Автор: Полякова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 2
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: открытое занятие
Тема: занятие в подготовительной группе "Животные севера"
Раздел: дошкольное образование
2019 г.
Конспект занятия в подготовительной группе
«Животные севера»
Подготовила воспитатель ВКК: Полякова С.А.
Цель: Формировать представления детей о различных климатических
зонах Российской федерации; формировать представления детей об образе
жизни
животных
на
Севере;
знакомить
с животными,
занесенными
в
Красную книгу.
Задачи:
Закреплять
знания
детей
о
жизни
животных
Севера:
белый
медведь,
северный олень, тюлень, пингвин;
Развивать внимание и мышление, развивать речь детей, воспитывать интерес
к животным Севера, способность анализировать, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к животным и природе.
В: ребята, вы хотите отправится со мной в необычное путешествие, на
Северный полюс?
Д: да, хотим.
В:
Путь предстоит не ближний, что нам нужно для путешествия взять с
собой?
Д: теплую одежду, карту, компас…
В: теперь мы готовы, отправляемся в путь! Но, как мы попадем на Северный
полюс?
Д: на самолете, на поезде…
Посмотрите, что у меня есть, это цветик - семицветик. Вы помните, какого
цвета лепесток оторвала Женя, чтобы отправится на Северный полюс?
Д: синего.
В: теперь мы готовы оторвать синий лепесток и сказать заветные слова:
« Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг,
возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по- моему вели…
Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе». (звучит музык «Где –то на
белом свете…»
В: ой, ребята ,где это мы оказались?
Д: на Северном полюсе.
В: а, как называю Северный полюс? ( Рассмотреть на карте и глобусе)
Д: Арктика.
В: я знаю интересную игру про Артику, давайте поиграем, я буду задавать
вам вопросы, а вы будете отвечать « да» или «нет».
В Арктике шумят леса?- нет
В Арктике лежат снега?- да
В Арктике полгода ночь? - да
В Арктике у белки дочь?- нет
Летом там всегда светло? – да
А зимой темным – темно? – да
Льды везде и тут и там? – да
Там пингвинчики живут? – нет
Тюлени по морю плывут? – да
Там на льдине крокодил? – нет
Морж по льдине проходил? – да
Зелень в Арктике всегда? – нет
Там полярная звезда? – да
Зверям жить там нелегко? – да
В: молодцы, все были внимательными и отвечали правильно.
В: ой, смотрите, там, на льдине, кто-то есть!
Он гуляет в белой шубке
И играет с нами в жмурки
Прячет черный носик свой.
Догадайся, кто такой? ( белый медведь)
В: правильно, это белый медведь , он приготовил несколько вопросов о себе.
- Зачем белому медведю белый мех? ( чтобы быть незаметным на снегу)
- Как называет детенышей белого медведя? ( медвежата)
- На кого охотится белый медведь? ( тюленей, моржей, рыбу - потому, что он
хищник)
- Зачем белому медведю мех на лапах? (чтобы не скользить на льду)
-Почему белому медведю не холодно? ( у него толстый слой жира)
В: все молодцы, белый медведь прощается с вами. А вот еще одна льдина.
В.: Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. Его длина около
3 м – это приблизительно вот сколько, а весит он 800 -1000 кг. На снегу его
совсем незаметно. Как вы думаете, почему?
Дети: шуба его белая и снег белый.
В.: Выдает его лишь чёрный нос. Когда медведь подкрадывается к своей
добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров
проходит он по льдам в поисках добычи. Прыгнет в ледяную воду и плывет
дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода ему не страшны. Море – это
его родная стихия!
В: Мех медведя почти не промокает, т.к. имеет очень густой подшерсток. В
нем задерживается воздух, и вода не проникает туда. Кроме того, под кожей
у медведя толстый слой жира, который согревает животное. Подушки лап
покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не
скользят по льду.
В: к нам приближается еще одна льдина, кто на ней?
Он коричневого цвета
И не знает, что есть лето,
Потому, что круглый год
Он на Севере живет.
У него еще есть бивни.
Бивни острые, как нож
Ну конечно, это…( морж)
–
Посмотрите, что есть у моржа. У моржа есть туловище, голова, толстая шея,
длинные клыки, широкие ласты, усы. Морж – большое животное.
Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают
плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой
подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во
время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее
обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете,
чем моржи питаются?
Д : Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.
В: Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом
внутренние воздушные мешки, животные принимают, как бы- положение
стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спят. Чем старше морж, тем
длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые
усы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках
пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не
видно, приходится искать на ощупь.
В: морж тоже готов с вами поиграть.
Игра « подскажи словечко…»
- Пасть моржа - моржовая пасть
- Голова моржа - …
- Клыки моржа - …
- Нос медведя - …
- Лапа медведя - …
- Рога оленя - …
- Хвост волка - …
-Уши зайца - …
- След медведя - …
- Нос оленя - …
В: какие вы молодцы, справились с заданием.
Куда не кинь взгляд – всюду только снег и лед. Даже глаза режет от
бесконечной белизны. Нам южанам очень холодно.
Давайте погреемся.
Физминутка
Здесь всюду холод, лед и тень, дети обнимают себя за плечи
Полгода — ночь, закрывают глаза ладонями
Полгода — день. Выпрямляются, поднимают руки
вверх
Из льда здесь люди строят дом, Соединяют руки над головой —
«крыша»
И океан покрыт весь льдом. Разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь. Ставят ладонь козырьком над
глазами
И птиц ты в небе не заметишь. Делают махи руками
Лишь мишка, белый, словно иней, Подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни. Руки на поясе, стоят смирно
В: Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?
Д: Это олень.
В: Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо
приспособлены к суровым условиям жизни.
Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится
на его голове?
Д: Длинные рога.
В: Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи.
Особенно длинная шерсть на шее.
В: У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта которые
не проваливаются в снег
В: К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные
морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.
Чем же питаются северные олени?
Д: Мхом, травой.
В: Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными
травами, грибами, побегами.
Физминутка ( под музыку)
« У оленя дом большой»
В:
Ребята, посмотрите, что за чудо, что за диво – небо так горит красиво!
Северное сияние
Словно занавес цветной
В небесах мерцает.
Над пустыней ледяной
Небо расцветает!
Кажется, взлетит сейчас
Занавес высоко,
И откроется для нас
Край земли далекой.
Там, среди отвесных скал,
В синеве безбрежной
Ледяной нарядный зал
Королевы Снежной.
Светится ее венец –
Блещут самоцветы!
Музыка звучит.
Дворец
залит ярким светом.
Как ковры лежат снега
С ледяной каемкой,
Вьется лентою пурга,
Кружится поземка.
И танцуют, вставши в ряд,
Хрупкие снежинки,
И тихонько в такт звенят
Голубые льдинки.
Мы видим с вами уникальное природное явление – Северное сияние. Как же
оно красиво и величаво! В нашем теплом южном краю мы не можем
наблюдать Северное сияние, но природа нашей огромной Родины – это
бесконечный источник знаний и впечатлений.
А наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться домой, давайте
закроем глаза, сосчитаем от 10 до 1. Вот мы и дома, ребята вам понравилось
наше путешествие?
Давайте вспомним, с кем мы повстречались в пути. Мы узнали сегодня
много нового об обитателях Севера. Все эти животные – белый медведь,
морж и северный олень, занесены в Красную книгу, на них запрещено
охотиться. К сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто
уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают
преступников и предотвращают опасность. Задача людей – сохранить жизнь
этим удивительным животным и птицам.
Предлагаю вам в свободное время нарисовать обитателей Крайнего Севера и
рассказать о них своим друзьям и родителем.