состояния
здоровья по результатам объективных и
субъективных показателей
33
Подготовка итоговых проектов к защите.
Консультации
34
Защита проектов
Список литературы
1.ФГОС ООО (Приказ Министерства образования Российской Федерации об
утверждении от от 17.12.2010г. N 1897);
2.Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс. Учебник. Издательство "Дрофа"
2015г.
3.Программы основного общего образования по биологии для общеобразовательных
учреждений /Москва.: Дрофа, 2015г.