Напоминание

Учебная задача – «Бактерии – угроза человечеству!?»


Авторы: Рыбка Ирина Михайловна, Фалынская Ирина Геннадьевна
Должность: учитель искусства, учитель биологии
Учебное заведение: МОБУ СОШ №10
Населённый пункт: г. Арсеньев
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Учебная задача – «Бактерии – угроза человечеству!?»
Раздел: среднее образование





Назад




Учебная задача – «Бактерии – угроза человечеству!?»

Существует еще одна угроза, все более нависающая над человечеством, - вирусно-

бактериологическая.

В

газете

"Тайная

Доктрина"

(№

15/2002)

была

опубликована

статья-

предостережение В. Кратохвиля и В. Штылвелда «Атака вирусов». Вот некоторые отрывки из

этой статьи.

«Согласно последним научным данным, вирусы - это инопланетная агрессивная форма

жизни, несовместимая с земной.

В пользу инопланетной природы вирусов свидетельствует тот факт, что они абсолютно не

похожи на одноклеточные организмы нашей планеты, а их способ размножения не имеет

аналогов на Земле».

«Речь идет о ... разуме

вирусов

и

бактерий,

об

их

умении

объединяться

в

многомиллиардные сообщества для выполнения четко поставленных задач, об их способности

«общаться» между собой, их «коллективном» поведении во время эпидемий...

Отдельные

публикации

ученых-микробиологов,

в

частности

тех,

кто

загадочно

погиб

за

последние два года, свидетельствуют о готовящемся организованном объединении всех вирусов

и

бактерий

планеты

в

единую

невидимую

«супер-армию»,

ставящую

своей

целью захват

планеты Земля».

«Мало кому известно, что вирусы агрессивны не только по отношению к людям, но и к

животным, птицам, и даже растениям, пожирая их изнутри. Между тем как гибель одних только

растений уже означает немедленную смерть всего человечества».

Даже при поверхностном рассмотрении этой проблемы легко прослеживается

взаимосвязь

вирусно-бактериологической

угрозы

с

деятельностью

человека.

Нетрудно

догадаться

о

том,

что данная

угроза

является логическим

продолжением

предыдущей

угрозы, следствием

ухудшения

экологической

обстановки,

нарушения

равновесия

биосистемы,

ее

защитных

механизмов.

Человек

разрушает

свою

среду

обитания,

дышит

загрязненным

воздухом,

пьет

полуотравленную

воду,

питается

продуктами,

насыщенными

нитратами

и

консервантами

в

последнее

время

и

генетически

модифицированными

продуктами - продуктами-мутантами) - в общем делает все для снижения сопротивляемости

организма, для ослабления своего иммунитета. А ослабленный организм является прекрасной

мишенью для болезнетворных вирусов и бактерий.

Таким образом, и в этой проблеме человек сам усугубляет ситуацию, сам открывает

ворота

своей

«крепости»

перед

врагом,

оказываясь

все

более

беззащитным

перед

надвигающейся угрозой.

Инфекционные заболевания — наиболее распространенный тип болезней в современном

мире, несмотря на то, что наука и медицина постоянно развивается. Большую часть из них

занимают болезни, вызываемые бактериями. Обезопасить себя от поражения бактериями

невозможно, так как ими насыщен окружающий мир.

Итак, действительно ли реальна эта угроза? Действительно ли бактерии –

угроза человечеству и как можно от этой угрозы защититься?

Команды отправляются в «экспедицию», где проведут исследования

жизнедеятельности микроорганизмов и изучат действие фитонцидов растений на их

жизнедеятельность.

Лаборатория «Изучение действия фитонцидов растений на

жизнедеятельность микроорганизмов»

Всем известно что-такое фитонциды и какое влияние они оказывают на организм, но не все

знакомы

с

разнообразием

растений,

обладающих

способностью

выделять

бактерицидные

вещества, благотворно влияющие не только на физическое здоровье человека. Еще знаменитый

врач далекого прошлого Авиценна писал о целебных свойствах таких растений.

В настоящее время большинство специалистов указывают на одно из растений, кусочек

которого может исцелить от целого ряда болезней. Что это за растение?

«И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана

душистого и чистого ливана, всего половину, и сделай из них искусством составляющего маст

курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред [ковчегом]

откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас;

курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа».

С

использованием

ладана

связано

много

мифов

и

суеверий.

Большинство

из

них

не

оправданы. Народная медицина полна рецептов с ладаном. Ладан — это ароматическая смола,

полученная из специального рода деревьев — Босвеллия. Одно из них так и называют — ладанное

дерево, и растут они на Аравийском полуострове, а также в Восточной Африке.

Ладан применяется не только в Церкви. Его используют в ароматерапии, изготовлении

косметики и парфюмерии. Благодаря удивительным свойствам ладана, его использовали в Египте

для бальзамирования умерших, так появились мумии. Когда вскрыли гробницу царя Тутанхамона,

там обнаружили ладан, который по-прежнему благоухал.При большом скоплении людей ладан

полезен как обеззараживающее средство.

А можно ли так безоговорочно верить этим фактам?

Как доказать или опровергнуть эти факты?

К сведению, ладанное дерево в России, и в частности в Приморском крае, не произрастает,

какую альтернативу вы можете предложить?

У

нас

в

России

"лесным

ладаном"

называют

смолу

сосны.

Все

хвойные

культуры

ионизируют воздух, что также благоприятно сказывается на здоровье людей, находящихся рядом.

Экспозиция «Запахи Приморской тайги» (определение растений по запаху).

Кстати, среди домашних декоративных растений также есть экземпляры, выделяющие

фитонциды. Вы можете их назвать?

Эфирные масла, выделяемые лимонным деревом, избавляют от депрессии, страха, придают

бодрость. Лимон, подобно миртовому дереву, способен

простерилизовать воздух от вредных

микробов. Особенно это актуально, если человек часто болеет простудными заболеваниями.

Итак, мы определились с растениями и способом проверки их бактерицидных свойств.

Работа лаборатории (см. Приложение)

Приложение.

Техника изготовления анатомических срезов органов растений

Материал и оборудование: органы растения для анатомических срезов (хвоя сосны), предметные

и покровные стекла, лезвие, дощечка для изготовления срезов, вода, пипетка, препаравальная игла,

салфетки, микроскоп.

Последовательность действий:

1.

Тщательно протереть предметное и покровное стекла. Чтобы не сломать очень хрупкое

покровное стекло, надо поместить его в складку салфетки между большим и указательным

пальцами правой руки и осторожно вытереть его круговыми движениями пальцев.

2.

Нанести на предметное стекло пипеткой каплю жидкости (воды, глицерина, раствора,

реактива или красителя).

3.

Сделать тонкий (примерно 0,1 мм)поперечный срез изучаемого органа, ведя лезвием к себе

наискось

одним

плавным

и

быстрым

движением.

При

этом

объект

держать

строго

вертикально,

а

лезвие

-

строго

горизонтально.

Обе

руки

должны

быть

совершенно

свободны. Не следует ими опираться на стол или прижимать к груди. Сделать сразу

несколько срезов. Лезвие и объект все время смачивать.

4.

Выбрать

самый

тонкий

срез,

перенести

его

с

помощью

препаровальной

иглы

на

предметное стекло в каплю жидкости.

5.

Закрыть срез покровным стеклом так, чтобы под него не попал воздух. Для этого покровное

стекло взять двумя пальцами за грани и подвести под углом нижнюю грань к краю капли

жидкости и плавно опустить. Если жидкости много, и она вытекает из-под покровного

стекла, удалить ее при помощи фильтровальной бумаги или салфетки.

6.

Рассмотреть приготовленный микропрепарат под микроскопом сначала при увеличении 4х,

затем при увеличении 10х.

Методика приготовления питательной среды для выращивания

микроорганизмов и их посев

Материал и оборудование: электрическая плита, емкость для приготовления питательной среды,

чашки Петри, изоляционная лента, ватные палочки, агар-агар или желатин, вода, кубик говяжьего

бульона, сахар

Методика:

1.

В емкости для приготовления питательной среды смешать 100 мл воды, 5 гр желатина или

агар-агара, ½ бульонного кубика, 1 столовую ложку сахара.

2.

Полученную смесь довести до кипения постоянно помешивая. Оставить на 10 мин.

3.

Разлить смесь в чашки Петри, заполняя их примерно наполовину, дождаться пока смесь

остынет, закрепить крышки чашек изоляционной лентой небольшими кусочками с двух

сторон, на сутки поместить чашки с приготовленной средой в холодильник.

4.

Вынуть чашки Петри из холодильника, дождаться нагревания до комнатной температуры,

произвести посев микроорганизмов из исследуемой среды с помощью ватных палочек

зигзагообразными движениями.

5.

Чашки Петри с высеянными микроорганизмами поместить в темное теплое место на 3-4

дня.

Методика проведения процесса экстракции

Материал и оборудование:хвоя сосны, ножницы, посуда для кипячения, вода, бинт, марля или

сито, сосуд для хранения вытяжки.

Методика:

1.

Измельчить листья до 1 см с помощью ножниц, поместить в посуду для кипячения, покрыв

дно на 2-3 см, добавить воды в примерном соотношении 1:2, кипятить 10-15 мин.

2.

Отвар охладить, процедить, остаток прокипяченных растений отжать.

3.

Полученный экстракт хранить в прохладном месте не более 5 дней.

Определение чувствительности микроорганизмов диско-диффузионным методом

Материал

и

оборудование:

чашки

Петри

с

питательной

средой,

засеянной

исследуемой

культурой, фильтровальная бумага, вытяжки из растений

Методика:

1.

Из фильтровальной бумаги вырезать 6 дисков диаметром 10 мм, пронумеровать их.

2.

На поверхность плотной питательной среды, засеянной исследуемой культурой, наложить 3

диска,

пропитанных

бактерицидными

веществами

под

соответствующими

номерами,

на

расстоянии не менее 2 см друг от друга.

3.

Регистрация результатов проводится через 2-3 дня

по диаметру зоны отсутствия роста

бактерий вокруг дисков.



В раздел образования